Задания школьной олимпиады по истории для 5-11 классов.
олимпиадные задания по истории (5 класс) по теме

Пучинина Татьяна Петровна

Предлагаю Вашему вниманию варианты работ для проведения школьной олимпиады по истории в 5 - 11 классах. Каждая работа включает в себя задания и критерии их оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl.doc633 КБ
Microsoft Office document icon 6_kl.doc168 КБ
Microsoft Office document icon 7_kl.doc475.5 КБ
Microsoft Office document icon 8_kl.doc41 КБ
Microsoft Office document icon 9_kl.doc53 КБ
Microsoft Office document icon 10_kl.doc60 КБ
Microsoft Office document icon 11_kl.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории. Школьный тур. 5 класс

ЗАДАНИЯ

1. Вставьте в предложения пропущенные слова.

1)Прошлое человечества изучает специальная наука ___________________.

2)Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют ______________________________________.

3)Промежуток времени ровно в сто лет люди называют _________________.

4)Время до рождения Иисуса Христа называют «________________________________», а время после рождения Иисуса Христа называют «______________________________________».

2. Впиши в таблицу века, содержащие указанные годы. Впиши в таблицу любые годы, которые относятся к данным векам.

VI в.

XVII в.

XX в.

1240 г.

1861 г.

3. Соотнесите правильно события и исторических личностей, соединив их стрелками:

Крещение Руси                                         М.И. Кутузов

Куликовская битва                                   А. Невский

Невская битва                                           В.И. Ленин

Отечественная война 1812 г.                   Владимир Святославич

Революция 1917 г.                                    Д.И. Донской

4. Кого из исторических деятелей, прославивших Россию, вы узнали? Подпишите их фамилии.

     

5. Какие слова и словосочетания связаны с эпохой Советского Союза? Подчеркни их.

Земский собор, комсомольцы, колхоз, Наполеон, Сталинградская битва, бояре, искусственный спутник Земли, крепостное право, дворяне, пионеры, подвиг панфиловцев.

6. Впиши в календарь даты и названия государственных праздников  Российской Федерации.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

 

 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

7. Объясните смысл крылатых выражений?

1) О ком говорят «Без царя в голове»?

2) В каких случаях мы говорим «вот где собака зарыта»?

3) В каких случаях мы говорим «попал впросак»?

Олимпиада по истории. Школьный тур. 5 класс

ОТВЕТЫ

1. 1. Вставьте в предложения пропущенные слова.

1)Прошлое человечества изучает специальная наука ___________________.

2)Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют ______________________________________.

3)Промежуток времени ровно в сто лет люди называют _________________.

4)Время до рождения Иисуса Христа называют «________________________________», а время после рождения Иисуса Христа называют «______________________________________».

Высшая оценка: 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: 

1)Прошлое человечества изучает специальная наука история.

2)Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют историческими источниками.

3)Промежуток времени ровно в сто лет люди называют веком.

4)Время до рождения Иисуса Христа называют «до нашей эры», а время после рождения Иисуса Христа называют «нашей эрой».

2. Впиши в таблицу века, содержащие указанные годы. Впиши в таблицу любые годы, которые относятся к данным векам.

VI в.

XVII в.

XX в.

1240 г.

1861 г.

Высшая оценка: 3 балла (задание считается выполненным, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий:

VI в.

XIII в.

XVII в.

XIX в.

XX в.

599 г.

1240 г.

1649 г.

1861 г.

1961 г.

3. Соотнесите правильно события и исторических личностей, соединив их стрелками:

Крещение Руси                                         М.И. Кутузов

Куликовская битва                                   А. Невский

Невская битва                                           В.И. Ленин

Отечественная война 1812 г.                   Владимир Святославич

Революция 1917 г.                                    Д.И. Донской

Высшая оценка: 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: Крещение Руси                                         М.И. Кутузов

                           Куликовская битва                                   А. Невский

                           Невская битва                                           В.И. Ленин

                           Отечественная война 1812 г.                   Владимир Святославич

                           Революция 1917 г.                                    Д.И. Донской

4. Кого из исторических деятелей, прославивших Россию, вы узнали? Подпишите их фамилии.

       

Высшая оценка: 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

          

А.С. Пушкин

М.В. Ломоносов

А.В. Суворов

К.Г. Жуков

Ю.А. Гагарин

5. Какие слова и словосочетания связаны с эпохой Советского Союза? Подчеркни их.

Земский собор, комсомольцы, колхоз, Наполеон, Сталинградская битва, бояре, искусственный спутник Земли, крепостное право, дворяне, пионеры, подвиг панфиловцев.

Высшая оценка: 2 балла, если учащийся не допустил ни одной ошибки и 1 балл, если учащиеся допустили одну ошибку.

Комментарий: Земский собор, комсомольцы, колхоз, Наполеон, Сталинградская битва, бояре, искусственный спутник Земли, крепостное право, дворяне, пионеры, подвиг панфиловцев.

6. Впиши в календарь даты и названия государственных праздников  Российской Федерации.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Высшая оценка: 9 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

1

Новый год  

7

Рождество

23

День  защитника   Отечества

8

Международный женский день

1

День труда

 9

День Победы

12

День независимости России

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

4

День народного единства

12

День Конституции

7. Объясните смысл крылатых выражений?

1) О ком говорят «Без царя в голове»?

2) В каких случаях мы говорим «вот где собака зарыта»?

3) В каких случаях мы говорим «попал впросак»?

Высшая оценка: 6 баллов (по два балла за каждый правильный ответ).

Комментарий: 

1) О ком говорят «Без царя в голове»? (глупый, несообразительный, несмышленый человек).

2) В каких случаях мы говорим «вот где собака зарыта»? (именно в этом суть дела, истинная причина, главное).

3) В каких случаях мы говорим «попал  впросак»? (оказаться в неприятном или невыгодном положении из-за своей ошибки или незнания).



Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории. Школьный тур. 6 класс

ЗАДАНИЯ

Счет лет в истории

1. Сосчитайте:

  1. Какой год был раньше и на сколько раньше – 65 г. до н. э. или 40 г. до н. э.?

___________________________________________________________________________________

  1. Если Рим был основан в 753 г. до н. э., то на сколько лет он старше Ярославля?

___________________________________________________________________________________

История Древнего мира

2. Замените фразы крылатыми выражениями, связанными с историей Древней Греции.

1)Причина ссоры ______________________________________________________.

2)Долгие, полные приключений странствия ________________________________.

3)Подарок, сделанный с коварным умыслом __________________________________.

4)Жестокие законы ___________________________________.

3. О каком древнем городе идет речь?

Греческий философ Страбон пишет: «Весь город пересечен улицами… В городе есть прекрасные общественные святилища и царские дворцы. Часть царских зданий составляет Музейон (Музей)… Перед большой гаванью находится башня на острове Фарос».

_________________________________

4. Назовите семь чудес света – семь самых известных памятников Древнего мира.

1)_________________________________________

2)_________________________________________

3)_________________________________________

4)_________________________________________

5)_________________________________________

6)_________________________________________

7)_________________________________________

Страницы отечественной истории

5. Вставьте в текст пропущенные слова.

В середине 30-х годов ХХ столетия к власти в Германии пришли ____________________ во главе с _____________________, который развязал __________________________________________. Вскоре почти вся Европа оказалась в их руках. Гитлеровцы напали на Советский Союз в _______, и началась ____________________________________________ война. Решающими сражениями этой войны стали _______________________________________ __________________________________________________.

6. Гербы, каких городов Ярославской области изображены ниже? Напишите их названия.

          

Олимпиада по истории. Школьный тур. 6 класс

ОТВЕТЫ

Счет лет в истории

1. Сосчитайте:

1) Какой год был раньше и на сколько раньше – 65 г. до н. э. или 40 г. до н. э.?

2) Если Рим был основан в 753 г. до н. э., то на сколько лет он старше Ярославля?

Высшая оценка: 4 балла (по два балла за каждую правильно решенную задачу).

Комментарий:

  1. 65 г. до н. э был раньше на 25 лет.
  2. Рим старше Ярославля на 1762 года (753+1010-1=1762)

История Древнего мира

2. Замените фразы крылатыми выражениями, связанными с историей Древней Греции.

1)Причина ссоры ______________________________________________________.

2)Долгие, полные приключений странствия ________________________________.

3)Подарок, сделанный с коварным умыслом __________________________________.

4)Жестокие законы ___________________________________.

Высшая оценка: 4 балла (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

1)Причина ссоры – яблоко раздора.

2)Долгие, полные приключений странствия - одиссея.

3)Подарок, сделанный с коварным умыслом – троянский конь.

4)Жестокие законы – драконовские законы.

3. О каком древнем городе идет речь?

Греческий философ Страбон пишет: «Весь город пересечен улицами… В городе есть прекрасные общественные святилища и царские дворцы. Часть царских зданий составляет Музейон (Музей)… Перед большой гаванью находится башня на острове Фарос».

Высшая оценка: 2 балла.

Комментарий:

Александрия Египетская.

4. Назовите семь чудес света – семь самых известных памятников Древнего мира.

Высшая оценка: 7 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

  1. Египетские пирамиды в Эль-Гизе.
  2. Висячие сады Семирамиды.
  3. Статуя Зевса Олимпийского.
  4. Мавзолей в Галикарнасе.
  5. Храм Артемиды Эфесской.
  6. Фаросский маяк.
  7. Колосс Родосский.

Страницы отечественной истории

5. Вставьте в текст пропущенные слова.

В середине 30-х годов ХХ столетия к власти в Германии пришли ____________________ во главе с _____________________, который развязал __________________________________________. Вскоре почти вся Европа оказалась в их руках. Гитлеровцы напали на Советский Союз в _______, и началась ____________________________________________ война. Решающими сражениями этой войны стали _______________________________________ __________________________________________________.

Высшая оценка: 8 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

В середине 30-х годов ХХ столетия к власти в Германии пришли фашисты во главе с

А. Гитлером, который развязал Вторую Мировую войну. Вскоре почти вся Европа оказалась в их руках. Гитлеровцы напали на Советский Союз в 1941 году, и началась Великая Отечественная война. Решающими сражениями этой войны стали битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва.

6. Гербы, каких городов Ярославской области изображены ниже? Напишите их названия.

          

Высшая оценка: 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

          

Данилов

Мышкин

Переславль-Залесский

Ростов Великий

Углич



Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории. Школьный тур. 7 класс

ЗАДАНИЯ

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события согласно вашей логике, произошли в указанные годы:

882 г., 912 г., 945 г., 962 г., 980 г.

2. Вспомните и запишите, когда произошли эти события:

1) княжеский съезд в Любече –

2) битва с монголами на реке Калке –

3) битва при Грюнвальде –

4) разделение Христианской церкви на Западную и Восточную –

5) подписание английским королем Великой хартии вольностей –

3. Вставьте в текст крылатое выражение и объясните его смысл:

1) Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами…

2) Заняв Фригию, Александр Македонский увидел в храме Зевса повозку, на дышле которой был запутанный узел со множеством хитро спрятанных концов. По приданию, кто его развяжет, будет владеть всей Азией. Царь выхватил меч и разрубил…

3) Основатель и царь города Коринфа дважды обманул богов, пытаясь стать бессмертным. Страшно покарали его боги: «Тяжкий камень снизу обеими влек он руками в гору, но едва достигал он вершины с тяжкою ношей, вниз по горе на равнину катился обманчивый камень». И была эта работа названа…

4. Расшифруйте исторические термины и дайте им определения.

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя князя, о котором идет речь.

«Он заложил основы могущества Москвы своей дальновидной и осторожной политикой. Став великим князем Владимирским в 1338 году, он, по словам летописцев, даровал русским землям «великую тишину». Прекратились ордынские набеги, затихли вражеские усобицы…»

6. Посмотрите на фотографию и ответьте, что изображено на фотографии? Что вам известно об этом архитектурном памятнике?

