Адаптация рабочей программы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (тугоухость)
материал по математике на тему

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ напаравлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация рабочей программы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (тугоухость)

Веденцова Наталья Асафовна,

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Кемерово

Решетникова Татьяна Викторовна,

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»   г. Кемерово

\

                                                         Кемерово 2017

Содержание

Введение …................................................................................................................3

Глава 1. Особенности развития учащихся с тугоухостью........................................5

  1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тугоухостью ……………………………………………………………..………..…...5
  2. Специальные образовательные условия для ребенка тугоухостью в образовательной организации……………………….………….……..6

Глава 2 Часть адаптированной образовательной программы для учащихся с тугоухостью по математике для 5 класса...............................................................8

Заключение..............................................................................................................24

Список литературы..............................................................................................25

Введение

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. В  настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.

Школа должна быть готова принять детей с ОВЗ. Степень готовности школы определяет успешность обучения и социализации таких детей.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ — это программа, направленная на  обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной  программы основного общего образования.

Целью данной работы является создание адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ для помощи в освоении образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии учащихся, их социальной адаптации.

Задачи:

- изучить особенности развития ребенка с тугоухостью;

- выявить специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития для ребенка с тугоухостью в образовательной организации.

- разработать адаптированную программу по математике для учащегося с тугоухостью.


Глава 1. Особенности развития учащихся с тугоухостью

  1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с тугоухостью

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха: глухие и слабослышащие (тугоухие).

Слабослышащие дети  имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях и уроках, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно,  хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный  запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в развитии такого ребенка.

При поступлении в общеобразовательное учреждение дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Включение таких детей в общеобразовательные учреждения требует учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления для создания специальных условий.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т.д.);

организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т.д.);

включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;

решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас).


1.2. Специальные образовательные условия для ребенка с тугоухостью в образовательной организации

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются такие условия обучения, воспитания и развития, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является зрительный анализатор. Поэтому в учебном учреждении должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.

Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки» на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека).

В классах, на уроках возможно использование телевизоров при просмотре передач в учебно-воспитательных целях, которые должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры.

Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона ОУ (обязательно наличие функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

Для ребенка с нарушенным слухом рекомендуется — первая парта (около окна или учительского стола). Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока.

Психолого-педагогическое сопровождение включает коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Для проведения занятий в учреждении необходимо создать специальный звукоизолированный кабинет (не менее 1,5 × 2 м), оснащенный мультимедийной аппаратурой; специальным оборудованием для занятий сурдопедагога и логопеда; музыкальным центром с набором аудиодисков; диагностическим набором для определения уровня слухового восприятия; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); специальной литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии.

Глава 2. Часть адаптированной образовательной программы для учащихся с тугоухстью по математике 5 класса

Пояснительная работа

Рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по математике. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Практическая значимость школьного курса математики 5—6 классов обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Уровень изучения программного материала - базовый стандарт. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок, создавать условия для математического развития обучающихся с ОВЗ, совершенствовать возможности и способности каждого ученика разного уровня обучения и интереса к математике. Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. Но у всех обучающихся разные возможности, склонности, потребности, поэтому у каждого ученика должен быть и индивидуальный образовательный маршрут, который может меняться в зависимости от динамики возникающих образовательных программ и в зависимости от развития психических процессов школьника.

Образовательные программы, государственные стандарты и контрольные измерительные материалы ОГЭ по предметам позволяют учителю спланировать результаты обучения. Но для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания.

Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его траекторию, целенаправленно осуществлять развитие учащегося.

Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

  • овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • формирование предметных основных общеучебных умений;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся.

Как уже отмечалось ранее, основой обучения в классах, где есть дети с ОВЗ, является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Особенности программы следующие:

  • в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;
  • проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
  • реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;
  • предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
  • пересмотрены требования к математической подготовке учащихся.

Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий.

