Конспект урока по истории « ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».
план-конспект урока по истории (5 класс)

Кабацкая Елена Вячеславовна

Конспект урока  по истории для обучающихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока528.98 КБ
Office presentation icon презентация1.55 МБ
Office presentation icon презентация1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ».

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цель: закрепить ранее изученные темы на уроках «Истории Древнего мира», ознакомить   учащихся  с природными особенностями Древней Греции,  пробудить у учащихся интерес к природе древних стран, воспитать умения и навыки коллективной творческой деятельности, систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции и  реализовывать их через задачи.

Оборудование:1) презентация «Природа Древней Греции»;
                           2) презентация «Викторина – тест»;
                           3) инвентарь для проведения физкультминутки                                
                             «Олимпийские игры»  (шары, гимнаст. палки);
                            4) мультимедийный проектор, компьютер;
                           5) учебник;
                           6) карта.
Формы организации деятельности учащихся: игра-путешествие во времени.

                                                         Содержание урока

1.Ознакомить учащихся с особенностями природы Древней Греции. Презентация.
 Учитель:
-
Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры; подарила такие слова , как «театр, кино, школа, география, ботаника, арифметика, история, грамматика.
- Географическое положение Греции – европейская страна на Балканском полуострове.
- Раздробленность Греции – природа разделила Грецию на 3 части Северную, Среднюю, Южную, из одной в другую можно проплыть по морю или пройти по горным тропам, к Греции относятся много островов в Эгейском море, самый большой из них – Крит.
- Природа Греции – живописна, много солнца, мягкий климат.
- Море – играет огромную роль для Греции – много бухт, портов, все условия для мореплавания.
- Горы – в них залежи камня, глины, руд; в горах хищные животные, змеи.
- Почвы – мало плодородных земель, почва каменистая, растёт виноград, оливки.

- Реки – горные, в марте – полноводные, в мае – мелеют при температуре +40 и реки превращаются в ручейки.
- Занятия населения – в долинах – земледелие (виноград, оливки), на склонах гор – скотоводство (козы, овцы), охота (кабаны, олени, лисы), на побережье – рыболовство, ремесло, торговля.

2. Закрепление изученного материала. Работа командами.
   Разгадывание кроссворда (презентация)

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:
1)  Проход, соединяющий Северную и Среднюю Грецию. (Фермопилы)
2)Гора в Северной Греции, где по мнению греков жили боги.(Олимп)
3)Одна из культур, которая выращивалась в Древней Греции.(Виноград)
4)Как иначе называли Древнюю Грецию.(Пелопоннес)
5)Герой мифа, победивщий критское чудовище.(Тесей)
6)Дочь царя Древнего Крита, которая помогла Тесею.(Ариадна)
7)Основная культура Древней Греции.(Оливки)
8)Самый большой остров у берегов Греции.(Крит)

3. Подведение итогов работы команд.

4. Сообщения учащихся 1-ой команды «Интересные факты о мифах Древней    Греции».

1)Зачем в Древней Греции покойному клали под язык монетку?

По представлениям древних греков, чтобы попасть в царство мертвых, тень умершего должна была пересечь одну из окружающих владения Аида рек – Стикс, Ахеронт, Кокит или Пирифлегетон. Перевозчик теней мертвых через эти подземные реки Харон – мрачный, но энергичный скупой старец в грязном рубище – требовал с каждой тени плату в один обол. Именно для этого благочестивые родственники клали покойному под язык монетку. Если тень умершего была без денег, ей так и приходилось коротать время на берегу.

2) Откуда, по мнению древних греков, дуют ветры?

Однажды громовержец Зевс заключил все ветры за отвесными скалами плавучего острова Эолия, поскольку опасался, что, дай им полную волю, они поднимут на воздух и землю, и море. Присматривать за ними он поручил Эолу, царю острова Эолии. Обязанностью Эола было выпускать ветры по одному в соответствии с желанием богов или собственным. Когда нужна была буря, Эол бросал в скалу копье, и из образовавшегося отверстия начинали дуть ветры до тех пор, пока Эол не закрывал его. Эол так хорошо справлялся со своими обязанностями, что, по мнению Геры, заслужил чести присутствовать на пирах богов. Недоволен был один только Посейдон, который считал море и воздух над ним своей собственностью, а потому полагал, что Эол занимается не своим делом.