7. Назовите улицы города Ярославля, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Олимпиада по истории. Школьный тур. 7 класс

ОТВЕТЫ

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события согласно вашей логике, произошли в указанные годы:

882 г., 912 г., 945 г., 962 г., 980 г.

Высшая оценка: 6 баллов (2 балла за определение принципа и по одному баллу за определение даты).

Комментарий: даты связаны с началом правления первых князей Древнерусского государства:

882 г. – начало правления Олега,

912 г. - начало правления Игоря,

945 г. - начало правления Ольги,

962 г. - начало правления Святослава,

980 г. - начало правления Владимира.

2. Вспомните и запишите, когда произошли эти события:

1) княжеский съезд в Любече –

2) битва с монголами на реке Калке –

3) битва при Грюнвальде –

4) разделение Христианской церкви на Западную и Восточную –

5) подписание английским королем Великой хартии вольностей –

Высшая оценка: 5 баллов (по баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий:

1) княжеский съезд в Любече – 1097 г.

2) битва с монголами на реке Калке – 1223 г.

3) битва при Грюнвальде – 1410 г.

4) разделение Христианской церкви на Западную и Восточную – 1054 г.

5) подписание английским королем Великой хартии вольностей – 1215 г.

3. Вставьте в текст крылатое выражение и объясните его смысл:

1) Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами…

2) Заняв Фригию, Александр Македонский увидел в храме Зевса повозку, на дышле которой был запутанный узел со множеством хитро спрятанных концов. По приданию, кто его развяжет, будет владеть всей Азией. Царь выхватил меч и …

3) Основатель и царь города Коринфа дважды обманул богов, пытаясь стать бессмертным. Страшно покарали его боги: «Тяжкий камень снизу обеими влек он руками в гору, но едва достигал он вершины с тяжкою ношей, вниз по горе на равнину катился обманчивый камень». И была эта работа названа…

Высшая оценка: 6 баллов (по два балла за каждый правильный ответ: один за крылатое выражение, другой – за его объяснение).

Комментарий:

1) «Со щитом или на щите». Слова означали: вернуться победителем, или достойно умереть.

2) «Разрубить Гордиев узел». Выражение означает: решить запутанное дело смело, решительно, силой, прямолинейно.

3) «Сизифов труд». Труд нескончаемый, нелепый, бессмысленный.

4. Расшифруйте исторические термины и дайте им определения.

Высшая оценка: 10 баллов (по два балла за каждый правильный ответ: один за отгаданное понятие, другой – за его объяснение).

Комментарий:

1) рыцарь –  (от немецкого «всадник») феодал в Западной Европе в средние века, тяжеловооруженный конный воин.

2) сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемые по наследству правами и обязанностями.

3) замок – укрепленное жилище феодала, его крепость.

4) барщина – бесплатные работы крестьян в хозяйстве феодала. Одна из феодальных повинностей.

5) баскаки – представители монгольских ханов в завоеванных землях, занимающиеся сбором налогов.

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя князя, о котором идет речь.

«Он заложил основы могущества Москвы своей дальновидной и осторожной политикой. Став великим князем Владимирским в 1338 году, он, по словам летописцев, даровал русским землям «великую тишину». Прекратились ордынские набеги, затихли вражеские усобицы…»

Высшая оценка: 1 балл

Комментарий: Дмитрий Иванович Донской.

6. Посмотрите на фотографию и ответьте, что изображено на фотографии? Что вам известно об этом архитектурном памятнике?

Высшая оценка: 4 балла (1 балл за определение памятника и 1-3 балла за информацию о нем).

Комментарий: Покровский собор что на рву, или храм Василия Блаженного. Был возведен в Москве в 1555-1561 годах при Иване Грозном как памятник победы над Казанским ханством. Архитекторы Барма и Постник. Знаменательно, что столь крупное, полное праздничного ликования сооружение поставлено не в Кремле, а между Кремлем и посадом, как воплощение события общенародного значения.

7. Назовите улицы города Ярославля, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Высшая оценка: по одному баллу за каждое название улицы.

Комментарий: ул. Жукова, ул. Щапова, ул. Е.Колесовой, ул. З.Космодемьянской, ул., пр. Толбухина.

.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по истории. Школьный тур. 8 класс

ЗАДАНИЯ

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события, согласно вашей логике, произошли в указанные годы:

1497, 1550, 1649.

2. Назовите российских императоров и императриц в хронологической последовательности, царствовавших в период дворцовых переворотов, указав годы правления.

3. Установите правильное соответствие:

1) «Тушинский вор»                                                                    а) Лжедмитрий I

2) «Тишайший» царь                                                                   б) Михаил Романов

3) «Испечен в польской печке, а заквашен в Москве»            в) Лжедмитрий II

4) «Не способнейший, а удобнейший царь»                             г) Алексей Михайлович

5) «Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок,

которого посылают спать»                                                         д) Павел I

                                                                                                       е) Петр III

4. Установите соответствие между современниками:

1) Василий Шуйский                                                                  а) протопоп Аввакум

2) Михаил Романов                                                                     б) польский король Август II

3) патриарх Никон                                                                       в) Г.А. Спиридов

4) Петр Первый                                                                            г) патриарх Филарет

5) Петр III                                                                                     д) И. Болотников

6) А.Г. Орлов                                                                                е) прусский король Фридрих II

5. О каких событиях отечественной истории повествует автор предложенного документа?

«И прочих наших на Москве жарили да пекли… Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить… Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать…»

6. Кому из деятелей эпохи Возрождения принадлежат следующие изречения:

«Мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель.

Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.

Когда прибор, сделанный винтом, сделан хорошо… и быстро приводится во вращение – названный винт взвинчивается в воздух и поднимается вверх.

Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он может бросаться без опасности для себя с любой большой высоты.

