Круглый стол "Пр.Сергий Радонежский.Историческое значение для развития русской культуры"
методическая разработка по истории по теме

Цель урока: понять величие духовного  подвига Преподобного Сергия Радонежского  для духовной жизни России, проанализировать его деяния.

Задачи:

образовательная: способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни Сергия Радонежского;

развивающие:продолжать развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; умениеработать с источниками информации;делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования.

воспитательные:продолжатьвоспитывать   интерес и уважение  к духовным традициям своего народа, положительное отношение к нравственным ценностям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_sergey_radonezhskiy.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Починковская средняя общеобразовательная школа"

Круглый стол на тему:

"Преподобный Сергий Радонежский.

Историческое значение личности в формировании культуры"

ноябрь 2013

Цель урока: понять величие духовного  подвига Преподобного Сергия Радонежского  для духовной жизни России, проанализировать его деяния.

Задачи:

образовательная: способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни Сергия Радонежского;

развивающие:продолжать развивать умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; умениеработать с источниками информации;делать самостоятельные выводы на основе небольшого исследования.

воспитательные:продолжатьвоспитывать   интерес и уважение  к духовным традициям своего народа, положительное отношение к нравственным ценностям своего народа.

Предварительная работа:

1) создать творческую группу, которая подготовить проекты на тему "Жизнь и деятельность Преподобного Сергия";

2) поручить учащимся принести иконы  св.Сергия;

3) 2 учащимся  подготовить презентацию о жизни святого с выступлением перед учащимися;

4) пригласить настоятеля Преображенского храма с. Починки.

Оборудование:мультимедийная техника, колонки, выставка книг, портрет св.Сегрия.

Технологии, применяемые на занятии:проблемного обучения, метод проектов, дифференцированное обучение, метод критического мышления.

Эпиграф:

"При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка" В.О.Ключевский.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Орг. момент

1 мин

Приветствие.

Готовность.

II

Создание необходимой атмосферы урока.

2мин

Звучит колокольный звон, церковные песнопения.

Эмоциональный настрой учащихся.

III

Вступительное слово учителя:

формулировка темы и  цели урока;

постановка проблемы.

7мин

На экране изображение Лавры.Троице- Сергеева Лавра- самое святое место в России.Идут и идут с 7 утра до 10 вечера люди. Идут поклониться  мощам святого Преподобного Сергия…Слайд № 1

        Мерцают лампады, отсвечивает серебром надгробье, и в трепетной тишине слышна одна незамысловатая, короткая молитва.«Преподобный наш отче Сергий, моли Бога о нас…»Слайд № 2 -3

Вы уже, наверное, догадались,  с какой целью мы собрались с вами в узком кругу, наверняка назовёте тему нашего занятия.Обращает внимание учащихся на экран, где появилась тема.Слайд № 4

В мае 2014 года в России будет широко отмечаться юбилей великого русского святого преподобного Сергия Радонежского - событие общегосударственного значения, соответствующего масштабу этой личности и её роли в судьбе Руси.

Кем же был этот человек для России? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 700 лет?

Почему жизненный путь  "великого старца", как его называли, выглядит парадоксальным - всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем?

Слайд № 5

Философ  Флоренский афористично написал: " Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия".

Эту работу - понять – кем стал Сергий для России мы постараемся выполнить сегодня на уроке.

А начнём с истоков, от корней, сначала… с детства и юности.

Настраиваются на работу

IV

Информационный блок

(выступление учащихся с проектом презентации

"Житие Сергия Радонежского ")

7-10мин

Дополняет рассказ учащихся.

Выступают 2 учеников с трансляцией презентации

по плану:

1.Детство и юность (слайды №1-3)

2. Служба в монастыре  (слайды № 4-7)

3.Кончина святого(слайды №8-10)

V

Рефлексия.

7 -10 мин

- Я благодарю за предоставленную информацию. А теперь хочу задать всем вам несколько вопросов.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие мысли и чувства появились у вас, когда вы слушали краткое жизнеописание св.Сергия Радонежского?

2.Сергия Радонежского называют "святым подвижником". "Подвижник"  - от слова "подвиг". Как вы думаете, какой подвиг совершил этот святой?

3. Почему сегодня так необходимо познание его жизни?

4.Возвращаюсь к проблеме, поставленной в начале занятия. Кем же был этот человек для России? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 700 лет?


5. Почему жизненный путь  "великого старца", как его называли, выглядит парадоксальным - всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем.

Ожидаемые ответы:

поборол всё плохое.что в душе у человека,

совершил подвиг веры, показал образец правильной жизни..

доказал, что жизнь можно устраивать добром и любовью.

VI

Подведение итогов учителем

3 мин

Имя Сергия Радонежского  - символ духовного богатства русского народа. Заветы Сергия - христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенствупутем мужественного самоотречения  - стали светлыми идеалами русской культуры. Положил начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество (старцы - это монахи, которые своей праведной жизнью, доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению).

Он всей своей жизнью доказал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью.

Спасибо, что приняли участие в обсуждении.

Завершить обсуждение я хотела словами стихотворения, которое написал наш современник иеромонах Роман. Слайд № 35

Без бога нация-толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшнеё,-жестока.

И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к богу.

Иеромонах Роман.

Слушают

VII

Выступление отца Тимофея

Слово настоятелю Преображенского храма с. Починки отцу Тимофею.

Задают интересующие их вопросы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Презентация к уроку. Учебник География: Россия: Хозяйство и географические районы: 9 класс:(под ред. Алексеева А.И.) Издательство: Дрофа...

"Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.".

Презентация по истории России для 7 классов....

Значение оздоровительного и рекреационного плавания в реализации Федеральной программы развития физической культуры

Цель  работы любого учителя - раскрытие способностей каждого ученика и воспитание волевой и  гармоничной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, используя дидакти...

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Роль Европейского Севера в развитиии русской культуры...