сценарии уроков
план-конспект занятия (история, 5 класс) на тему

Авек Марина Александровна

сценарии уроков истории достаточно интересные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pa_myatki.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Па мятки

No 1 Каким должен быть устный ответ по истории

1.

Ответ должен строго соответствовать вопросу, поставленно-

му учителем, и раскрывать его.

2.

Ответ состоит из вступления, основной части и заключения.

3.

Ответ должен быть последовательным, включать все основ-

ные факты, термины, географические названия и имена по

данной теме.

4.

Основные мысли следует подтверждать фактами.

5.

При необходимости ответ должен сопровождаться показом

на карте, описанием рисунков и т. д.

No 2 Как ра бо тать с письменным ис то ри че с ким ис то ч ни ком

1.

На зо ви те вид ис то ри че ско го ис точ ни ка.

2.

Про чи тай те заглавие и имя ав то ра до ку мен та (ес ли они име -

ют ся).

3.

Про чи тай те текст, выясните значения неизвестных слов.

4.

Выделите в тексте основные мысли.

5.

Про чи тай те во прос и най ди те на не го от вет в тек сте ис то ри -

че ско го ис точ ни ка.

6.

Под твер жда ет ли этот до ку мент то, что вам из вест но? Или он

про ти во ре чит то му, что вы уже знае те? По про буй те объ яс -

нить это про ти во ре чие.

No 3 План описания ве ще ст вен ных ис то ри че ских

ис точ ни ков (по су ды, ме бе ли, оде ж ды,

пред ме тов бы та и т. д.)

1.

Назовите ав тора и вре мя соз да ния (ес ли они из вест ны).

2.

Назовите ма те ри ал, из ко то ро го из го тов ле на вещь и спо со -

бы её ук ра ше ния (де ко ра тив ные де та ли, рос пись).

3.

Предположите, для че го ис поль зо ва лась эта вещь.

4.

Су ще ст ву ют ли се го дня по доб ные ве щи? Ес ли да, ка кие

имен но, как они из ме ни лись со вре ме нем?

No 4 Как составить план изучаемого текста

1.

Вни ма тель но про чи тай те текст, раз де ли те его на час ти так,

что бы в ка ж дой час ти бы ла за кон чен ная мысль.

2.

Оза главь те ка ж дую часть тек ста. На зва ния пунк тов пла на мо -

гут быть сфор му ли ро ва ны:

а)

как во про сы;

б)

как по ве ст во -

ва тель ные пред ло же ния;

в)

как клю че вые фра зы из тек ста,

от ра жаю щие ос нов ную мысль час ти тек ста.

3.

Про верь те, что бы пунк ты пла на не по вто ря ли друг дру га

и один пункт не был ча стью дру го го.

No 5 Как опи сать рас по ло же ние го су дар ст ва (го ро да)

по кар те

1.

Определите, на ка ком кон ти нен те на хо дит ся го су дар ст во.

2.

Ка кие ре ки, озё ра, мо ря находятся на его территории? Ка -

кие океа ны его омывают?

3.

Ка кие го су дар ст ва (го ро да) граничат с ним (или рас по ла га -

ют ся ря дом)?

4.

Лег ко ли бы ло до б рать ся до это го го су дар ст ва (го ро да)

по во де, по су ше?

No 6 Как со ста вить описание иллюстрации

(ри сун ка, репродукции, ре кон ст рук ции)

1.

Вни ма тель но рас смот ри те иллюстрацию, про чи тай те на зва -

ние и, если есть, имя ав то ра.

2.

Оп ре де ли те, зна ко мо ли вам со бы тие, изо бра жён ное на ил -

лю ст ра ции.

3.

Опи ши те, кто (что) на хо дит ся в цен тре иллюстрации. Обыч но

там рас по ла га ют ся глав ные пер со на жи.

4.

Об ра ти те вни ма ние на вы ра же ние лиц, оде ж ду и дру гие де -

та ли.

5.

Опи ши те, кто (что) ок ру жа ет глав ных пер со на жей.

6.

Пред по ло жи те, на сколь ко прав ди во изображение, ка кие

де та ли вы зы ва ют со мне ние.

26

Раз дел II

Древний Восток

Древ ним Вос то ком на зы ва ют об шир ное про стран ст во в Се -

вер ной Аф ри ке и Азии в эпо ху по яв ле ния и раз ви тия там

древ ней ших го су дарств.

