ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по данным социологического опроса)
статья

Семенова Алена Алексеевна

Аннотация: в статье рассматриваются причины, факторы, побуждающие подростков в проявлению девиантного, т.е. отклоняющегося поведения; также рассмотрены основные формы девиантного поведения среди подростков (на основе социологического опроса), проявляющиеся в образовательной среде .

Ключевые слова: девиатное поведение, причины, формы, образовательная среда, детско-подростковый возраст, отклонения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenova_a_statya.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Семенова

Иркутский государственный университет

ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по данным социологического опроса)

Аннотация: в статье рассматриваются причины, факторы, побуждающие подростков в проявлению девиантного, т.е. отклоняющегося поведения; также рассмотрены основные формы девиантного поведения среди подростков (на основе социологического опроса), проявляющиеся в образовательной среде .

Ключевые слова: девиатное поведение, причины, формы, образовательная среда, детско-подростковый возраст, отклонения.

В современном обществе социальная девиация является довольно значимой проблемой, т.к. подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни человека. Это время для ребенка является самым кризисным и может доставлять множество проблем как для самого подроста, так и нередко для окружающих и близких. Подрастающее поколение нуждается в обеспечении социальной и нравственной здоровой атмосферы, которая может быть обеспечена по большей части взрослыми. Подростки как динамичная социальная группа населения быстро воспринимают происходящие социальные изменения, претерпевая значительные изменения в своем мировоззрении, взглядах, культурных установках, усваивая как позитивные, так и негативные их примеры[1, с. 123].

Девиантность может проявляться как у здорового человека, так и у человека с психологическими отклонениями. У отклоняющегося поведения, как правило, нет возраста и пола, но всегда есть причины. Девиатные подростки как правило агрессивны, вспыльчивы, импульсивны, также могут проявляться поведенческие черты повышенного уровня тревожности, депрессивности, апатии, возможны суицидальные настроения. Зачастую, таким подросткам тяжело выстраивать отношения с окружающими – в частности, с родителями, учителями, что в свою очередь вызывает большие затруднения в их воспитании и обучении[2, с. 39].

В современном Российском обществе понятия «девиация» и «девиантное поведение» характеризуются нестандартностью, многогранностью и масштабностью отклонений разной степени и сложности. Следует сказать, что именно в подростковом возрасте чаще всего возникают и закрепляются девиации, т.к. сам по себе подростковый возраст является кризисным и самым сложным периодом в жизни человека. В ходе полового созревания у ребенка происходят гормональные изменения. Подросток в этот период более чувствительными к стрессу, поэтому подростковый период считается периодом уязвимости или периодом, особенно чувствительным к возникновению психологических изменений. В следствие этого, девиации рассматриваются как одна из важнейших особенностей в детско-подростковом возрасте, сложность которой состоит в проявлении трудностей и проблем в различных сферах жизни подростка[3, с. 240].

Для определения причин и форм девиатного поведения, нами был проведен социологический опрос, посвященный проблемам девиаций среди школьников-подростков. Опрос проводился в Центре Образования г. Иркутска в 2022 г. на тему «Профилактика девиантного  поведения  в  современной  школе». Генеральная совокупность респондентов представляла собой учащихся 7-8 классов, а метод сбора данных – анкетный опрос. Количесство респондентов составило 100 чел. Общее количество вопросов в анкете – 15. Мы проанализировали результаты ряда вопрсов, посвященных формам, причинам, факторам отклоняющегося поведения. И респонденты выделяют в большинстве такие формы девиантного поведения как унижение, издевательство над другими – 54%, воровство – 60%, драки, нанесение телесных повреждений – 55%. Мальчики, в частности, также выделяли употребление спиртосодержащих напитков – 50% и курение сигарет – 43%. Такие результаты могут быть основаны на личном опыте респондентов. Т.е., скорее всего, именно в этом классе, школе распространены такие формы девиаций.

Также респондентам был задан вопрос о наличии среди сверстников девиантов. Здесь стоит сказать, что практически половина респондентов ответили, что среди их сверстников много девиантов и чаще всего, по мнению учащихся, такое поведение не зависит от пола. 

Отвечая на вопрос о причинах отклоняющегося поведения, 54% респондентов назвали основной причиной девиатного поведения – конфликты с родителями; неблагополучная ситуация в семье – 47%; напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.) – 40%; непонимание взрослыми трудностей детей – 49%. В основном, данные ответы были выбраны учащимися в возрасте 15-16 лет, поскольку они способны уже более рационально оценивать и анализировать поведение друг друга, а также выявлять причины отклоняющегося поведения. Исходя из ответов опрошенных, можно сделать вывод, что в основном подростки связывают причины девиантного поведения с родителями или другими взрослыми, которые неправильно выстраивают отношения с подростками.

В результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что учащиеся 8-9 классов правильно определяют формы девиаций и их причины, в некоторых вопросах в зависимости от пола ответы различаются. Причины девиантного отклонения учащиеся связывают в основном со взрослыми и с родителями. Также, исходя из проведенного исследования, можно сказать, что сверстники опрошенных проявляют такие формы отклоняющегося поведения, как нарушение дисциплины в школе, употребление алкогольных напитков, курение. Можно предположить, что ответы респондентов основаны на их личном опыте или опыте друзей, знакомых, одноклассников. Безусловно, выявление и профилактика девиантного поведения в детско-подростковом возрасте является важнейшей частью воспитания школьников.

  1. Лозовой В. В. Профилактика наркомании: школа, семья: учеб. пособие / В. В. Лозовой.  Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000.  168 с.
  2. Жигинас Н. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания / Н. В. Жигинас // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3. – С. 39-43.
  3. Рабаданова Д. А. Причины девиантного поведения несовершеннолетних и вопросы профилактики / Д. А. Рабаданова, М. М. Гитинова // Сборник научных статей студентов СКИ ВГУЮ. – М. – № 85. – С. 241.

Семенова Алена Алексеевна – студент, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, e-mail: alena_semenova_11@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суицид как форма девиантного поведения подростков

В презентации анализированы результаты проведенного анкетирования подростков на базе БМОУ СОШ№94....

Причины девиантного поведения подростков

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы знаем, что человеческое развитие обусловлено вза...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Причины и мотивы девиантного поведения подростков. Профилактика и коррекция.

Причины девиантного поведения подростков.Профилактика и коррекция....

Причины и последствия девиантного поведения подростков

В данной статье проведён теоретико-методологический анализ понятия "девиантное поведение". Рассмотрен характер девиантного поведения в контексте подросткового возраста, а также, причины и последствия ...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются формы профилактики девиантного поведения среди подростков. Предлагаются различные способы профилактической работы с участием всех участников образовательного и восп...