Конспект повторительно-обобщеющего урока "Северная война. Петр I"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Самофалова Галина Егоровна

Урок разработан для учеников 7 класса, форма проведения - игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Северная война. Пётр I».

(7 класс)

Цель:

1) Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Северная война»; проверить знания учащихся.

2) Систематизировать знания учащихся, развивать навыки сравнения и анализа.

3) Воспитывать патриотизм, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

-Карта «Россия в XVII в.»

- кроссворды

- Карточки-домино

- Таблицы с фамилиями

- Карточки с вопросами

- Фишки для подсчёта баллов.

План игры:

  1. Разминка «Вопрос-ответ».
  2. Деятели-сподвижники Петра I.
  3. Домино.
  4. Крестики-нолики.
  5. Из истории флага России.
  6. Кроссворд.

Ход урока.

1.Организация урока:

мотивационная беседа, объявление темы урока, формы урока, правила игры.

2. Игра: повторение и обобщение материала, проверка знаний учащихся.

1) Разминка.

- Где находится «Шведское озеро»?

Балтийское море.

- Из-за какого наследства началась война в Европе?

Из-за испанского.

- Кто был союзником Петра I в Северной войне?

Август II.

-Как стали комплектовать армию России после поражения под Нарвой?

Рекрутскими наборами.

- Почему возмущалось духовенство деятельностью Петра?

Пётр приказал переливать колокола в пушки.

- Как называлась земля между Ладожским озером и Финским заливом?

 Ингрия.

- Нотебург, Шлиссельбург…  А как назвать эту крепость по-русски?

Орешек.

- Как называл Петербург, свой любимый город, Пётр I?

Парадиз  – рай.

- Как назвали главную улицу  Петербурга?

Невский проспект.

- Какое событии назвал Пётр «матерью Полтавской битвы»?

Битву при Лесной.

- Что такое редут?

Земляные укрепления.

- «Государство имеет сейчас только одну руку», - говорил Пётр. Какой «руки» не хватало России?

Пётр имел в виду морской флот.

- Как назывались отборные турецкие войска?

Янычары.

- Какой «союзник» помог русским в морском сражении у мыса Гангут?

Штиль.

- Что такое галера?

Лёгкое гребное судно.

- Что такое шхеры?

Прибрежные скалы.

- как изменился титул Петра I после окончания Северной войны?

Он стал императором.

- Где был подписан мир со шведами?

В г.Ништадт.

2). Сподвижники Петра I.

Таблички с фамилиями: Апраксин, Возницын, Голицын, Головин, Лефорт, Шереметев.

Задание: Распределить фамилии в две группы. По какому признаку их так разделили?

Ответ: Апраксин, Голицын, Шереметев – участники в Северной войне.

            Головин, Возницын, Лефорт – «великое посольство».

3). Домино.

Участники получают комплект карточек, из которых необходимо составить цепочку дат.

Ответ:

1682-1725

Правление Петра I

1700-1721

Участие России в Северной войне

1700

Нарвская конфузия

1701

Первые победы русских

1702-1704

Овладение устьем Невы

1703

Основание Санкт-Петербурга

1708

Битва при Лесной

1709

Полтавская битва

1711

Прутский поход

1714

Сражение при Гангуте

1720

Сражение у о.Гренгам

1721

Ништадтский мир

4). Из истории флага России.

Участники из 8-ми рисунков должны назвать номер, по которым изображён флаг России.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ: №5.

5). Крестики-нолики.  Капитанский конкурс.

На доске карточки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Капитан выбирает карточку с номером, отвечает на вопрос. Если ответ неверный, ответ даёт капитан другой команды.

1. Эту крепость Россия построила для защиты Санкт-Петербурга на острове в Балтийском море. – Кронштадт (Кроншлот).

2. Пётр I  не смог взять эту крепость на юге, а вот казаки брали. Правда, потом казаки вернули её назад, а Пётр отбил у турецкого султана. – Азов.

