конспект урока "Народные движения 18 века"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Стулова Ольга Николаевна

Подробный конспект урока с использованием сравнительных таблиц, презентации к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_dvizheniya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках районного методического объединения.

               

              Муниципальное общеобразовательное учреждение        

             средняя общеобразовательная школа №2 г.Меленки.

 

План – конспект урока в 7 классе с использованием ИКТ

на тему:

«Народные движения первой

четверти XVIII века»

                                 

                                              Подготовила и разработала: учитель истории

                                                                 Стулова Ольга Николаевна

                                                                       2008 - 2009 уч. год

     

   Тема урока:

«Народные движения первой четверти XVIII века»-

Урок – путешествие   «История – дорога во   времени»

 Цели урока:

           Образовательные. Сформировать знания учащихся об основных причинах народных выступлений  в царствование Петра I; рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

            Развивающие. Развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений; находить сущность, соотносить имеющиеся знания и новые, анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы; продолжить развивать умения работать с тестами.

            Мотивационные. Воспитание социально значимых черт личности (самостоятельность, дисциплинированность, гражданственность, инициативность).

Направленность занятия.

           Развивающая:  развитие творческих (интеллектуальных) способностей обучающихся.

           Воспитательная: воспитание стремления к самосовершенствованию, индивидуальной и коллективной ответственности, учебно-познавательной самостоятельности.

                                             Оборудование урока:

    ПК, мультимедийный проектор. Тесты,  «письмена» к игре «Ветер и рукописи», карточки к игре «Переводчик», памятка для учащихся «Алгоритм анализа политических событий и явлений», документ «Челобитная к  Петру I»

                                                   Ход урока.

        I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок – путешествие «История - дорога во времени». Девизом нашего урока будут слова известного  живописца Виктора Михайловича Васнецова (на доске). Прочитайте эти слова.

                                                          Слайд

 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»  М.В. Васнецов.  

  II. Актуализация знаний.

- Ребята, историю какого века мы изучаем на протяжении нескольких уроков? (XVII – XVII1 века)

 -В каком веке мы с вами живём? (21 веке). Значит, совершим наше путешествие из века 21 в век 18. (Показываю на слайде)

                                                             Слайд

Лента времени

- Сейчас перед нами стоит задача вспомнить основные события, факты, исторических деятелей XVII – XVIII веков.

Слайд:

«Тест»

    - Но перед нами, препятствие – огромный камень, закрывающий нам дорогу, да и дорог не одна, а три. Определиться с верным путём нам помогут «разведчики», они узнают верный путь, правильно ответив на вопросы теста (1 группа работает с тестами);  

Тест

1. Подписание Ништадтского мира произошло

1) 1703 г.

2) 1709 г.

3) 1721 г.

 2. Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11 ___________

1) Синод        2) Сенат                3) Коллегии           4) Приказы

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви теперь ведал

1) Синод        2) Сенат                3) Коллегии           4) Приказы

4. 1682 – 1725 гг. – это годы

1)правления Петра I             2) Северная война       3) Азовские походы

 5. 1709 год - это

1)Битва у мыса  Гангут

2)Полтавская битва

3) подписание Ништадтского мира

Ответы:1 – 3;   2 – 3;    3 – 1;       4 – 1;       5 – 2.  

     - Современный язык отличается от языка той эпохи. Чтобы не заблудиться, понимать современников 18 века нам, как и всем путешественникам необходимо знать язык, той эпохи.

                                                 Слайд

Игра «Толмач - переводчик»

      - Толмачами в то время называли переводчиков.

 Смутное время – гражданская война, столкновение всех сословий и чиновничьих групп, приведших к параличу центральной власти.

(борьба боярских группировок за власть).

Регулярная армия – постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная.

Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинность.

 Мануфактура – предприятие, где существует разделение труда на отдельные операции, с применением труда наёмных рабочих.

Коллегии – органы центрального управления, заменили приказы.

 Сенат – высший правительственное учреждение, обладающий законосовещательными, распорядительными и судебными функциями.

 Абсолютизм – неограниченная монархия, (в России такая форма правления называлась самодержавием).

 Синод – отдельная коллегия, которая занималась религиозными делами.

   Барщина – повинность зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работа крестьянина  в господском хозяйстве с собственным  инвентарем на земле.

   Оброк – форма платежа зависимого крестьянина, либо деньгами или продуктами труда

Сложен 17 и 18  век, не так там было все просто. Из далекого прошлого нам пришли письмена – рукописи.

