Программа "Родной край: страницы истории"
рабочая программа по истории (8 класс) по теме

Клевцова Нина Петровна

Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Родной край: страницы истории»

Пояснительная записка к учебной программе по курсу «Родной край: страницы истории»

В школьном курсе истории нет систематизированного рассмотрения вопросов, касающихся родного края. В государственных программах по истории России они включаются лишь как элементы и поэтому чаще всего заслоняются значимостью российских событий. Между тем, очевидна важность формирования причастности к истории каждого, в понимании, что корни человека - в истории своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

Цель курса: способствовать процессу познания в области культуры исторического прошлого нашего края, созданию у школьников представления об особенностях культурно-исторического развития Оренбуржья, Первомайского района, с. Соболево.

Задачи курса:

1. Обеспечить понимание важности изучения истории  края,  в котором ты живешь.

  1. Дать необходимый объем знаний, помогающий осмыслить историю России
    через призму краеведческого материала.
  2. Развивать  способность  учащихся  анализировать  и  оценивать     события,
    явления,   имеющие  место  в  Оренбургском  крае,  раскрывать  причинно-
    следственные   связи   между   ними,   а   также   высказывать   обоснованные
    суждения   о   действиях   людей,   оставивших   заметный   след   в   истории
    Оренбуржья.
  3. Приобщить школьников к социальному опыту и нравственным ценностям, к
    национальной культуре народов Оренбургского края.

Принципы курса:

Ведущими принципами курса являются:

  • краеведческий: этот принцип обеспечивает связь школьного курса истории со
    знаниями и навыками в результате исследования родного края;
  • культурно-исторический: этот принцип помогает заложить интеллектуальную,
    нравственно-гуманистическую основу формирования личности, показывает
    глубину и наследуемость составляющих культуру.

Условия преподавания курса:

Данный краеведческий курс может изучаться школьниками 7 -9 классов. Это подростковый возраст, в котором психологи отмечают возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Разрешается это противоречие путем формирования более высоко уровня психологического развития, более сложных форм и видов деятельности. Для подростков постепенно раскрывается смысл учебной деятельности с определенной степенью самостоятельности, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный   и   эмоциональный   характер   изложения,   организация-  поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий.

Другим условием является то, что часы для преподавания данного курса берутся из регионального или школьного компонента.

Структура курса.

Данный краеведческий курс включает 34 часа и делится на 3 раздела, соответственно времени становления и развития Оренбургского края, Первомайского района и с. Соболева.

I        раздел. Освоение Оренбургского края в XVIII веке.

II        раздел. Оренбургский край в XIX веке.

Ш раздел. Оренбургский край в XX - начале XXI века.

История Оренбуржья представлена со времени внимания государства к этому региону, то есть с XVIII века, как неотъемлемая составная часть Отечественной истории, и в то же время Оренбуржье представляет собой регион, самобытность которого определяется культурными, национальными и природно-географическими факторами, что отвечает требованию связи философских категорий общего и особенного.

Содержание курса

Предметом изучения курса являются общественные процессы в местном крае -жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории. Отсюда содержание* курса рассматривается в 4 пластах:

  1. История семьи;
  2. История села;
  3. История района;
  4. История области.

Это дает возможность учащимся связать историю данных пластов друг с другом и увидеть единство и взаимосвязь исторического прошлого во всем его многообразии. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Так, изучая историю села, учащиеся познают не только его прошлое, но и современное состояние, представляют   перспективы   обновления   и   развития.   Подобный   подход   учит подростков более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

В предлагаемом тематическом планировании используются различные формы уроков и виды деятельности учащихся. Их можно условно разделить на три уровня:

1.        получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных
пособий;

  1. это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для
    более активной познавательной работы учащихся, когда они в процессе учебного
    исследования делают открытия для себя. Источниками таких знаний могут быть
    различные публикации в печати, материалы музеев;
  2. изучение школьниками истории родного края в ходе исследовательского
    поиска, представляющий научный интерес. Это зависит от возраста школьников и
    уровня их подготовки.