3) Как появился рог изобилия?

Спасая младенца Зевса от Кроноса, Рея прятала его в пещере горы Дикта на Крите. Здесь нимфа Адрастея вскормила будущего громовержца молоком козынимфы Амалфеи. Случайно сломанный рог Амалфеи Зевс, наполнив плодами и украсив цветами, сделал рогом изобилия, в котором по желанию его владельца всегда появляется любая еда и питье. Впоследствии рог изобилия стал символом богини мира Эйрены и бога богатства Плутоса.

4) С каких пор рассвет стал розовым?

О причине розового цвета неба на рассвете древние греки рассказывают следующее. Когда-то богиня утренней зари Эос влюбилась в великана – охотника Ориона и похитила его. Они разделили ложе на священном острове Делос, и именно от этого кощунственного бесстыдства рассвет залился румянцем, да так и остался пунцовым.

5) Как и почему древние греки называли Гибралтарский пролив?

Пролив между Европой и Африкой, известный ныне как Гибралтарский, древние греки называли Геракловыми столпами. И вот почему. На своем пути к острову Эрифия, расположенному далеко на западе в Океане, Геракл достиг этого пролива и воздвиг на его противоположных берегах две каменные стелы – так называемые Геракловы столпы. Некоторые даже утверждают, что до появления Геракла оба континента представляли собой одно целое и что именно Геракл прорубил канал или раздвинул скалы, создав пролив. Другие говорят, что, наоборот, он сузил существовавший пролив, чтобы по нему не могли плавать киты и другие морские чудовища.

6) Когда плавучие скалы Симплегады стали неподвижными?

Плавучие скалы Симплегады препятствовали проходу кораблей из Боспора в Понт Эвксинский и в обратном направлении. Когда какой – нибудь корабль пытался пройти между ними, Симплегады смыкались, сокрушая его корпус. Приблизившись к Симплегадам, аргонавты, наученные Финеем, выпустили голубку. Как только сомкнувшиеся скалы, вырвав несколько перьев из птичьего хвоста, стали расходиться, кормчий Тифий направил «Арго» между скалами, а гребцы так налегли на весла, что те гнулись как луки. Кораблю удалось преодолеть сильнейшее течение, и сблизившиеся Симплегады лишь слегка повредили корму «Арго», застыв после этого навсегда так, что между ними остался узкий пролив.

7) Какой труд называют сизифовым?

За то, что Сисиф (Сизиф) выдал тайну Зевса, за то, что он обманул Аида и Персефону, а может, и за то, что жил грабежом и убивал застигнутых врасплох путников, придавливая их огромным камнем, он получил соответствующее наказание. Судьи мертвых приговорили Сисифа катить огромную каменную глыбу на самый верх горы, а затем спускать ее по противоположному склону. Однако Сисифу никогда не удавалось достичь вершины: при приближении к ней камень своим весом опрокидывал его и скатывался вниз. По телу Сисифа непрестанно лил пот, а над головой клубилось облако пыли, но он должен был начинать все сначала. Отсюда и появились выражения «сизифов труд» и «сизифов камень», означающие тяжелую, бесконечную и безрезультатную работу и муки. Так боги показали Сисифу тщетность его попыток одержать над ними верх.

8) Что означает выражение «ахиллесова пята»?

В греческой мифологии Ахилл (Ахиллес) – сын Пелея и морской нимфы Фетиды, один из величайших героев Троянской войны. Стремясь сделать сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида закаляла младенца Ахилла на огне, а затем натирала амброзией. Пелей выхватил у нее сына, когда Фетида уже сделала бессмертным все его тело, за исключением лодыжки, которая так и осталась ненатертой. По другой версии, Фетида окунала Ахилла в водыподземной реки Стикс, держа его за пятку. Пятка, оставшаяся сухой, была единственной незащищенной частью тела героя. Отсюда и произошло выражение «ахиллесова пята», означающее наиболее уязвимое, чувствительное место у кого – либо.

