Культура Киевской Руси - урок истории в 6 классе
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме

Урок-изучение нового о высоких достижениях единого древнерусского государства в разных областях культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_kievskoy_rusi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культура Киевской Руси».

Класс: 6-ой

Цель: Показать учащимся высокие достижения единого древнерусского государства в разных областях культуры.

Задачи:                                 Образовательные

Определить для учащихся, в культуре Руси этого времени, взгляды и идеи разных слоев общества. Обозначить роль и значение достижений культуры в духовной жизни страны. Показать влияние культуры этого периода на её дальнейшее развитие.

                                                           Воспитательные

Научить эстетически воспринимать и осмысливать разные стороны жизни, как прошлой, так и современной. Видеть прекрасное, окружающее нас, стремление активно бороться с безобразным и неизменным.

                                                             Развивающие

Умение делать описание картины, выводы.

Тип урока: изучение нового (урок-лекция).

Оборудование: иллюстрации учебника, таблица-схема, карточки с понятиями (культура, икона, фреска).

Использованная литература: учебник; толковый словарь Ожегова; рабочая тетрадь по истории России.

                                                                   Ход урока

Этап урока

             Деятельность учителя

   Учащихся

I.Организационный

1 мин.

 

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вспомните, часто ли вам приходилось слышать такие выражения, как «Культура общения, культура поведения или культура русского народа»! А вы задумывались о том, что такое культура?

Темой нашего урока будет культура Киевской Руси, запишите её, пожалуйста, в тетради.

          1 мин.

Ответы – культура – это…




Запись темы.

II.Изучение нового (беседа) 30 мин.

1.



                                  2.

Так что же мы все-таки понимаем под словом культура?

Культура – это богатство материальных и духовных ценностей, созданных человеком.


Вспомните 988 год, что произошло в этом году?

Для распространения, утверждения новой религии нужны были грамотные люди – священники и переписчики церковных книг, иконописцы, строители.,, А это, конечно, все вело к развитию культуры. Открываются школы. Строятся храмы и монастыри.

Вспомните, кто повелел строить церкви и ставить их по местам, где ранее стояли языческие идолы?

Владимир повелел Кириллу и Мефодию переводить книги с греческого языка  на славянский по азбуке, которую они создали.

Как называлась эта азбука?

Её буквами мы и сейчас пользуемся.

С тех пор книгам на Руси уделялось большее внимание, об этом говорится в «Повести временных лет». Мы сейчас прочитаем отрывок, а вы затем ответите на вопрос: «Какое отношение было к книге у князей»?

«Любил Ярослав книги, читал их часто и ночью и днем. Он собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество. О велика польза от учения книжного…  Это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина. В книге найдешь великую пользу душе своей». Итак, какое отношение было к книге у князей»?

Выдающийся государственный деятель Владимир Мономах ценил в людях труд, отвагу и просвещённость, и  в поучении своим детям он пишет: «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не подсмеивайтесь над ней, но примите её в сердце своё и не ленитесь, а усердно трудитесь. Что хорошо умеете, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Леность ведь мать всему дурному, из-за неё что умеете, забудете, а другому не научитесь».

Посмотрите, как давно написано это поучение, а как оно полезно и для нас сейчас, следовательно, значение азбуки славянской было огромно.



Запись понятия.



Ответ: крещение Руси.








Ответ: Владимир.





Ответ: кириллица.














Ответ: любовь к чтению, т.к.получали пользу- мудрость.

3.

Какие ещё вы можете назвать источники знаний, откуда мы ещё можем узнать о прошлой жизни?

Вы сказали летописи, а кто писал летописи?

А кто чаще всего становился героем летописи? А что же, прежде всего, мы узнаем из летописи?


Послушайте отрывки из летописей и дополните свои ответы: «В лето 884г. отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань…»

«В лето 945г. и послал Игорь послов к Роману, царю греческому, восстановить прежний мир».

Конечно же, более грамотными были люди, приближенные к князю, а почему?

Ответ: летописи, былины, архитектура.

Ответ: монахи. Ответ: князья.