Я не пишу о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю и не оглашаю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне море…»

7. Закончите высказывание Вольтера:

«Самое большое счастье для людей, когда государь - …»

8. Назовите храмовые комплексы и храмы Ярославля, построенные в XVII веке.

Олимпиада по истории. Школьный тур. 8 класс

ОТВЕТЫ

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события, согласно вашей логике, произошли в указанные годы:

1497, 1550, 1649.

Высшая оценка: 5 баллов (2 балла за определение принципа и по одному баллу за определение даты).

Комментарий: принятие сводов законов Российского государства:

1497 - Судебник Ивана III, 1550 - Судебник Ивана IV, 1649 – Cоборное уложение.

2. Назовите российских императоров и императриц в хронологической последовательности, царствовавших в период дворцовых переворотов, указав годы правления.

Высшая оценка: 5 баллов (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий:

Екатерина I (1725-1727)

Петр II (1727-1730)

Анна Иоанновна (1730-1740)

Иван VI Антонович (1740-1741)

Елизавета Петровна (1741-1761)

Петр III (1761-1762)

3. Установите правильное соответствие:

1) «Тушинский вор»                                                                    а) Лжедмитрий I

2) «Тишайший» царь                                                                   б) Михаил Романов

3) «Испечен в польской печке, а заквашен в Москве»            в) Лжедмитрий II

4) «Не способнейший, а удобнейший царь»                             г) Алексей Михайлович

5) «Он позволил свергнуть себя с престола, как ребенок,

которого посылают спать»                                                         д) Павел I

                                                                                                       е) Петр III

Высшая оценка: 5 баллов (по одному баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: вгабе

4. Установите соответствие между современниками:

1) Василий Шуйский                                                                  а) протопоп Аввакум

2) Михаил Романов                                                                     б) польский король Август II

3) патриарх Никон                                                                       в) Г.А. Спиридов

4) Петр Первый                                                                            г) патриарх Филарет

5) Петр III                                                                                     д) И. Болотников

6) А.Г. Орлов                                                                                е) прусский король Фридрих II

Высшая оценка: 5 баллов (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий: дгабев

5. О каких событиях отечественной истории повествует автор предложенного документа?

«И прочих наших на Москве жарили да пекли… Иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили так? – не знаю.

Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да виселицею хотят в веру приводить… Волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать…»

Высшая оценка: 3балла

Комментарий: церковный раскол середины XVII века.

6. Кому из деятелей эпохи Возрождения принадлежат следующие изречения:

«Мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель.

Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.

Когда прибор, сделанный винтом, сделан хорошо… и быстро приводится во вращение – названный винт взвинчивается в воздух и поднимается вверх.

Если у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей и вышиною в 12, он может бросаться без опасности для себя с любой большой высоты.

Я не пишу о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародываю и не оглашаю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне море…»

Высшая оценка: 3 балла

Комментарий: Леонардо да Винчи

7. Закончите высказывание Вольтера:

«Самое большое счастье для людей, когда государь - …»

Высшая оценка: 4 балла

Комментарий: философ

8. Назовите храмовые комплексы и храмы Ярославля, построенные в XVII веке.

Высшая оценка: по одному баллу за каждый правильный ответ

Комментарий: церковь Рождества Христова, церковь Ильи Пророка, храмовый комплекс в Коровниках, церковный комплекс Николы Мокрого, храмовый ансамбль – Толгский монастырь, церковь Иоанна Предтечи, церковь Михаила архангела, Варваринская церковь, церковь Спаса на Городу, церковь Николы Меленка, церковь Дмитрия Солунского.



Предварительный просмотр:

История, 9 класс, школьный этап

ЗАДАНИЯ

Историческая хронология

  1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы:

   1775, 1782, 1785.

  1. Расположите в хронологической последовательности, следующие исторические события. Соответствующие правильному ответу цифры запишите в порядке установленной последовательности.  

Наполеоновские войны:

  1. «Битва народов»
  2. Битва при Аустерлице
  3. Бородинское сражение
  4. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова
  5. Битва при Вотерлоо

История и лингвистика

1. Найдите эквивалент выражению и объясните значение подчеркнутого слова:

   - перековать мечи на орало;

   - потемкинские деревни.

Историческая личность

  1. Определите, кому из императоров XIX века принадлежат данные высказывания:

«Россией правят столоначальники».

«Мне нужны не умники, а верноподданные».

«Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем».

  1. Объясните, по какому принципу образован ряд:

Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II.

Императрицы, пришедшие к власти в результате дворцовых переворотов.

3.    Определите, о каком деятеле прошлого идет речь.

Из семьи знатного боярина. Стал одним из близких советников царя. Попал в опалу, пострижен в монахи. Митрополит Ростовский и Ярославский. В Тушинском лагере провозглашался русским патриархом. Попал в польский плен. После плена избран патриархом Руси. Некоторое время был фактически правителем страны.

История культуры

1.    О появлении какого  народного промысла повествует легенда. 

Легенда гласит, что появление этого промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец, который, прячась от преследователей, ушел в дремучие леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски и кисти  и скрылся.

2.    О каком историческом событии Н.А. Некрасов написал следующие строки:

   Порвалась цепь великая

   Порвалась – расскочилася:

   Одним концом по барину,

   Другим по мужику!

Работа с источником

1. Определите, из какого исторического источника взят этот фрагмент. Установите дату принятия документа:

«А которые крестьяне за кем записаны в переписных книгах прошлых годов и после тех переписных книг … сбежали или вперед начнут сбегать – тех беглых крестьян, и их детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми, и со всем имуществом отдавать из бегов тем людям, кому они записаны по переписным книгам… Впредь никому чужих крестьян не принимать и за собою не держать…

Если кто на царское величество злое дело замыслил – казнить.

Если кто вздумает Московским государством завладеть и государем быть и для того своего злого умышления начнет рать собирать – казнить».

