«Отечественная война 1812г.» 8 класс
учебно-методическое пособие по истории (8 класс) по теме

Залевская Алла Владимировна

Открытый урок по истории 8 класс

Отечественная война 1812г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_kombinirovannyy_urok_2.doc954 КБ

Предварительный просмотр:

1.3 Методическая разработка урока 

Тема урока: «Отечественная война 1812г.»    8 класс

Цель урока:  сформировать представление о победе России в Отечественной войне 1812 г.  как славной странице в истории страны.

Задачи  урока:

  • Образовательные - подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;  показать историческое  значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812г.                        
  • Развивающие - способствовать развитию умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, развивать умение анализировать исторический текст, развивать навыки работы с документами, с картой, умения выделять главное
  • Воспитательные - содействовать формированию коммуникативных  компетенций, помочь формированию  уважения к историческому наследию народов России,  патриотизма, чувства гордости, восхищения подвигами русских воинов, героев Отечественной войны 1812 года.  

Основные понятия:  Отечественная война, партизаны, флеши, редут, батарея, фураж

Даты:  12 июня 1812г.-25 декабря 1812г.  26 августа 1812г.  

Оборудование:   Карта «Отечественная война 1812г.», схема «Бородинская битва», отрывки исторических документов, портреты Александра I,  М.И. Кутузова, Наполеона, мультимедийное оборудование, диск CD Уроки Отечественной истории XIX-XX век».    

    План урока:

  1. Вступительное слово учителя

       Проверка домашнего задания

  1. Объяснение нового материала

Работа с картой

 Сообщения учащихся

  1. Бородинская битва

Просмотр фрагмента битвы с CD носителя

Работа с документом

      4     Подведение итогов 

             Закрепляющий тест

             Домашнее задание

Ход урока:

1   Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем изучение внешней политики России в начале XIX века. Для начала необходимо вспомнить как развивались отношения в мире и какую роль в внешнеполитическом развитии играла Россия.

Вопросы:

- назовите основные направления внешней политики Александра I.

(Ближневосточное и Европейское направления)

- в чем причины неудач России в военных компаниях 1805-1807гг?

(несогласованность действий союзников. Антифранцузская коалиция была непрочной, все ее участники имели свои интересы)

- каково было основное условие Тильзитского мира?

(присоединение к континентальной блокаде против Англии)

- Россия нарушила Тильзитский договор  и Наполеон разорвал дипломатические

  отношения. Какие действия могли за этим последовать? (дети отвечают – между Россией и Францией могла начаться война)

Итак тема нашего урока- Отечественная война 1812 года

12 июня 1812г. более чем 400-тысячная армия Наполеона перешла Неман и вторглась в Россию. Началась Отечественная война 1812 г.

С какой же целью Наполеон напал на Россию? Определить это нам поможет документ № 1 ( 1 ГРУППА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРИЧИНУ, 2 ГРУППА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОВОД ВОЙНЫ)

Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.»  

Вопрос: Каковы причины и повод  войны, по словам Наполеона?

Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее, чем Франция.  Повод нарушение Тильзитского договора

Да действительно, Наполеон писал: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.

    Наполеон, стремясь к мировому господству, захватив пол Европы, решил захватить Россию. После нарушения  Россией условий Тильзитского мира обе страны готовились к войне. С обоих сторон разрабатывались и наступательные и оборонительные планы.     Давайте познакомимся с планами воюющих сторон и их готовностью к войне.

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? Сделайте вывод и объясните почему. (Ответы детей: победа французов. Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы . В таблице наглядно видно, что армия Наполеона была готова к войне лучше, чем русская армия.

Но забегая вперед скажу, что победу в войне 1812г. одержала Россия. Как это получилось, почему при очевидной слабости и неподготовленности России к войне победа осталось за русским?

Задание. Исходя из слов Наполеона определите, куда он хотел нанести основной удар. Наполеон говорил: “Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.

    Так как Александр не знал куда Наполеон нанесет первый удар он разделил армию на три части : первая армия Барклая-де-Толли была сосредоточена в Виленской губернии и должна была закрыть дорогу на Петербург, вторая – Багратиона южнее Ковно закрывала дорогу на Москву, на Юге – третья армия генерала Тормосова защищала Киев. Соответственно, сразу после переправы армий Наполеона через Неман, первая и вторая армии, не сумев остановить противника на границе, с боями начали, двигаться вглубь территории России для соединения у Смоленска.

  На первом этапе войны командование армией взял на себя сам император АлександрI , первые неудачи заставили его отказаться от командования и назначить  главнокомандующим М.И. Кутузова.  

М.И. Кутузов 7 (29) августа прибыл в армию. После поражения под Смоленском русская армия продолжив отступление, остановилась  в 10 верстах от Можайска на Бородинской позиции. Армии начали готовиться к генеральному  сражению.

3 Бородинское сражение   Просмотр фрагмента битвы с CD носителя 5 минут

Сражение, длившееся, больше десяти часов началось, рано утром 26 августа и унесло не менее 50 000 убитыми и ранеными, не принесло Наполеону окончательной победы, армия Наполеона «расшиблась об русскую».

К вечеру 26 августа (7 сентября) основное поле сражения осталось в руках французов, но наша армия не только не бежала, не только не была окончательно разгромлена, а настроена была продолжить сражение на следующий день. Но Кутузов приказал отступать. Дело в том, что наши потери не только были несколько больше французских, но у Кутузова не было никаких свежих резервов, в то время как у Наполеона оставалась в резерве и не была обескровлено 18 000 старой гвардии – лучшие части – и вечером подошли около 6 000 свежих резервов.

Работа с документом

 Используя фрагменты исторических документов, выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва.

Учитель: Верно, сказано, что «пушки под Бородином прогремели отходную французской армии. Отходная – не смерть, но предвестник неизбежно близкой смерти».