В преподавании курса есть свои определенные проблемы. Одна из таких заключается в правильном подходе оценке событий прошлого и настоящего: не следует как идеализировать прошлое, так и очернять его. Необходима правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе развития общества. Другая кроется в недостатке учебного времени для краеведческого познания, поэтому его необходимо продолжить во внеклассной работе. Третья - в недостаточном овладении учителем и учащимися навыками поисковой, исследовательской работы, работы с краеведческими источниками.

Однако, в целом данный краеведческий курс активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать и применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы, способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических .задач нашего времени.

Программа курса «Родной край: страницы истории».

I Раздел. Освоение Оренбургского края в XYIII веке - 7 часов.

1.        Введение. Родословная.

Представление о содержании курса, о форме работы учащихся при его изучении, о его значении для школьников. Понятие о родословной. Рассмотрение вариантов составления родословной.

Опорные понятия: краеведение, родословная.

2.        Оренбургский край в древности.

Приуралье - часть Великой Степи. Древнейшие жители приуралья - сарматы, их занятия, общественный строй, образ жизни. Народы Приуралья в эпоху Великого переселения. Появление русских на реке Яик.

Опорные понятия: Великая Степь, сарматы, скифы, гунны, печенеги, половцы, ногайцы, калмыки, казаки, Великое переселение.

Даты: I тысячелетие до н.э. - появление сарматов и скифов;
IY в.    - появление гуннов;
IX в.    - появление печенегов;
XI в.    - появление половцев;
XYI в. - появление ногайцев;
XYII в. - появление калмыков, казаков.        
%

3.        Основание Оренбурга.

Причины и    обстоятельства основания Оренбурга. «Привилегия» будущему городу. Первая Оренбургская экспедиция. Вторая Оренбургская экспедиция. Третья Оренбургская экспедиция. Руководители экспедиций: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, И.И.Неплюев, П.И.Рычков - Колумб Оренбуржья. Опорные понятия: Оренбургская экспедиция.

Даты: 1 мая 1734г. -утверждение Сенатом Оренбургской экспедиции; 7 июня 1734 г. — подписание Анной Иоанновной «Привилегии» будущему городу; 1735г. - 1737г. - I Оренбургская экспедиция;

1737г. - 1739г. - II Оренбургская экспедиция;        

1742г. - 1743г. - III Оренбургская экспедиция; 19 апреля 1743 г. - основание Оренбурга. Персоналии: И.К.Кирилов, В.Н.Татищев, И.И.Неплюев, П.И.Рычков.

4.        Образование Оренбургской губернии.

Создание Оренбургской губернии, ее территория и население. И.И.Неплюев -первый Оренбургский губернатор. Личность И.И.Неплюева, «птенца гнезда Петрова».

Опорные понятия: губерния.

Даты: 15 марта 1744г. - создание Оренбургской губернии; 1693 г. - 1773г. - годы жизни И.И.Неплюева; 1744г. - 1758г. - Оренбургское губернаторство И.И.Неплюева. Персоналии: И.И.Неплюев.

5.        Оренбургское и яицкое казачество.

Возникновение и роль Оренбургского и Яицкого казачьего войска. Положение
казаков в губернии. Личность Е.И.Пугачева. Народное движение Е.И.Пугачева.
Оренбургский край после крестьянской войны.        

Опорные понятия: народное движение.

Даты: 1748г. - образование Оренбургского казачьего войска; 1773г. - 1775г. - восстание Е.И.Пугачева.

Персоналии: В.Могутов, А.Бородин, Е.И.Пугачев, С.Оболяев, А.Соколов-Хлопуша, Т.И.Падуров, И.Зарубин-Чика, Салават Юлаев.

6.        Первомайский район и село Соболеве в XYIII веке.

Составление карты территории района, первые населенные пункты. Заселение земель по Чагану и Уралу. История названия с.Соболева. Опорные понятия: картограф.

