Обострение международных противоречий на рубеже XIX-XX вв.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс

Тема: Обострение международных противоречий на рубеже XIX-XX вв.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся по теме» Завершение колониального раздела мира»

Работа по карте (Приложение 1).

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Причины конфликтов между индустриальными державами.
  2. Испано-американская война.
  3. Завоевания Японии.
  4. Обострение противоречий между европейскими державами.
  5. Создание Антанты.
  6. Дипломатия Германии.
  7. Пафифизм и милитаризм.
  1. Причины конфликтов:
  • ограниченность  рынков, куда бы могли европейские державы сбывать свои товары;
  • борьба за территории между ведущими индустриальными державами мира, которые ещё не были захвачены, за передел мира.
  1. Испано-американская война 1898-1899 гг.

Первой войной новой эпохи за перераспределение колоний была испано-американская война, в которой США одержали победу.

Поводом к войне для США стало начало восстания в Испании за национальное освобождение. Это восстание охватило и Филиппины.

По условиям мира США получили:

  • Филиппины;
  • Островами Гуам в Тихом океане и Пуэрто-Рико в Карибском море;
  • Испания была лишена флота и была вынуждена согласиться на требовании Германии о продаже ей Каролинских и Марианских островов.
  1. Завоевания Японии.

На путь колониальных захватов вступила и Япония.

Как вы думаете почему? (Ограниченность природных ресурсов ).

Япония быстро вытеснила иностранных конкурентов со своего рынка, в результате дешевизны рабочей силы и самостоятельно начала торговую экспансию в Китай и Корею.

В особенности Япония обратила своё внимание на Корею. В 1894 г. она её захватила. Это вызвало обострение японо-китайских отношений. В 1895 г. Китай был вынужден заключить мир. Он уступил Японии ряд островов, в том числе Тайвань (Формозу) и Ляодунский полуостров.

Усиление позиций Японии  в Китае обеспокоило Россию.

Как вы думаете почему? (Россия сама стремилась к экспансии Маньчжурии и Кореи).

После японо-китайской войны Япония по требованию России  отказалась от Ляодунского полуострова, но в тоже время начала готовиться к войне с ней.

В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония одержала победу, поскольку в тот период в России началась революция.

Итог войны:

  • Россия отказалась от претензии на Корею;
  • Япония получила южную часть о. Сахалин, курильские острова и Ляодунский полуостров

В 1907 г. между Японией и Россией при посредничестве Англии было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признавала сферой  японского влияния  Южную Маньчжурию и Корею.

Однако это лишь на время снизило остроту противоречий в регионе.

  1. Обострение противоречий между европейскими державами.

В последние десятилетия XIX века наметился раскол Европы на два противостоящих друг другу военных блока.

Тройственный союз (до 1915)

Германия

(1979)        Австро-Венгрия        Италия

        (1979)        (1882)

Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).

Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией.  После этого, в 1882 году, к ним присоединилась Италия.

20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне.

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью.

. В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

Антанта (1907)

        Англия        Россия        Франция

  1. Дипломатия Германии.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 246.

Задание: прочитать и ответить на вопрос: какова была политика Германии в конце XIX начале XX веков?  ( Германская политика носила изменчивый характер.  Сначала стремилась заключить союз с Россией в 1905 году. Затем с Англией. Однако это ни привело ни к каким результатам. В итоге Германия накануне мировой воны была самым сильным и агрессивным государством).

  1. Пацифизм и милитаризм.

К войне готовились все страны Европы. Во многих из них существовали сильные антивоенные настроения, называемы пацифистскими. 

Пацифизм – это отрицание войны как средства достижения политических целей.

Милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

  • Пангерманизм – это политика, направленная на установления  европейского и мирового господства.
  • В Великобритании была распространена убеждённость в необходимости защиты британского господства на морях и колониальной империи.
  • В США  утвердилась идея американской исключительности и особого призвания Соединённых Штатов осуществлять руководство морями.

Реваншизм – это стремление отомстить за поражение и взять верх над бывшим противником.

Таким образом, мир оказался на пороге Первой мировой войны.

VI. Домашнее задание:

  • Параграф 28 прочитать
  • Повторить весь курс Новой истории за 8 класс и подготовиться к итоговой контрольной работе по теме «Мир в XIX-начале XX вв.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики для 6 класса "Отношение между понятиями: соподчинение, противоречие, противоположность"

Урок проводится с учащимися 6 класса. Урок изучения нового материала, в ходе которого учащиеся знакомятся с отношениями соподчинения, противоречия и противоположности. Урок развивает познавательный ин...

План урока "Обострение противоречий на международной арене в конце 19-начале 20 века и Первая мировая война.

План урока по названной теме составлен с использование электронных образовательных ресурсов....

«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».

«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». Насилие всегда было неотъемлемой частью жизни человекаТеодор Драйзер писал: «Насилие так неотъемлемо ... что именн...

Обострение соперничества между Россией и Турцией в Северном Причерноморье.

Назовите причины появления некрасовцев на Кубани?Каковы причины их последующего переселения?Почему некрасовцы смогли сохранить самобытную культуру и традиции на протяжении более чем двухсот лет?...

Консультация "Трудности весеннего обострения у обучающихся с ОВЗ в весенний период"

Весна – время года, когда обостряются хронические заболевания. Любые изменения для организма – это своеобразный стресс....

Сезонные обострения у несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами.

Буклет. Сезонные обостренияу несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами....