Круглый стол "Пр.Сергий Радонежский.Историческое значение для развития русской культуры"
методическая разработка по истории по теме
Цель урока: понять величие духовного подвига Преподобного Сергия Радонежского для духовной жизни России, проанализировать его деяния.
Задачи:
образовательная: способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни Сергия Радонежского;
развивающие:продолжать развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; умениеработать с источниками информации;делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования.
воспитательные:продолжатьвоспитывать интерес и уважение к духовным традициям своего народа, положительное отношение к нравственным ценностям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_sergey_radonezhskiy.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Починковская средняя общеобразовательная школа"
Круглый стол на тему:
"Преподобный Сергий Радонежский.
Историческое значение личности в формировании культуры"
ноябрь 2013
Цель урока: понять величие духовного подвига Преподобного Сергия Радонежского для духовной жизни России, проанализировать его деяния.
Задачи:
образовательная: способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни Сергия Радонежского;
развивающие:продолжать развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; умениеработать с источниками информации;делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования.
воспитательные:продолжатьвоспитывать интерес и уважение к духовным традициям своего народа, положительное отношение к нравственным ценностям своего народа.
Предварительная работа:
1) создать творческую группу, которая подготовить проекты на тему "Жизнь и деятельность Преподобного Сергия";
2) поручить учащимся принести иконы св.Сергия;
3) 2 учащимся подготовить презентацию о жизни святого с выступлением перед учащимися;
4) пригласить настоятеля Преображенского храма с. Починки.
Оборудование:мультимедийная техника, колонки, выставка книг, портрет св.Сегрия.
Технологии, применяемые на занятии:проблемного обучения, метод проектов, дифференцированное обучение, метод критического мышления.
Эпиграф:
"При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка" В.О.Ключевский.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
№ | Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Орг. момент 1 мин | Приветствие. | Готовность. |
II | Создание необходимой атмосферы урока. 2мин | Звучит колокольный звон, церковные песнопения. | Эмоциональный настрой учащихся. |
III | Вступительное слово учителя: формулировка темы и цели урока; постановка проблемы. 7мин | На экране изображение Лавры.Троице- Сергеева Лавра- самое святое место в России.Идут и идут с 7 утра до 10 вечера люди. Идут поклониться мощам святого Преподобного Сергия…Слайд № 1 Мерцают лампады, отсвечивает серебром надгробье, и в трепетной тишине слышна одна незамысловатая, короткая молитва.«Преподобный наш отче Сергий, моли Бога о нас…»Слайд № 2 -3 Вы уже, наверное, догадались, с какой целью мы собрались с вами в узком кругу, наверняка назовёте тему нашего занятия.Обращает внимание учащихся на экран, где появилась тема.Слайд № 4 В мае 2014 года в России будет широко отмечаться юбилей великого русского святого преподобного Сергия Радонежского - событие общегосударственного значения, соответствующего масштабу этой личности и её роли в судьбе Руси. Кем же был этот человек для России? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 700 лет? Почему жизненный путь "великого старца", как его называли, выглядит парадоксальным - всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем? Слайд № 5 Философ Флоренский афористично написал: " Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия". Эту работу - понять – кем стал Сергий для России мы постараемся выполнить сегодня на уроке. А начнём с истоков, от корней, сначала… с детства и юности. | Настраиваются на работу |
IV | Информационный блок (выступление учащихся с проектом презентации "Житие Сергия Радонежского ") 7-10мин | Дополняет рассказ учащихся. | Выступают 2 учеников с трансляцией презентации по плану: 1.Детство и юность (слайды №1-3) 2. Служба в монастыре (слайды № 4-7) 3.Кончина святого(слайды №8-10) |
V | Рефлексия. 7 -10 мин | - Я благодарю за предоставленную информацию. А теперь хочу задать всем вам несколько вопросов. Вопросы для обсуждения: 1. Какие мысли и чувства появились у вас, когда вы слушали краткое жизнеописание св.Сергия Радонежского? 2.Сергия Радонежского называют "святым подвижником". "Подвижник" - от слова "подвиг". Как вы думаете, какой подвиг совершил этот святой? 3. Почему сегодня так необходимо познание его жизни? 4.Возвращаюсь к проблеме, поставленной в начале занятия. Кем же был этот человек для России? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 700 лет?
| Ожидаемые ответы: поборол всё плохое.что в душе у человека, совершил подвиг веры, показал образец правильной жизни.. доказал, что жизнь можно устраивать добром и любовью. |
VI | Подведение итогов учителем 3 мин | Имя Сергия Радонежского - символ духовного богатства русского народа. Заветы Сергия - христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенствупутем мужественного самоотречения - стали светлыми идеалами русской культуры. Положил начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество (старцы - это монахи, которые своей праведной жизнью, доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению). Он всей своей жизнью доказал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью. Спасибо, что приняли участие в обсуждении. Завершить обсуждение я хотела словами стихотворения, которое написал наш современник иеромонах Роман. Слайд № 35 Без бога нация-толпа, Объединенная пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что ещё страшнеё,-жестока. И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой, Пока не обратится к богу. Иеромонах Роман. | Слушают |
VII | Выступление отца Тимофея | Слово настоятелю Преображенского храма с. Починки отцу Тимофею. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме:" Роль Европейского Севера в развитии русской культуры"
География.9 класс...
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
Презентация к уроку. Учебник География: Россия: Хозяйство и географические районы: 9 класс:(под ред. Алексеева А.И.) Издательство: Дрофа...
"Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.".
Презентация по истории России для 7 классов....
Славянские просветители и их вклад в развитие русской культуры. 7-8 класс
Конспект урока о создании первой азбуки...
Значение оздоровительного и рекреационного плавания в реализации Федеральной программы развития физической культуры
Цель работы любого учителя - раскрытие способностей каждого ученика и воспитание волевой и гармоничной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, используя дидакти...
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
Роль Европейского Севера в развитиии русской культуры...