Тё п лый кли мат, раз но об раз ный рас ти тель ный и жи вот ный

мир спо соб ст во ва ли за се ле нию людь ми бе ре гов круп ных рек:

Ни ла (в Аф ри ке), Ев фра та и Ти гра (в За пад ной Азии), Ин да

(в Юж ной Азии), Ху ан хэ (в Вос точ ной Азии). Эти ре ки пе рио -

ди че ски раз ли ва лись. Избыточное увлажнение приводило

к за болачиванию низин в речных долинах. В то же время воз-

вышенные участки страдали от нехватки влаги. Но лю ди на -

учи лись осу шать и оро шать эти плодородные зем ли и соби-

рать с них обильные урожаи. Зем ле де лие ста ло ос нов ным ви -

дом за ня тий, но на ря ду с ним раз ви ва лись ско то вод ст во,

ре мёс ла. Не боль шие по се ле ния пре вра щались в хо ро шо ук ре -

п лён ные го ро да, во ж ди племён ста но ви лись пра ви те ля ми

городов и народов.

ИНДИЙСКИЙ

ОКЕАН

АЗИЯ

АФРИКА

КИТАЙ

ИНДИЯ

ЕГИПЕТ

Г

а

н

г

Я

н

ц

з

ы

И

н

д

Т

и

г

р

Н

и

л

Е

в

ф

р

а

т

Х

у

а

н

х

э

МЕСОПОТАМИЯ

Районы древних государств

Государства в долинах великих рек

36

Егип тя не счи та ли, что умер ший че ло век под вер га ет ся це ло му

ря ду ис пы та ний. По сле всех ис пы та ний он по па дал в зал су да

Оси ри са. Здесь на од ну ча шу ве сов кла ли серд це умер ше го че -

ло ве ка, а на дру гую — пе ро, сим вол бо ги ни ис ти ны. Ес ли серд -

це пе ре ве ши ва ло пе ро, усоп ший при сое ди нял ся к пред кам. Но

ес ли пе ре ве ши ва ло пе ро, то это оз на ча ло, что он вёл греш ную

жизнь. То г да ему вы но си ли об ви не ние и от да ва ли на рас тер за -

ние чу до ви щу.

4

По чи та ние жи вот ных

В Древ нем Егип те бы ли рас про стра не ны куль ты жи вот -

ных. Нередко бо гов изо бра жа ли в ви де жи вот ных или

с не ко то ры ми их при зна ка ми. В ка ж дой ме ст но сти име-

лось своё жи вот ное, служившее объектом поклонения.

Его со дер жа ли при глав ном хра ме свя зан но го с ним бо -

же ст ва. Ес ли свя щен ное жи вот ное уми ра ло, то его тор -

же ст вен но хо ро ни ли при хра ме. Ар хео ло ги от кры ли

мно же ст во та ких за хо ро не ний. Су ще ст во ва ло пра ви ло:

ес ли че ло век убил свя щен ное жи вот ное по не зна нию, то

пла тил штраф, ес ли умыш лен но, то под ле жал смерт ной

каз ни. Ино гда бы ва ло так, что жи вот ное, счи тав шее ся

свя щен ным в од ном мес те, не являлось та ко вым в дру -

Суд Осириса. Рисунок на папирусе

37

гом. Но на иби са, кор шу на, со ко ла охо титься

запрещалось вез де. По все ме ст но по чи та лась

кош ка — свя щен ное жи вот ное бо ги ни Баст.

Культ ко шек был свя зан с тем, что они ис -

треб ля ли гры зу нов — вра гов уро жая.

Сре ди ди ких жи вот ных осо бо по чи та ли

кро ко ди ла. Ему по кло ня лись во мно гих мес -

тах Древ не го Егип та, но наибольшую силу

его по чи та ние при об ре ло в пе ри од воз вы -

ше ния го ро да Фи вы. Кро ко ди лам при пи сы -

ва ли спо соб ность по ве ле вать раз ли ва ми ре -

ки Нил. Они оли це тво ря ли со бой бо га ниль -

ских вод Се бе ка. В ок ре ст но стях Фив

кро ко ди лов по рой за пре ща лось уби вать, да -

же ес ли они уг ро жа ли жиз ни че ло ве ка.

В Древ нем Егип те су ще ст во ва ло мно го бо жие, при ко -

то ром по чи та лся не единый бог, а множество.

Древние египтяне обожествляли животных.

Во про сы и за да ния

1.

Рас ска жи те о главных бо гах Древ не го Егип та.

2.

Ка кие

яв ле ния при ро ды на шли своё от ра же ние в ми фе об Оси ри се?

