Реформы Столыпина
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

урок истории в 9,11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_reformy_stolypina-1_vosstanovlen.docx66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Починковская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по истории Отечества, ХХ в  в 9 классе

по теме:

П. А. Столыпин. Столыпинские аграрные  реформы в Центрально-Нечерноземной России. 1907-1914гг.

Столыпинские аграрные  реформы в Центрально-Нечерноземной России. 1906-1914гг.

Тип урока – комбинированный (урок-проблема)

Цели:

  • Оптимизация учебного процесса,
  • повышение уровня мотивации через использование информационных технологий

Задачи:

Образовательная:

понятия

даты

  • Хутор
  • Отруб
  • Кооперация
  • Артель
  • Столыпинские галстуки (виселицы)
  • Военно-полевые суды
  • Репрессии – карательные меры, применяемые госорганами
  • 1906-1911гг
  • 3 июня 1907г - новый избирательный закон
  • 1 ноября 1907г - 9июня 1912г – деятельность

III Государственной Думы

  • 15 ноября 1912г – начало работы

IV Государственной Думы

Развивающие:

Продолжать развивать умения составлять характеристику исторических личностей, воссоздать исторический образ, устанавливать связь между деятельностью и развитием исторического процесса, формировать умения участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать своё мнение, работать с историческими документами (с.47-48), дополнительной литературой для подготовки реферата «Личность в истории», самостоятельно делать выводы.

Воспитательная:

Воспитать уважение и гордость за лучших сынов Отечества, через воссоздания  психологического и политического портрета государственного деятеля П.А.Столыпина.

Материал и оборудование:

  • компьютер, оборудованный медиапроектором, экран, мультимедийный учебник-диск DVD Клио Софт;
  • учебник:  История России XX в – начало ХХ1в: учебник для 9 кл общеобразов. учрежд. / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт - М.: Просвещение, 2006

Предварительная работа: 

  • подготовка реферата по плану: биография, основные этапы государственной службы и черты характера;
  • повторить понятия: правовое государство - тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления  с развитой правовой системой и эффективной судебной властью, обязательное разделение властей.

Ход урока

Деятельность учителя  и учеников.

доска

  1. Орг. момент

Проверка отсутствующих.

Вступительное слово

  1. Проверка домашнего задания.

  1. рассказ учеников о Столыпине с места по цепочке

(весь класс)

  1. Новая тема + закрепление:

  1. Прослушивание лекции «Ускорение и реформы»

Чтение с экрана «доп. информации». Подведение итогов.

Раб со схемой

Запись в тетрадь

Посмотрите на тему нашего урока.

Речь пойдёт о Петре Аркадьевиче Столыпине и его деятельности.  Имя Столыпина всегда вызывало споры. Одни называли его «вешателем», другие – «либералом–реформатором».

Кто из них прав? Каким был этот государственный деятель?   Какой след он оставил в истории Отечества?

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на эти вопросы. Запишем тему урока. Обратите внимание на план.

План.

  1. Личность в истории: исторический образ Петра Аркадьевича Столыпина (реферат).
  2. Правительственная программа: ускорение и реформы.
  3. Цель столыпинской реформы.
  4. Аграрная реформа: разрушение общины, переселенческая политика, кооперация, итоги.
  5. Одинокий реформатор.

«Задание: попробуем воссоздать исторический образ  Столыпина по цепочке друг за другом, дополняя и продолжая рассказ одноклассника, пользуясь рефератами».

План.

  1. Биография.  

(Играет ли, с вашей точки зрения, родословная определённую роль в формировании личности? Каков он был семьянин?)

  1. Внешность.

 (Можно ли по внешности увидеть и определить определённые черты характера? Свяжите внешность Столыпина с его характером.)

Внимание на экран.

Вопросы:

Почему Столыпина называли «вешателем»?

Что называли «столыпинскими галстуками»?

Что значит военно-полевые суды?

Оправдываете ли вы его действия?

Вот как сам Столыпин объяснял необходимость крайних мер. Внимание на экран.

1.  Итак, по-вашему мнению, Столыпина можно назвать «вешателем»?

2. Оправдана ли его политика? (да, время покушений – необходимость наведения порядка)

3.     Как сам Столыпин объяснял введение крайних мер? (отличайте кровь палача от крови врача)

 

Задание: переписать в тетрадь.

Правительственная программа 24 августа 1906г.