                                                   Слайд

Игра «Ветер и рукописи»

      Мы исторические деятели  XVII и XVIII века, вам будущему поколению XXI веку шлём  грамоту, которая поможет вам по сложной дороге истории перейти из века XXI в XVIII век, но для этого постарайтесь угадать наши имена.

        1.«Я основатель новой династии царей, избран на Земском соборе в 1613 году».                                                (Михаил Романов)

       2.   «Я, ребята, по национальности мордвиин, Патриарх всея Руси, именно мне Алексей Михайлович Романов поручил осуществить церковную реформу»                                                                                                                                         (Никон)  

       3.    «Я же несгибаемой воли человек, сторонник старой веры, испытал в своей жизни много страданий, долго был в сибирской ссылке, о своей жизни написал произведение « Житие протопопа им самим написанное».                                      (Протопоп Аввакум)

       4.     «Я уроженец станицы Зимовейской, под моим командованием небольшая флотилия кораблей разгромила флот иранского шаха, в 1671 году меня предала казацкая верхушка, хотя именно я поднял восстание с боярами, воеводами и другими притеснителями народа ».                                                                   (Степан Разин)

       5.    «Я, ребята, первый император России, при мне России стала обладательницей мощной армии и флота, я прорубил окно в Европу».

                                                                                   (Пётр I)                                          

Проверка теста

                

                            Опрос по §

     - Для того, чтобы наше путешествие продолжилось, нам необходимо, с вами ребята разбираться в  обстановки эпохи 18 века.

     -Каковы были главные направления экономической политики Петра I?

     - Докажите, что в сельском хозяйстве при Петре Первом произошли изменения?

     -  В чём, на ваш взгляд причины бурного роста мануфактур в первой четверти 18 века?

     - Какие итоги экономического развития России в первой четверти XVIII века вы считаете главными и почему?

Физкультминутка.

III. Формирование новых знаний.

 1. Сообщение темы и цели  урока.

   

Слайд

«Народные движения первой четверти XVIII века»

     - Запишем ребята, тему урока в тетрадь.

    - Как вы думаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке?

    - Чему должны научиться?

Слайд

Цели урока

     1) выяснить причины народных выступлений  в царствование Петра I;

     2) рассмотреть ход восстаний и их историческое значение.

     3) развитие умений самостоятельно работать с учебником, делать выводы.

     4) воспитание самостоятельности, инициативности.    

По какому плану мы разбираем восстание?

 2. Самостоятельная работа учащихся по учебнику: страница 131 «Причины народных восстаний».

    - Представьте себе, что вы в архиве перед вами документ, из которого вы должны узнать причины народных движений, для этого сейчас вы самостоятельно прочитаете подпункт § «Причины народных восстаний».

    - Поможет вам не запутаться и правильно ориентироваться в тексте учебника памятка (на каждого ученика)

«Алгоритм анализа политических событий и явлений»  

           1. Каковы причины события и явления?

          2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

          3. Какую цель преследовали люди в ходе данного события?

          4. Какими способами люди добивались поставленной цели?

          5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

          6. Как можно в целом оценить данное событие или явление?

         7. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события, явления?      

     - Ребята, отвечаем на первый вопрос памятки.

                                     Слайд

                   Причины народных восстаний

1.Рост налогов, дополнительные платежи местных чиновников.

2.Рекрутские наборы.

3.Насильственный сгон  крестьян на строительство крепостей и каналов.

4.Захват земель у народов Поволжья, Сибири, обращение их в христианство.

5.Преследование старообрядцев.

6.Введение западноевропейских обычаев.

  - Сейчас, ребята, мы с вами оказались на Юго – Востоке России, в  начале18 века здесь произошло крупное восстание. Центром восстания стал город Астрахань. Откройте учебник на странице 127, найдите город Астрахань.

Слайд

Карта «Россия в начале XVII – XVIII в»

      Работа по карте.

 3.Рассказ учителя с элементами беседы.  