Даты: 1755г. - составление атласа Оренбургской губернии. Персоналии: И.И.Неплюев, П.И.Рычков, Красильников.

7.        Урок повторения, тематического контроля.

11 Раздел. Оренбургский край в XIX веке - 6 часов.

1.        Хозяйственное, социальное, культурное развитие края.

Развитие промышленности и земледелия, влияние на их развитие сооружения Самаро-Оренбургской железной дороги. Социальный и национальный состав населения. Изменения в развитии просвещения и культуры.

Опорные понятия: экономическое, социальное развитие, культура,

товарный хлеб Даты:  1897г. - первая всеобщая перепись;

1825г. - открытие в Оренбурге Неплюевского военного училища; 1876г. - строительство железной дороги Самара-Оренбург; 1842г. - строительство Караван-Сарая в Оренбурге. Персоналии: Р.Г.Игнатьев, Д.П.Никольский, А.П.Карпинский.

2.        Край политической ссылки.

Причина определения Оренбургского края как места ссылки. Категории ссыльных. Влияние ссыльных на местное население. Т.Г.Шевченко в Оренбургской ссылке.

Опорные понятия: ссылка, политические ссыльные.

Даты:   1847г. - 1857г. оренбургская ссылка Т.Г.Шевченко.

Персоналии: Т.Г.Шевченко, А.Н.Плещеев, П.А.Бестужев, В.И.Даль.

3.        Губернатор В.А. Перовский.        
Деятельность     В.А.Перовского     в     Оренбургской     губернии.     Личность

В.А.Перовского. Встреча В.А.Перовского с А.С.Пушкиным. Роль В.А.Перовского в развитии культуры Оренбургского края.

Опорные понятия: губернатор.

Даты: 1833г. - 1842г., 1851г.-1857г. - деятельность В.А.Перовского на посту военного губернатора; 1833г. - поездка А.С.Пушкина в Оренбург.

Персоналии: В.А.Перовский, В.И.Даль, А.С.Пушкин.

4-5. Первомайский район и село Соболево в XIX веке.

Хозяйственное и культурное развитие района и села Соболево. Посещение края известными людьми: В.А.Жуковским, В.И.Далем, Л.Н.Толстым, В.Г.Короленко. Архитектурные сооружения XIX в.

Опорные понятия: казаки, станица.

Даты:  1890г. — с.Соболево становится центром станицы;

1833г. - 1841г. годы посещения Соболевской станицы В.И.Далем. Персоналии:     В.А.Жуковский,     Александр     I,     В.И.Даль,     Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко.

6. Урок повторения, тематического контроля.

III Раздел. Оренбургский край в XX веке - начале XXI века - 21 час.        

1.        Оренбургский край в начале XX века.

Оренбуржье   -   один   из   крупных   аграрных   районов   империи.   Развитие промышленности. Общественное движение в крае в годы первой мировой войны.

 Опорные понятия: капитализм, империя, общественное движение, мировая

война.

Даты:  1905г. - 1907г. I русская революция; 1914г. - 1918г. I мировая война;

1904г. - строительство железной дороги Оренбург - Ташкент; 1904г. -1 маевка рабочих Оренбурга.

2.        Село Соболеве в начале XX века.

С.Соболево - хозяйственный и культурный центр уезда. Культурные и хозяйственные учреждения села: школы, магазины, церковь, почтовая станция. Основное населения села. С.Ф.Елагин - участник J мировой войны, первый большевик Соболевской станицы.

3.        Установление советской власти и гражданская война в Оренбуржье.
Установление Советской власти в Оренбурге. Свержение Советской власти

атаманом А.И.Дутовым, арест членов заседания Оренбургского Совета рабочих и солдатских депутатов во главе с С.М.Цвилингом. Выборы в Учредительное собрание Оренбургской губернии. Разгром дутовцев красногвардейскими отрядами. Гражданская война в крае, борьба красных с колчаковцами. Победа Красной Армии в Оренбуржье, разгром белых.