9) Как появился на свет крылатый конь Пегас и как он стал символом поэзии?

В греческой мифологии Пегас – крылатый конь, сын Посейдона и горгоны Медузы, появившийся на свет вместе с воином Хрисаором из мертвого тела обезглавленного Персеем чудовища. Беллерофонт взнуздал Пегаса подаренной ему Афиной божественной уздой и с помощью крылатого коня одолел чудовищную Химеру, а затем победил солимов и амазонок. Когда опьяненный славой Беллерофонт дерзнул взлететь на Олимп, бессмертный, Зевс послал овода, который ужалил Пегаса под самый хвост, – конь встал на дыбы и сбросил седока. Пегас был взят на Олимп, где доставлял громы и молнии Зевсу. От удара копыта Пегаса на горе Геликон, где обитали музы, забил источник Гиппокрена. Поскольку источник стал дарить поэтам вдохновение, крылатый Пегас стал символом поэзии. Выражение «оседлать Пегаса» означает поймать творческое вдохновение.

10) Кого древние римляне называли Гением?

В римской мифологии Гений – первоначально верный спутник и дух – покровитель мужчин (женщинам покровительствовала Юнона). Это сверхъестественное существо было также защитником семьи, дома, общины, города и государства, олицетворением жизненной силы и энергии. Гений изначально рассматривался как персонификация внутренних свойств человека, затем стал самостоятельным божеством, рождавшимся вместе с человеком (иногда предполагалось два Гения – добрый и злой). На протяжении жизни Гений руководил действиями человека, а после его смерти бродил близ земли или присоединялся к другим богам. День рождения римлянина считался праздником его Гения. Устойчивым было мнение, что Гениев имели не только люди, но и города, отдельные местности, корпорации, воинские части.

5. Сообщения 2-ой команды «Интересные факты об Олимпийских играх
в Древней Греции»

Легенда №1. Олимпийские атлеты соревновались обнаженными.

Оказывается все древние греки, участвующие в олимпийских соревнованиях, соревновались абсолютно оголенными. Иногда они, правда, хитрили и втирали в кожу тела оливковое масло, чтобы можно было легче выскользнуть, в полном смысле слова, из рук противника. Само слово «гимнастика» переводится с древнегреческого языка как «голый, обнаженный».

Легенда №2. Все-таки, не до конца обнаженные.

Все-таки были такие атлеты, которые из-за своей скромности пытались прикрыть половые органы, обнажение которых считалось непристойным.  Для этого они привязывали специальную повязку к верхней части полового члена и привязывали веревочку к этой повязке, закрепив ее вокруг талии.

Легенда №3. Первым чемпионом олимпийских игр был повар.

Известно, что первым чемпионом олимпийских игр, которые состоялись в 776 году до н.э. стал молодой пекарь Корэб, сумевший первым прийти к финишу в беге на 190 метров. Интересно то, что соревнования по бегу на различные дистанции был единственным видом спортивных соревнований на Олимпиадах первые 13 игр.

Легенда №4. Первыми медалями были оливковые ветви.

Чемпионы игр не всегда награждались медалями. Известно, что первые атлеты-чемпионы в качестве приза получали оливковую ветвь, венок или же оливковое масло в амфорах. Со временем призы, конечно же, видоизменились, но оливковая ветвь и до сих пор остается признаком победителя.

Легенда №5. Единственный вид спорта - бег.

Как уже было сказано выше, бег был единственным видом спорта на первых 13-ти Олимпиадах. Известно, что на 18-й Олимпиаде к нему было добавлено пятиборье, состоящее и из бега, и из прыжков в длину, и из метания копья, диска, а также из борьбы. В 688 году до н.э. к традиционным состязаниям были добавлены кулачный бой, а также состязание на колесницах.

Легенда №6. Панкратион.

Такое знакомое многим слово означает вид борьбы без правил. Хотя правила все же были - не кусаться и не выцарапывать глаза. В этом соревновании не было весовых категорий и раундов.