            Астраханское восстание

   В 18 веке г Астрахань Рассказ учителя о восстании в Астрахани. В начале 18 века произошло одно из крупнейших восстаний в юго-восточной части России. Вспыхнув в Астрахани, восстание быстро распространилось на соседние города: Черный и Красный Яр, Гурьев, Терки и прилежащие к ним территории. Восстание продолжалось более 6 месяцев и вызвало серьезную тревогу правительства. Астрахань -  это Восточные ворота России, здесь торговали не только русские  купцы, но и персидские, армянские и даже индийские. Северная война со Швецией, проводимые государственные и местные реформы, реорганизация армии, строительные работы и другие мероприятия царя требовали огромных финансовых затрат и рабочей силы. Мероприятия в области быта, задевавшие национальные и религиозные чувства народа, в значительной мере усиливали недовольство и брожения в стране. В городах Нижнего Поволжья брожение оказалось особенно сильным, так как здесь были сильны традиционные вольнолюбивые настроения. Тяжесть гнета и произвол в Астрахани усилились, как только воеводой стал Т. Ржевский. На многочисленные жалобы стрельцов и солдат, посадских людей, пытавшихся найти справедливость и защиту от произвола полкового начальства и местных властей, воевода Ржевский не реагировал, а порою и наказывал жалобщиков. Обстановка в Астрахани продолжала накаляться. В начале 1705 года был дан указ о снижении хлебного жалованья стрельцов. По городу ходили слухи о том, что воевода хочет убавить и денежное жалованье. Летом 1705 года воевода стал внедрять в жизнь указ об обязательном ношении иностранного платья и брадобритии Петра I, что переполнило чашу терпения населения Астрахани, поскольку эти нововведения сопровождались насилием и издевательствами.

Ребята, что послужило причиной восстания?

   

                                               Слайд

Астраханское восстание

(1705 -1706 год)

   - Ребята запишите дату и  названия восстания; 

Работа с документом.  

   - Ребята, у вас на парте на листе  под номером 2 документ – челобитная астраханцев к Петру I. Прочитайте и ответьте на вопрос: «Что послужило поводом к восстанию?»

                     Челобитная астраханцев к Петру 1.

 В челобитной Петру I астраханцы жаловались, что по приказу воеводы «у мужска и женска» полу русское платье обрезали не по подобию и обнажали перед народом, и всякое ругательство чинили, и от церквей отбивали, и их били, и усы и бороды ругаючи обрезывали с мясом.

Что послужило поводом к восстанию? (Введение нововведений, сопровождающееся насилием)

 Учитель: Своей основной задачей заговорщики считали захват власти, уничтожение ненавистных «начальных людей», отмену непосильных поборов и повинностей. Поводом к выступлению послужил указ о

запрещении русского платья и ношения бород, который проводился в Астрахани самыми варварскими способами.

    - Опасаясь распространения восстания на приволжские области и Дон, царское правительство готовилось к решительному подавлению восстания в Астрахани. Петр I лично приказал фельдмаршалу Б.П. Шереметьеву выступить в Астрахань с большой армией. Одновременно Петр I отправил в Астрахань грамоту с предписанием прекратить «смуту» и повиноваться «в смирении» царской власти.

    Тем временем войска Шереметьева, усмирив Черный Яр и Терки, направлялись к Астрахани. Город готовился к обороне, которую возглавил атаман Е. Зиновьев. Подошедшие к Астрахани 11 марта 1706 года войска Шереметьева после нескольких часов штурма овладели Земляным городом. Остальные восставшие отступили в Белый город.

    Шереметьевым был использован метод «военной хитрости». Тем, кто сдастся и перейдет со стороны изменников на сторону государства, обещали выдать бесплатный хлеб. К Б.П. Шереметьеву были отправлены парламентеры с повинною, о помиловании и приглашением войти в город.

    Утром 13 марта  1706 года из ворот Белого города вышли старшины, урядники и рядовые всех полков. Фельдмаршал приказал им сдать оружие. Астраханцы в знак покорности вынесли к Вознесенским воротам топор и плаху. Построив свои полки, фельдмаршал двинулся к кремлю. На всем пути следования от Вознесенских до Пречистинских ворот, «по обе стороны улицы, астраханцы все лежали на земле», а у кремля встречал фельдмаршала митрополит. Шереметьев, приняв у него печать и ключи города, объявил астраханцам с высокого крыльца Приказной палаты, что по указу Петра I вина их предается забвению и что отныне они по-прежнему должны, верно, служить царю. Затем фельдмаршал назначил людей, которым поручилось сделать перепись населения города и привести его к присяге. Но после этого было следствие, арестовано 500 человек, казнено 350.Так закончилось одно из самых крупных городских восстаний в Астрахани.