Опорные понятия: Советы рабочих и солдатских депутатов, Социалистическая революция, Советская власть, Учредительное собрание, гражданская война, красные, белые.

Даты: 25 октября 1917г. - Октябрьская социалистическая революция;

26-28 ноября - выборы в Учредительное собрание по Оренбургской губернии;

22 ноября 1919г. - восстановление Советской власти в Оренбурге; 1918г.- 1920г. - гражданская война. Персоналии: А.И.Дутов, С.М.Цвилинг, А.А.Коростелев, П.А.Кобозев,

И.А.Акулов, М.В.Фрунзе.

4 -5. Установление советской власти и гражданская война на территории Первомайского района.

Провозглашение и установление Советской власти И.С.Ружейниковым. Основные сражения гражданской войны на территории района: с.Пономарево, хутор Порамонов, Озерное, Красное. Борьба с бандой Серова.

Даты: 5, 7 января 1918г. - провозглашение Советской власти в станицах района;

август 1919 года - победа красногвардейцев в районе. Персоналии: И.С.Ружейников, С.Ф.Елагин, В.И.Чапаев, Д.А.Фурманов, И.С.Космовский, Серов.

6.        Село Соболеве в годы гражданской войны.

Бои гражданской войны за станицу Соболевскую. Соболевцы-чапаевцы. Гибель членов Соболевского волисполкома А.К.Ялова, Д.К.Галыгина, И.Т.Нечаева. Даты: май 1919г. - освобождение с.Соболево от белоказаков;

24 марта 1922г. - гибель членов Соболевского волисполкома от рук банды Серова.

Персоналии:    В.И.Чапаев, М.Тюрин, М.Боков, Ф.Архипов, А.К.Ялов, Д.К.Галыгин, И.Т.Нечаев, Серов.

7.        Оренбуржье в 20-30 годы.

Восстановление промышленности, индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Оренбург - столица Казахстана. Образование Оренбургской области. Репрессии. Судьбы культуры 20-30-х годов.

Опорные понятия: индустриализация, коллективизация, репрессии, колхозы.

Даты:  1920г.-1925г. Оренбург - столица Казахской автономной республики; 1928г. - строительство электростанции в Оренбурге;

1930г. - открытие педагогического и сельскохозяйственного институтов; 7 декабря 1934г. - образование Оренбургской области; 1934г.-1938г. -репрессии;

1938г. - переименование Оренбургской области в Чкаловскую. Персоналии: Л.Н.Сейфуллина, Н.Д.Прохоров, Г.А.Петин.

8.        Коллективизация в Первомайском районе и с.Соболево.

Первые колхозы на территории района. Организация колхозов в с.Соболево. Первые колхозники-соболевцы. Производственная мощность первых колхозов. Даты:  1929г. - образование колхозов в с.Соболево. Персоналии: Дина Филиппова - двадцатипятитысячница.

9.        Героический подвиг оренбуржцев в годы Великой Отечественной войны.
Труд рабочих во имя победы. Сельчане Оренбуржья - фронту. Оренбуржцы на

фронтах Великой Отечественной войны. Оренбуржцы - Герои Великой Отечественной войны.

Опорные понятия: отечественная война, народное ополчение, эвакуация. Даты:  1941г.-1945г. Великая Отечественная война;

1942г. - формирование в г.Бузулуке первого отдельного чехословацкого

батальона. Персоналии: А.Родимцев, Е.Зеленко, М.Девятаев, М.Джалиль,О.Ярош.

10.        Первомайский район в годы Великой Отечественной войны.
Первомайцы - участники Великой Отечественной войны. Наши земляки -

Герои Советского Союза. Вклад в победу тружеников тыла. Памятники героям Великой Отечественной войны.

Персоналии: Г.В.Наумов, И.М.Дьяченко.

11-12. Село Соболеве и соболевцы в годы в Великой отечественной войне.

Они защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Солдатские вдовы и матери. Они приближали победу в тылу: жизнь соболевцев в годы Великой Отечественной войны.