2 части:

Ускорение при помощи чрезвычайных мер

  • Военное положение с введением военно-полевых судов
  • Начало аграрной реформы до созыва II Думы

Тема

Вопросы

План

портрет

(курсор на «Столыпин» в главном меню)

(Курсор на «дополнительную информацию»)

                     

                                       

Повторение понятия

  1. Прослушивание лекции «Разрушение общины»

работа с документом  

 с. 47 - 48 «Из указа правительствующему Сенату  9 ноября 1906г.»

  беседа по вопросам к документу.

Работа с понятием

Запись в тетрадь

Лекция «Итоги аграрной реформы» (альбом)

Документ  №4 «Выступление крестьян»

Чтение с экрана.

Подготовка пакета законопроектов.

  • О свободе вероисповедания
  • О гражданском равноправии
  • Об улучшении быта рабочих
  • О реформе местного самоуправления
  • О реформе высшей и средней школы
  • О введении всеобщего начального образования
  • О подоходном налоге и реформе полиции

Вопрос: К созданию, какого государства стремился Столыпин?

(создание правового государства)

Дайте определение «правовое государство». (тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления  с развитой правовой системой и эффективной судебной властью, обязательное разделение властей).

-  Теперь познакомимся со второй частью программы Столыпина: аграрной реформой

Задание: опираясь на документ  с. 47-48, ответьте на вопросы:

  1. Какое право каждому крестьянину давал этот указ?
  2. Каков «механизм» выхода крестьян из общин?
  3. Как вы думаете, для чего было необходимо разрушение крестьянской общины?

Отруб - отделенный от общинных земель участок вышедшего из общины крестьянина.

Хутор - отдельное поселение крестьянской семьи, вышедшей из общины, вне деревни на собственной земле.

Задание: переписать в тетрадь.

Цели столыпинской реформы 1

Социальный смысл

Основной смысл

Создание слоя мелких буржуазных собственников

Отвлечение внимания крестьян от идей принудительного отчуждения помещичьих  земель.

  Какова цель проведения правительством аграрной реформы?

( борьба с революцией)

 

- Однако  крестьяне не спешили с переходом на отруба и хутора. Появление фермеров вызывало ненависть со стороны крестьян - общинников. Их хозяйства поджигали, травили скот, ломали инвентарь.

«Восстание крестьян в орловской губернии» - на экране.

 Крестьянское сопротивление реформам провоцировали и сами власти: разбивали на хутора и отруба сразу всё население, а не отдельных желающих. При этом применялась военная сила.

«Ну, тащись, Сивка!» - на экране.

? 1.Какие крестьяне в основном выходили из общины? (зажиточные) 2.Почему? 3.Вспомните плюсы и минусы общины? (община помогала мелким и бедным крестьянам)

 - Продолжением аграрной реформы стала переселенческая политика. Кроме того, крестьянин не стал фермером. Выбор крестьян пал на кооперацию, что и заменило общину.

Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество)  - первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, закупки, сбыта, транспортировки продукции. Основные виды: потребительская, промысловая, финансово-кредитная, сбыто-снабженческая и др.

Поподробнее с этими пунктами познакомитесь самостоятельно по учебнику.

(курсор на «Продолжить»)

Альбом.

Кадр альбома

Работа учащихся с текстом учебника с. 50

   Запись в тетрадь

Проверка записей в тетрадь.

Прослушивание лекции «Одинокий реформатор»

Каковы же были итоги?

Задание: самостоятельно сформулировать и записать итоги аграрной реформы в тетрадь.

Примерная запись:

  • Социальное расслоение крестьянства.
  • Пополнение рядов рабочего класса.
  • Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин.
  • Освоение переселенцами более 30 млн. десятин пустующих земель в Сибирь.
  • Зарождение сельскохозяйственной кооперации. (что такое артель, кооператив?)
  • Но! Помещичья земля осталась нетронутой.

Вопрос:   

1.  Можно ли Столыпина назвать реформатором? (да)

2.  Цели, поставленные перед реформой, были достигнуты? (да)

3. По каким причинам реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в России? (либералы не простили Столыпину военно-политических судов, не был поднят рабочий вопрос в ходе реформы;  дворянство и помещиков не устраивало уравнение в правах с крестьянами; крестьяне склонялись к чёрному (революционному) переделу земли помещиков, т.к. в ходе реформы помещичья земля была нетронута; Николай II опасался за свою власть: изменение формы правления, несмотря на то, что Столыпин склонялся к сильной конституционной монархии)

 4. Что помешало закончить реформу? (помешало: не было 20 лет покоя – война 1914 г; убийство Столыпина – 1911г.)