    - Какой урок мы можем извлечь из этого восстания (необходимо проводить более мягкую политику).

http://www.history.astrakhan.ws/narod_vost3.php

                                                          Слайд

Народное движение.

Астраханское  восстание.

Дата.  Район восстания.

1705 – 1706 гг. Нижняя Волга.

Причины восстания.

Высокие налоги.

Произвол местных властей.

Насаждение нововведений,  сопровождающееся насилием.

Форма восстания.

Городское восстание.

Движущие силы.

Посадские стрельцы.

Лидер.

Яков Носов.

Основные события.

Создание выборного правительства.

Поход на Царицын.

Результат.

Подавлено.

  Восстание Кондратия Афанасьевича Булавина

    - Мы с вами продолжим наше путешествие по XVIII веку, но немного Северо-западнее Астрахани. Сейчас мы с вами будем выяснять причины другого восстания.

    - Попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян вызвали одно из самых массовых восстаний XVIII века – под руководством казака -  К. А. Булавина.

    - В чем вы видите причины этого восстания?

    - Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении? (казаки, беглые крестьяне)

    -Запишите, ребята, название и дату восстания.

Слайд

Восстание Кондратия Афанасьевича Булавина(портрет Булавина)

1707 -1708 гг

    Информацию о Кондратии Афанасьевиче Булавина нам расскажет Ирина.

    (Родился ок. 1660—1708), руководитель казацко-крестьянского восстания 1707—1709. Атаман в Бахмуте, в 1705 организовал нападение на казённые солеварни Изюмского полка, чьи земли и промыслы ранее принадлежали казакам. В 1708 овладел городом Черкасском, где был провозглашён войсковым атаманом. Стремился к распространению восстания за пределы Донской области. Погиб в результате заговора “домовитых” казаков

 Ход восстания

    Долгорукий в октябре 1707 года, в   соответствии  с  указом  Петра 1   должен  был  во  всех казачьих  городках”  выявить  беглецов  и  вместе  с  семьями  отправить  их  “в  те  городы  и  места, откуда  кто  пришёл”. Долгорукий  с  отрядом  в  200 человек  и  140  казаками  начал  сыск  беглых  по  Дону  и  его  притокам. Он пошёл  из  Черкасска  вверх  по  Дону. Его  розыск  сопровождался  крайними  жестокостями. Недовольных  розыском, возглавил  К. А. Булавин, атаман  Трёхизбянской  станицы, к  нему  собрались  многие  люди.  

                  В  ночь  на  9  октября   Булавин  с  отрядом  напал  на  Долгорукого. Восставшие  убили князя  и  других  офицеров, всего  17  человек. Булавин  разослал  воззвания, призывая  всех  в повстанческое  войско. Он  планировал  поход  на  Азов  и  Таганрог, а  весной  следующего  года – на  Воронеж  и  Москву. Вскоре  отряд  Булавина  встретился  с  казаками  во  главе  с  атаманом Максимовым. До  поздней  ночи  длился  бой. Восставшие  потерпели  поражение, многие  попали  в  плен. Булавин  сумел  вырваться  из  окружения, бежал  в  Запорожскую  Сечь. Там  он  призывает  запорожцев  присоединиться  к  восстанию, и  вокруг  Булавина  начали  собираться  запорожские  казаки. В  это  же  время  большое  движение  началось  на  Дону. Весной  1708 г.  восстание  охватило  также  Козловский  и  Тамбовский  уезды, прилегавшие  к  Дону. В  Воронежском  уезде  крестьяне, горожане, казаки  захватили  города  Борисогребск  и  Бобров, ряд  селений, убивали  воевод  и  подьячих, избирали  на  началах  казачьего  самоуправления  атаманов, есаулов.   В  марте  1708 г. центр  восстания  переместился  в  Пристанский  городок  на  Хопре. Туда  приехал  Булавин. Было  решено  идти  на  Черкасск. Пётр 1  вызвал  из  армии   майора  В. В.    Долгорукого, брата  убитого  сыщика, выделил  ему  32  тысячи  человек. Черкасская  старшина  мобилизовала  казаков  и  вместе  с  отрядом  из  Азова  и  калмыцкой  конницей  выступила  навстречу  Булавину.