3.

По че му Оси рис был од ним из са мых по чи тае мых египет-

ских богов?

4.

Со ставь те про стой план ми фа об Оси ри се, ис -

поль зуя па мят ку No 4.

5*.

По че му егип тя не тра ти ли боль шие

сред ст ва на со ору же ние сво их гроб ниц?

Изу ча ем ис точ ник

В «Кни ге мёрт вых» есть та кие сло ва

Я не чи нил зла лю дям.

Я не на нёс ущерб ско ту...

Я не ко щун ст во вал.

Я не под ни мал ру ку на сла бо го.

Я не де лал мерз ко го пред бо га ми.

Я не уг не тал ра ба пред ли цом его гос по ди на.

Кошка — священное

животное богини Баст

115

Древ ние гре ки за ни ма лись так -

же ско то вод ст вом. Из до маш них

жи вот ных са мы ми рас про стра -

нён ны ми бы ли ко зы и ов цы, ко -

торые да ва ли лю дям мя со, моло-

ко, шку ры и шерсть.

Не дра зем ли, бо га тые по лез ны -

ми ис ко пае мы ми, хра ни ли мра -

мор, зо ло то, се реб ро, медь, же ле -

зо. Их до бы ва ли и ис поль зо ва ли при из го тов ле нии ре -

мес лен ных из делий.

3

Древ ние гре ки и мо ре

Ог ром ную роль в жиз ни древ них гре ков иг ра ло мо ре.

Жи те ли по бе ре жья за ни ма лись рыб ной лов лей и тор гов -

лей. Ис кус ст во по строй ки ко раб лей гре ки во мно гом пе -

ре ня ли у ве ли ких мо ре пла ва те лей — фи ни кий цев. Бе ре га

Бал кан ско го по лу ост ро ва из ре за ны ве ли ким мно же ст вом

бухт и бух то чек, в ко то рых мож но бы ло ук рыть ся от не -

по го ды. Гус тая сеть ост ро вов ме ж ду Гре ци ей и Ма лой

Ази ей позволяла до стиг нуть про ти -

во по лож но го бе ре га мо ря, пу те ше -

ст вуя от ост ро ва к ост ро ву, от бух -

ты к бух те. Осо бо при вле ка тель ны -

ми бы ли мел кие пес ча ные бух ты,

где ко рабли вытаскивали на бе рег

во вре мя сто ян ки. Ес ли же ве тер

уно сил ко рабль или лод ку в от кры -

тое мо ре, то пу те ше ст вен ни кам

оставалось только мо литься о спа -

се нии бо гу мо ря По сей до ну.

Древ няя Гре ция делилась го ра ми и заливами на от -

дель ные рай оны.

Зем ле де лие, ско то вод ст во и мо ре пла ва ние явля-

лись ос нов ны ми за ня тия ми гре ков.

Гре ки бы ли хо ро ши ми мо ре хо да ми.

Земледельцы за работой. Роспись

на вазе

Древнегреческие мореплаватели.

Фреска

116

Во про сы и за да ния

1.

Каковы основные занятия жи те лей Бал кан ско го по лу ост -

ро ва?

2.

Чем от ли ча лись при род ные условия Древней Гре ции

от при ро дных условий стран Древ не го Востока?

3.

С по мо -

щью кар ты опи ши те природные условия Бал кан ско го по лу ост -

ро ва (см. памятку No 5).

4.

Поль зу ясь кар той, тек стом учеб ни -

ка и источника, со ставь те рас сказ о том, как пу те ше ст во ва ли

древ ние гре ки.

5.

По ду май те, как мо жно по лу чить допол ни -

тельную информацию о при ро де Древней Гре ции.

Изу ча ем ис точ ник

От ры вок из по эмы Го ме ра «Одис сея»

Вот пять де сят уже ми ну ло дней по сле солн це во ро та,

И на сту па ет ко нец мно го труд но му, зной но му ле ту.

Са моеMто и вре мя для пла ва ния: ни ко раб ля ты

Не ра зо бьёшь, ни лю дей не по гло тит пу чи на мор ская.

...Мо ре то гда безо пас но, воз дух про зра чен и ясен.

...Но во ро тить ся об рат но ста рай ся как мож но ско рее:

Не до жи дай ся ви на мо ло до го и лив ней осен них

И на сту п ле нья зи мы.

Ка кое вре мя го да и по че му гре ки счи та ли наи бо лее бла го при -

ят ным для пла ва ния?