Историческое краеведение

1.    Фашистские самолеты, вылетая на бомбардировки Рыбинска, всегда старались лететь над Рыбинским водохранилищем, чтобы, не опасаясь зениток, вплотную подойти к городу и его заводам. Выходя на боевой курс, они обычно пролетали над Рыбинской ГЭС. Но ни одной бомбы на нее не было сброшено!

Почему?

2.    Назовите города-  побратимы Ярославля.

История, 9 класс, школьный этап

ОТВЕТЫ

Историческая хронология

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1775, 1782, 1785.

Высшая оценка – 4 балла (1 балл за определение принципа и по одному баллу за определение даты).

Комментарий: даты связаны с мероприятиями Екатерины II: 1775 – проведение губернской реформы, 1782 – проведение городской реформы, 1785 – издание Жалованных грамот дворянству и городам.

2. Расположите в хронологической последовательности, следующие исторические события. Соответствующие правильному ответу цифры запишите в порядке установленной последовательности.  

Наполеоновские войны:

1) «Битва народов»

2) Битва при Аустерлице

3) Бородинское сражение

4) Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова

5) Битва при Вотерлоо

Высшая оценка – 3 балла за правильное расположение событий (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий: правильный ответ – 42315

История и лингвистика

1. Найдите эквивалент выражению и объясните значение подчеркнутого слова:

   - перековать мечи на орало;

   - потемкинские деревни.

Высшая оценка – 3 балла (по 1 баллу за каждое задание).

Комментарий: перековать мечи на орало - разоружиться, перейти к мирным действиям (орало – орудие для обработки земли);

потемкинские деревни - показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо; приукрашивание действительности.

Историческая личность

1. Определите, кому из императоров XIX века принадлежат данные высказывания:

«Россией правят столоначальники».

«Мне нужны не умники, а верноподданные».

«Пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, без них проживем».

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Николай Первый.

2. Объясните, по какому принципу образован ряд:

Екатерина I, Елизавета Петровна, Екатерина II.

Императрицы, пришедшие к власти в результате дворцовых переворотов.

Высшая оценка – 1 балл.

Комментарий: российские императрицы, пришедшие к власти в результате дворцовых переворотов сер. XVIII века.

3.    Определите, о каком деятеле прошлого идет речь.

Из семьи знатного боярина. Стал одним из близких советников царя. Попал в опалу, пострижен в монахи. Митрополит Ростовский и Ярославский. В Тушинском лагере провозглашался русским патриархом. Попал в польский плен. После плена избран патриархом Руси. Некоторое время был фактически правителем страны.

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Федор Романов – Филарет.

История культуры

1.    О появлении какого  народного промысла повествует легенда. 

Легенда гласит, что появление этого промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец, который, прячась от преследователей, ушел в дремучие леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски и кисти  и скрылся.

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: хохломская роспись.

2.    О каком историческом событии Н.А. Некрасов написал следующие строки:

Порвалась цепь великая

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!

Высшая оценка – 1 балл.

Комментарий: отмена крепостного права в России.

Работа с источником

1. Определите, из какого исторического источника взят этот фрагмент. Установите дату принятия документа:

«А которые крестьяне за кем записаны в переписных книгах прошлых годов и после тех переписных книг … сбежали или вперед начнут сбегать – тех беглых крестьян, и их детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми, и со всем имуществом отдавать из бегов тем людям, кому они записаны по переписным книгам… Впредь никому чужих крестьян не принимать и за собою не держать…

Если кто на царское величество злое дело замыслил – казнить.

Если кто вздумает Московским государством завладеть и государем быть и для того своего злого умышления начнет рать собирать – казнить».

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Соборное уложение 1649 г.

Историческое краеведение

1.    Фашистские самолеты, вылетая на бомбардировки Рыбинска, всегда старались лететь над Рыбинским водохранилищем, чтобы, не опасаясь зениток, вплотную подойти к городу и его заводам. Выходя на боевой курс, они обычно пролетали над Рыбинской ГЭС. Но ни одной бомбы на нее не было сброшено!

Почему?

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: Фашисты не могли представить, что недостроенная электростанция, покрытая сверху брезентами, могла давать ток. А она давала. Были периоды, когда до 50% всей энергии, получаемой Москвой, шло в столицу с Рыбинской ГЭС.

2.    Назовите города побратимы Ярославля.

Высшая оценка – 6 баллов (по 1 баллу за каждый город).

Комментарий: Кассель, Ханау (Германия), Пуатье (Франция), Берлингтон (США), Ювяскюля (Финляндия), Эксетер (Великобритания).



Предварительный просмотр:

История, 10 класс, школьный этап

ЗАДАНИЯ

Историческая хронология

  1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1946, 1949, 1950, 1962, 1979.

2. Установите соответствие между сражениями, военными операциями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) под Смоленском                                 1) 1941 г.

Б) форсирование Днепра                        2) 1942 г.

В) под Харьковом                                    3) 1943 г.

Г) за освобождение Минска                   4) 1944 г.

                                                                   5) 1945 г.

История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры:  ТНК, МВФ, ВТО.

2.  Объясните, что означает данный фразеологический оборот и вспомните, с какими событиями связано его появление:  филькина грамота.         

Историческая личность

1.  Определите, кто из идеологов народнического движения является автором этих строк:

«Переустройство общества должно быть осуществлено не только для народа, но и самим народом. Но малограмотные и забитые трудящиеся  не в состоянии сразу понять идеи социализма. Надо помочь народу уяснить его потребности, силу и возможности. Революционная молодежь должна запастись терпением и своей активной работой в народе подготавливать почву для социальной революции».

2. Среди исторических деятелей, названных ниже, трое – современники. Укажите их.