3. С кем из великих учёных Пётр встречался за границей? – И. Ньютоном.

4. В честь какого события построен по приказу Петра в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь? – В честь победы на Неве в 1240 г.

5. Кому предназначался орден, на котором был изображён Иуда, повесившийся на осине за 30 серебряных монет? – Мазепе.

6. «Ишед вон плакося горько» - выбили на медали шведы. Откуда убегал плачущий Пётр I? – Из-под Нарвы в 1700 г.

7. По какому поводу Алексашка, будущий светлейший князь Меншиков, сказал: «Пустяками занимается»? А Софья разрешила: «Пусть потешится». –По поводу игры с потешными полками, набранными из мальчишек окрестных деревень.

8. Что делал в Голландии бомбардир Пётр Михайлов? – Обучался ремёслам.

9. Туда ходила из любопытства вся Москва, как в музей, чтобы посмотреть на окна с цветами, заглянуть в чистые и ухоженные дворики с песчаными дорожками. – Немецкая слобода.

6). Кроссворды.

Каждая команда получает кроссворд. В случае правильного решения получается контрольное слово «император».

Кроссворд 1.

  1. Это море называли Шведским озером.
  2. Гетман Украины, предавший Петра.
  3. Крепость в Украине, осаждённая Петром в 1709 г.
  4. Река, в устье которой построен  Санкт-Петербург.
  5. Крепость, где Пётр потерпел поражение от шведов.
  6. Крепость на юге, которую Пётр взял только со второй попытки.
  7. Это страна, куда бежал поле поражения Карл XII с остатками своей армии.
  8. Фамилия Петра.
  9. Земляные укрепления в виде четырёхугольников.

Б

а

л

т

и

й

с

к

о

е

м

а

з

е

п

а

п

о

л

т

а

в

а

н

е

в

а

н

а

р

в

а

а

з

о

в

т

у

р

ц

и

я

р

о

м

а

н

о

в

р

е

д

у

т

 

Кроссворд 2.

1. Дьяк, стоявший во главе великого посольства.

2. Фамилия Петра.

3. Адмирал русского флота, одержавший победу у мыса Гангут.

4. Швейцарец, друг Петра.

5. Земляные укрепления в виде четырёхугольников.

6. Крепость, где Пётр потерпел поражение.

7. Это море звали Шведским озером.

8. Украинская крепость, осаждённая шведами, но Пётр одержал там великую победу.

9. Река, где русская армия потерпела поражение от турецких янычар.

в

о

з

н

и

ц

ы

н

р

о

м

а

н

о

в

а

п

р

а

к

с

и

н

л

е

ф

о

р

т

р

е

д

у

Т

н

а

р

в

а

б

а

л

т

и

й

с

к

о

е

п

о

л

т

а

в

а

п

р

у

т

Задания на случай, если останется время на уроке:

Показать по карте

моря  Балтийское, Каспийское, Азовское, Белое, Чёрное;

реки Волга, Нева, Днепр, Дон, Дунай, Неман;

города  Москва, Киев, Полтава, Санкт-Петербург, Нарва, Ям, Копорье.

3. Подведение итогов, обобщение.

Назовите:

- дату Северной войны,

- причину, по которой Россия вступила в войну,

- добился ли Пётр своих целей в войне.

4. Подсчёт баллов, объявление победителей, выставление оценок.

5. Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Пётр I – император и человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Первая Пуническая война 5 класс

Урок в игровой формедля закрепления материала по Древнему Риму....

Конспект урока по теме "Война и мир" как роман-эпопея"

Тема  "Война и мир" как роман-эпопея" изучается на начальном этапе работы над романом Л. Н. Толстого. На уроке используется презентация. Конспект предполагает обращение к другим дисциплинам ...

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"

рассказать о модернизации государственной системы России...

Конспект урока истории "Начало правления Петра I"

Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...