§ 21 Древ ней шие го су дар ст ва Греции:

Крит и Ми ке ны

1

Остров Крит. Миф о Ми но тав ре и Те сее

Один из са мых боль ших ост ро вов Сре ди зем но го мо ря —

Крит.

С этим ост ро вом свя за ны са мые древ ние стра ни цы

ис то рии Гре ции. Дав ние со бы тия на шли своё от ра же -

ние в

ми фах

. Вот что рас ска зы ва ется в одном из мифов

о пра ви те ле Кри та.

222

мог им вос поль зо вать ся. Ес ли же пи лум про би вал щит или дос пе -

хи про тив ни ка, же лез ный на ко неч ник не воз мож но бы ло из влечь

или сло мать.

2

Бое вое по строе ние ле гио на

Срав ни те по строе ние рим ско го ле гио на с гре че ской фа лан гой. Ка кие пре -

иму ще ст ва бы ли у ле гио на, ка кие у фа лан ги?

В III–II ве ках до н. э. ле гио ны де ли лись на ма ни пу лы.

Ма ни пул

— это от ряд вои нов чис лен но стью 120 че ло -

век, командовал им центурион. В ка ж дом ле гио не бы ло

30 ма ни пул. Ле ги он стро ил ся в три ли нии, по 10 ма ни -

пул в ка ж дой. Но это бы ли не сплош ные ли нии, ме ж ду

от ря да ми ос та ва лись про ме жут ки. При не об хо ди мо сти

ма ни пу лы вто рой ли нии шли впе рёд и за ни ма ли про -

ме жут ки пер вой ли нии, или ма ни пу лы пер вой ли нии

от сту па ли в про ме жут ки вто рой ли нии. Тре тья ли ния

счи та лась ре зер вом. Та кое по строе ние на по до бие кле -

Легионер I в. до н. э. (1); центурион I в. до н. э. (2). Реконструкция

1 2

223

ток на шах мат ной дос ке ока за лось очень дей ст вен ным

в сра же ни ях и при нес ло мно же ст во по бед рим ско му

ору жию.

В I ве ке до н. э. ле ги он стал де лить ся на 10 ко

г о р т п о

500 вои нов в ка ж дой. Од на ко по строе ние ле гио на тремя

ли ниями ос

талось не из мен ным.

Ле гио не ры треть ей ли нии на зы ва лись триа рия ми. Они всту па ли

в сра же ния толь ко то гда, ко гда пер вым двум ли ни ям не уда ва лось

сло мить со про тив ле ние вра га. В Ри ме бы ла по го вор ка: «Де ло

дош ло до триа ри ев». Это оз на ча ло очень тя жё лое сра же ние или

во об ще труд ное де ло.

3

Уст рой ст во рим ско го ла ге ря

Ещё од ним вы даю щим ся дос ти же -

ни ем во ен но го ис кус ст ва рим лян

был их во ен ный ла герь. Где бы ни

на хо дил ся про тив ник, в пре де лах

ви ди мо сти или в 20–30 днях пу ти,

ка ж дый ве чер рим ля не строи ли

ук ре п лён ный ла герь. Ле гио не ры

ры ли ров, на сы па ли вал, на нём

воз во ди ли час то кол. Ла герь имел

пря мо уголь ную фор му и чет ве ро

во рот. В цен тре ла ге ря рас по ла га -

лась па лат ка пол ко вод ца, пе ред

ней бы ла пло щадь для со б ра ний

Манипулы

5 турм

5 турм

Манипулярный (1) и когортный (2) боевой порядок римского легиона. Турма — конный отряд

Когорты

8 шеренг

50–60

рядов

Резерв

1

2

План римского лагеря

Источники информации

I Энциклопедии и библиотеки

1.

Энциклопедия искусств —

http:/

/www.artprojekt.ru/Menu.html

2.

Библиотека античной литературы —

http:/

/www.greekroman.ru

3.

Военно-исторический портал Античности и Средних веков —

http:/

/www.xlegio.ru/

4.

Энциклопедия «Кругосвет» —

http:/

/www.krugosvet.ru (история и

общество, путешествия

и география, искусство и культура, наука и техника,

здо ровье и спорт)

II Музеи

1.

Эрмитаж —

http:/

/www.hermitagemuseum.org (Египет, Греция, Рим)

2.

Государственный музей изобразительных искусств

имени А.С. Пушкина —

http:/

/www.museum.ru/gmii/defrus.htm (Египет,

Ме со по та мия, искусство Античности)

3.

