Рабочая программа по истории для лиц с ограниченными возможностями
рабочая программа по истории на тему

Лещенко Виктория Петровна

Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального  профессионального образования, проводящих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, без получения среднего образования.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально – экономическая.

 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Интегрированный курс «История» включает в себя курс истории России и истории Дальнего Востока.

Является курсом социальной адаптации для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вводится для поддержки и дальнейшего развития навыков счета, письма, чтения, полученных в школе, а также для ориентации учащихся в жизненных вопросах. Предмет курса носит практический характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist_kor_prog.doc48 КБ
Microsoft Office document icon ist_tem_kor13.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»                «СОГЛАСОВАНО»                       «УТВЕРЖДЕНО»

    Методическая комиссия           Зав.учебной частью                     Зам. директора по УПР

____  Мирошник Л.В.            _____  Бахарева Г.А.                 _________Лень.Т.М.

«___»_________2013г.          «____»__________2013г.              «____»__________2013г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «история»

по профессии начального профессионально образования                                                                                   22.2 «Мастер отделочных строительных работ»

 профессии по ОК 016 – 94 «Штукатур» «Маляр» (строительный)

Учебная нагрузка:

Максимальная -

самостоятельная –

обязательная аудиторная – 70

в т. ч. лабораторные и практические занятия -

 1 курс – 39 часов

 2 курс – 31 часов

нормативный срок обучения – 2 года

профиль получаемого профессионального образования – технический

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Тематический план.
  3. Основное содержание учебной дисциплины.
  4. Рекомендуемая литература (для студентов, для преподавателей)

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины разработана самостоятельно, согласно письма Министерства образования от 1 октября 1993 года. Рассчитана  на подготовку в профессиональном училище лиц с ограниченными возможностями здоровья, без получения среднего образования.

Область применения программы

Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального  профессионального образования, проводящих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, без получения среднего образования.

 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально – экономическая.

 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Интегрированный курс «История» включает в себя курс истории России и истории Дальнего Востока.

Является курсом социальной адаптации для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вводится для поддержки и дальнейшего развития навыков счета, письма, чтения, полученных в школе, а также для ориентации учащихся в жизненных вопросах. Предмет курса носит практический характер.

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

     практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета  

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История и обществознание»;

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, телевизор.

Рекомендуемая литература (для студентов, для преподавателей)

Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.

Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.

Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.

Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.

Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.

Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.

Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.

Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.

Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.

Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.

Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.

Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.

Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.

Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.

Черников И. Гибель империи. — М., 2002.

Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.

Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005г.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

1

2

3

1 курс – 39 часов

Введение.

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.

1

Раздел 1.

История России с древнейших времен до конца XVII века.

25

Тема 1.1 Восточные славяне в VII – VIII веках.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

1

Тема 1.2 Формирование основ государственности восточных славян.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники . Карта Восточной Европы к началу IX в.

1

Тема 1.3. Рождение Киевской Руси.

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность.

1

Тема 1.4  Крещение Руси.

Этнополитические особенности Древней Руси..Владимир Святой. Введение христианства. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси.

2

Тема 1.5. Русь и её соседи в XI – начале XII века.

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Истоки русской культуры.

2

Тема 1.6. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности.

Причины раздробленности. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород.  Владимиро-Суздальское княжество.  Галицко-Волынское княжество. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

2

Тема 1.7.  Борьба Руси с иноземными завоевателями.

Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма.

2

Тема 1.8. Русь на пути к возрождению.

Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Русь и Золотая Орда в XIV в. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Обособление западных территорий Руси. Особое положение Новгородской республики.

2

Тема 1.9.  От Руси к России.

Социальная структура русского общества. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Судебник 1497 г. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим».

1

Тема 1.10.  Россия в царствование Ивана Грозного.

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Опричнина и причины ее введения. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Ливонская война (1558–1583 гг.).  Народы Урала и Приуралья. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

2

Тема 1.11. Смута в России начала XVII века.

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика.  Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых.

2

Тема 1.12.  Россия в середине и второй половине XVII века.

Территория и население. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Реформы Никона и церковный раскол. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России.

2

Тема 1.13. Русская культура в XIII – XVII веках.

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия.

1

Тема 1.14. Приморье в древности.

Приморье в каменном и железном веках.  Первые поселения. Кроуновская культура.

1

Тема 1.15. Бохай – первое государство в Приморье.

