Разработки уроков и внеклассных мероприятий.
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме

1. Культура руси в X веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rusi_v_x.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Культура Руси в X – XIII вв., история,

 10 класс, (составила Гобечия З. А., учитель истории МОУ СОШ № 3, ст. Абадзехская)

Тема: Культура Руси в X-XIII вв.

Цели: Сформировать у учеников представления об основных направлениях развития древнерусской культуры,основных видах процветавших на Руси искусств и самых больших достижениях жителей Руси в этой сфере; оценить уровень развития  культуры древней Руси; воспитывать чувство гордости за свой народ, за свою Родину.

Внутрипредметные связи: 1119 год – основание университета в Болонье. Около 1150 г. – основание Парижского университета. 1167 – 1168 гг .основание Оксфордского университета; 1202 г. – введение арабских цифр в Европе;1209 г. – основание Кембриджского университета. XII в. – зарождение готики. XI –XIII вв. – расцвет рыцарской куртуазной культуры. Культ Идеального Рыцаря и Прекрасной Дамы. Деятельность философов: Абеляра, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского. Творчество трубадуров; 1184 год – учреждение инквизиции. XIII в. – альбигойская ересь в Аквитании (катары)

Основные понятия: культура, икона, фасад, фреска, скоморохи, летопись, летописный свод.

Важнейшие даты: 1037 г. – Софийский киевский собор, 1052 год – Софийский новгородский собор, 1185 од – время написания «Слова о полку Игореве»,  XII в. -  Успенский собор во Владимире, конец XII в. – «Моления Даниила Заточника»,  XII – XIII в. – Новгородские летописи, XII - XV в. – расцвет летописания на Руси.

Выдающиеся личности: Даниил Заточник, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Кирилл и Мефодий, Остромир Новгородский, Нестор.

Оборудование: любая редакция «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», слайды, фото-, видеоматериалы, имеющие отношение к архитектуре и изобразительному искусству домонгольской Руси.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Вступительная беседа

  1. Проверка домашней работы.

  1. Выделить экономические, социальные, внутриполитические, внешнеполитические и субъективные факторы, обусловившие феодальную раздробленность. Доказать, что феодальная раздробленность – этап прогрессивного развития общества.
  2. Дать сравнительную характеристику Владимиро- Суздальского княжества, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества по плану:

а) географические факторы, влияющие на развитие,

б) особенности хозяйства,

в) соотношение власти князя – бояр – вече и политические особенности государства,

г) формы и результаты внешней политики.

3. Высказать своё мнение: какие альтернативы политического развития появились в период феодальной раздробленности?

IV Работа над новой темой.

 Культурные ориентиры для жителей Киевской Руси (вводная беседа).

1. Что  такое культура?

2.Имела ли Киевская Русь прямое античное культурное наследство, как страны Западной Европы, Византии?

3. Синтез, каких культур, дал толчок для развития культуры дохристианской Руси?

4. Какое значение имело принятие христианства для развития культуры в Киевской Руси?          

5. Почему именно города стали центрами культуры и просвещения?

6. В чём была преимущество посадских людей над сельскими? Почему они были образованнее?

  1. Расцвет летописания.

Что такое летопись? (Погодовая хроника политической, культурной и религиозной жизни народа)

Кто и по чьёму заказу писал летописи? (обычно монахи)

 Каков характер летописания? (вначале - общерусский, с появлением раздробленности стали появляться летописи отдельных княжеских родов).

Насколько объективны эти отдельные летописи? (оценка отдельных событий летописцами определялись позициями заказчика)

Как летописание способствовало развитию общественного самосознания? (в летописях уже отражалось понимание современниками жизни, их взгляды на жизнь, их понимание истории).

  1. Появление важнейших летописей:

1.Новгородская летопись (Синодальный список Новгородской Первой летописи, подлинно древняя из сохранившихся, состоит из нескольких списков русских летописей) – XIII – первая половина XIV вв)

2. Ипатьевская летопись (Галицко-Волынское княжество, прославляет подвиги князя Даниила Галицкого и его брата Василька) – первая четверть XV века.

3.Летопись Андрея Боголюбского, времён Всеволода Большое Гнездо, сохранилась копия – Радзивиловская летопись, сохранилась до наших дней, , состоит из 618 миниатюр –  XV век.

   VI. Литературные произведения   XII-XIII веков:

1. Владимирские книжники:

а) « Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери»,

б) «Сказание о победе над волжскими болгарами»

в) Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе и теле» (о соотношении материального и духовного в человеке, о его нравственном долге перед людьми)

г) Злато слово – «Слово о полку Игореве» - 80 –е годы XII века, 1185 год, автор неизвестен, отражает страстный призыв к единению во имя защиты Отечества; (работа с текстом «Слова»).

«Слово Даниила Заточника» (обращение к князю Ярославу с просьбой взять его на службу, прославляет достоинства князя, свою образованность, позже дополнил новгородские летописи, а также тексты, связанные с именем князя- философа Константина Ростовского, показывает трагедию и противоречие между способностями человека и его социальным положением).

«Слово о погибели Русской земли», сохранились лишь часть произведения. В  нём прославляется цветущая Русская земля, возносится слава русских князей. Необыкновенно красив язык «Слова» (работа с документом, с. 84 – 85, учебник)

 

  1. Архитектура домонгольской Руси (просмотр слайдов, иллюстраций).
  1. «Лебединая стая» - переход к белокаменному храмовому строительству:

а) примерно 1150 год - строительство  Успенского собора в Галиче,

б) 1152 – 1157 годы – Спасо- Преображенский собор в Переяславле-Залесском, во владениях Юрия Долгорукого

в) «Золотые ворота во Владимире» - 1158 – 1164 годы (построены Андреем Боголюбским)

г) «Собор Успения Божией Матери» построен Андреем Боголюбским в 1158 – 1160 годам)

д) загородная резиденция князя Андрея – Боголюбово: двузэтажный каменный дворец, придворный храм Рождества Богородицы, церковь святого Леонтия Ростовского, небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного, храм Покрова на Нерли (ок. 1165 года).