Государственный исторический музей —

http:/

/www.shm.ru/zal1.html (первобытный мир)

4.

Кунсткамера —

http:/

/www.kunstkamera.ru (энциклопедия «Страны.

Народы. Культуры», Китай, Африка: традиционный быт,

занятия, искусство и пр.)

300

Со дер жа ние

Введение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Раз дел I Пер во быт ный мир

(Т.П. Андреевская)

Глава 1. У истоков истории

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

§ 1. Воз ни к но ве ние че ло ве ка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

§ 2. По я в ле ние сов ре мен но го че ло ве ка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

§ 3. Зарождение искусства и религиозных верований . . . . . . 15

§ 4. Человечество на пути к новому обществу . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Раздел II Древний Восток

(Т.П. Андреевская)

Глава 2. Древний Египет

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

§ 5. Образование государства в долине Нила . . . . . . . . . . . . . . . . 27

§ 6. Религиозные верования в Древнем Египте . . . . . . . . . . . . . . 32

§ 7. Правитель Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

§ 8. Подданные фараона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

§ 9. Повседневная жизнь древних египтян . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

§ 10. Культура Древнего Египта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Глава 3. Древняя Азия

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

§ 11. Шумер и Аккад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

§ 12. Древний Вавилон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66

§ 13. Ассирийская держава . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

§ 14. Финикия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

§ 15. Древняя Палестина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

§ 16. Древняя Персия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

§ 17. Древняя Индия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

§ 18. Религиозные верования и повседневная жизнь

в Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

§ 19. Древний Китай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105

Раздел III Древняя Греция

(Э.В. Ванина)

Глава 4. Древнейшая Греция

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

§ 20. Природа Греции и занятия древних греков . . . . . . . . . . . . . . 112

301

§ 21. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены . . . . . . . 116

§ 22. Верования древних греков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122

§ 23. «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел . . . . . . . . . . . . . . . 127

Глава 5. ГосударстваKполисы Древней Греции

. . . . . . . . . . . . . 132

§ 24. Греческий полис — городMгосударство.

Великая греческая колонизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

§ 25. Установление демократического строя в Афинах . . . . . . . . 137

§ 26. Спарта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141

Глава 6. ГрекоKперсидские войны

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

§ 27–28. Борьба греков за свою свободу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146

Глава 7. Расцвет Греции и величие Афин

. . . . . . . . . . . . . . . . . 155

§ 29. Греческий полис и его жители . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155

§ 30. Развитие демократии при Перикле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159

§ 31. Олимпийские игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163

§ 32. Повседневная жизнь древних греков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168

§ 33. Греческая наука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172

§ 34. Архитектура и скульптура Греции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

§ 35. Рождение театра. Театральные представления . . . . . . . . . . . 181

Глава 8. Упадок Греции и возвышение Македонии

. . . . . . . . 187

§ 36. Греция и Македония в IV веке до н. э. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187

Глава 9. Завоевания Александра Македонского

и их последствия

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191

§ 37. Он хотел завоевать весь мир... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191

§ 38. Александрия Египетская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197

Раздел IV Древний Рим

(М.В. Белкин)

Глава 10. Ранний Рим

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204

§ 39. Древняя Италия и начало города Рима . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204

§ 40. Рим в эпоху царей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209

§ 41. Рождение Римской республики.

Борьба патрициев и плебеев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212

§ 42. Завоевание Римом Италии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217

302

Глава 11. Расцвет Римской республики

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221

§ 43. Армия Древнего Рима . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221

§ 44. Рим и Карфаген . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227

§ 45. Завоевания Рима на Востоке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233

§ 46. Государственное устройство Римской республики . . . . . . . . 237

§ 47. Римское общество: его нравы и обычаи . . . . . . . . . . . . . . . . . 242

§ 48. Повседневная жизнь римского общества . . . . . . . . . . . . . . . . 245

§ 49. Рабство в Риме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251

Глава 12. Кризис и падение Римской республики

. . . . . . . . . 256

§ 50. Начало гражданских войн в Риме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256

§ 51. Гай Юлий Цезарь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260

§ 52. Октавиан Август и рождение Римской империи . . . . . . . . . 266

Глава 13. Римская империя

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271

§ 53. Императоры Рима I–II веков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271

§ 54. Вечный город . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275

§ 55. Культура Римской империи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280

§ 56. Возникновение христианства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285

§ 57. Римская империя в III–V веках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290

Вопросы и задания к курсу «История Древнего мира»

. . . . 296

Хронологическая таблица

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298

Источники информации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....