Успешному формированию навыков и умений способствует алгоритмическая направленность, достаточное количество упражнений различной трудности, что позволяет выполнять дифференцированную работу с учащимися на уроке.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов (на 34 учебных недели по 5 часов в неделю) и составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:

  • Виленкин Н.Я., Математика 5 класс: учебник для общеобразоват.учрежд. / Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.: Мнемозина, 2011
  • Чесноков А.С.Дидактические материалы по математике /Чесноков А.С., Нешков К. И. – М.: Просвещение, 2010.
  • Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс /Сост.Л.П.Попова. – М.: ВАКО, 2010
  • Жохов В.И. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы. М.: Мнемозина, 2009.

Цели:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности;
  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.

Задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;
  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

В течение года планируется провести 14 контрольных работ.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления и применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является зрительный анализатор, в следствии чего необходимо на уроках применять такие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности как а) перцептивные — методы словесной передачи и слухового и зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; метод работы с учебником и дополнительной литературы; наглядные и практические методы. б) гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские);

логические (индуктивный и дедуктивный); использование мультимедиа средств и флеш-игр на уроке, создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, занимательных аналогий, удивления, сопоставления научных и житейских толкований.

Формы контроля: текущий и итоговый контрольных работ,

Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, в виде тестов и самостоятельных работ на 15–20 минут с дифференцированным оцениванием; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.

Итоговые контрольные работы, рассчитанные на 45 минут, проводятся после изучения каждой темы программы и в конце учебного года.

Общая характеристика учебного предмета

Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:

  1. Арифметика;
  2. Элементы алгебры;
  3. Элементы геометрии;
  4. Вероятность и статистика;
  5. Математика в историческом развитии.

Содержание учебного предмета

1. Натуральные числа и шкалы (15 ч)

Обозначение натуральных чисел. Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков

2. Сложение и вычитание натуральных чисел, (21 ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Решение текстовых задач. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение.

Основная цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

3. Умножение и деление натуральных чисел (25 ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами

4. Площади и объемы (12 ч)

Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

Основная цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об единице измерения.

5. Обыкновенные дроби (23 ч)

Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями .Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч)

Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближённые значения чисел. Округление чисел.

Основная цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Деление десятичных дробей на натуральные числа. Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.

Основная цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями

8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч)

Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

9. Повторение (18 ч)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

должны знать/понимать:

  • сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
  • понятия «уравнение» и «решение уравнения»
  • смысл алгоритма округления десятичных дробей;
  • переместительный, распределительный и сочетательный законы;
  • понятие среднего арифметического;
  • понятие натуральной степени числа,
  • определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
  • выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
  • переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
  • выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
  • выполнять действия с числами разного знака;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
  • находить значения степеней с натуральными показателями;
  • решать линейные уравнения;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • решать текстовые задачи на дроби и проценты;
  • вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.

Календарно – тематическое планирование по математике 5 класс

(5 часов в неделю, всего 170 часов)

№ темы,

пункт

учебника

Содержание материала

Цели и задачи

Кол-во

часов

I.

Натуральные числа и шкалы.

15

1.(3ч)

Обозначение натуральных чисел.

Учить правильно записывать и читать натуральные числа, называть разряды и классы натурального числа.

1

Обозначение натуральных чисел.

Учить правильно записывать и читать натуральные числа, называть разряды и классы натурального числа.

1

Обозначение натуральных чисел.

Учить правильно записывать и читать натуральные числа, называть разряды и классы натурального числа.

1

2.(3ч)

 Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Сформировать понятие отрезка, длины отрезка. Учить строить и обозначать отрезки, заданной длины, измерять длину данного отрезка.

1

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Сформировать понятие треугольника. Учить чертить и обозначать треугольник, называть вершины, углы, стороны треугольника

1

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.

Закрепить навыки построения и измерения отрезков. Учить решать простейшие задания с помощью полученных навыков и знаний.

1

3.(2ч)

Плоскость. Прямая. Луч.

Сформировать понятия: плоскость, прямая, луч. Учить строить и обозначать  прямую, отмечать точки, принадлежащие и не принадлежащие прямой.  

1

Плоскость. Прямая. Луч.

Закрепить понятия: плоскость, прямая, луч. Учить строить и обозначать  луч,  отмечать точки, принадлежащие лучу, не принадлежащие лучу.  