Ответ: о деятельности князей.








Ответ: они были представителями от князя и они же распространяли просвещение и среди простого народа.

4.

Хорошо, с летописью, я вижу, вы хорошо познакомились, а что вы можете сказать о произведениях, в которых именно народ давал свою оценку событиям и деятелям, как назывались это народные произведения?

 А о чем мы можем узнать из былины?

Но народ часто в былинах реальную жизнь описывает в сказочных образах: «А у Оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются. У Оратая глаза да ясна сокола…» Оратай – пахарь.

Былины играли большую роль в жизни человека, т.к. воспитывали благородные чувства, звали на борьбу за справедливость. Написанные народом, они отражали его надежды, мечты. Поэтому былина до сих пор живет в культуре нашей страны.





Ответ: былины.

Ответ: о жизни народа.

5.









































III. Закрепление изученного.

А теперь вместе с богатырями былин войдем в Киев. И что же мы видим? Слушая описание города Киева, выпишите, какие здания и постройки архитектурные были в городе?

«Киев тогда окружал земляной вал с бревенчатыми стенами. В город вели ворота, венчала их надвратная церковь. Внизу находилось помещение для стражи и княжеской казны.

На вершине Киевской горы был расположен «княжной город», т.е. – резиденция князя, город князя начинался бабьим Торжком-площадью, на котором стояли античные статуи (богини, колесница и т.д.) Среди моря зеленых, покрытых дерном крыш, низких и темных полуземлянок, в которых ютился простой народ, возвышались стройные силуэты церквей, хоромы и терема знати, далее площадь Торжка, где проходила торговля».

Кто и что выписал?

Говоря о церкви мы не можем ни вспомнить великолепный памятник архитектуры  - Софийский собор.

Сейчас мы подробно рассмотрим, какие архитектурные элементы присутствуют в зданиях древнерусских церквей.

(Рассказ по схеме – таблице, объяснение архитектуры элементов: абсиды, закомары, пиастры, купала, барабаны).

Храмы поражали роскошью внутреннего убранства.

Алтарная мозаика, изображающая богоматерь.

Великолепные иконы – живописные изображения святого или святых.

Помимо изображения религиозного характера, в главном храме Софийского собора были и светские изображения – прежде всего до нас  дошла фреска, которая изображает дочерей Ярослава.

Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке (настенная запись)

Изображения князя и его семьи в храме говорило  о том, что княжеская власть божественна.


Посмотрите сколько ценностей, созданных человеком, мы сегодня вспомнили?


Мы говорили, что же такое культура?


А какие из перечисленных нами ценностей  -духовные (созданный в голове образ), а какие- материальные?

Какое значение имели эти достижения культуры для Руси, для нынешнего поколения




Выписывают по ходу чтения.










Стена, ворота, церковь, полуземлянки, статуи, терема.





Смотрят слайд или картину.









Запись понятия


Запись понятия








Запись понятия





Ответ:  азбука, летописи, былины, храмы, фрески, иконы и т.д.)






Ответ: духовное  развитие.

 

IV. Домашнее задание: Творческое задание – рисунок древнерусского храма, с обозначением основных архитектурных элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....

проверочная работа по истории России в 6 классе по теме "Культура Киевской Руси"

Предложенные проверочные работы могут использоваться при работе с учебником по истории России для 6 классов под редакцией Р.Ш. Ганелина (издательство «Вентана- Граф»), а также по другим учебникам отеч...

Рабочая тетрадь по истории "Культура Киевской Руси 9-11 вв."

Рабочая тетрадь поможет сэкономить время на уроке и охватить по возможности больше материала. В конце учащиеся могут самостоятельно себя оценить, подвести итоги...

Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»

Урок направлен на установление межпредметной связи  с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также  на у...

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»

Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...

Урок истории по теме "Культура Киевской Руси"

Первый урок из двух по теме "Культура Киевской Руси". Содержит презентацию и карточки для домашнего задания....

Презентация к уроку истории "Культура Киевской Руси"

Предлагаю презентацию "Зодчество" к уроку "Культура Киевской Руси"...