Историческое развитие России
материал на тему

Лариков Владимир Николаевич

Просто поразмышлял

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Историческое развитие России.

Пожалуй, ни одной стране не досталась такая трудная, и, конечно, страшная история, какая досталась России. Речь не идет о нации, хотя основной нацией России всегда были русские люди. История свидетельствует о том, что Россия была некой своеобразной, из ряда вон выходящей страной. И невольно вспоминаются слова Федора Ивановича Тютчева:

Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить:
В ней есть особенная стать -
В Россию можно только верить!..

История! Странная наука, она не может дать до конца утвердительного ответа ни на один вопрос, А воспитание поколений?!  Возникает даже такое впечатление, что она вообще ни чему не учит, особенно если внимательно посмотреть на историю России. В её истории, как, наверное, в природе, особенно видны ритмы, смена эпох и периодов, смена типов культур, приливы и отливы, подъемы и спуски, великие победы и бесславные поражения.

Россия! Гордо и горько звучит это слово! Ты её любишь, а она тебя нет, ты гордишься ею, а она кидает тебя как последнюю и самую немодную тряпку которая есть в её гардеробе и становится нестерпимо горько от того что ты русский! Так что такое Россия, почему такой феномен с этим названием, почему нас боятся, ненавидят и одновременно ждут чего-то такого чего не смог сделать никто в мире. Почему наше внутренне ощущение всегда говорит о какой-то неудовлетворенности, не завершённости.

Для понимания этого феномена наших внутренних ощущений нужно понять историю нашей страны, увидеть этапы её развития, которые и сформировали, то, что представляет собой русское общество, а рядом политиков довольно часто именуется русским народом.

История России уникальна! До сих пор не известна наше древняя прародина, до конца не понятны связи наших предков с другими культурами и цивилизациями (например, этруски, которые положили начало римской, то есть европейской цивилизации), кровь, которая постоянно играет и бурлит, зовёт на поиски приключений! Ведь принято считать, что наши предки славяне земледельцы, оседлые жители, но так ли это, может и кочевого у нас не меньше, того самого которое постоянно свербит, заставляет искать нового, никогда не видано.

А чувство вины, которое нет, да возникает, хоть раз, у каждого человека. Вина за «поменянную» на христианство древнейшую, языческую культуру, отказ от тысячелетних традиций, забытие предков. Не от этого ли времени и происходит наше постоянное подражательство, заимствование, поиск того что потеряли и наверное уже не найденное обратно.

Но и это не самое странное. Читая византийских или арабских историков о славянах мы вдруг обнаруживаем удивительный феномен! Славяне оказываются, любят свободу, они самым отчаянным и яростным образом бьются за неё! И это так не похоже на нас сегодняшних, и вся история России, это этапы подавления подчинения и утраты самостоятельности простых людей. А великие «петры» и «екатерины», которыми мы восхищаемся, оказываются самыми страшными гонителями и душителями свободы простого человека.

Сложно сказать насколько это ощущение справедливо, но как тогда быть с нашим отношением к тем, кого мы часто именуем эпитетом «грозным»? Как относится к нашему преклонению перед сильной личностью? Перед её обожествлением?! Можно возразить, в других странах, тоже есть диктаторы, вожди и т.д. и т.п. Но ни в одной эти люди не доживали или скорее правили до самого конца своей жизни. Ведь даже кровавый, для нашей истории (хотя какой век не кровав!) XX век, в Европе такие признанные лидеры как Черчилль,  Де Голль, Муссолини были сброшены со своих пьедесталов, и это несмотря на все свои заслуги. И только в нашей стране наоборот. Причём мы не просто любим их, обожествляем или подражаем, таких хватает везде, мы понимаем их, мы признаём их за то, что они сделали для нас, для государства, даже если цена этого слишком велика. А ведь это психология не раба, а свободного человека, человека уважающего самого себя, знающего себе цену.

Ну и наконец, то, что является смыслом существования любой страны, любой цивилизации и даже культуры – у нас самая большая территория! Можно смеяться, можно огорчатся, можно приводить пример Швейцарии или Люксембурга, но у нас самая большая территория. История России это как раз и есть поэтапное освоение и собирание (очень мало завоевания, несмотря ни на что) земель в одно целое. И двойственность во всём Азия-Европа или Европа-Азия, но двойственность на грани шизофрении, постоянный выбор и поиск и ещё много что не понято нами или ложно объяснено – двойственность.

История России, после христианства этот постоянный выбор-поиск своего пути, не чужого, именно своего, самобытного и не похожего на все другие. Наверное, именно поэтому нас не понимают, поэтому нас боятся, поэтому ненавидят. Ведь мы не просто подражаем, мы создаём совершенно новое и уникальное, никогда не имеющие аналогов, и часто совершенно не похожее ни на что другое.

И сейчас перед нами выбор, куда и как идти, брать путь Европы-Америки или Азии-Китая, это сложный путь и сложный выбор. Опять на нашу историю должен взойти лидер, который внесёт поправки в курс, и опять нас ждут потрясения. И опять у нас всё получится, как уже бывало не раз. И опять весь мир будет следить, и завидовать нам, ведь мы опять пытаемся найти сами себя, свой путь. Не путь продуманного рационализма и не полное слагание с себя всей ответственности, нет. Мы пытаемся найти своё, пусть корявое, пусть кровавое, пусть нелепое, но своё! То, что мы примем, то за чем мы пойдём, то к чему мы стремимся.

Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить:
В ней есть особенная стать -
В Россию можно только верить!..

Верить, наверное, это то, что держит нас, таких разных, индивидуальных, жадных, смелых, трусливых и всех прочих в единое целое. Мы верим, пусть каждый, во что он хочет верить, но мы верим.  Наверное, поэтому наша история такая, наверное, поэтому мы такие, наверное, мы просто русские и других просто нет и ни когда не будет. Ведь нас даже не копируют! Потому что бесполезно!

И самое главное, ни одна нация или народ так не любили и продолжают любить свою страну, всю, без остатка.

Думы о былом, веют чем-то сладким.

Ветер трёх эпох, сносит без остатка.

Каждый раз идёшь, новую тропою.

И чего-то ждёшь, странного с собою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства

Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

мастер-класс элективного курса "Историческое прошлое России в художественных кинофильмах"

В рамках предпрофильной подготовки девятиклассники осуществляют занятия на элективных курсах. Одним из курсов по выбору является курс по истории: "Историческое прошлое России в художественных кинофиль...

Конспект урока "Альтернативы исторического развития России в 1917 г." (9 класс, история России)

Вашему вниманию представляется урок комбинированного типа с элементами ролевой игры. Активные формы обучения на уроках истории необходимы для развития познавательного интереса учащихся. Работа с текст...

Историческая вертикаль (краткая версия исторических событий России с древнейших времен до XIX века)

Единый государственный экзамен по истории проводится с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и ср...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...