Легенда №7. Олимпийские игры - часть других празднеств.

Главное спортивное соревнование в Греции носило название Панэллинские игры, состоящие из четырех частей: Олимпийские игры, Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры.

Легенда №8. Спортивные игры женщин.

Официально в Олимпийских играх, женщины не могли принимать участие, и поэтому для них проводились отдельные спортивные соревнования. Победительнице вручали оливковый венок, а также продукты, например мясо.

Легенда №9.Чудо-механизм.

Найденное в 1901 году во время раскопок древнее механическое устройство, названное Антикиферским механизмом, является, по сути, сложнейшим механическим калькулятором, главное предназначение которого - предсказывать дату проведения следующих Олимпийских игр.

Легенда №10. Бойкот Олимпийских игр христианами.

Став в 390 г.н.э. христианами, римляне посчитали олимпийские соревнования языческими и запретили их. Однако спустя 15 веков в 1896 году Олимпийские игры возродили.


6. Подведение итогов работы команд.
2.3.Физкультминутка «Олимпийские игры»

1) «собери виноград» - наклоны,
2) «виноградный сок» - ходьба на месте,
3) «метание копья» - махи руками ,
4) «борьба» - махи ногами .

7.Результаты урока.
Закончить предложенные фразы.

Оценивание учащихся..
8. Домашнее задание. Составить кроссворд по изученному материалу.

9. Источники, используемые учителем при подготовке к уроку.
1. Суриков И. Древняя Греция: история и культура -М.: Астрель, 2005.-192 с.
2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 312 с.
3. Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. - Академия, 2007. - 448 с.
4 Финк Г. Древняя Греция. - М.: Мир книги, 2007. - 48 с.
5. Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий С.П. Большая Олимпийская энциклопедия. - М.: Эксмо, 2009. - 592 с.
6. Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт, 2004. - 372 с.
7. Брабич В., Плетнева Г. Зрелища Древнего Мира. - М.: Искусство, 1971г. - 80с.

10. Самоанализ.

  Урок завершает изучение раздела «Древняя Греция». Главной особенностью является проведение урока в форме игры, групповой работы, представлении исследовательских работ.

     Тип урока – повторительно-обобщающий, закрепление знаний. Урок соответствует календарно-тематическому планированию.

     При подготовке и планировании урока учитывались возрастные особенности, умения и навыки, а также определенный уровень мышления. Формы работы и педагогические приемы использовались с учетом данных особенностей.

     На уроке выполнялась основная цель: систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, которая реализовывалась через задачи.

   Учебная: повторить, обобщить и закрепить знания по истории Древней Греции.

    Развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

   Воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, ответственности, уважения к своим друзьям.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Краснолучская общеобразовательная школа I-II ступеней № 2»

                                   «Нестандартный урок ХХ I века»



                                                Подготовила учитель истории Кабацкая Е.В.





        2019 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ»

Слайд 2

Древнейшая Греция На каком полуострове была расположена Древняя Греция На Балканском полуострове

Слайд 3

Древнейшая Греция Назовите самый большой остров, который входил в территорию Древнейшей Греции Остров Крит

Слайд 4

Древнейшая Греция Это море было названо по имени царя. Оно омывает Древнюю Грецию с востока. Эгейское море

Слайд 5

Города Древнейшей Греции Город, где впервые зародилась демократия – власть народа Афины

Слайд 6

Города Древнейшей Греции Город, который воспитывал воинов Спарта

Слайд 7

Города Древнейшей Греции Город, в котором проходили Олимпийские игры Олимпия

Слайд 8

Города Древнейшей Греции Город, который обнаружил в 1870 г. археолог Генрих Шлиман Троя

Слайд 9

Боги Древней Греции Главный бог Древней Греции Зевс

Слайд 10

Боги Древней Греции Богиня любви и красоты Афродита

Слайд 11

Боги Древней Греции Бог, подаривший людям огонь Прометей

Слайд 12

Олимпийские игры В честь какого бога проводились Олимпийские игры? В честь Зевса

Слайд 13

Олимпийские игры Кто мог участвовать в состязаниях? Мужчины - граждане

Слайд 14

Олимпийские игры Сколько дней обычно длились Олимпийские игры? 5 дней

Слайд 15

Олимпийские игры Когда прошли первые Олимпийские игры? 1 июля 776 г. до н.э.

