Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"
статья на тему

В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель  

                                                                истории и   обществознания МБОУ СОШ №2

г. Серпухова,  Московской области

Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Именно это качество определяется,  как одна из базовых национальных ценностей, лежащих в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это же качество является определяющим для современного молодого поколения согласно Долгосрочной целевой программе Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы».

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине, ненависти к её врагам, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане очень велика. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Для достижения этих целей в нашей школе была составлена программа  по патриотическому воспитанию  «Мы – граждане великой страны», в соответствии с которой строится вся работа в течение года.

     Для успешного воплощения программы в воспитательный  процесс школа располагает следующей материально-технической и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

  • школьный историко-художественный музей
  • кафедра воспитательной работы в лице зам. директора по ВР, совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории
  • школьная демократическая республика «Спектр» (конкретно министерство печати и информации и министерство юстиции)
  • курс «Духовное краеведение Подмосковья», «Граждановедение»
  • кружок «Общественно-политический клуб»
  • компьютерный класс
  • библиотека, в которой есть интернет-зал
  • сотрудничество с городской библиотекой,  СИХМ, МВЦ, Домом ветеранов, ДМ «Дружба»,  экскурсионным бюро
  • сотрудничество с ДДиЮ и городской организацией «Содружество юныхсерпуховичей»

В 2009 году  за классными коллективами 1-11  классов были закреплены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, проживающие в нашем микрорайоне. С тех пор в течение года ребята поздравляют ветеранов с праздниками, оказывают посильную помощь, приглашают на классные часы и внеклассные мероприятия. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся  нашей школы принимают  участие в акции «Георгиевская ленточка» и  «Ветеран»: поздравляют всех жителей микрорайона праздничными листовками, посвященными Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Традиционным стало проведение в нашей школе следующих мероприятий:

  • уроки мужества (ежемесячно);
  • встречи с ветеранами  Великой Отечественной войны и Вооруженных сил;
  • экскурсии в Дом ветеранов, в музеи г. Москвы, по местам  боевых сражений  при обороне г. Москвы;
  • встречи учащихся с поэтом-серпуховичом  А.Н.Головановым и ветераном Вооруженных сил Чернобаевым В.П;
  • туристический слёт, посвященный памяти А.Барышева;
  • декада памяти  «Рубежи славы» и месячник, посвященный Дню защитника Отечества;
  • празднование Дня Победы;
  • организация торжественных линеек памяти;
  • вахты памяти;
  • конкурсы сочинений и рисунков;
  • викторины и брейн-ринги;
  • флеш-акции, посвященные Дню героев России и Дню памяти россиян, исполнявших служебный  долг за пределами Отечества;
  • «встречи трех поколений»;
  • работа над социальными проектами;
  • краеведческая викторина;
  • экскурсии по изучению родного края;
  • кружковая работа по туризму.

Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсном движении, имея результаты на муниципальном и региональном уровне. Так, например, в 2011-2012 учебном году школа заняла 2 место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди общеобразовательных учреждений «Наследники славы земли Серпуховской». В конкурсе СМИ, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности, радиопередача о российском гимне заняла 1 место в Московской области. В 2012-2013 учебном году в конкурсе «Государственная символика России в декоративно-прикладном искусстве» работа ученицы 10 класса Пешеходько Е.  была признана лучшей в области.

Любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу. Поэтому наши учащиеся, активно выступают на всех городских праздниках, Дне города. В школе  работает   школьный музей. Оснащением  музея  занимается краеведческий сектор научного общества учащихся во главе с руководителем музея заведующей библиотекой Березюк Г.А.   Работа организована по следующим направлениям:

«Страницы летописи школы»

«Интернациональное движение»

«Великая Отечественная война»

«Великие люди - наши земляки»

«Память сердца…»

В этом учебном году музей участвовал в городском конкурсе школьных музеев и стал лауреатом.

     Первым шагом на пути к взрослой жизни, получению социального опыта взаимодействия с учениками, администрацией школы, представителями учреждений городского округа дает деятельность школьной республики «Спектр».Одним из направлений работыэтого объединения являются заседания общественно-политического клуба Совета старшеклассников «Альтернатива». На этих занятиях ребята рассуждают на злободневные темы, высказывают свою точку зрения на интересующие их вопросы. «За» и «против» службы в армии», «Связь поколений», «Уроки истории», «Какие проблемы волнуют молодое поколение?», - вот неполный перечень тем, которые затрагивают старшеклассники на своих заседаниях.

Учащиеся 7-В класса взяли шефство над мемориальной доской памяти А.Барышева, выпускника школы, погибшего в Чечне, а учащиеся 7-А класса  - над памятником советскому солдату, который находится напротив проходной завода «Металлист». В течение года учащиеся этих классов проводят субботники по уборке прилегающей территории, в  праздничные февральские и майские дни дети несут вахту памяти, принимают участие в торжественном митинге ветеранов завода.

Как непосредственные участники школьных дел и событий, ребята проникаются чувством гордости за свою Родину, глубже и острее чувствуют боль и ответственность за её судьбу.

Данная система  гражданско-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.  
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ М.:Просвещение, 2011
  3. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе./ М.:ВАКО,2009
  4. Отечество: гражданское и патриотическое воспитание./Т.М.Кумицкая, О.Е. Жиренко – М.:ВАКО, 2009
  5. Пашкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009
  6. Интернет ресурсы:

http://nauka-pedagogika.com

http://5ballov.gip.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества

Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

Комплексный подход к патриотическому воспитанию школьников на современном этапе.

Патриотическое воспитание современного школьника. Количество посещений данной страницы: ...

Онишина В.В., к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития школьника на современном этапе

Онишина В.В., к.п.н., доценткафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития  p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: right; f...

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Исследование рынка – систематизированный аналитический процесс изучения информации для принятия эффективных маркетинговых решений, основанный на определенных правилах, известных как «этика...

«Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества» Агрессивное поведение у детей в обществе.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:“Агрессия – деструктивное поведен...