1

4.(3ч)

Шкалы и координаты.

Сформировать понятия: шкала, координата точки. Учить строить числовую шкалу, определять координаты точек, расположенных на шкале и записывать их.

1

Шкалы и координаты.

Закрепить понятия: шкала, координата точки. Учить строить числовую шкалу, отмечать точки по заданным координатам.

1

Шкалы и координаты.

Совершенствовать полученные навыки при выполнении различных заданий.

1

5.(3ч)

Меньше или больше.

Учить сравнивать натуральные числа.

1

Меньше или больше.

Учить сравнивать натуральные числа.

1

Меньше или больше.

Учить сравнивать натуральные числа.

1

Контрольная работа № 1

Проверить уровень усвоения темы.

1

II.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

21

6.(5ч)

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Учить складывать натуральные числа.

1

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Учить складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.

1

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Учить решать задачи, в которых применяется сложение.

1

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

7.(4ч)

Вычитание.

Учить вычитать натуральные числа.

1

Вычитание.

Учить вычитать натуральные числа,  применяя свойства вычитания.

1

Вычитание.

Учить решать задачи, в которых применяется вычитание.

1

Вычитание.

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

Контрольная работа № 2

Проверить уровень вычислительных навыков сложения и вычитания натуральных чисел.

1

8.(3ч)

Числовые и буквенные выражения.

Сформировать понятия: числового и буквенного выражений.

Учить находить значение числового выражения.

1

Числовые и буквенные выражения.

Учить составлять буквенные выражения и находить числовое значение буквенного выражения.

1

Числовые и буквенные выражения.

 Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

9.(3ч)

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Учить записывать свойства сложения и вычитания с помощью букв. Применять эти свойства при решении примеров и задач.

1

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

 Применять свойства сложения и вычитания  при решении примеров, уравнений и задач.

1

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

 Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

10.(4ч)

Уравнения.

Повторить правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания, учить применять их при решении уравнений.

1

Уравнения.

Учить решать уравнения, закреплять правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания.

1

Уравнения.

Учить решать более сложные уравнения.

1

Уравнения.

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

Контрольная работа № 3

Проверить уровень усвоения темы.

1

III.

Умножение и деление натуральных чисел.

27

11.(5ч)

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Учить умножать натуральные числа.

1

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Учить умножать натуральные числа, применять свойства умножения.

1

Умножение натуральных чисел и его свойства.

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

12.(5ч)

Деление натуральных чисел.

Учить делить натуральные числа.

1

Деление натуральных чисел.

Учить делить натуральные числа.

1

Деление натуральных чисел.

Учить решать задачи, в которых применяется деление.

1

Деление натуральных чисел.

Продолжить учить делить натуральные числа и решать задачи с помощью деления.

1

Деление натуральных чисел.

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

13.(3ч)

Деление с остатком.

Учить находить остаток, неполное частное, восстанавливать делимое по делителю, неполному частному и остатку.

1

Деление с остатком.

Учить находить остаток, неполное частное, восстанавливать делимое по делителю, неполному частному и остатку.

1

Деление с остатком.

Учить находить остаток, неполное частное, восстанавливать делимое по делителю, неполному частному и остатку.

1

Контрольная работа № 4

Проверить уровень усвоения темы.

1

14.(5ч)

Упрощение выражений.

Сформировать понятие «подобные слагаемые», учить находить среди выражений подобные слагаемые.

1

Упрощение выражений.

Учить находить подобные слагаемые и упрощать выражения.

1

Упрощение выражений.

Учить находить подобные слагаемые и упрощать выражения.

1

Упрощение выражений.

Учить находить подобные слагаемые и упрощать выражения.

1

Упрощение выражений.

Учить находить подобные слагаемые и упрощать выражения.

1

15.(3ч)

Порядок выполнения действий.

Учить определять правильный порядок действий в примерах и  находить значение числовых выражений.

1

Порядок выполнения действий.

Учить определять правильный порядок действий в примерах и  находить значение числовых выражений.

1

Порядок выполнения действий.

