Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
статья на тему
В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»
Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель
истории и обществознания МБОУ СОШ №2
г. Серпухова, Московской области
Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Именно это качество определяется, как одна из базовых национальных ценностей, лежащих в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это же качество является определяющим для современного молодого поколения согласно Долгосрочной целевой программе Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, ненависти к её врагам, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Для достижения этих целей в нашей школе была составлена программа по патриотическому воспитанию «Мы – граждане великой страны», в соответствии с которой строится вся работа в течение года.
Для успешного воплощения программы в воспитательный процесс школа располагает следующей материально-технической и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
- школьный историко-художественный музей
- кафедра воспитательной работы в лице зам. директора по ВР, совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории
- школьная демократическая республика «Спектр» (конкретно министерство печати и информации и министерство юстиции)
- курс «Духовное краеведение Подмосковья», «Граждановедение»
- кружок «Общественно-политический клуб»
- компьютерный класс
- библиотека, в которой есть интернет-зал
- сотрудничество с городской библиотекой, СИХМ, МВЦ, Домом ветеранов, ДМ «Дружба», экскурсионным бюро
- сотрудничество с ДДиЮ и городской организацией «Содружество юныхсерпуховичей»
В 2009 году за классными коллективами 1-11 классов были закреплены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, проживающие в нашем микрорайоне. С тех пор в течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь, приглашают на классные часы и внеклассные мероприятия. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Георгиевская ленточка» и «Ветеран»: поздравляют всех жителей микрорайона праздничными листовками, посвященными Дню защитника Отечества и Дню Победы.
Традиционным стало проведение в нашей школе следующих мероприятий:
- уроки мужества (ежемесячно);
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил;
- экскурсии в Дом ветеранов, в музеи г. Москвы, по местам боевых сражений при обороне г. Москвы;
- встречи учащихся с поэтом-серпуховичом А.Н.Головановым и ветераном Вооруженных сил Чернобаевым В.П;
- туристический слёт, посвященный памяти А.Барышева;
- декада памяти «Рубежи славы» и месячник, посвященный Дню защитника Отечества;
- празднование Дня Победы;
- организация торжественных линеек памяти;
- вахты памяти;
- конкурсы сочинений и рисунков;
- викторины и брейн-ринги;
- флеш-акции, посвященные Дню героев России и Дню памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
- «встречи трех поколений»;
- работа над социальными проектами;
- краеведческая викторина;
- экскурсии по изучению родного края;
- кружковая работа по туризму.
Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсном движении, имея результаты на муниципальном и региональном уровне. Так, например, в 2011-2012 учебном году школа заняла 2 место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди общеобразовательных учреждений «Наследники славы земли Серпуховской». В конкурсе СМИ, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности, радиопередача о российском гимне заняла 1 место в Московской области. В 2012-2013 учебном году в конкурсе «Государственная символика России в декоративно-прикладном искусстве» работа ученицы 10 класса Пешеходько Е. была признана лучшей в области.
Любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу. Поэтому наши учащиеся, активно выступают на всех городских праздниках, Дне города. В школе работает школьный музей. Оснащением музея занимается краеведческий сектор научного общества учащихся во главе с руководителем музея заведующей библиотекой Березюк Г.А. Работа организована по следующим направлениям:
«Страницы летописи школы»
«Интернациональное движение»
«Великая Отечественная война»
«Великие люди - наши земляки»
«Память сердца…»
В этом учебном году музей участвовал в городском конкурсе школьных музеев и стал лауреатом.
Первым шагом на пути к взрослой жизни, получению социального опыта взаимодействия с учениками, администрацией школы, представителями учреждений городского округа дает деятельность школьной республики «Спектр».Одним из направлений работыэтого объединения являются заседания общественно-политического клуба Совета старшеклассников «Альтернатива». На этих занятиях ребята рассуждают на злободневные темы, высказывают свою точку зрения на интересующие их вопросы. «За» и «против» службы в армии», «Связь поколений», «Уроки истории», «Какие проблемы волнуют молодое поколение?», - вот неполный перечень тем, которые затрагивают старшеклассники на своих заседаниях.
Учащиеся 7-В класса взяли шефство над мемориальной доской памяти А.Барышева, выпускника школы, погибшего в Чечне, а учащиеся 7-А класса - над памятником советскому солдату, который находится напротив проходной завода «Металлист». В течение года учащиеся этих классов проводят субботники по уборке прилегающей территории, в праздничные февральские и майские дни дети несут вахту памяти, принимают участие в торжественном митинге ветеранов завода.
Как непосредственные участники школьных дел и событий, ребята проникаются чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствуют боль и ответственность за её судьбу.
Данная система гражданско-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011
- Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе./ М.:ВАКО,2009
- Отечество: гражданское и патриотическое воспитание./Т.М.Кумицкая, О.Е. Жиренко – М.:ВАКО, 2009
- Пашкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009
- Интернет ресурсы:
http://nauka-pedagogika.com
http://5ballov.gip.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
цели и задачи христианского воспитания детей...
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743153-1453727063.jpg)
Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/19/picture-860468-1563530835.jpg)
Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.
Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-1103653-1547663175.jpg)
Характеристика современного этапа развития процесса обучения и воспитания лиц с нарушением зрения
На данный момент в России разработан Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности и образовательные потребности лиц с нарушением з...
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Исследование рынка – систематизированный аналитический процесс изучения информации для принятия эффективных маркетинговых решений, основанный на определенных правилах, известных как «этика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-524015-1415718690.jpg)
«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.
Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...