  1. Подведение итогов
  1. Беседа с классом.

  1.  Слово учителя

Каким был премьер-министр П.А.Столыпин?  Сегодня вы составили своё мнение. И теперь сможете ответить на вопрос: по - вашему мнению, Столыпин  «вешатель» или «либерал–реформатор»?

(В период "столыпинской   реакции"  с одной стороны – вешатель и борец за  благо  России,   человек,   "достойный сесть на царский трон" - с другой).

Какой след он оставил в истории Отечества?  

9 ноября 1906 года начались столыпинские аграрные преобразования, которым суждено было сыграть заметную роль в модернизации России начала ХХ века.

В 2006 году исполнилось 100 лет с начала реформ П.А.Столыпина, было принято специальное решение правительства РФ о проведении мероприятий, посвященных этой дате, завершала этот год церемония награждения лауреатов национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России».

В этом году вручение Национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России» состоялось 20 ноября в рамках международной специализированной выставки сельхозтехники «Агросалон».  

Премия призвана выявить и поощрить лучших руководителей предприятий АПК, предпринимателей, банкиров, управленцев, политиков, деятелей науки и работников образования, журналистов, пишущих на аграрную тематику, вносящих весомый вклад в развитие отечественного агропромышленного комплекса, а также в реализацию экономических, научно-технических, социально-культурных программ развития сельских территорий. Обязательным условием присуждения Премии являются высокая деловая репутация и выдающиеся результаты.

Актуально ли тема урока звучит сегодня?

Проблема реформирования, особенно в аграрном секторе, нас, сельских жителей, не может не волновать сегодня.

Поэтому и актуально изучение этой темы сегодня, когда сельское хозяйство разрушено и необходимо восстанавливать.

Что  запомнилось?

  1. Домашнее задание.

выставление отметок.

  • С.46-56  
  • С. 51 зад.№1-2
  • С. 56 зад. №1-2

Столыпиным подмечено,  что  реальные результаты реформ появляются  не сразу, а спустя некоторый промежуток  времени.  Отсюда  и вся  трудность для их понимания  в  период,  когда  реформы  только  развертываются, только набирают темпы.

(эпиграф:

Умейте отличать кровь палача от крови врача.)

Рабочий листок ученика.

«Ускорение и реформы»

Правительственная программа 24 августа 1906г.

2 части:

  • Ускорение при помощи чрезвычайных мер
  • Военное положение с введением военно-полевых судов

  • Начало аграрной реформы до созыва II Думы

Подготовка пакета законопроектов.

  • О свободе вероисповедания
  • О гражданском равноправии
  • Об улучшении быта рабочих
  • О реформе местного самоуправления
  • О реформе высшей и средней школы
  • О введении всеобщего начального образования
  • О подоходном налоге и реформе полиции

Цель столыпинской реформы.

  • Идея создания правового гос-ва
  • Против посягательства на частную собственность

Аграрная реформа.

закрепление

В чем, по мнению П. А. Столыпина, заключалась главная причина неустройства сельского хозяйства России?  (сохранении общины)

К числу аграрных преобразований, проводившихся П. А. Столыпиным, относится …(выход из общины с землёй).

В результате аграрной реформы П. А. Столыпина крестьяне получили право (выхода из общины без земли)

Кооперация (от лат. cooperatio - сотрудничество)  - первоначально добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, закупки, сбыта, транспортировки продукции. Основные виды: потребительская, промысловая, финансово-кредитная, сбыто-снабженческая и др.

Отруб - отделенный от общинных земель участок вышедшего из общины крестьянина.

Хутор - отдельное поселение крестьянской семьи, вышедшей из общины, вне деревни на собственной земле.

Идея премии была высказана в ноябре 2001 года в ходе общероссийской аграрной конференции «Новая аграрная политика и бизнес».

 Презентация премии состоялась в апреле 2002 года в Историческом музее (на Красной Площади).

