«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
статья по теме

Семерникова Юлия Игоревна

«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».

 

Насилие всегда было неотъемлемой частью жизни человека

Теодор Драйзер писал: «Насилие так неотъемлемо ... что именно ему мы обязаны зрелищем, именуемым жизнь». Проблема насилия прослеживается во многих сферах жизнедеятельности человека.  Как правило, различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие.

Сегодня наряду с остальными сферами эта проблема затронула и одну из важных сфер жизни человека – образование.

В образовании насилие было, есть и будет, потому что школа не отделена от реалий жизни.  Чаще всего пострадавшей стороной представляют ученика.

В образовании под «насилием» обычно понимают эмоциональное или физическое насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школы.

Говоря об этой проблеме в образовании, как правило, первое, что приходит на ум - это неправомерные действия учителя по отношению к ученику, ущемление прав и оказание психологического давления на ученика.

Но в последние годы в прессе появляются статьи об учителях, подвергающихся издевательствам со стороны своих учеников. В наше время учитель, лишенный общественного уважения, также оказался в «группе риска».

Александр Солженицын писал «Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника»,  Может быть учителям, действительно, не хватает именно  этой подготовленности? Возникает вполне логичный вопрос: что же делать?

Проблема насилия учителя в школе актуальна не только в России, но и за рубежом. В разных странах эта проблема решается по-разному.

Во Франции  в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше за подобное поведение можно было отделаться общественными работами.

В феврале 2005 года премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах.

Прошлой осенью профсоюз учителей Испании призвал правительство принять срочные меры по их защите. «В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15% педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73% – постоянным оскорблениям», – отмечается в обращении.

В Швеции правительство обещало навести порядок в сфере образования. Нарушителей спокойствия скоро можно будет удалять из класса и задерживать после уроков для разъяснительных бесед.

Что касается России, то сегодня в большинстве случаев учитель в глазах детей уже не является авторитетом, как это было раньше. Сегодня учитель - это работник сферы услуг.

На сегодня складывается такая ситуация, когда педагог является социально-незащищенным в образовании, хотя играет отнюдь не последнюю роль,  являясь связующим звеном. 

Каковы же пути решения проблемы?

В первую очередь, необходимо понять суть агрессии детей.  Учитель обязан знать детскую психологию и предупреждать всевозможные конфликты.

Во-вторых, основная причина детской агрессии по отношению к учителям кроется в человеческих и профессиональных качествах самих педагогов.  Ребенка нужно уметь чувствовать, понимать.

Основой плодотворного сотрудничества  учителя и ученика является взаимопонимание. Если оно достигнуто, ребенок всегда будет мотивирован и положительно настроен на общение и работу.

Одним из таких примеров плодотворной работы и взаимопонимания учителя и ученика является участие российских и зарубежных школ в международном проекте «Connecting classrooms” («Партнерство между школами»), организованным Британским советом.

с точки зрения взаимоотношений учителя и ученика являются основными целями проекта:

1.Вовлечение (INCLUSION) всеx школьных сообществ (ученики, учителя, родители и т.д.) в международный проект CONNECTING CLASSROOMS c учетом их особых потребностей.

2. Развитие лидерских качеств учащихся (Student’s Voice).

Зачастую мы, учителя, не даем ученику возможности высказать свое мнение, так считаем, что ребенок недостаточно зрел, опытен или компетентен в какой-либо теме.  Если же есть необходимость обсудить какую-либо тему, то мы сами направляем ученика:
- даем план ответа
- подбираем подходящие фразы, мысли цитаты – фактически тем самым подталкиваем ученика к ответу, который мы хотим услышать, а не к тому, что думает он сам. Такими действиями мы не только лишаем ребенка права на собственное мнение, но и демотивируем его, а иногда и вызываем агрессию.
Проект Connecting Classrooms дает ученикам возможность высказаться по актуальным темам и проблемам. Поразительно то, что в ходе тренингов и дискуссий дети раскрываются совсем с иной стороны, нежели в школе. И что удивительно, подростки, которые увлекаются модой, музыкой современными трендами жизни, так же  неравнодушны к современной действительности, проблемам как и взрослые. 