                 Повстанцы  жестоким  напуском  неожиданно  ударили  и  разбили  противника. Восставшие  “многих  побили  до  смерти  и переранили”, Взяли  обоз  с  денежной  и  пороховой  казной. Когда  повстанцы  подошли  к  Черкасску, казаки  выдали  Булавину  атамана  Максимова  и  других  старшин. По  приговору  круга  их  казнили. Многих  старшин  посадили  под  арест, разослали  по  городкам. Их  имущество, церковную  казну  конфисковали, разделили  среди  повстанцев. Снизили  цены  на  хлеб. Круги  созывались  очень  часто. На  одном  из  них  Булавина  избрали  атаманом.

                  Силы восставших разъединились. Один отряд отправился к Изюму, другой на Саратов, третий (во главе с самим Булавиным) – на Азов. Неудача под Азовом заставила его вернуться в Черкасск. Здесь против него был составлен заговор знатных казаков, которые убили его  7 июля 1708 года. Но и после его смерти восстание продолжалось повстанцам удалось захватить Царицын и осадить Саратов. Царским войскам вскоре удалось захватить Черкасск и другие мятежные города. Было казнено более 200 булавинцев. Однако сопротивление продолжалось до марта 1709 года. А крестьянские волнения в 60 уездах не прекращались вплоть до конца 1710 года.

http://www.5ballov.ru/referats/preview/20647

    - Чем было вызвано восстание под предводительством Кондратия Афанасьевича Булавина? (Попытки ограничить казачье самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян.)

                                                          Слайд

Народное движение.

Восстание К.А.Булавина.

Дата.  Район восстания.

1707 – 1708. Дон.

Причины восстания.

Ограничение казачьего самоуправления.

Розыск беглых крестьян.

Принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений.

Форма восстания.

Крестьянская война.

Движущие силы.

Крестьяне, казаки.

Лидер.

Кондратий Булавин.

Основные события.

Походы на Азов, Изюм, Саратов.

Результат. Значение.

Подавлено.

Сохранили выборное самоуправление.

Более гибкая политика в отношении крестьян.

 

    К сожалению, мы вынуждены оставить Дон,  вновь ветер путешествий нас гонит дальше к Уральским горам.

    Мы выясним причины, ход и особенность. Какого восстания?

                            Слайд

 «Башкирское восстание 1705 – 1711 гг»

Слайд «Башкиры»

Главными причинами массового выступления башкир стали участившиеся захваты русскими помещиками башкирских земель и непомерно тяжелые налоги. Поводом к восстанию стало прибытие в Уфу царских чиновников для  сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Стремясь собрать больше денег, они ввели 72 новые  статьи налогов. В числе других был введен и налог «на серые и черные глаза». Издеваясь над башкирами, они оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям.  Возглавила движение местная родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей они направляли против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки Турции. Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства  османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в подданство.

 Восставшие были обвинены центральными властями в стремлении образовать самостоятельное башкирское государство под протекторатом Османской империи. Восстание удалось ограничить, а затем и подавить лишь через несколько лет в 1711 году. http://hronos.km.ru/sobyt/bashk1704.html

 Чем, ребята восстание башкир, отличается от двух других? (Оно носило ярко выраженный национальный характер)

                         

                                                          Слайд

Народное движение.

Башкирское восстание.

Дата.  Район восстания.

1705 – 1711 гг. Южный Урал.

Причины восстания.

Захват русскими помещиками башкирских земель.

Непомерно тяжелые налоги.

Насильственное обращение в христианство.

Форма восстания.

Национально –освободительное восстание.

Движущие силы.

Башкиры.

Лидер.

Знать и духовенство.

Основные события.

Истребление русских.

Обращение за помощью к Турции.

Результат. Значение.

Подавлено.

Уважение национальных традиций и обычаев народов России.

                                             Слайд   

 Выступление работных людей. 1720 – 1722 гг.

    -Что послужило толчком возникновению новой общественной группы – работных людей (развитие мануфактурного производства)

 В чем, по – вашему мнению, причины этих выступлений? (Тяжёлые условия труда, низкая оплата труда, многомесячные отрывы от семей)

  Самыми массовыми и частыми были волнения на уральских заводах. Наиболее распространенной формой протеста были побеги. При сооружении Екатеринбургского завода практически все приписанные к его строительству крестьяне разбежались. Вместе с ними бежали и приставленные для охраны солдаты. Беглецы не могли вернуться домой - там их ждала расправа. Поэтому многие из них направились в низовья Волги и Дона, другие скрывались у башкир.

