Сценарий урока по ОРКСЭ "Добро и Зло"
методическая разработка по истории по теме

Катеринчук Марина Владимировна

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.    
Задачи:
в области ценностей:
ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;
в области опыта:
ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;
в области знаний:
ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;
 в области умений и навыков:
ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;
индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока "Добро и Зло"100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока: «Добро и зло»

Слайд 1. Тема урока: «Добро и зло»

        Слайд 5. Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.        

Задачи:

в области ценностей:

  • ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта:

  • ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний:

  • ученики смогут дать определение добра и зла; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 в области умений и навыков:

  • ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;
  • индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков.

        Слайд 6. Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия, доброта, равнодушие

        

Словарь урока:

Добро – мысли, слова, дела, которые люди считают светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения и продолжения жизни

Зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, темными, дурными, вредными, губительными для жизни

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро

Равнодушие – это состояние апатии к окружающему миру, людям, явлениям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях.

Слайд 7. Тип урока: изучение нового материала.

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный

План урока:

1.Понятие о добре и зле

2.Притча о человеке, построившем дом

3.Какой он, добрый человек?

Ход урока

Слайд 8.

Как часто мы спорим, не зная значения слов.

А суть их поймёшь — и ответ очевидный готов.

Вот так же с вопросом важнейшим о зле и добре.

Все спорят, а смысл исчезает, как в чёрной дыре.

Но этот вопрос  нам нельзя отложить на потом.

Иначе неясно, зачем на Земле мы живём.

Источник добра — совершенный и вечный Творец,

А зла — Разрушитель, кого ждёт бесславный конец.

Добро — гармоничный, живой, многокрасочный мир.

А зло — разрушенье, болезнь, паразит и вампир.

 Ю. НОВИКОВ «Споры о добре и зле»

Слайд 9.

- О чём  стихотворение, которое я Вам сейчас прочитала?

- Какова его главная  мысль?

- Кто уже понял, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Что такое добро и что входит в это понятие?  

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.  

        Слайд 10. 2.  Какие ассоциации у вас возникают со словами «ДОБРО»  «ЗЛО»?

 Запишите в виде схем. Индивидуальная работа  детей в  тетрадях. Затем обобщаем результаты работы. Учитель на доске рисует обобщенную схему - кластер.

Слайд 11. 3. Задание детям. Изобразить «ДОБРО»  «ЗЛО» с помощью рисунка. Подумайте, какие цвета, линии вы будите использовать,  изображая «ДОБРО»  «ЗЛО».   Лист разделен на две части.

Обобщение результатов работы. Выставка детских рисунков  с объяснением  нарисованного.

Слайд 12. Картины художников о Добре и Зле.

        Слайд 13. 

        4. Тема добра и зла ярко  выражена в литературных произведениях. Приведите примеры (дети приводят примеры из сказок, говорят название сказки,   добрых и злых персонажей)

Итак, тема «Добра» и «Зла» давно волновала человека. В сказках часто Добро побеждает Зло. Когда мы читаем сказки, мы всегда переживаем за главных героев. Сказки помогают нам учиться добру, любви, радости, красоте. Каждый человек имеет право выбора между Добром и Злом. Но чтобы этот выбор делать каждый из нас должен хорошо понимать значение понятий «Добро» и «Зло». Первоначальное представление об этих понятиях у вас уже есть.

Слайд 14.

5. Работа с понятиями: Добро, Зло.  Задание классу:

1. Прочитайте в учебнике определение этих понятий. Как вы их понимаете?

2. Приведите примеры добрых и злых поступков, обоснуйте свой выбор.

Слайд 15.

6. У каждого человека есть дом. А что такое Дом? (Ответы детей)

Да, Дом – это место, где человек живет, отдыхает, общается с семьей. Дом имеет большое значение для каждого человека.

Задание классу:

1.Нарисуйте в тетрадях дом (один ученик вызывается к доске)

- На чем стоит Дом? (на земле)

- Да, действительно, когда мы смотрим на дом, нам кажется, что он стоит на земле (рисуем уровень земли). Мы не видим того, что находится под землей – фундамент.  

Фундамент – это основание, на котором возводятся стены здания (дорисовать)

- Как вы думаете, какая часть здания самая важная?  (ответы детей)

- Фундамент – самая главная часть. Так как на нем держится весь дом. Если он сделан неправильно, дом может рухнуть.

- Если мы сравним мысленно человека с домом, то, что будет являться для него основанием для любого дела? УМ, ДОБРОЕ СЕРДЦЕ, ВОЛЯ, УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ (вписываем в фундамент). Каждый человек сам создает фундамент своей жизни и строит сой дом: красивый или некрасивый.

Вывод: У каждого человека есть хорошие и плохие качества. Чтобы фундамент был прочным, надо развивать положительные, добрые качества, а с плохими надо бороться.

Слайд 16.

7. Предлагаю вам познакомиться с древней Притчей о человеке, построившем дом и проанализировать ее.  

       Слайд 17, 18, 19.     Притча о человеке, построившем дом.

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни  правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

Слайд 20.

  Как вы думаете, что произойдет дальше?

  Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она         пробудила у вас?

  На сколько частей можно разделить данную притчу?

Слайд 21. 2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с         любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего  хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

Слайд 22. (Ступенька – и человек на вершине, показать (зарисовать) иллюстрацию на доске).

  Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с         любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

  Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

Слайд 23. (Ступенька ниже)

  Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

  Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

  Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

  Какие чувства он у вас вызывает?

Слайд 24. (Ступенька ниже)

  Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

Слайд 25, 26. (Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

  Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

3. Беседа

Слайд 27.

  Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

  Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

Слайд 28.

  Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

  Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

Слайд 29.

4. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней.

5. Обобщение.

Слайд 30.

  Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Слайд 31. Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

Слайд 32.

8. Закрепление.

1. Перед вами слайд с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы. Качества - «помощники» добра. Качества - «помощники» зла.

Мужество,  честь,  хвастливость,   жестокость,  скромность,  милосердие,  совесть, трусость, зависть,  жадность,  честность,   тактичность,  болтливость,   правдивость,  хитрость,   бестактность,  лживость,  равнодушие,  справедливость, выдержка,  эгоизм.

Слайд 33.

2. Допишите фразу: «Добрый человек - это…» 

3. Приведите примеры добрых дел. Какие добрые дела ты делал или мог бы сделать. Дети говорят по цепочке.

        Слайд 34.

        Вывод.  Учитель зачитывает  слова:   «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»   В.О. Ключевский.

9. Итог урока. Обращение к детям.

Слайд 35.

Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твое им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

Слайд 36.

10. Рефлексия.

- Что для вас сегодня было ценным на уроке?

- Что нового для себя вы узнали?

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Можно предложить цветовую оценку (красный – «отлично», зеленый-«хорошо», синий – «удовлетворительно»). Учащиеся поднимают сигнальную карточку.

Слайд 37.

11. Домашнее задание

Подобрать и записать пословицу о добре и зле, проиллюстрировать ее рисунком.

Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.

1. «Не обижай людей — придет расплата.

Нам счастья не судит обида чья-то»

2. «Ты будешь ближними любим,

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим

Того, чего себе не пожелаешь»

3. «Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

(Стихотворение вручается каждому ученику)

Приложение 1

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому? Кто добра не делает никому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....