На тренингах, проходивших в Британском Совете, ребята обсуждают такие проблемы, как сделать чище и улучшить район, где они учатся и живут, как помочь инвалидам адаптироваться в современной жизни и не чувствовать себя лишними, как улучшить  и модернизировать программу обучения в школе и систему образования  в целом.
Проект позволяет детям выражать свое мнение без страха быть раскритикованным учителем, но в то же время помогает учителям научиться слушать детей, позволить им общаться с учителями на равных, воспринимать детей и их мысли без особой критики, а пытаться вникнуть и дискутировать. 

Как известно, в споре рождается истина. Что есть спор? Можно сказать, что спор – это эмоциональный диалог собеседников. Ключевое слово здесь диалог. Ребенок готов на диалог, но готов ли учитель? Диалог – это первый шаг к умению слушать и слышать, это первый шаг к сближению и становлению дружеских отношений между учеником и учителем .

Установление дружеских отношений, умение взаимоуважительно общаться успешно реализовывается в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, что способствует не только развитию личностных качеств учеников, возможности проявить себя и получить новые знания и навыки общения, но и развить командные навыки работы учеников и их учителей.

Так, ученики-участники проекта приняли участие в московской межшкольной конференции международного проекта в Британском Совете, где совместно с учителями ребята обсуждали планы развития проекта внутри школы, между школ и на международном уровне.

Необходимо отметить, что подготовка к таким конференциям и семинарам – тренингам проходит совместно с учителем-координатором, что положительно влияет на сближение учителя и ученика, формирует навыки коллективной и продуктивной работы.

Такого рода мероприятия способствуют сближению учителя и ученика, учат находить общий язык и быть толерантными друг к другу. 

Ярким примером такого общения – сотрудничества можно назвать и наше последнее мероприятие – проведение международного выездного семинара по проблемам конфликтов и толерантности в школах.

Ребята  не только обсуждали проблему взаимоотношений учеников и учителей, но и искали пути решения конфликтов. Помимо семинаров и командных заданий, проводимых учителями, были организованны круглые столы, где ребята делились своими идеями и вместе с учителями искали пути решения проблемы.

Помимо этого, ребята работали с «книгой», изданной  Британским советом “Tolerance through languages” . Это не учебник, а скорее «книга жизни», цель которой наглядно показать и объяснить, что значит быть толерантным, как это влияет на общение с окружающими людьми и сферы деятельности человека.

Проект Connecting Classrooms является уникальным в своем роде проектом на сегодня. Он позволяет не только общаться детям школ-партнеров на международном уровне, но и развивает командный и дружеский дух в общении и совместной работе ученика с учителем при выполнении различных заданий

Тем самым проект помогает решать проблему агрессии по отношению к учителю, а при помощи различных средств (таких как обсуждение и обучение толерантности в общении) помогает детей и учителей быть терпимее друг к другу.

Закончить выступление хотелось бы словами знаменитого композитора и пианиста Фридерика Шопена, сказавшего следующее: «Вежливостью достигнешь больше, чем насилием»

 

Спасибо за внимание.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasilie_v_obrazovatelnoy_srede.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».

Насилие всегда было неотъемлемой частью жизни человека

Теодор Драйзер писал: «Насилие так неотъемлемо ... что именно ему мы обязаны зрелищем, именуемым жизнь». Проблема насилия прослеживается во многих сферах жизнедеятельности человека.  Как правило, различают физическое, психологическое, моральное, интеллектуальное, экономическое, политическое, идеологическое и религиозное насилие.

Сегодня наряду с остальными сферами эта проблема затронула и одну из важных сфер жизни человека – образование.