  • Флеши – полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла.
  • Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью.
  • Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий.
  • Кавалерия – конное войско.

1 (13) сентября в деревне Фили на военном совете Кутузов после долгого совещания с другими полководцами принял решение оставить Москву, поскольку потеря Москвы не означала окончательного поражения – главное было сохранить армию. Рано утром 2 сентября почти всё население столицы вместе с армией покинуло Москву, а Наполеон уже стоял на Поклонной горе и напрасно ждал официальной сдачи города. Вместо ключей от Москвы он получил страшный пожар, уничтоживший большую часть города. Наполеон, вступив в Москву, отдал город на разграбление своим войскам. Мародеры грабили соборы и церкви, усыпальницы русских царей, истребляли запасы продовольствия. Бонапарт трижды предлагал Александру начать переговоры о мире, но ответа не получил. Не мог он найти и Кутузова.

Кутузов совершил знаменитый Тарутинский маневр: отступление русских войск 2-6 сентября шло по рязанской дороге, а потом было повернуто на калужскую дорогу, и 9 сентября армия расположилась лагерем у с.Тарутино в 80 км юго-западнее Москвы. Этим маневром Кутузов прикрыл города Калугу и Тулу, откуда подходили резервы, вооружение, продовольствие, это дало ему возможность к концу сентября сосредоточить в Тарутино уже превосходящие силы и закрыть Наполеону дорогу на юг.

----Одновременно разгоралось пламя народной партизанской войны. На Смоленской и Калужской дорогах действовал знаменитый отряд под командованием полковника гусарского полка Дениса Давыдова.

Учитель: Зимовать в сожженной Москве отдаленной от баз с резервами и продовольствием на тысячи км, подвергаясь постоянно растущей партизанской войне, зная, что русская армия увеличивается и укрепляется в Тарутино было самоубийством. и 7 октября Наполеон приказал оставить Москву.

Наполеон отправился по Калужской дороге, все ещё надеясь прорваться на юг, но под Малоярославцем 12 октября  произошло крупное сражение, в котором армия французов потерпела поражение. Утром 13 октября  Наполеон отдал приказ об отступлении по разоренной Смоленской дороге. Отступление французов по старой Смоленской дороге превратилось в гибель великой армии.

Отступление или бегство Наполеона продолжалось с 13 октября (26) по 2 декабря (15) 1812 года. 14 ноября Наполеон подошел к реке Березине, где потерял на берегах замерзающей уже реки более 20 000 человек. Сам Наполеон сумел избегнуть гибели, но армия его погибла в России.  Уже 6 декабря он был в Париже, а Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.

Задание к документам

-

Назовите причины гибели «Великой армии» во время ее отступления из России.

- Почему война получила название – Отечественная?

4  После победы над Наполеоном Россия была принята мировым сообществом, как полноправный партнер. Эта победа определилась высоким патриотизмом русского народа и талантом российских полководцев- Кутузов, Багратион, Барклай-де-Толи. Она укрепила авторитет России и Российской монархии.

Значение войны. Отечественная война 1812 г. - величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей. Родине. Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы страны были разорены, сильно пострадала Москва. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

Закрепление материала.

Учащимся раздаются карточки с тестовыми заданиям, через 5 минут проверяют.

1. Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано:

а) Внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию

б) Превосходством сил Наполеона

в) Неумелым руководством Александра I

2 Из приведённых ниже участников войны 1812 г. партизаном был:

а) П.И.Багратион                           б) Н.Н.Раевский

в) Д.В.Давыдов                              г) М.Б. Барклай де Толли

3 Название, не связанное с событиями войны 1812 года:

а) р. Березина                                б) Тильзит

в) Малоярославец                         г) Смоленск

4 Решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:

а) Сохранить русскую армию                   б) Навязать Наполеону зимнюю компанию

в) Вызвать всенародный гнев к Наполеону     г) Затянуть войну

5 Дата Бородинского сражения:

а) 7 сентября 1812 г.                               б) 26 августа 1812 г.

в) 8 ноября 1812 г.                                  г) 12 июня 1812г.

6 Текст с ошибками

Зимой 1812 года малочисленная французская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России. Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве. Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска. Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.

Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.

Домашнее задание & 4

Написать эссе на тему

«Самая героическая страница

Отечественной войны»,

таблицу заполнить

Дата

Событие

Итог

Литература

  1.  Тарле Е. В. Нашествие Наполеона, 1959 , с. 442—443
  2.  Бескровный Л. Г., 1962 , с. 117—118
  3.  Богданович М. И., 1859 , с. 5,11
  4. Черкасов П. П., 1983 , с. 26
  5. Бескровный Л. Г. Некоторые вопросы, 1962 
  6. Верне, Гораций. История Наполеона. Глава XXXIV. Разрыв с Россией1840. — P. 537-538.

     www.museum.ru     

     www.megabook.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в Отечественной войне 1812г.

материал содержит конспект урока; презентации к уроку "Ратный подвиг казаков", "Атаман Платов", "Историческая карикатура","Казаки - герои Отечественной войны 1812г.", песня "Слава Платову герою"...

отечественая война 1812г

методическая разработка урока...

План-конспект урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812г."

Данный конспект урока разработан для учащихся 8 класса по теме "Отечественная война 1812г." Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, ополчение, инфантерия....

Презентация урока истории 8 класс "Отечественая война 1812г*

Данная презентация поможет учителю более эмоционально и ярко представить события 1812 года, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока обучающимися....

Тест по истории 8 класс. Отечественная война 1812г.

Тест по истории 8 класс. Отечественная война 1812г....

Урок по теме "Отечественная война 1812г." (8 класс)

Урок для 8 класса по теме "Отечественная война 1812г."...