  1. С.Ю. Витте
  2. Э. Золя
  3. Т.-П. Талейран
  4. Ф.Д. Рузвельт
  5. Ф. Рабле

3. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) переход на управление промышленностью по территориальному      1) Е.Т. Гайдар

принципу                                                                                                          2) Н.С. Хрущев

Б) совершенствование планирования и экономического                            3) М.С. Горбачев

стимулирования в промышленном производстве                                        4) А.Н. Косыгин

В) радикальная экономическая реформа, переход к рыночным                 5) И.В. Сталин

отношениям

Г) ускорение социально-экономического развития СССР на

основе достижений научно-технического прогресса

История культуры

1. На каком памятнике высечены эти слова еврейской поэтессы Эммы Лазарус:

Укрою гонимых, согрею озябших,

Бездомным дам пищу и кров.

Всем, кто свободой дышал,

Факел мой путь указал.

2. Установите соответствие между названиями литературных произведений и временем их создания. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) «Путешествие из Петербурга в Москву»                                    1) XII в.

Б) «Слово о полку Игореве»                                                              2) XV в.

В) «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»              3) XVI в.

Г) «Задонщина»                                                                                   4) XVII в.

                                                                                                               5) XVIII в.

Работа с источником

1. О каком событии говорит председатель Государственной думы, М.В. Родзянко?

«В ночь на 17 декабря 1916 года произошло событие, которое по справедливости надо считать началом второй революции…»

2. Прочтите отрывок из стихотворения В. Рождественского и назовите век, о котором идет речь.

И я любил твои наивные пристрастья:

Охоты и балы, запретной встречи счастье

Горячку и озноб зеленого стола…

Мне грустно, что теперь не надо похищать

На тройке бешеной невест голубоглазых,

Что в рудники Читы, в картежный полк Кавказа

Нам больше не пришлет благословенья мать.

Что не умеем мы поверить до конца,

Как Герцен некогда, огню высокой клятвы…

Историческое краеведение

 1. Какую продукцию поставлял на фронт Ярославский ликероводочный завод в годы Великой Отечественной войны?

2. Определите имя нашего земляка, о котором идет речь:

Уроженец деревни Крутец Рыбинского уезда. На фронт молодой крестьянский паренек попал по призыву комсомола. Прошел на флоте путь от матроса до адмирала. В годы Великой Отечественной войны он возглавил соединение подводных лодок Северного флота, которое громило врага в тяжелых условиях Заполярья. Герой Советского Союза. В 1943 году построенная на деньги Ярославцев подводная лодка «Ярославский комсомолец» была передана его соединению.

История, 10 класс, школьный этап

ОТВЕТЫ

Историческая хронология

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1946, 1949, 1950, 1962, 1979.

Высшая оценка – 6 баллов (1 балл за определение принципа и по одному баллу за определение даты).

Комментарий: даты, связанные с обострением отношений между Западом и СССР в годы холодной войны.

1946 – конфликт вокруг Ирана. Речь У.Черчилля в Фултоне; 1949 – Создание СЭВ и НАТО; 1950 – начало войны в Корее; 1962 – Карибский кризис; 1979 – введение советских войск в Афганистан.

2. Установите соответствие между сражениями, военными операциями Великой Отечественной войны и годами, когда они произошли. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) под Смоленском                                 1) 1941 г.

Б) форсирование Днепра                        2) 1942 г.

В) под Харьковом                                    3) 1943 г.

Г) за освобождение Минска                   4) 1944 г.

                                                                   5) 1945 г.

Высшая оценка – 3 балла (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий: 1324

История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры:  ТНК, МВФ, ВТО.

Высшая оценка – 3 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Комментарий: транснациональные корпорации, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.

2.  Объясните, что означает данный фразеологический оборот и вспомните, с какими событиями связано его появление:  филькина грамота.         

Высшая оценка – 3 балла (1 балл за объяснение значения и 2 балла за объяснение происхождения).

Комментарий: филькина грамота – пустая, ничего не стоящая бумажка; документ, не имеющий силы.

Московский митрополит Филипп выступал против политики насилия и террора Ивана Грозного. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой, а его послания филькиной грамотой.

Историческая личность

1.  Определите, кто из идеологов народнического движения является автором этих строк:

«Переустройство общества должно быть осуществлено не только для народа, но и самим народом. Но малограмотные и забитые трудящиеся  не в состоянии сразу понять идеи социализма. Надо помочь народу уяснить его потребности, силу и возможности. Революционная молодежь должна запастись терпением и своей активной работой в народе подготавливать почву для социальной революции».

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: П. Лавров.

2. Среди исторических деятелей, названных ниже, трое – современники. Укажите их.

1) С.Ю. Витте

2) Э. Золя

3) Т.-П. Талейран

4) Ф.Д. Рузвельт

5) Ф. Рабле

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: 124.

3. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) переход на управление промышленностью по территориальному      1) Е.Т. Гайдар

принципу                                                                                                          2) Н.С. Хрущев

Б) совершенствование планирования и экономического                            3) М.С. Горбачев

стимулирования в промышленном производстве                                        4) А.Н. Косыгин

В) радикальная экономическая реформа, переход к рыночным                 5) И.В. Сталин

отношениям

Г) ускорение социально-экономического развития СССР на

основе достижений научно-технического прогресса

Высшая оценка – 4 балла (по 1 баллу  за каждый правильный ответ).

Комментарий: 2413

История культуры

1. На каком памятнике высечены эти слова еврейской поэтессы Эммы Лазарус:

Укрою гонимых, согрею озябших,

Бездомным дам пищу и кров.

Всем, кто свободой дышал,

Факел мой путь указал.

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Статуя Свободы на острове Эллис.

2. Установите соответствие между названиями литературных произведений и временем их создания. Ответ запишите в виде определенной последовательности цифр.

А) «Путешествие из Петербурга в Москву»                                    1) XII в.

Б) «Слово о полку Игореве»                                                              2) XV в.

В) «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»              3) XVI в.

Г) «Задонщина»                                                                                   4) XVII в.

                                                                                                               5) XVIII в.

Высшая оценка – 4 балла (по 1 баллу  за каждый правильный ответ).

Комментарий: 5142.

Работа с источником

1. О каком событии говорит председатель Государственной думы, М.В. Родзянко?