Учить определять правильный порядок действий в примерах и  находить значение числовых выражений.

1

16.(2ч)

Квадрат и куб числа.

Сформировать понятия квадрата и куба числа. Учить вычислять квадрат и куб чисел.

1

Квадрат и куб числа.

 Учить определять правильный порядок действий в примерах и  находить значение числовых выражений, содержащих квадрат и куб числа.

1

Контрольная работа № 5

Проверить уровень усвоения темы.

1

IV.

Площади и объёмы.

12

17.(2ч)

Формулы.

Сформировать понятие формулы.

Учить составлять и работать по формуле.

1

Формулы.

Сформировать понятие формулы.

Учить составлять и работать по формуле.

1

18.(2ч)

Площадь. Формула площади прямоугольника.

Дать понятие площади. Закреплять навык работы с формулой площади прямоугольника.

1

Площадь. Формула площади прямоугольника

Совершенствовать полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

19.(3ч)

Единицы измерения площадей.

Повторить единицы измерения площадей.

1

Единицы измерения площадей.

Учить переводить одни единицы площади в другие (м2 в см2 , дм2 в см2, м2 в дм2  и наоборот)

1

Единицы измерения площадей.

Применять полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

20.(1ч)

Прямоугольный параллелепипед.

Сформировать понятие прямоугольного параллелепипеда и его элементов. Учить изображать прямоугольный параллелепипед, обозначать его элементы, приводить примеры применения параллелепипеда в жизни.

1

21.(3ч)

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Сформировать понятие объёма.Учить находить объём прямоугольного параллелепипеда по формуле V= a.b.c.

1

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Учить находить объём прямоугольного параллелепипеда .

1

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Применять полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

Контрольная работа № 11.

Проверить уровень усвоения темы.

1

V.

Обыкновенные дроби

23

22.(2ч)

Окружность и круг.

Cформировать понятие окружности и круга. Научить строить окружность, проводить радиус и диаметр.

1

Окружность и круг.

Применять полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

23.(4ч)

Доли. Обыкновенные дроби.

Сформировать понятия: доли от целого, обыкновенной дроби.

1

Доли. Обыкновенные дроби.

Учить грамотно читать обыкновенные дроби, находить числитель и знаменатель дроби.

1

Доли. Обыкновенные дроби.

Применять полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

Доли. Обыкновенные дроби.

Применять полученные знания при выполнении различных видов упражнений.

1

24.(3ч)

Сравнение дробей.

Учить сравнивать дроби с одинаковым знаменателем.

1

Сравнение дробей.

Учить сравнивать дроби с одинаковым знаменателем.

1

Сравнение дробей.

Учить сравнивать дроби с одинаковым знаменателем.

1

25.(2ч)

Правильные и неправильные дроби.

Сформировать понятия: правильной и неправильной дробей. Учить выделять целую и дробную части неправильной дроби.

1

Правильные и неправильные дроби.

 Учить выделять целую и дробную части неправильной дроби, сравнивать правильные и неправильные дроби.

1

Контрольная работа

Проверить уровень усвоения темы.

1

26.(3ч)

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Учить складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем

1

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Учить складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

1

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Учить складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.

1

27.(2ч)

Деление и дроби.

Сформировать понятие деления как дроби, учить переходить от деления  натуральных чисел к  обыкновенной дроби и от обыкновенной дроби к делению.

1

Деление и дроби.

Сформировать понятие деления как дроби, учить переходить от деления  натуральных чисел к  обыкновенной дроби и от обыкновенной дроби к делению.

1

28.(2ч)

Смешанные числа.

Сформировать понятие смешанного числа. Учить выделять целую и дробную часть неправильной дроби.

1

Смешанные числа.

Закреплять навык выделения целой и дробной частей неправильной дроби.

1

29.(3ч)

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Учить складывать смешанные числа

1

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Учить  вычитать смешанные числа.

1

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Совершенствовать навык сложения и вычитания смешанных чисел.

1

Контрольная работа № 7

Проверить уровень усвоения темы

1

VI.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

13

30.(2ч)

Десятичная запись дробных чисел.