Из истории премии

20 ноября 2008 года в рамках
международной специализированной
выставки сельхозтехники «Агросалон»  состоится Национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России»


  История - это  сплошная  равнодействующая
поступков  множества  личностей,    каждая   из   которых   складывается   в
зависимости от общественных и культурных  условий,  в  которых  ей  довелось
развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным  весом,
зависящим от персональных свойств и общественного положения.
   его  упоминание  сразу  же  втягивает  нас
в круговорот страстных и взаимоисключающих оценок. Ни один  из  политических
деятелей царизма начала ХХ века не может   идти  с   ним   в   сравнение  по
преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной  ненависти
революционеров. В частности,   интересный  факт,  бывший
президент России Б. Н. Ельцин  называл  трех  великих  реформаторов  России:
Петра I, Александра II,  и  П.А.  Столыпина.  Правда,  политическая  карьера
Столыпина была недолгой - всего 5  лет.   За  это  время  он  был  министром
внутренних дел и председателем Совета министров.
   Столыпин   прозорливее   других    увидел    основные    причины   столь
бедственного   положения   России,  а   главное,  сумел   предложить  и   во
многом  осуществить  грандиозные  планы  ее  преобразования,  обеспечивающее
всестороннее и  стремительное  развитие  страны. Столыпин   увидел   главную
причину    застоя     сельского     хозяйства     России      в     общинном
землепользовании.  Все  это  и  заставило  меня   сделать   попытку   глубже
разобраться  в  реформаторской  деятельности Столыпина..
Сущность столыпинской аграрной реформы.
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство  заложило
и экономический смысл.  Столыпин  утверждал  в  речи  перед  Государственным
Советом 15 марта  1910,  что  "...именно  этим  законом  заложен  фундамент,
основание   нового   социально-    экономического    крестьянского    строя"
Экономические аспекты реформ   основывались  на  том,  что  без  нормального
аграрного   фундамента,   без   процветающего   сельского   хозяйства,   без
выплескивания из села на рынок  труда  миллионов  бывших  крестьян,  дешевой
рабочей силы, промышленность России  будет  обречена  на  чахлую  жизнь  при
постоянной "подкормке" в виде казенных заказов.
   Действительно,  согласно  концепции   Столыпина,   модернизация   страны
требовала нескольких  условий:  первое  -  сделать  крестьян  полновластными
собственниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись  от  опеки  общины,
могли обойти "убогих  и  пьяных".  И  второе  -  добиться  усиленного  роста
промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.
После  принятия  указа  9  ноября  Государственной
Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был  принят,
после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. Так, согласно концепции А. Я. Авреха,  закон  "обеспечивал  прогресс  по
худшему, прусскому образцу, тогда как революционный путь  открывал  "зеленую
улицу"  "американскому",  фермерскому  пути,  максимально   эффективному   и
быстрому, в рамках буржуазного обществ»
Содержание столыпинской аграрной реформы
Дополнением к закону 14 июня 1910  года
был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года  закон  о  землеустройстве.  В
соответствии  с  ним   для   проведения   землеустройства   не   требовалось
предварительного укрепления  земли  за  дворохозяевами.  Селения,  где  были
проведены землеустроительные работы, автоматически  объявлялись  перешедшими
к  наследственно-  подворному  владению.  Землеустроительные  комиссии  были
наделены широкими полномочиями, которые они пускали в  ход,  чтобы  насадить
как можно больше хуторов и отрубов.
Итак,  вернемся  к   проблеме   переселенческой   политики.   В   задачу
переселенческого управления, как это уже было  сказано,  входило  разрешение
насущного вопроса перенаселенности центральных губерний  России.   Основными
районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний  Восток  и  Северный
Кавказ. Правительство всячески  поощряло  заселение  данных  регионов:  были
устранены все препятствия  и  создан  серьезный  стимул  для  переселения  в
осваиваемые районы страны.  Кредиты, отпускаемые  переселенцам,  увеличились
в четыре раза по сравнению с периодом 1900-1904 гг. Проезд  был  бесплатным,
специальные по конструкции, "столыпинские" вагоны, позволяли везти  с  собой
скот и имущество.
   Причины неудачи  аграрной реформы.
   Ряд внешних обстоятельств  (смерть  Столыпина,  начало  войны)  прервали
столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом
войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил  для
полного  реформирования  20  лет  покоя,  но  эти  8  лет  были  далеко  не
спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого
в 1911 году рукой агента охранки в киевском  театре,  были  причиной  краха
всего предприятия. Реформа не достигла ни  политических,  ни  экономических
целей,  которые  перед  ней  ставились.  У  крестьян  не  было   достаточно
материальных средств, для того чтобы поднять свое хозяйство,  чтобы  купить
новую  технику,  которая  позволила  бы  повысить  производительность,   но
столыпинский аграрный курс  провалился  и  политически.  Дело  в  том,  что
крестьяне не  смогли  забыть  о  помещичьей  земле,  даже  "кулаки",  грабя
общинную землю, держали в уме и помещичью.  Ко  всему  прочему,  социальная
напряженность в  деревне  не  спала,  а  усилилась  до  предела.  Опасность
состояла в том, что брожение ушло в глубь, и  был  неизбежен  новый  взрыв.
Введение частной подворной собственности на землю вместо  общинной  удалось
ввести только у четверти общинников. Не удалось и  территориально  оторвать
от  "мира"  зажиточных  хозяев,  т.к.  на  хуторских  и  отрубных  участках
поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось
организовать в таких размерах, которые смогли бы  существенно  повлиять  на
ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы  еще
до начала войны, хотя ее костер продолжал  тлеть,  поддерживаемый  огромным
чиновничьим  аппаратом  во  главе  с  энергичным  приемником  Столыпина   -
главным  управляющим  землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.
   Причин  краха  реформ  было  несколько:  противодействие   крестьянства,
недостаток выделяемых средств  на  землеустройство  и  переселение,  плохая
организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в  1910-1914
гг.  Столыпинская  аграрная  реформа  проводилась   в  условиях  сохранения
помещичьего  землевладения.  Но   главной   причиной   было   сопротивление
крестьянства проведению новой аграрной политики.
Итоги аграрных реформ и их значение в экономической истории России.
   Ленин  считал,  что  реформа  Столыпина   -   прусский   путь   развития
капитализма, нечто,  выгодное  помещикам.  Но  ведь  опора  прусского  пути-
юнкера,  помещичьи  хозяйства.  Столыпин  же  искал  опору  среди   богатого
крестьянства. Можно сказать, что страна в период  столыпинских  реформ  переживала  не
конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полреформы  не
могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм  для  борьбы  за
кардинальные  преобразования.   Только   уничтожение   царского   режима   и
помещичьего  землевладения  могли  изменить  ход  событий,   меры,   которые
предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же  крах
реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить  реорганизацию  вне
демократическим путем и вопреки ему Струве  писал:  "  Именно  его  аграрная
политика состоит в кричащем  противоречии  с  его  остальной  политикой.  Он
изменяет  экономический  фундамент  страны,   то  время  как  вся  остальная
политика  стремится  сохранить   в   возможно   большей   неприкосновенности
политическую "надстройку" и лишь слегка  украшает  ее  фасад.   Конечно  же,
Столыпин был выдающимся деятелем и политиком,  но  при  существовании  такой
системы,  которая  была  в  России,  все  его  проекты   "раскалывались"   о
непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний.
   История повторяется. Как неудивительно, подобная ошибка  была  совершена
значительно позже и  совсем  в  иных  исторических  условиях.  Экономическая
реформа  провалилась у нас,  как мне кажется,   точно  по  той  же  причине:
ее хотели осуществить вне демократии и  без демократии.  Результат  известен
и вывод очевиден:  не повторять ошибок истории.

