Культура Киевской Руси - урок истории в 6 классе
учебно-методический материал по истории (6 класс) по теме
Урок-изучение нового о высоких достижениях единого древнерусского государства в разных областях культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура Киевской Руси».
Класс: 6-ой
Цель: Показать учащимся высокие достижения единого древнерусского государства в разных областях культуры.
Задачи: Образовательные
Определить для учащихся, в культуре Руси этого времени, взгляды и идеи разных слоев общества. Обозначить роль и значение достижений культуры в духовной жизни страны. Показать влияние культуры этого периода на её дальнейшее развитие.
Воспитательные
Научить эстетически воспринимать и осмысливать разные стороны жизни, как прошлой, так и современной. Видеть прекрасное, окружающее нас, стремление активно бороться с безобразным и неизменным.
Развивающие
Умение делать описание картины, выводы.
Тип урока: изучение нового (урок-лекция).
Оборудование: иллюстрации учебника, таблица-схема, карточки с понятиями (культура, икона, фреска).
Использованная литература: учебник; толковый словарь Ожегова; рабочая тетрадь по истории России.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Учащихся |
I.Организационный 1 мин.
| Здравствуйте, ребята! Садитесь. Вспомните, часто ли вам приходилось слышать такие выражения, как «Культура общения, культура поведения или культура русского народа»! А вы задумывались о том, что такое культура? Темой нашего урока будет культура Киевской Руси, запишите её, пожалуйста, в тетради. | 1 мин. Ответы – культура – это… Запись темы. |
II.Изучение нового (беседа) 30 мин. 1. 2. | Так что же мы все-таки понимаем под словом культура? Культура – это богатство материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Вспомните 988 год, что произошло в этом году? Для распространения, утверждения новой религии нужны были грамотные люди – священники и переписчики церковных книг, иконописцы, строители.,, А это, конечно, все вело к развитию культуры. Открываются школы. Строятся храмы и монастыри. Вспомните, кто повелел строить церкви и ставить их по местам, где ранее стояли языческие идолы? Владимир повелел Кириллу и Мефодию переводить книги с греческого языка на славянский по азбуке, которую они создали. Как называлась эта азбука? Её буквами мы и сейчас пользуемся. С тех пор книгам на Руси уделялось большее внимание, об этом говорится в «Повести временных лет». Мы сейчас прочитаем отрывок, а вы затем ответите на вопрос: «Какое отношение было к книге у князей»? «Любил Ярослав книги, читал их часто и ночью и днем. Он собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество. О велика польза от учения книжного… Это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина. В книге найдешь великую пользу душе своей». Итак, какое отношение было к книге у князей»? Выдающийся государственный деятель Владимир Мономах ценил в людях труд, отвагу и просвещённость, и в поучении своим детям он пишет: «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не подсмеивайтесь над ней, но примите её в сердце своё и не ленитесь, а усердно трудитесь. Что хорошо умеете, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Леность ведь мать всему дурному, из-за неё что умеете, забудете, а другому не научитесь». Посмотрите, как давно написано это поучение, а как оно полезно и для нас сейчас, следовательно, значение азбуки славянской было огромно. | Запись понятия. Ответ: крещение Руси. Ответ: Владимир. Ответ: кириллица. Ответ: любовь к чтению, т.к.получали пользу- мудрость. |
3. | Какие ещё вы можете назвать источники знаний, откуда мы ещё можем узнать о прошлой жизни? Вы сказали летописи, а кто писал летописи? А кто чаще всего становился героем летописи? А что же, прежде всего, мы узнаем из летописи? Послушайте отрывки из летописей и дополните свои ответы: «В лето 884г. отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань…» «В лето 945г. и послал Игорь послов к Роману, царю греческому, восстановить прежний мир». Конечно же, более грамотными были люди, приближенные к князю, а почему? | Ответ: летописи, былины, архитектура. Ответ: монахи. Ответ: князья. Ответ: о деятельности князей. Ответ: они были представителями от князя и они же распространяли просвещение и среди простого народа. |