Учить записывать десятичные дроби, грамотно читать десятичные дроби, переходить от десятичных дробей к обыкновенным.

1

Десятичная запись дробных чисел.

Учить записывать десятичные дроби, грамотно читать десятичные дроби, переходить от десятичных дробей к обыкновенным.

1

31.(3ч)

Сравнение десятичных дробей.

Учить сравнивать десятичные дроби.

1

Сравнение десятичных дробей.

Учить сравнивать десятичные дроби.

1

Сравнение десятичных дробей.

Учить сравнивать десятичные дроби.

1

32.(5ч)

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учить складывать  десятичные дроби.

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учить  вычитать десятичные дроби.

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учить складывать и вычитать десятичные дроби.

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Совершенствовать навык сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач и уравнений.

1

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Совершенствовать навык сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач и уравнений.

1

33.(2ч)

Приближенное значение чисел, округление чисел.

Сформировать понятие приближенного значения числа. Учить округлять числа.

1

Приближенное значение чисел, округление чисел.

Учить округлять числа.

1

Контрольная работа № 8

Проверить уровень усвоения темы.

1

VII.

Умножение и деление десятичных дробей.

26

34.(3ч)

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Учить умножать десятичные дроби на натуральное число. Закреплять навык умножения натуральных чисел.

1

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Учить умножать десятичные дроби на натуральное число.

1

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Применять полученный навык при решении различных упражнений.

1

35.(5ч)

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Учить делить десятичные дроби на натуральное число.

1

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Учить делить десятичные дроби на натуральное число.

1

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Учить делить десятичные дроби на натуральное число.

1

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Закреплять навык деления десятичной дроби на натуральное число при решении задач и уравнений.

1

Деление десятичных дробей на натуральное число.

Закреплять навык деления десятичной дроби на натуральное число при решении задач и уравнений.

1

Контрольная работа № 9.

Проверить уровень усвоения темы.

1

36.(5ч)

Умножение десятичных дробей.

Учить умножать десятичные дроби. Закреплять навык умножения натуральных чисел.

1

Умножение десятичных дробей.

Учить умножать десятичные дроби. Закреплять навык умножения натуральных чисел.

1

Умножение десятичных дробей.

Учить умножать десятичные дроби. Закреплять навык умножения натуральных чисел.

1

Умножение десятичных дробей.

Совершенствовать навык умножения десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

Умножение десятичных дробей.

Совершенствовать навык умножения десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

37.(7ч)

Деление на десятичную дробь.

Учить делить десятичные дроби на десятичную дробь. Закреплять навык деления натуральных чисел.

1

Деление на десятичную дробь.

Учить делить десятичные дроби на десятичную дробь.

1

Деление на десятичную дробь.

Учить делить десятичные дроби на десятичную дробь.

1

Деление на десятичную дробь.

Учить делить десятичные дроби на десятичную дробь.

1

Деление на десятичную дробь.

Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

Деление на десятичную дробь.

Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

Деление на десятичную дробь.

Совершенствовать навык деления десятичных дробей при решении различных упражнений.

1

38.(4ч)

Среднее арифметическое.

Сформировать понятие и учить находить.среднее арифметическое двух и более чисел.

1

Среднее арифметическое.

Учить находить среднее арифметическое двух и более чисел.

1

Среднее арифметическое.

Совершенствовать полученный навык при решении задач.

1

Среднее арифметическое.

Совершенствовать полученный навык при решении задач.

1

Контрольная работа № 10.

Проверить уровень усвоения темы.

1

VIII.

Инструменты для вычислений и измерений.

17

39.(2ч)

Микрокалькулятор.

Познакомить учащихся с примерами применения микрокалькулятора для выполнения различных арифметических действий с натуральными и десятичными числами.

1

Микрокалькулятор

Учить пользоваться микрокалькулятором для вычислений

1

40.(5ч)

Проценты.

Сформировать понятие процента.

1

Проценты.

Учить находить процент от числа.

1

Проценты.

Учить восстанавливать число по заданному проценту.

1

Проценты.

Совершенствовать полученные знания при решении задач.

1

Проценты.