«В ночь на 17 декабря 1916 года произошло событие, которое по справедливости надо считать началом второй революции…»

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: убийство Г. Распутина.

2. Прочтите отрывок из стихотворения В. Рождественского и назовите век, о котором идет речь.

И я любил твои наивные пристрастья:

Охоты и балы, запретной встречи счастье

Горячку и озноб зеленого стола…

Мне грустно, что теперь не надо похищать

На тройке бешеной невест голубоглазых,

Что в рудники Читы, в картежный полк Кавказа

Нам больше не пришлет благословенья мать.

Что не умеем мы поверить до конца,

Как Герцен некогда, огню высокой клятвы…

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: XIX век.

Историческое краеведение

 1. Какую продукцию поставлял на фронт Ярославский ликероводочный завод в годы Великой Отечественной войны?

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: «коктейль Молотова» - зажигательную смесь.

2. Определите имя нашего земляка, о котором идет речь:

Уроженец деревни Крутец Рыбинского уезда. На фронт молодой крестьянский паренек попал по призыву комсомола. Прошел на флоте путь от матроса до адмирала. В годы Великой Отечественной войны он возглавил соединение подводных лодок Северного флота, которое громило врага в тяжелых условиях Заполярья. Герой Советского Союза. В 1943 году построенная на деньги Ярославцев подводная лодка «Ярославский комсомолец» была передана его соединению.

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: И.А. Колышкин.



Предварительный просмотр:

История, 11 класс, школьный этап

ЗАДАНИЯ

Историческая хронология

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1957, 1961, 1963, 1965, 1975.

2. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, занимавших пост главы правительства СССР, и годами, когда они занимали этот пост. Соответствующие правильному ответу цифры запишите в порядке установленной последовательности.  

А) В.М. Молотов                               1) 1920-1930 гг.

Б) Г.М. Маленков                              2) 1930-1941 гг.

В) Н.И. Рыжков                                 3) 1953-1955 гг.

Г) А.Н. Косыгин                                4) 1964-1980 гг.

                                                             5) 1985-1991 гг.

История и лингвистика

1. Кого на Руси называли ушкуйниками?

2. Объясните, что означает данный фразеологический оборот и вспомните, с какими событиями связано его появление:  по Сеньке и шапка.

Историческая личность

1. Определите, о каком деятеле прошлого идет речь. 

В 21 год становится дьяконом, в 23 – попом. За требовательность к пастве был публично бит и изгнан из села. Боярин Шереметев пытался утопить его в Волге. Сбежал в Москву. Царь приказал заточить его в подвал монастыря, а затем сослал в Сибирь. Возвращен в Москву. Царь поселил его в Кремле, непременно кланялся ему и просил благословения. Предложил место духовника царевича – отказался. Яркая личность в борьбе с врагами религии. Написал свыше 80 произведений. Расстрижен и предан анафеме. 14 лет провел в земляной яме. Заживо сожжен в срубе.  

2. Объясните, по какому принципу образован ряд: 

Ф. Апраскин, Я. Брюс, Ф. Лефорт.

3.На кого из политических деятелей XIX  века написана данная эпиграмма?

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель…

А царю – он друг и брат.

Полон злобы, полон мести

Без ума, без чувств, без чести.

Кто же он? Преданный без лести,

Просто грошевой солдат.

 

4. «Вешатель», «реформатор», «реакционер», «либеральный демократ», «радикал».

Различные, порой взаимоисключающие характеристики давались одному из государственных деятелей начала ХХ века. Кому?

История культуры

1. В 1892 г. барон Пьер де Кубертен предложил вспомнить хорошо забытое старое. Через четыре года 80 тысяч зрителей собрались на древней родине, чтобы увидеть чудесное зрелище.

Что было возобновлено с 1896 года?

 2. Установите соответствие между названиями памятников зодчества и временем их создания. Соответствующие правильному ответу цифры запишите в порядке установленной последовательности.  

А) Церковь Вознесения в Коломенском                                      1) IX в.

Б) Церковь Покрова на Нерли                                                       2) XI в.

В) Грановитая палата Московского Кремля                                3) XII в.

Г) Софийский собор в Киеве                                                         4) XV в.

                                                                                                           5) XVI в.

Работа с источником

1. Какой российской политической партии начала ХХ столетия принадлежит данное воззвание?

«Мы требуем свержения самодержавия, установление демократической республики, экспроприации капиталистической собственности и социализации земли! В аграрном вопросе наша политика такая: отнять землю у отдельных лиц и отдать ее территориальным союзам для уравнительного пользования. Мы агитируем за созыв Земского Собора для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков! Мы за террор!»

 Историческое краеведение

1. Летом 1945 года в Москве на территории Кремля проходила выставка новых советских автомобилей. Среди автомобилей ЗИС-110, «Победа», «Москвич», был представлен и ярославский грузовик ЯАЗ-200.

Ярославцы очень серьезно готовились к выставке и решили каким-то образом украсить свой автомобиль, чтобы он сразу бросался в глаза.

Как же украсили ярославцы свой автомобиль?

2. Определите имя нашего земляка, о котором идет речь:

Уроженец города Рыбинска. Свой военный путь начал в годы Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны он командовал армией, которая осенью 1941 года совершила, казалось бы, невозможное. Когда гитлеровцы рвались к Москве, его армия перешла в контрнаступление, нанесла поражение войскам генерала Клейста и освободила от врага город Ростов-на-Дону.

История, 11 класс, школьный этап

ОТВЕТЫ

Историческая хронология

1. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы: 1957, 1961, 1963, 1965, 1975.

Высшая оценка – 6 баллов (1 балл за определение принципа и по одному баллу за определение даты).

Комментарий:

Даты связаны с успехами СССР в освоении космоса: 1957 – запуск первого искусственного спутника Земли, 1961 – первый полет человека в космос, 1963 – первая женщина совершила полет в космос, 1965 – впервые в мире А. Леонов вышел в открытый космос, 1975 – первый в истории космонавтики совместный научный эксперимент по программе «Союз» - «Аполлон» - стыковка двух кораблей.

2. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, занимавших пост главы правительства СССР, и годами, когда они занимали этот пост. Соответствующие правильному ответу цифры запишите в порядке установленной последовательности.  

А) В.М. Молотов                               1) 1920-1930 гг.

Б) Г.М. Маленков                              2) 1930-1941 гг.

В) Н.И. Рыжков                                 3) 1953-1955 гг.

Г) А.Н. Косыгин                                4) 1964-1980 гг.

                                                             5) 1985-1991 гг.

Высшая оценка – 3 балла (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий: 2354

История и лингвистика

1. Кого на Руси называли ушкуйниками?

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: Ушкуйники – русские пираты. В основном выходцы из Новгородской земли. Они плавали на ушкуях – речных судах и совершали разбойничьи набеги на волжские города и торговые корабли.

2. Объясните, что означает данный фразеологический оборот и вспомните, с какими событиями связано его появление:  по Сеньке и шапка.

Высшая оценка – 3 балла (1 балл за объяснение значения и 2 балла за объяснение происхождения).

Комментарий: по Сеньке и шапка – каждому честь по заслугам.

К XVI веку знатность боярина можно было легко установить по высоте его меховых горлатных шапок. В Боярской думе ближе к царю сидели более знатные бояре в более высоких шапках.

Историческая личность

1. Определите, о каком деятеле прошлого идет речь. 

В 21 год становится дьяконом, в 23 – попом. За требовательность к пастве был публично бит и изгнан из села. Боярин Шереметев пытался утопить его в Волге. Сбежал в Москву. Царь приказал заточить его в подвал монастыря, а затем сослал в Сибирь. Возвращен в Москву. Царь поселил его в Кремле, непременно кланялся ему и просил благословения. Предложил место духовника царевича – отказался. Яркая личность в борьбе с врагами религии. Написал свыше 80 произведений. Расстрижен и предан анафеме. 14 лет провел в земляной яме. Заживо сожжен в срубе.  

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: Аввакум.

2. Объясните, по какому принципу образован ряд: 

Ф. Апраскин, Я. Брюс, Ф. Лефорт.

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: «птенцы гнезда Петрова».  

3.На кого из политических деятелей XIX  века написана данная эпиграмма?

Всей России притеснитель,

Губернаторов мучитель…

А царю – он друг и брат.

Полон злобы, полон мести

Без ума, без чувств, без чести.

Кто же он? Преданный без лести,

Просто грошевой солдат.

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: А. Аракчеев.  

4. «Вешатель», «реформатор», «реакционер», «либеральный демократ», «радикал».

Различные, порой взаимоисключающие характеристики давались одному из государственных деятелей начала ХХ века. Кому?

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Петру Столыпину.

История культуры

1. В 1892 г. барон Пьер де Кубертен предложил вспомнить хорошо забытое старое. Через четыре года 80 тысяч зрителей собрались на древней родине, чтобы увидеть чудесное зрелище.

Что было возобновлено с 1896 года?

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: Олимпийские игры, которые прошли в Афинах.

 2. Установите соответствие между названиями памятников зодчества и временем их создания. Соответствующие правильному ответу цифры запишите в порядке установленной последовательности.  

А) Церковь Вознесения в Коломенском                                      1) IX в.

Б) Церковь Покрова на Нерли                                                       2) XI в.

В) Грановитая палата Московского Кремля                                3) XII в.

Г) Софийский собор в Киеве                                                         4) XV в.

                                                                                                           5) XVI в.

Высшая оценка – 3 балла (задание считается выполненным только в том случае, если учащийся не допустил ни одной ошибки).

Комментарий: 5342

Работа с источником

1. Какой российской политической партии начала ХХ столетия принадлежит данное воззвание?

«Мы требуем свержения самодержавия, установление демократической республики, экспроприации капиталистической собственности и социализации земли! В аграрном вопросе наша политика такая: отнять землю у отдельных лиц и отдать ее территориальным союзам для уравнительного пользования. Мы агитируем за созыв Земского Собора для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков! Мы за террор!»

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: Партия социалистов – революционеров (эсеры).

 Историческое краеведение

1. Летом 1945 года в Москве на территории Кремля проходила выставка новых советских автомобилей. Среди автомобилей ЗИС-110, «Победа», «Москвич», был представлен и ярославский грузовик ЯАЗ-200.

Ярославцы очень серьезно готовились к выставке и решили каким-то образом украсить свой автомобиль, чтобы он сразу бросался в глаза.

Как же украсили ярославцы свой автомобиль?

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: к радиатору была прикреплена фигурка медведя из серебристого металла.

2. Определите имя нашего земляка, о котором идет речь:

Уроженец города Рыбинска. Свой военный путь начал в годы Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны он командовал армией, которая осенью 1941 года совершила, казалось бы, невозможное. Когда гитлеровцы рвались к Москве, его армия перешла в контрнаступление, нанесла поражение войскам генерала Клейста и освободила от врага город Ростов-на-Дону.

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий: Ф.М. Харитонов, генерал-лейтенант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьной олимпиады по природоведению (5 класс)

В разработке содержатся олимпиадные задания по предметам "Окружающий мир" и "Природоведение"; бланки для выполнения работ и ключи. Рекомендуемый срок проведения - октябрь....

Задания школьной олимпиады по биологии 7 класс

Настоящие задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 7 классе с целью выявления наиболее сильных и активных ребят....

Задания школьной олимпиады по биологии 8 класс

Данные задания предложены для проведения отборочного тура школьной олимпиады по биологии в 8 классе....

Задания школьной олимпиады по биологии 9 класс

Данный уровень заданий рассчитан на школьников, интересующихся биологией, желающих заниматься этой наукой....

задания школьной олимпиады по экологии 6 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса

Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....

Задания школьной олимпиады по математике в 6-9 классах

Задания школьной олимпиады по математике...