Урок "Афинская демократия при Перикле", "История древнего Рима".
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

 Башкова Галина Александровна

На уроке ставится цель раскрыть понятие слова "демократия", противоречивый и ограниченный характер афинской демократии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afinckaya_demokratiya_pri_perikle.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

                            Афинская демократия при Перикле

  • Цели урока: раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии:

с  одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного  положения; с другой - демос, стоявший у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцами и союзниками. Показать преимущество демократической системы управления над авторитарной, проведя параллель с современным демократическим преобразованием в России. Продолжить формирование умений составления, работы со схемами, понятиями, опорными конспектами.

  • Оборудование: Учебное электронное издание «История древнего мира»( CorDIs),

Образовательная коллекция «История древнего мира»(CorDIs), карта «Древняя Греция»,

Учебные картины: « Греческий театр»; Афинская гавань Пирей»; « Народное собрание в Афинах в  5 в . до н.э ; кроссворд, опорный конспект, документы учебника, выдержки из книги « Детский Плутарх». презентация "Афинская демократия при Перикле".

  • Методы:  фронтальная беседа с учащимися, игра- заполнение кроссворда на слайде,

рассказ учителя с привлечением материалов  электронных пособий, описание картины учащимся.

                                     Ход урока

  •  Организационный момент
  • Повторение изученного материала по теме «Греческий театр».
  • Вопросы беседы:

1. Как возник театр в Греции

2. Покажите на картине три части, из которых состоял театр и расскажите о назначении каждой из них.

3. Что вы знаете об актёрах и хоре?

4. Каких греческих авторов вы знаете, назовите их произведения

5.  Расскажите содержание известных вам комедий и трагедий

6. Кто подготовил рассказ о древнегреческом  театре? – сообщения-презентации  учащихся.

Изучение нового материала

1.Вступительная беседа : «Сегодня нам предстоит выяснить, как в  5 в. до н.э. управлялись Афины – один из самых известных и могущественных греческих полисов того времени. Мы побываем на афинском народном собрании и познакомимся с человеком, укрепившем афинскую демократию. Но, прежде чем вести разговор о событиях  5  в. до н.э., давайте вспомним имя другого выдающегося афинянина, изменившего общественную жизнь Афин в начале

5  в. до н.э.»

-Что изменилось в управлении Афинами, когда Солон был архонтом?

- Как назывался общественный порядок, зародившийся в Афинах в 5 в. до н.э.

 2. Объяснение учителя:

           Учитель рассказывает,  что в 5 в до н.э. Афины стали полисом, где любой  гражданин, богатый или бедный, знатный или нет, мог участвовать в управлении. Демос стал правителем Афин, вождем демоса  несколько десятилетий был Перикл. Верховная власть в Афинах принадлежала народному собранию (по-гречески экклесия).

             Учитель предлагает совершить воображаемое путешествие и побывать на афинском народном собрании. Внимание класса обращается на экран - "Народное собрание в Афинах". Учитель сообщает, что собрание созывалось 3-4 раза в месяц, обычно на холме Пникс в западной части города (учащиеся смотрят на схему Афин). Участвовать в собрании могли только граждане, мужчины, начиная с двадцатипятилетнего возраста. На экклексию приходили и жители города, и земледельцы из ближайших деревень. Собиралось 5-6 тысяч человек. Любой желающий мог выступить с речью; для этого он надевал на голову венок.

             Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы: кого Вы видите на ступенях? (Значение слова "оратор".) Предположите, кого выводит с собрания стражник? (Наиболее подготовленные школьники вспоминают слово "метек".) Какой момент изобразил художник на картине? (Принятие решения.)

              "Так какие же решения принимались на народном собрании?"- формулирует вопрос учитель и предлагает найти ответ, причитав текст на с. 183-184 учебника (со слов "Народное собрание..." до конца первого пункта).

     

Народное собрание

(экклесия)

             

                                                      выбирало                                       издавало  

                                                      стратегов                                               законы      

                                                           объявляло войну                 распоряжалось казной и

                                                         и утверждало мирные              утверждало расходы государства

                                                           договоры

         

       Работая над схемой учитель напоминает, что в Афинах существовал и народный суд - гелиэя . Школьникам  предлагается рассказать, как проходили судебные разбирательства (описание есть в параграфе  30).

      Учитель дополняет и корректирует ответы школьников.

          Далее учитель предлагает школьникам ряд вопросов: кому принадлежала верховная власть в Афинах? Какие решения принимались на народном собрании? С какого года собрание избирало Перикла первым стратегом?

         Подготовленному классу задается и дополнительный вопрос: было ли, на ваш взгляд, управление Афинами справедливым? При обсуждении этой проблемы следует избегать крайних суждений.

       Третья часть урока - увлекательный рассказ о Перикле с использованием презентации и дополнительных сведений  о жизни этого человека.

        После подготовленной презентации о Перикле формируется домашнее задание. Школьникам предлагается прочитать текст  параграфа 40 и воспроизведенные  в учебнике фрагменты источников  ( Аристотель о проверке прав на гражданство, слова Перикла в изложении Фукидида), ответить на вопросы к документам и к параграфу, выполнить задания, сформулированные в учебнике. Кроме того, дома учащимся предстоит ответить и на такой вопрос: что было сделано Периклом для того, чтобы демос получил возможность управлять госсударством?

   

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Древнего Рима

Презентация для повторения основных моментов истории Древнего Рима...

Электронный задачник "По страницам истории Древнего Рима"

Для обучающихся 5 класса, выполнено в программе Excel. Ребус, задание на усвоение терминологии, загадка, задача и примеры на счет лет в истории, анаграммы и упражнения, 3 теста с выведение отметк...

презентация-сопровождение к занятияю "Своя игра по истории Древнего Рима"

является готовым материалом для проведения повторительно-обобщающего урока или внеклассного мероприятия по теме...

История Древнего Рима - обзор 5 класс

История Древнего Рима - обзор 5 класс...

Контрольная работа по истории Древнего Рима для 5 классов

Контрольная работа по истории Древнего Рима для 5 классов...

Дополнительное чтение по истории Древнего Рима в 5 классе

список книг для чтения по истории Древнего Рима...

Тест по истории Древнего Рима. 5 класс.

История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. Глава 11....