   Волнения рабочих были и на более «благополучных» московских предприятиях, они написали коллективную челобитную на имя   директора Тиммермана, а затем обратились к самому царю во время посещений им этих мануфактур.

                                          Слайд

Народное движение.

Выступления работных людей.

Дата.  Район восстания.

1720 – 1722 гг. Москва. Урал.

Причины восстания.

Тяжелые условии и низкая оплата труда.

Форма восстания.

Бегство с заводов, подача челобитных (жалоб)

Движущие силы.

Крепостные крестьяне.

Лидер.

Основные события.

Результат. Значение.

Подавлено.

1723 г. Петр 1 издал указ об улучшении положения рабочих.

                                                Слайд

«Религиозные выступления»

 Проводившиеся в стране реформы предполагали ещё больший отход от многовековых традиций, которые существовали на Руси.  Поэтому царь ви- дел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны.

    В чем, по вашему мнению, причины религиозных выступлений? (Притеснения старообрядцев, так как, ПётрI видел в старообрядчестве тормоз на пути развития страны).

     Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении? (Крестьянство, так как старообрядческие общины по своему составу в основном были крестьянскими).

    При Петре I старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Заключённый по старым обрядам брак не признавался действительным. В 1716 году для старообрядцев были установлены государственные подати в двойном размере. Старообрядцев направляли на строительство металлургических и оружейных заводов., их обязали одеваться в нелепые одежды, по которым можно было сразу определить, что это человек «второго» сорта.

-Чем закончились все восстания? (подавлены)

- Почему?

- Был ли смысл в народных движениях?

-Каково значение народных выступлений?

 Несмотря на жестокое подавление народных выступлений, их значение было весьма серьёзным.Когда не существовало иных способов заявить о  своем неудовольствии, народные выступления были единственным  средством , заставлявшим власть  изменять свою политику  в отношении различных слоев населения.

- Так выступление на Дону и в Запорожье отсрочили отмену казачей автономии.

- Крестьянские восстания вынуждали власти быть более гибкими в вопросах розыска беглых крестьян и не усиливать и без того высоких пошлин.

 - Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями народов России.

 -  Выступления работных людей  заставили царя в 1723 году издать указ, в котором он требовал содержать работников «порядочно, без всяких напрасных нападков» и устанавливал более справедливые нормы оплаты труда.

 ВЫВОД:  Таким образом, народные движения первой четверти XVIII века были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства, связанного с реформами, проводимыми в стране.

 IV. Обобщение. Итог.

Чтобы нам вернуться в XXI нам, необходимо правильно ответить на вопросы теста.

                                                Слайд

                                            Тест

          Отметьте правильные положения.

1. Причинами народных восстаний при Петре 1 являлись:

а) насильственное привлечение населения на строительство

Санкт- Петербурга, каналов, укреплений в других районах страны;

б) непрочность царской власти

в) захват земель у местного населения на осваиваемых территориях;

г) преследование старообрядцев;

д) нововведения Петра 1 в быту (обрезание бород и т. п.).

е) насильственное насаждение православия на осваиваемых территориях;

ж) приписка крестьян к заводам;

2. Кем были эти люди,

почему их имена вошли в историю нашей страны?

  Яков Носов

Афанасий Булавин

Карточка № 3

Почему восстания были подавлены?


Карточка № 3

Был ли смысл в народных движениях?


Карточка № 3

Какого значение народных выступлений?

________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."

Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения   материал...

конспект урока "Движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность движения."

Данную работу можно использовать при изучении темы в 9 классе: «Кинематика». Материал предназначен для повторения и обобщения темы. Работу можно использовать в качестве повторения   материал...

План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....

Конспект урока Движение воды в океане

Виды движения воды в океане и их причины. Разница между волнами и океаническими теченичми...

Конспект урока "Движение искусственных спутников Земли"

Цель урока:   изучить физические основы запусков искусственных спутников Земли.Задачи урока:Образовательные: изучить движение тел в гравитационном поле Земли; вывести формулу первой космической с...

Конспект урока "Движение тела по окружности"

Цель урока:   повторить виды механического движения, познакомить учащихся с новыми понятиями: движение по окружности, центростремительное ускорение, период, частота; выявить на практике связь пер...

Конспект урока "Движение тела, брошенного горизонтально"

Цель урока:       вырабатывать навыки решения задач на движение тела, брошенного горизонтально; развивать логическое мышление; воспитывать познавательную и коммуникативну...