Административное деление. Образование, расцвет и падение государства Бохай.

1

Тема 1.16. Империя джурдженей.

Монгольские завоевания. Завоевание и разорение империи.

1

Тема 1.17. Освоение Приморья в XV веке.

Появление неравенства и сословий, развитие земледелия и ремесел. Политика «самоизоляции».

1

Раздел 2.

Россия в XVIII веке.

7

Тема 2.1. Россия в период реформ Петра I.

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

2

Тема 2.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725 – 1762гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Воцарение Анны Иоанновны. «Бироновщина». Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

2

Тема 2.2. Россия во второй половине XVIII века.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

2

Тема 2.3 Освоение Сибири и Дальнего Востока. Переселение на Дальний Восток. Первые экспедиции.

Первые переселенцы: причины и стимуляция переселенческой политики. Экспедиции.

1

Раздел 3.

Россия в XIX веке.

6

Тема 3.1. Россия в первой половине XIX века.

Территория и население империи. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

1

Тема 3.2. Власть и реформы в первой половине XIX века.

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия.  Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Кризис идеологии самодержавия.

1

Тема 3.3. Внешняя политика Александра I и Николая I.

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

1

Тема 3.4.  Россия в эпоху реформ Александра II.

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

1

Тема 3.5.  Пореформенная Россия.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития.  Консервативный курс Александра III.  Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

1

Тема 3.6. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения Дальнего Востока и Приморья в XIX веке.

Особенности хозяйственного освоения и общественной жизни населения Дальнего Востока и Приморского края. Особенности быта. Переселенческая политика и её особенности.

1

2 курс – 31 час

Раздел 4.

От новой истории к новейшей.

11

Тема 4.1.. Россия в начале XX века.

Социальный и демографический состав российского общества.  Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии.  Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм.

1

Тема 4.2. Революция 1905 – 1907 годов.

Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее.  Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.  Русско-японская война. Военно-политические блоки.

2

Тема 4.3. Россия в Первой мировой войне.

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом.

2

Тема 4.4. Февральская революция в России.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

1

Тема 4.5. Приход большевиков к власти в России.

Споры об Октябре 1917 г. Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство.  Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

2

Тема 4.6. Гражданская война и военная интервенция

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи.

2

Тема 4.7. Гражданская война и военная интервенция на Дальнем Востоке.

Гражданская война и военная интервенция на Дальнем Востоке. Особенности. Основные участники. Партизанское движение.

1

Раздел 5.

Между мировыми войнами.

6

Тема 5.1. Советская Россия 1920 – 1921 годов.

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления.  Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г.  Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы.

1

Тема 5.2. Индустриализация и коллективизация в СССР.

Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

2

Тема 5.3. Становление тоталитарного режима в СССР.

Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.

2

Тема 5.4. Коллективизация и индустриализация в Приморье.

Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

1

Раздел 6.

Вторая мировая война.

4

Тема 6.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

1

Тема 6.2. СССР в годы Великой Отечественной войны.

Общество в годы войны.  Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

2

Тема 6.3. Приморцы в боях за Родину.

Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

1

Раздел 7.

СССР в 1945 – 1991 годы.

7

Тема 7.1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.

Восстановление хозяйства.  ГУЛАГ в системе советской экономики.  Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

1

Тема 7.2.  Советский Союз в период либерализации режима.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС.  Культурная жизнь общества. «Оттепель».  Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

1

Тема 7.3  Приморье в 50 – 60-е годы.

Специфика развития региона.

1

Тема 7.4.  СССР в конце 1960 – начале 1980-х годов.

Общественно-политическое развитие СССР.  Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

2

Тема 7.5.  СССР в период перестройки.

Причины реформ М.С. Горбачева.. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.  Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

2

Раздел 8.

Россия и мир на рубеже XX – XXI веков.

3

Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе.

Особенности развития государства на современном этапе.

2

Тема 15.3. Приморье на современном этапе.

Планы развития региона.

1

Итого

70



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (3-4 класс)

Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.М...

Рабочая программа коррекционного-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Удивительное путешествие"

Занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, раз...

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ   для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Адаптированная рабочая программа по химии для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном коррекционном классе КРО VII вида, 8 класс (Рудзитис Г.Е.)

Адаптированная общеобразовательная программа курса химии составлена для учащихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья, имеющими заключение  ТПМПК, обучающиеся в с  ...

Адаптация рабочей программы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (тугоухость)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ напаравлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой ка...