Элективный курс "Выдающиеся реформаторы в истории России XIX - н. XX в."
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Витязева Вера Алексеевна

Элективный курс «Выдающиеся реформаторы в истории России 19 - начала 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 8 часов . Курс является предметно-ориентированным, выполняет функцию «надстройки» учебного предмета, углубляет материал, связанный с историей реформ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_vydayushchiesya_reformatory.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОШИ «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выдающиеся реформаторы

в истории России 19-начала 20 века.

 Элективный курс

Автор: Витязева В.А., учитель

                                                                                                    истории и обществознания

Пояснительная записка.

   

     Элективный курс «Выдающиеся реформаторы в истории России 19 - начала 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 8 часов (по учебному плану школы). Курс является предметно-ориентированным, выполняет функцию «надстройки» учебного предмета, углубляет материал, связанный с историей реформ. Так, новой является информация о Сперанском как  губернаторе Сибири и авторе «Устава об управлении инородцев». Деятельность Витте характеризуется с включением сведений о нем как авторе Манифеста 17 октября 1905 года. Курс также выполняет функцию удовлетворения познавательных интересов обучающихся, так как дает информацию и знакомит с деятельностью в сфере государственного управления.

Элективный курс ориентирует учащихся на социально-гуманитарный профиль.

     Новизна элективного курса заключается в том, что учащимся предлагаются активные и интерактивные формы работы: работа в группах, работа с дополнительной литературой, дискуссии. Актуальность элективного курса в том, что курс позволяет более полно раскрыть роль человеческого фактора в истории, что предусмотрено в Государственном образовательном стандарте. Курс способствует реализации следующих направлений модернизации общего образования:

- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Цель элективного курса: формирование целостного представления о реформах и реформаторах России 19 – начала 20 века; социализация учащихся.

Задачи курса:

- изучить биографии и реформаторскую деятельность М.М.Сперанского, С.Ю.Витте, П.А.Столыпина;

- научить работать с различными источниками информации: словарями, документами, газетными статьями;

- помочь учащимся овладеть навыками исследовательской деятельности (поиск, отбор, анализ, обобщение данных и т. д.)

- развивать коммуникативные навыки.

Содержание программы.

Введение – 1час.

Реформы. Реформаторская деятельность. Реформаторы в истории России.

Реформаторская деятельность М.М.Сперанского – 2 часа

Происхождение. Образование. Карьера. Проекты реформ в царствование Александра 1. «Устав об управлении инородцев».

Реформаторская деятельность С.Ю.Витте – 2 часа.

Происхождение. Образование. Карьерный взлет. Реформы на посту министра финансов. Автор «Манифеста 17 октября». Оценки современников.

Реформаторская деятельность П.А.Столыпина- 2 часа.

Происхождение. Образование. Карьера. Программа политических реформ. Оценка личности и деятельности Столыпина.

Заключение -1 час.

Судьба реформаторов и реформ в России.

Учебно-тематический план курса.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Реформы в истории России

1. Работа в группах: Реформы в правление Петра 1; реформы Александра 2, реформы в другие периоды истории.

2.Дискуссия: «Кого можно считать выдающимися реформаторами, помимо императоров? Каким личностям может быть посвящен курс?»

3.Распределение ролей в группах: «биографы», «библиографы», «историки».

4.Составление анкеты для социологического опроса по теме курса.

2.

«Реформатор от бюрократии» -

М.М.Сперанский.

1. Сообщения учащихся о происхождении, образовании и государственной деятельности.

2. Обсуждение: что нового узнали о М.М.Сперанском.

3.

Реформа

М.М.Сперанского

и коренные

народы.

1. Анализ отрывков из «Устава об управлении инородцев».

2. Обсуждение статьи «Реформа Сперанского и коренные народы».

3. Дискуссия «Что реформа Сперанского дала коренным народам Севера?»

4.

Реформаторская деятельность С.Ю.Витте.

1. Сообщения учащихся.

2. Анализ и обсуждение новой информации (Витте – автор Манифеста 17 октября 1905 г)

5.

С.Ю.Витте –

« гений русской политики»?

Ролевая игра в форме «круглого стола», за которым встречаются «сторонники» и «оппоненты» Витте.

6.

Реформаторская деятельность П.А.Столыпина.

1. Сообщения учащихся.

2. Обсуждение оценок личности и деятельности П.А.Столыпина.

7.

Столыпин -  «спа- ситель русской деревни?»

Ролевая игра в форме «пресс-конференции» («Столыпин» отвечает на вопросы «журналистов»).

8.

Роль Сперанс-

кого, Витте,

Столыпина в истории России.

1. Обсуждение результатов социологического опроса.

2. Дискуссия на тему: «Какую роль сыграли Сперанский, Витте и Столыпин в истории России?» (возможна при этом презентация работы групп.)

Литература.

1. Деревянченко А.А. Ямало – Ненецкий округ – субъект Российской Федерации. – Салехард, 2002.

2. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512с.

3. Манько А.В. Выдающиеся деятели 20 века: История России в лицах. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.: илл. ( Преподавание истории и обществознания в школе. Библиотека журнала; Вып. 18).

4. Приуралье. - №10(322), 2007.

5. Саплина Е.В., Безносов А.Э., Мельникова О.Н., Орлова О.Н. Элективные курсы. – Преподавание истории и обществознания в школе. - №2, 2007.

6. Элективные учебные курсы предпрофильного обучения: Методические рекомендации. Часть 1. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004. – 66с.

7. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и е ближайших соседей. Ч.3. 20 век. – 3-е изд., перераб. и испр. / Глав. ред. М. Аксенова; метод. ред. А. Элиович; отв. ред. О.Елисеева. – М.: Аванта, 2004. – 704 с.: ил.

8.  Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. ред. М. Аксенова; отв. ред. Д.Володихин. – М.: Аванта, 2004. – 704с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Женщины в истории России"

Элективный курс «Женщины в истории России X-XX вв» рассчитан на 17 часов  для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки и предполагает изучение жизни и деятельности знаменитых велик...

Элективный курс "Женщины в истории России"Нумизматика. Монеты - свидетели прошлого"

Нумизматика. Монеты- свидетели прошлого.Программа элективного курса  для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономические профилиЦели: программа предназначена для пред...

Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...

элективный курс«Великие тайны истории России и их интерпретация»

Мы до сих пор сказочно плохо знаем собственную историю. Одна из причин этого – в сознательной политике советской власти. Но это объяснение было бы слишком наивным и простым. Мифы обрамляющие ареол ист...

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...

Элективный курс «Дискуссионные вопросы истории России»

Курс способствует обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении наиболее сложных и противоречивых процессов в развитии российского общества. Ключевую роль играет развитие способно...