4. | Хорошо, с летописью, я вижу, вы хорошо познакомились, а что вы можете сказать о произведениях, в которых именно народ давал свою оценку событиям и деятелям, как назывались это народные произведения? А о чем мы можем узнать из былины? Но народ часто в былинах реальную жизнь описывает в сказочных образах: «А у Оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются. У Оратая глаза да ясна сокола…» Оратай – пахарь. Былины играли большую роль в жизни человека, т.к. воспитывали благородные чувства, звали на борьбу за справедливость. Написанные народом, они отражали его надежды, мечты. Поэтому былина до сих пор живет в культуре нашей страны. | Ответ: былины. Ответ: о жизни народа. |
5. III. Закрепление изученного. | А теперь вместе с богатырями былин войдем в Киев. И что же мы видим? Слушая описание города Киева, выпишите, какие здания и постройки архитектурные были в городе? «Киев тогда окружал земляной вал с бревенчатыми стенами. В город вели ворота, венчала их надвратная церковь. Внизу находилось помещение для стражи и княжеской казны. На вершине Киевской горы был расположен «княжной город», т.е. – резиденция князя, город князя начинался бабьим Торжком-площадью, на котором стояли античные статуи (богини, колесница и т.д.) Среди моря зеленых, покрытых дерном крыш, низких и темных полуземлянок, в которых ютился простой народ, возвышались стройные силуэты церквей, хоромы и терема знати, далее площадь Торжка, где проходила торговля». Кто и что выписал? Говоря о церкви мы не можем ни вспомнить великолепный памятник архитектуры - Софийский собор. Сейчас мы подробно рассмотрим, какие архитектурные элементы присутствуют в зданиях древнерусских церквей. (Рассказ по схеме – таблице, объяснение архитектуры элементов: абсиды, закомары, пиастры, купала, барабаны). Храмы поражали роскошью внутреннего убранства. Алтарная мозаика, изображающая богоматерь. Великолепные иконы – живописные изображения святого или святых. Помимо изображения религиозного характера, в главном храме Софийского собора были и светские изображения – прежде всего до нас дошла фреска, которая изображает дочерей Ярослава. Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке (настенная запись) Изображения князя и его семьи в храме говорило о том, что княжеская власть божественна. Посмотрите сколько ценностей, созданных человеком, мы сегодня вспомнили? Мы говорили, что же такое культура? А какие из перечисленных нами ценностей -духовные (созданный в голове образ), а какие- материальные? Какое значение имели эти достижения культуры для Руси, для нынешнего поколения | Выписывают по ходу чтения. Стена, ворота, церковь, полуземлянки, статуи, терема. Смотрят слайд или картину. Запись понятия Запись понятия Запись понятия Ответ: азбука, летописи, былины, храмы, фрески, иконы и т.д.) Ответ: духовное развитие.
|
IV. Домашнее задание: Творческое задание – рисунок древнерусского храма, с обозначением основных архитектурных элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/13/picture-77759.jpg)
"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....
проверочная работа по истории России в 6 классе по теме "Культура Киевской Руси"
Предложенные проверочные работы могут использоваться при работе с учебником по истории России для 6 классов под редакцией Р.Ш. Ганелина (издательство «Вентана- Граф»), а также по другим учебникам отеч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/29/picture-544559-1422527068.jpg)
Рабочая тетрадь по истории "Культура Киевской Руси 9-11 вв."
Рабочая тетрадь поможет сэкономить время на уроке и охватить по возможности больше материала. В конце учащиеся могут самостоятельно себя оценить, подвести итоги...
Интегрированный урок по истории и математике в 6 классе Тема «Культура Киевской Руси. Пропорции в математике и в жизни»
Урок направлен на установление межпредметной связи с темой "Культура Древней Руси" курса истории и темой "Отношения и пропорции" курса метематики 6 класса, а также на у...
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-1126025-1552486328.jpg)
Урок истории по теме "Культура Киевской Руси"
Первый урок из двух по теме "Культура Киевской Руси". Содержит презентацию и карточки для домашнего задания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-1126025-1552486328.jpg)
Презентация к уроку истории "Культура Киевской Руси"
Предлагаю презентацию "Зодчество" к уроку "Культура Киевской Руси"...