В образовании насилие было, есть и будет, потому что школа не отделена от реалий жизни.  Чаще всего пострадавшей стороной представляют ученика.

В образовании под «насилием» обычно понимают эмоциональное или физическое насилие, совершаемое детьми или педагогами в отношении учеников школы.

Говоря об этой проблеме в образовании, как правило, первое, что приходит на ум - это неправомерные действия учителя по отношению к ученику, ущемление прав и оказание психологического давления на ученика.

Но в последние годы в прессе появляются статьи об учителях, подвергающихся издевательствам со стороны своих учеников. В наше время учитель, лишенный общественного уважения, также оказался в «группе риска».

Александр Солженицын писал «Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника»,  Может быть учителям, действительно, не хватает именно  этой подготовленности? Возникает вполне логичный вопрос: что же делать?

Проблема насилия учителя в школе актуальна не только в России, но и за рубежом. В разных странах эта проблема решается по-разному.

Во Франции  в 2003 году был принят закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы. Раньше за подобное поведение можно было отделаться общественными работами.

В феврале 2005 года премьер-министр Японии Коидзуми призвал учителей не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами, чтобы противостоять насилию в школах.

Прошлой осенью профсоюз учителей Испании призвал правительство принять срочные меры по их защите. «В результате опроса, проведенного среди учителей, выяснилось, что 15% педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73% – постоянным оскорблениям», – отмечается в обращении.

В Швеции правительство обещало навести порядок в сфере образования. Нарушителей спокойствия скоро можно будет удалять из класса и задерживать после уроков для разъяснительных бесед.

Что касается России, то сегодня в большинстве случаев учитель в глазах детей уже не является авторитетом, как это было раньше. Сегодня учитель - это работник сферы услуг.

На сегодня складывается такая ситуация, когда педагог является социально-незащищенным в образовании, хотя играет отнюдь не последнюю роль,  являясь связующим звеном.  

Каковы же пути решения проблемы?

В первую очередь, необходимо понять суть агрессии детей.  Учитель обязан знать детскую психологию и предупреждать всевозможные конфликты.

Во-вторых, основная причина детской агрессии по отношению к учителям кроется в человеческих и профессиональных качествах самих педагогов.  Ребенка нужно уметь чувствовать, понимать.

Основой плодотворного сотрудничества  учителя и ученика является взаимопонимание. Если оно достигнуто, ребенок всегда будет мотивирован и положительно настроен на общение и работу.

Одним из таких примеров плодотворной работы и взаимопонимания учителя и ученика является участие российских и зарубежных школ в международном проекте «Connecting classrooms” («Партнерство между школами»), организованным Британским советом.

с точки зрения взаимоотношений учителя и ученика являются основными целями проекта:

1.Вовлечение (INCLUSION) всеx школьных сообществ (ученики, учителя, родители и т.д.) в международный проект CONNECTING CLASSROOMS c учетом их особых потребностей.

2. Развитие лидерских качеств учащихся (Student’s Voice).

Зачастую мы, учителя, не даем ученику возможности высказать свое мнение, так считаем, что ребенок недостаточно зрел, опытен или компетентен в какой-либо теме.  Если же есть необходимость обсудить какую-либо тему, то мы сами направляем ученика:
- даем план ответа
- подбираем подходящие фразы, мысли цитаты – фактически тем самым подталкиваем ученика к ответу, который мы хотим услышать, а не к тому, что думает он сам. Такими действиями мы не только лишаем ребенка права на собственное мнение, но и демотивируем его, а иногда и вызываем агрессию.
Проект Connecting Classrooms дает ученикам возможность высказаться по актуальным темам и проблемам. Поразительно то, что в ходе тренингов и дискуссий дети раскрываются совсем с иной стороны, нежели в школе. И что удивительно, подростки, которые увлекаются модой, музыкой современными трендами жизни, так же  неравнодушны к современной действительности, проблемам как и взрослые.  