  1. История Великой Отечественной войны в истории моей семьи.
  2. Послевоенное и современное Оренбуржье.

Послевоенные трудности. Освоение целинных земель в крае. Нефть и газ -главное богатство Оренбуржья. Оренбургское село. Современное Оренбуржье.

Опорные понятия: целина, целинник, индустрия. Даты:  1954г. - начало подъема целинных земель;

1974г. - пуск Оренбургского газоперерабатывающего завода; 1979г. - пуск Ириклинской ГРЭС. Персоналии: В.М.Чердинцев, Л.К.Коваленко, В.Н.Кособуцкий, Е.Н.Манин,

А.М.Вьюгин.

15-16. Первомайский район и с.Соболево в послевоенные и современные годы.

Послевоенные трудности. Освоение целинных земель в районе. Соболевцы -первоцелинники. Перенесение центра и переименование района. Открытие и освоение нефтяного и газового Зайкинского месторождения. Жизнь первомайцев сегодня. Настоящее и будущее с.Соболева.

Даты:  1964г. - перенесение центра и переименование района;

70-е г. - начало освоения нефтяных и газовых ресурсов района. Персоналии: Г.П.Шукшин, Д.Е.Тинаев, В.М.Леушин.

  1. История Соболевской средней школы.
    Развитие образования в с.Соболево.
    Директора и учителя школы.
    Технический персонал школы.
    Выпускники школы.
  2. Лучшие люди с.Соболево.
    Соболевцы - труженики войны и тыла.
    Соболевцы - первоцелинники.
    Соболевцы - знаменитые люди.
    Соболевцы - ветераны труда.
    Трудовые династии соболевцев.

Соболевцы - афганцы и участники Чеченской войны.

  1. Урок повторения, тематического контроля.
  2. Урок-экскурсия в краеведческий музей п.Первомайского.
  3. Краеведческая олимпиада «Моя малая родина — родное Оренбуржье»

Тематическое планирование курса «Родной край: страницы истории»

Содержание

Форма

Деятельность

урока

занятий

учащегося

I Раздел.Освоение Оренбургского

края в XYIII веке (7 часов).

1

Введение. Родословная.

Практикум

Составление схемы

родословной.

2

Оренбургский край в древности.

Лекция

Конспективная

запись.

3

Основание Оренбурга.

Лекция

Составление хроноло-

гической таблицы

«Деятельность Орен-

бургской экспедиции»

4

Образование Оренбургской

Лекция

Работа с картой. Со-

губернии.

общение учащегося.

Работа с документом.

5

Оренбургское и яицкое казачество.

Работа с крае-

Работа с картой.

ведческой ли-

Сообщения учащихся.

тературой

6

Первомайский район и село

Лекция

Конспективная

Соболево в XYIII веке

*

запись. Сообщение

учащегося.

7

Урок повторения тематического

Нетрадицион-

контроля.

ный урок

11 Раздел. Оренбургский край в

XIX веке (6 часов).

8

Хозяйственное, социальное,

Практикум-

Анализ статистичес-

культурное развитие края.

исследование

ких данных, обобща-

ющие выводы.

9

Край политической ссылки.

Лекция

Конспективная

запись. Сообщения

учащихся.

10

Губернатор В.А. Перовский.

Устный

Сообщения учащихся.

журнал

11-12

Первомайский район и село

Практикум.

Работа с краеведчес-

Соболево в XIX веке.

кой литературой, от-

чет творческих групп.

13

Урок повторения, тематического

Нетрадицион-

контроля.

ный урок

III Раздел. Оренбургский край в

XX- начале XXI века (21 час).

14

Оренбургский край в начале XX

Лекция

Конспективная за-

века.

пись.

15

Село Соболево в начале XX века.

Практикум

Работа с краеведчес-

кой литературой, от-

чет творческих групп.

16

Установление советской власти и

Лекция

Конспективная

гражданская война в Оренбуржье.

запись. Сообщения

учащихся.