                    СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ



1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и  судьбы  реформ  в  России.  -М.:  Политиздат,
   1991.
2. Витте С.Ю. и П.А. Столыпин - Российские  реформаторы ХХ столетия  /  под.
2.            ред. Ананыча Б.Г.  - М.1992.
3. 3.Краткое пособие по истории /под ред.  Корелин  А.П.-  Москва.:  Высшая
   школа, 1992.
4.Ковальченко И.Д. Столыпинская  аграрная  реформа. // История СССР №2.- М.-
4. 1992
5. 5.Румянцев М. Столыпинская  аграрная   реформа:  предпосылки,  задачи  и
   итоги. //    История СССР №10.- М.-1990
6.Сироткин В.Г. Великие  реформаторы России. - М.1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе"Реформы Столыпина - "тихая революция"

Урок истории в 9 классе построен в технологии деятельностного подхода.Это урок введения нового знания.Работа в классе ведется как в группах, так и индивидуально. Использованы исторические документы....

Урок истории в 9, 11 кл.: "Реформы Столыпина" или "Программа модегнизации России"

История РоссииРоссия в начале ХХ – ХХI в.Россия в начале ХХ в.(1900-1916 гг.) 12 ч.Урок №9.   Тема урока:  «Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»...

"Аграрная реформа Столыпина"

Урок с использованием ИКТ, предназначен для подготовки к ЕГЭ по истории....

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"...

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока истории в 9 классе)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...

Реформы Столыпина: «тихая революция» (конспект урока 9 класса)

Тема: «Реформы Столыпина: «тихая революция»Цели урока:Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами техн...