Совершенствовать полученные знания при решении задач.

1

Контрольная работа № 12.

Проверить уровень усвоения темы.

1

41.(3ч)

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Сформировать понятия: угол, прямого и развернутого углов. Учить находить на рисунках прямые и развернутые углы.

1

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Учить строить различные виды углов, обозначать углы.

1

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник.

Учить строить различные виды углов, обозначать углы.

1

42.(3ч)

Измерение углов. Транспортир.

Учить измерять углы с помощью транспортира

1

Измерение углов. Транспортир.

Учить строить углы, заданной величины.

1

Измерение углов. Транспортир.

Учить измерять углы с помощью транспортира. Учить строить углы, заданной величины.

1

43.(2ч)

Круговые диаграммы.

Сформировать понятие круговой диаграммы. Учить строить круговую диаграмму по заданному условию.

1

Круговые диаграммы.

Сформировать понятие круговой диаграммы. Учить строить круговую диаграмму по заданному условию.

1

Контрольная работа № 13

Проверить уровень усвоения темы.

1

IX.

Итоговое повторение курса математики 5 класса.

16

Заключение

Основное общее образование  направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

усиление  коммуникативного компонента учебной деятельности, переход на групповые и проектные виды деятельности;

индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;

участие самого учащегося в реализации адаптированной общеобразовательной программы;

адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной общеобразовательной программой;

Включение компонента профессиональной ориентации  в рамках начальной трудовой подготовки (предпрофильная подготовка)

Включение социокультурных компонентов программы

Вариативность форм и видов обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), с использованием ресурсов дистанционного образования

Учет принципов здоровьесбережения

Список литературы

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
  2. Проект АООП [Электронный ресурс]: skyll-10.edusite.ru/DswMedia/aoopdlyazpr.doc
  3. Рекомендации по составлению адаптированных образовательных программ для учащихся  со сложным дефектом (имеющих нарушение слуха) [Электронный ресурс]: http://pmc-kursk.ru/spetsialistam-i-roditelyam.html
  4. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова. – М. :Aкадемия, 2001. – 192 с.
  5. Алехина, С. В. Инклюзивное образование / С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть адаптированной образовательной программы ребенка с тугоухостью в образовательной организации Решетникова Татьяна Викторовна, учитель математики Веденцова Наталья Асафовна, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Кемерово

Слайд 3

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии .

Слайд 4

Согласно статье 24 Конвенции (п. 1, 2) при реализации права инвалида на образование государства-участники обеспечивают, чтобы: а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; b ) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; c ) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; d ) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e ) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.

Слайд 5

В законе содержится гарантия государства по обеспечению образования любого ребенка, в т. ч. имеющего особые образовательные потребности.

Слайд 6

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы

Слайд 7

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ — это программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы основного общего образования.

Слайд 8

Ц ель создание адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ для помощи в освоении образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии учащихся, их социальной адаптации.

Слайд 9

Задачи изучить особенности развития ребенка с тугоухостью; выявить специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития для ребенка с тугоухостью в образовательной организации. разработать адаптированную программу по математике для учащегося с тугоухостью.

Слайд 10

Особенности программы следующие: в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений; проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ; реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами; предусмотрено увеличение времени на итоговое повторение содержания курса; пересмотрены требования к математической подготовке учащихся. Изложение ведется с опорой на практические задачи, иллюстрирующие реальную основу математических абстракций, значимость изучения видимых математических понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (3-4 класс)

Рабочая программа по предмету информатика создана на основе авторской программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор Н.В.М...

Рабочая программа коррекционного-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Удивительное путешествие"

Занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по формированию разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащению словаря, раз...

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ для детей с ограниченными возможностями здоровья

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ   для детей с ограниченными возможностями здоровья...

адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс

Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) основного общего образования (далее ООО) по аматематике для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная ...

Рабочая программа по профориентации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 7-9 классов на 2022-2025 уч.г.

Актуальность курса  обусловлена рядом факторов:Психологической неготовностью  к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;Отсутствием ясной жизненной перспективыНеадекватн...