На тренингах, проходивших в Британском Совете, ребята обсуждают такие проблемы, как сделать чище и улучшить район, где они учатся и живут, как помочь инвалидам адаптироваться в современной жизни и не чувствовать себя лишними, как улучшить  и модернизировать программу обучения в школе и систему образования  в целом.
Проект позволяет детям выражать свое мнение без страха быть раскритикованным учителем, но в то же время помогает учителям научиться слушать детей, позволить им общаться с учителями на равных, воспринимать детей и их мысли без особой критики, а пытаться вникнуть и дискутировать.  

Как известно, в споре рождается истина. Что есть спор? Можно сказать, что спор – это эмоциональный диалог собеседников. Ключевое слово здесь диалог. Ребенок готов на диалог, но готов ли учитель? Диалог – это первый шаг к умению слушать и слышать, это первый шаг к сближению и становлению дружеских отношений между учеником и учителем .

Установление дружеских отношений, умение взаимоуважительно общаться успешно реализовывается в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, что способствует не только развитию личностных качеств учеников, возможности проявить себя и получить новые знания и навыки общения, но и развить командные навыки работы учеников и их учителей.

Так, ученики-участники проекта приняли участие в московской межшкольной конференции международного проекта в Британском Совете, где совместно с учителями ребята обсуждали планы развития проекта внутри школы, между школ и на международном уровне.

Необходимо отметить, что подготовка к таким конференциям и семинарам – тренингам проходит совместно с учителем-координатором, что положительно влияет на сближение учителя и ученика, формирует навыки коллективной и продуктивной работы.

Такого рода мероприятия способствуют сближению учителя и ученика, учат находить общий язык и быть толерантными друг к другу.  

Ярким примером такого общения – сотрудничества можно назвать и наше последнее мероприятие – проведение международного выездного семинара по проблемам конфликтов и толерантности в школах.

Ребята  не только обсуждали проблему взаимоотношений учеников и учителей, но и искали пути решения конфликтов. Помимо семинаров и командных заданий, проводимых учителями, были организованны круглые столы, где ребята делились своими идеями и вместе с учителями искали пути решения проблемы.

Помимо этого, ребята работали с «книгой», изданной  Британским советом “Tolerance through languages” . Это не учебник, а скорее «книга жизни», цель которой наглядно показать и объяснить, что значит быть толерантным, как это влияет на общение с окружающими людьми и сферы деятельности человека.

Проект Connecting Classrooms является уникальным в своем роде проектом на сегодня. Он позволяет не только общаться детям школ-партнеров на международном уровне, но и развивает командный и дружеский дух в общении и совместной работе ученика с учителем при выполнении различных заданий

Тем самым проект помогает решать проблему агрессии по отношению к учителю, а при помощи различных средств (таких как обсуждение и обучение толерантности в общении) помогает детей и учителей быть терпимее друг к другу.

Закончить выступление хотелось бы словами знаменитого композитора и пианиста Фридерика Шопена, сказавшего следующее: «Вежливостью достигнешь больше, чем насилием»

Спасибо за внимание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация функций информационно-образовательной среды для решения задач обучения

Реализация функций информационно-образовательной среды для решения задач обучения...

Разработка практического занятия "Поиск решения типичных проблем, возникающих среди участников образовательных отношений, в Локальных актах Учреждения"

Практическое занятие, направленное на повышение юридической грамотности педагогов дополнительного образования....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

Навигатор методических ресурсов по профилактике насилия и жестокого обращения с обучающимися в образовательной среде

Представленные пособия, методические рекомендации носят практический характер. Содержание материалов раскрывает феномен насилия в образовательной среде (классификацию, виды и формы насилия, характерис...

ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по данным социологического опроса)

Аннотация: в статье рассматриваются причины, факторы, побуждающие подростков в проявлению девиантного, т.е. отклоняющегося поведения; также рассмотрены основные формы девиантного поведения среди подро...