Слайд 16

Олимпийские игры В каком году и где прошли первые современные Олимпийские игры? 1896 г. Афины

Слайд 17

Словарь Как называли народ в Древней Греции? Демос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древнейшая Греция Природа Греции

Слайд 2

Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры. Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения. кино школа тетрадь география ботаника арифметика история грамматика

Слайд 3

Географическое положение Греция – европейская страна. Она расположена на Балканском полуострове. Совершив плавание из дельты Нила на северо- запад, мы достигнем берегов Греции.

Слайд 4

Раздробленность Греции Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию, или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам. В Эгейское море много островов. Самый большой – Крит.

Слайд 5

Природа Греции Рассмотрите карту! ? Опишите природные условия Древней Греции. Природа Греции очень живописна. Обилие солнца и мягкий климат создают благоприятные условия для жизни и деятельности человека.

Слайд 6

Природа Греции Заполним таблицу море Играет огромную роль; много заливов, удобных бухт, условий для мореплавания горы Залежи строительного камня, глины и руд различных металлов. В горах много хищных животных, змей. почвы В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало. Благоприятные условия для разведения винограда и оливок реки Реки горные: в марте – полноводные, уже в мае реки мелеют, в июле, когда в Греции + 40 градусов, трава выгорает, реки превращаются в ручейки. Отсутствует внутреннее судоходство и орошение

Слайд 7

Занятия населения В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц… В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности н а суше и на море. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей.

Слайд 8

Занятия населения Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки. Основной культурой в Греции стали оливки. Их ели, из них делали масло, маслом освещали дома.

Слайд 9

Занятия населения Второй по значи-мости культурой был виноград. Из него сушили изюм, давили сок, изготавли-вали вино. Вино пили разбавленным.В некоторых домах был проведен виновод. Виноградный пресс

Слайд 10

Кроссворд «Древняя Греция» Проход, соединяющий Северную и Среднюю Грецию 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 11

Кроссворд «Древняя Греция» Гора в Северной Греции, где по мнению древних греков живут боги. ф е р м о п и л ы 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 12

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п 3 4 5 6 7 8 Одна из культур, которую выращивали в Древней Греции.

Слайд 13

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п в и н о г р а д 4 5 6 7 8 Как иначе называют Южную Грецию

Слайд 14

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п в и н о г р а д п е л о п о н н е с 5 6 7 8 Герой мифа, победивший критское чудовище

Слайд 15

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п в и н о г р а д п е л о п о н н е с т е с е й 6 7 8 Дочь царя Древнего Крита, которая помогла Тесею

Слайд 16

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п в и н о г р а д п е л о п о н н е с т е с е й а р и а д н а 7 8 Основная культура в Древней Греции

Слайд 17

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п в и н о г р а д п е л о п о н н е с т е с е й а р и а д н а о л и в к и 8 Самый большой остров у берегов Балканского полуострова.

Слайд 18

Кроссворд «Древняя Греция» ф е р м о п и л ы о л и м п в и н о г р а д п е л о п о н н е с т е с е й а р и а д н а о л и в к и к р и т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории Древней Греции в 5 классе

Данный вариант работы содержит тестовые задания, задания для работы с датами и понятиями, богами, историческими личностями....

Урок- повторение Культура и история Древней Греции.

Урок- повторение "Культура и история Древней Греции".  Учебная интеллектуальная развивающая игра «Найди ошибку»...

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»

Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...

Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».

Цель мероприятия:в игровой форме  между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...

Практическая работа по теме "История Древней Греции" раздел-История стилей

Творческая работа Тема: «Проектирование костюма древних греков».Цель: создание драпированного костюма на манекене из прямоугольных кусков ткани....

Конспект урока История древней Греции.

Конспект обобщающего урока о Доевней Греции....