е) Успенский собор (1185 – 1189 гг.) и Димитриевский (1194 – 1197 гг.) во Владимире – построены по приказу Всеволода Большое Гнездо, высокая белокаменная стена, собор Рождественского монастыря, собор Успенского (1192 – 1196 гг.), Княгинина монастыря (1200 -1202 гг.); собор рождества Богородицы в г. Суздале – построен князем Юрием в 1222 – 1225 годах;  Георгиевский собор в Юрьеве – Подольском; Пятницкая церковь в Чернигове – XIII век (крестово – купольный стиль) ; Новгородские «грибы» - Пятницкая церковь на Торгу

  1. Чёрные доски – иконопись; фресковая живопись. Композиция «Страшный суд», икона  Архангела Гавриила («Ангел Златые власы»), «Чудо Георгия о змие».

IX. Закрепление. Прочитать отрывки из древнерусских изборников и летописей. Попробовать высказать их на современном языке. Какие человеческие качества ценили в Киевской Руси?

Копая  яму под ближним своим, въпадеться  в ню.

Луче малое имание с правдою, нежели многое богатство без правды.

Достоина верна друга язва, нежели лобзание врага.

Коньная хытрость на рати знается, а друг верен у беды.

Всем угодити люто есть.

Иже хощет над инеем княжити, да учится первие сам собою владети.

Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными.

Луче есть на своей земле костью лечи, и нежле на чюже славну бытии.

X. Итог урока.

XI. Задание на дом: пар. 7.  

История Адыгеи. Животный мир.

В нашем районе обитает много различных диких животных: кабаны, бурые медведи, дикие козы, кавказские олени, серны и туры, зубры, куницы, барсуки, лисицы. На берегах рек – норка, выдры. Из хищников – шакалы, волки, лесной кот, рысь, которая нападает на свою жертву из засады. Есть ласка – небольшой, но смелый зверь. На всей территории района водятся черепахи, ящерицы, змеи, ужи, полозы. Из насекомоядных водятся  – ежи, землеройки и кроты. Днём ежи прячутся в укромных местах, а с наступлением вечера выходят на охоту. Питаются они мышами, насекомыми, ловят змей. Из грызунов – зайцы, сони-полчки, белки, мыши, крысы. Летом, с наступлением сумерек, вылетают из своих убежищ летучие мыши. Они уничтожают вредных ночных насекомых.

Весной и летом леса района наполняются пением и щебетом различных птиц. Кукуют кукушки, суетливо стрекочут сойки и сороки, свистят иволги, дрозды, стучат дятлы, суетятся у ручьёв трясогузки. Здесь обитают скворцы, дубоносы, щеглы, удоды, филины, выше в горы – кавказские тетерева, горные индейки. Из хищных птиц – канюки.

Везде можно увидеть быстрых, суетливых воробьёв. Много синиц, зябликов, жаворонков, ворон, галок. По обрывистым берегам рек селятся золотистые щурки, стрижи.

В водоёмах и сырых местах обитают лягушки, жабы. В прудах и водохранилищах – зеркальный карп, сазан, толстолобики и другие рыбы. В реках Белой, Курджипсе и Фарсе живут усачи, голавли, краснопёрка, плотва, а в верховьях этих рек – форель.

Растительность

Благодаря наличию плодородных почв, тепла и достаточного количества осадков, растительность Майкопского района  чрезвычайно богата и представлена разнообразными древесными, кустарниками и травянистыми растениями.

В районе произрастают реликтовые, такие как тисс, самшит, рододендрон, медвежиё орешник, падуб, лавровишня.

Леса в раёоне занимают площадь в 256, 2 тысяч гектаров или 69 процентов от всей площади района и представлены высокоценными породами как дуб, бук, граб, ясень, клён, вяз, липа, осина. Это на более низких местах, а выше в горах – берёза, пихта. Дубовые леса сменяются буковыми, а на высоте 1200 метров к ним присоединяются кавказская пихта, достигающая 50 метров высоты и до двух метров в диаметре, толщины.

Высокогорные хвойные оканчиваются у субальпийских лугов с пышной травянистой растительностью.

От пояса субальпийских лугов до снегов и ледников поднимаются альпийские луга Лагонаки и Абаго.

В районе очень много дикорастущих плодовых деревьев: груши, ябдоки, алыча, каштан, черешня, кизил, тёрн, орешник.

Распространены также дикорастущие ягодные растения, как земляника, ежевика, а выше в горах – малина, смородина, калина.

Большую площадь занимают в районе и культурные сады – груш, яблонь, белых и чёрных слив, а также культивируется виноград.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков и внеклассных мероприятий. Рабочие программы.

Планирование составлено по блокам. Использую в работе первый год. Нравится....

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Сценарии уроков и внеклассных мероприятий...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Данный раздел содержит разработки уроков, внеклассных мероприятий, методическую копилку учителя химии...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку  в 11 классе....

Разработки уроков и внеклассных мероприятий

Разработка урока написание письма.Разработка открытого урока по литературе "Пейзаж и герой рассказа ИюСю Тургенева "Бежин луг".Разработка классного часа "Урок мужества. У войны не женское лицо"....

Разработка урока или внеклассного мероприятия "Любовь в творчестве А.Фета и Ф. Тютчева

В помощь учителям-словесникам для проведения урока или внеклассного мероприятия по теме "Любовь в творчестве А.А.Фета и Ф. И. Тютчева...