17-18

Установление советской власти и

Практикум

Работа с краеведчес-

гражданская война на территории

кой информацией, от-

Первомайского района.

чет творческих групп.

19

Село Соболево в годы гражданской

Практикум -

Работа с краеведчес-

войны.

кой информацией, от-

чет творческих групп.

20

Оренбуржье в 20-30 годы

Лекция

Конспективная

запись.

21

Коллективизация в Первомайском

Практикум

Работа с краеведчес-

районе и с.Соболево.

кой информацией, от-

чет творческих групы.

22

Героический подвиг оренбуржцев

Устный

Сообщения учащихся.

в годы Великой Отечественной

журнал

войны.

23

Первомайский район в годы

Практикум

Работа с краеведчес-

Великой Отечественной войны.

кой информацией, от-

чет творческих групп.

24-25

Село Соболево и соболевцы в годы

Экскурсия,

Работа с краеведчес-

в Великой Отечественной войне.

практикум

кой информацией, от-

чет творческих групп.

26

История Великой Отечественной

Урок-отчет о

Отчет учащихся.

войны в истории моей семьи.

поисковой

работе

27

Послевоенное и современное

Лекция

Конспективная

Оренбуржье.

запись. Сообщения

учащихся.

28-29

Первомайский район и с.Соболево

Урок-иссле-

Отчет творческих

в послевоенные и современные

дование,

групп, составление

годы.

урок-проект

проекта будущего

с.Соболево.

30

История Соболевской средней

Урок-иссле-

Отчет творческих

школы.

дование, от-

групп.

чет о поиско-

вой работе

31

Лучшие люди с.Соболево.

Урок-отчет 6

Отчет учащихся.

поисковой

работе

32

Урок повторения, тематического

Нетрадицион

контроля.

ный урок

33

Урок-экскурсия в краеведческий

Экскурсия

Написать отзыв о

музей п.Первомайского.

посещении музея.

34

Краеведческая олимпиада «Моя

Олимпиада

Письменная работа

малая родина - родное

учащихся.

Оренбуржье».

Список литературы.

  1. А.И.Александров.   Из   истории   Южного   Урала.   -  Учебное   пособие.   -Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1967г.
  2. В.И.Бирюкова, Н.Г.Войнов. Где Чаган бирюзовый течет. - Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2000г.
  3. История   Оренбуржья.   -   Учебное   пособие.   -   Оренбург:   Оренбургское книжное издательство, 1996г.
  4. Краеведческие материалы села Соболево.
  5. Орденоносное   Оренбуржье.   -   Сборник   статей.   -   Челябинск,   Южно-Уральское книжное издательство, 1968г.
  6. Первомайский    район.    -   Краткая    историческая    справка.    -    Поселок Первомайский: 2008г.
  7. Ю.П. Злобин, В.А. Лабузов, А.Н. Поляков, Л.И. Футорянский. История Оренбургская - Учебное   пособие для учащихся общеобразовательных школ в 2-х частях. - Оренбург: Оренбургское агенство «ОРЛИТ-А», 2008г.
  8. А.П.Трофимов. Затерянный след в степи солончаковой. - Оренбург: ЗАО «Бюро Альфа», 2001г.
  9. Л.И.Футорянский.   Дела   вечно   живые.   -   Челябинск,   Южно-Уральское книжное издательство, 1968г.
  10. Л.В.Черепнин. Героические страницы истории народов нашей Родины. -Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

Страницы истории родного края

Презентация о Муслюмовском районе и с.Баланны....

Альманах: «Это нашего края страницы»

Изучение Егорлыкского района как географического объекта Ростовской области...

Мой край на страницах истории. Базарный Карабулак

История основания, развития и становления р.п. Базарный Карабулак.В XIII веке по нашим землям проходили монголо-татары, образовавшие Золотую Орду. Золотоордынцы - прямые предки нынешних татар. Названи...

Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам истории Тульского края"

Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам Тульского края"(пояснительная записка и планирование курса)...