Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Ильина Мария Петровна

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текстом, анализ фактов и мнений, погружение в эпоху  облегчит понимание учащимися ситуации, возникшей  в России в 1917 году и приведшей впоследствии к гражданской войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_v_9_klasse.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 9 классе.

Учитель: Ильина М.П.

Тема: «Альтернативы исторического развития России в 1917г.»

Цель урока:

Познавательная: способствовать формированию исторической компетентности, умению осознанно и глубоко проникать в историческое прошлое.  Достижение  конструктивного и творческого уровня умений и знаний.

Развивающая: развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать знания.

Воспитывающая: воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, уважение к Родине. Развитие коммуникативных качеств, взаимной ответственности при работе с товарищами, настойчивости.

Этапы урока:

  1. Организационный этап. Приветствие, сообщение плана урока.
  2. Проверка знаний учащихся.

А) «Интеллектуальная разминка». Проводится в виде быстрого фронтального устного опроса учащихся с целью актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках. Примерное время- 5-7 минут.

Примерные вопросы для интеллектуальной разминки.

  1. Какое событие начала XX века усилило экономический, социальный, политический кризис в России?
  2. Какие государства распались в ходе 1 мировой войны?
  3. В каком году начала работать 1 Государственная Дума?
  4. Назовите даты 1 русской революции.
  5. Какой документ можно назвать 1 российской Конституцией?
  6. Имя последнего русского императора?
  7. Как изменилось название столицы Российской империи после начала 1 мировой войны?
  8. Кто оказывал влияние на императора в последние годы его правления?
  9. Каков характер Февральской революции 1917 года?
  10.  Перечислите партии либерально-буржуазного направления.
  11.  Расшифруйте сокращение «РСДРП».
  12. Что такое альтернатива?
  13.  Что такое коалиция?
  14.  Что такое двоевластие?
  15.  Когда в России впервые возникают Советы как органы власти?

Б) Тесты и задания.

На выполнение этого письменного задания отводится от 10 до 15 минут урока.

Примерные тесты и задания по теме: «Февральская революция в России в 1917 г.»:

1.Соотнеси дату и событие, номера ответов  запиши в таблицу:

  1. Образование Временного правительства        
  2. Захват арсенала
  3. Всеобщая политическая стачка
  4. Отречение Николая II
  5. Демонстрация женщин-работниц

23 февраля

26 февраля

27 февраля

1 марта

2 марта

  1. Каково содержание приказа №1 Петроградского Совета:
  1. Демократизация армии
  2. начало аграрной реформы
  3. установление 8-ми часового рабочего дня

 3. Укажи характер Февральской революции:

  1. Пролетарская
  2. буржуазно-демократическая
  3. буржуазная

4.Соотнеси партии и их политическую направленность. Ответ запиши в таблицу:

  1. Право-либеральное направление
  2. Социалистическое направление
  3. Лево-либеральное направление
  4. Националистическое направление

Кадеты

Социал-демократы

Октябристы

Монархисты

Эсеры

5. Почему правительство называлось Временным:

  1. Было неуверенно в своих полномочиях
  2. Собиралось передать власть монарху
  3. Взяло на себя власть до созыва Учредительного собрания

6.  Продолжи предложение:

Система одновременного существования Петроградского Совета и Временного правительства весной 1917 г. называется_______________

  1.  Подготовка к активной и сознательной  деятельности по изучению  нового материала.

 Сообщение новой темы, постановка учебной проблемы:

Учитель: «Сегодня мы должны рассмотреть и обсудить возможные варианты исторического развития России после Февральской революции 1917 года, которая отразила все социально-экономические и политические противоречия, существовавшие в стране. Мы должны попытаться ответить на вопрос: почему за февральской революцией последует октябрьская революция и гражданская война».

  1. Привлечение учащихся к самостоятельному получению знаний.

(продолжительность этого этапа урока- примерно 15-10 минут).

Учащиеся получают задание провести политическую агитацию с изложением программы партии и ее отношения к войне. Работают в группах. Источник – учебник «История России XX- начала XXI века» (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю, Брандт), пп.3,5,10,11.

Всего класс разбивается на 5 групп – монархисты, социал-демократы, кадеты и октябристы, эсеры и «народ» (задача этой группы с помощью учителя определить уровень доверия к политическим партиям).

      Задания группам:

Провести агитацию с изложением программы партии и ее отношения к войне:

Монархисты (см. учебник стр.37, 64, 80-87)

Кадеты, октябристы (см. учебник стр.37-39,64, 80-87)

Эсеры (см. учебник стр. 25-26,64, 80-87)

РСДРП (см. учебник стр.23-25,64, 80-87)

5.Подведение итогов.

Совместно с учащимися   формулируется вывод о существовании двух путей развития страны: пути реформ и революции. Учащиеся подводятся к пониманию ценности демократической альтернативы и прослеживают причины ее неудачи весной 1917 года.

  1. Этап информации о домашнем задании.

Помимо параграфа учебника, учащимся может быть предложена творческая работа в продолжение начатого на уроке разговора с выходом на межпредметные связи. Например: «Революционные события 1917 года в русской литературе», «Плюсы и минусы многопартийной системы» и т.д.

Resource id #1890

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое развитие России

Просто поразмышлял...

Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс

Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...

Конспект классного часа 1 сентября 2018 года в 9 классе "История России и нашего края в датах календаря"

Разработка классного часа в 9 классе вечерней школы на 1 сентября, День Знаний...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД 7 КЛАСС (История России)

ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОССВОРД 7 КЛАСС (История России)...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...