Конспект урока по теме "Боги Древней Греции"
план-конспект урока (история, 5 класс) по теме

Горбунова Татьяна Павловна

Конспект открытого урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogi_grecii.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Боги Греции.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Форма урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, авторская презентация «Боги Греции», карта «Древняя Греция »

Учебные   и методические пособия:

 Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. – 304с.

Арасланова О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М.: ВАКО, 2007. -512с.

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.-304с.

Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: тесты, кроссворды, филворды, логические задания: методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009.-272с.

Цель: Расширить  знания учащихся о религии  народов  древности. Подвести к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции

Задачи:

Образовательная – изучить культы древнегреческих богов, мифы о них, актуализировать и дополнить признаки понятия “миф”, “религия”, “многобожие”, “боги”. Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.

Развивающая – продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник); развивать навыки работы по заполнению таблицы

Воспитательная- пробуждение и поддержание интереса учащихся к истории народов древности;  формирование уважения к культурному наследию прошлого; расширение кругозора учащихся и формирование  у них  эстетичес кого вкуса.

 

Здоровьесберегающая – использовать разнообразные формы и приёмы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния); проведение физкультурной минутки (ФМ)

Этапы урока:

1 Организационный момент- 1 мин.                                                                                                                                    2 Определение темы и задач урока. Актуализация знаний- 3 мин.                                                                                                                                                              3  Изучение нового материала- 20 мин.                                                                                                            4 Домашнее задание. Инструктаж по выполнению- 3 мин                                                        5 Итоги урока. Оценки- 3 мин.                                                                                                                                                  

 

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

Знакомство с классом. Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Павловна.

2. Определение  темы и задач урока. Актуализация знаний.

О чём же пойдёт речь на уроке? Давайте определим вместе тему урока.  Вы конечно, знаете игру «Пута ница»? Переставьте буквы в словах и у вас получатся понятия, которые помогут нам. Слайд 1

Карточки: ГИЛИЯРЕ, МХРА, ГИБО,   ЖЦЫРЕ  

Вопросы: Как связанны все эти понятия между собой?  Предположите, какой  теме посвящен  урок?

Что такое религия? Почему у людей возникает вера в богов?

 Формулирование темы: «Боги Греции».

Слайд 2.

Озвучивание задач урока: Познакомиться с богами  древних греков, выявить какие силы природы они отражали и покровителями каких занятий считались.

По ходу знакомства с  богами мы будем заполнять таблицу. Демонстрация слайда 3 с таблицей.

Начертите её в тетрадях.

Ребята, за активную работу на уроке, вы будете получать вот такие карточки – монетки. Обратите внимание на птицу, изображённую на них. Эта птица являлась символом одной из богинь Греции. Если вы будете внимательны на уроке, то сможете ответить на вопросы:

  Как  звали эту богиню?

Как вы  полагаете, почему именно сова, её символ изображён на наших монетках?

 Слайд 4

Выполняют за дание. Дают определения понятий. Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадях

Перечерчивают таблицу.

3 Изучение нового  материала

а)  Представления гре ков о возникновении мира и богов.

 

б) Три главных божества:

Зевс, Посейдон,

Аид

в) Гречес кий пантеон

г)Закреп ление

4. Домашнее задание.

5. Подведе ние итогов.  

Рассказ учителя. В начале, существовал лишь вечный, безграничный Хаос. Весь мир, бессмертные боги возникли из него. Его порождением былиУран (небо)  и Гея (земля). От союза  Урана и Геи родились Титаны.  Старший  из них Океан, младший – Кронос.  Кронос сверг своего отца Урана.

Но и ему предсказали гибель от рук своего сына. Испугавшись предсказания, Кронос стал поедать всех своих новорождённых детей. Но однажды его жена Рея, вместо сына отдала завёрнутый камень. Сын Кроноса Зевс вырос и победил своего отца, освободил своих братьев и сестёр. Так на земле стало править следующие поколение  богов. Три брата Зевс, Посейдон, Аид поделили между собой мир.   Слайды 5-9                                                      

Зевсу достались в правление земля и небо. Бог дождя, громовержец, ведающий всем миром. Главный из богов. Он распределяет добро и зло, подарил людям законы, установил власть царей, охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций. Атрибутами Зевса были молния и орёл.

Вопрос. Почему именно Зевс стал главным богом у греков? ( Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?  Какой вред и какую пользу они приносили грекам?)    

Слайд 10

Посейдону при разделении мира досталось море. Он жил в роскошном дворце на дне моря в окружении морских обитателей, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники. Греки верили, что он вызывает землятресения и называли его «колебатель земли»

Вопрос: Почему греки, наряду с Зевсом, особо почитали Посейдона?

Слайд 11

Аид стал властителем мрачного подземного царства мёртвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Изображался Аид вместе с псом- Цербером, который имел вид трехглавого пса со змеиным хвостом, и охранял выход из царства мертвых.                                             Вопрос: Какое явление природы отражено в сказании?                                                                                       Слайд 12                                                                          В Греции  очень почитали  Асклепия бога – целителя. Греки заботились о своём здоровье. Давайте и мы с вами, прервёмся на физкультминутку.                                                                   Слайд 13

Зарядка для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 3. Повторить 2 раза

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза.  

3.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2 раза.

  Главные боги, по верованию греков, жили на заснеженной горе Олимп. Работая с картой, учитель объясняет, что в Греции есть два места с похожим названием: одно – это самая высокая гора Олимп в Северной Греции, где находились дворцы богов. Другое  – Олимпия, В Южной Греции, где греки возвели главный храм бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.  

Задание: Кто сможет показать на карте Северную и Южную Грецию. Демонстрация слайдов 14- 15

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Главных богов греки представляли в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги, и низшие божества – сатиры и нимфы  Демонстрация слайдов 16-17

Знакомство с остальными богами мы проведём по тексту учебника и карточкам. Распределение пунктов параграфа между детьми, карточки с изображением богов. Задание прочитайте, определите какие явления природы олицетворяли, каким занятиям покровительствовали. Запишите в таблицу.

Рефлексия: Кто сможет ответить на вопрос, поставленный в начале урока?  

К религии какого народа ближе религия греков египтян или евреев? Почему? В чём сходство?

Боги Греции похожи на людей, они даже обладают такими же чертами характера. Подготовить миф или легенду о том боге, который больше других понравился. Свой выбор объяснить.

§27,зад в рабочей тетради № 1

Подсчёт монеток

Объявление оценок.

Записывают в таблицу имя бо га, явления при роды и за нятия которым дан ный бог покровительст вовал.

Участвуют в обсуждении, отвечают на поставленные вопросы.

выполняют упражнения.

Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи в таблице.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Театр в Древней Греции

Урок истории по теме "Театр в Древней Греции" для 5 класса....

План-конспект урока по теме "Древняя Греция"

План-конспект итогового занятия по теме....

конспект урока литературы МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД»

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

Конспект урока «Путешествие по Древней Греции»

Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало б...

Конспект урока по истории « ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».

Конспект урока  по истории для обучающихся 5 класса....

Конспект урока "Театр ив Древней ГРЕЦИИ"

КОНСПЕКТ УРОКА "дРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР"...