урок истории 10 класс профиль "Время новых междоусобиц"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

план урока. презентация, документ с тестовыми заданиями к нему и карточка, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx37.26 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.55 МБ
Файл kartochka.docx19.3 КБ
Файл testovye_zadaniya_k_dokumentu.docx17.72 КБ
Файл knyazheskie_usobitsy.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока истории в 10 классе

Тема: Время новых усобиц.

Цели:

- показать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период;

- выяснить почему междоусобицы стали возможны на Руси и какие последствия они имели.

- рассказать о соперничестве феодальных кланов.

- развивать умение работать с историческими документами, анализировать и сопоставлять события.

- воспитывать интерес к родной истории.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в 9-12 веках», презентация «Феодальная раздробленность Руси», схемы, таблицы,

Литература: «Хрестоматия по истории России с древнейших времён до конца 18 века», «поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца 19 века» 10 класс,

Ход урока.

  1. Повторение ранее изученного материала.

А) Какую тему мы изучали на предыдущих  уроках?

Б) Какие выводы мы сделали на основании изученного материала?

((К 11 веку на Руси сложилось феодальное общество. Всё население разделилось на вотчинников или феодалов, феодально-зависимое население и свободное население)).

В) Назовите феодальные слои населения.

1. князья, 2. Бояре, 3. Удельные князья, 4. Дружинники, 5. Духовенство.

Г) Назовите категории феодально – зависимого населения.

1. рядовичи, 2. Закупы.

3. наймиты. 4. Прощенники.

Д) Давайте вспомним, как шло формирование феодальной зависимой собственности?

Проверять будем в форме тестирования (ДА, НЕТ).

  1. Земледелие на Руси было основным занятием. (ДА)
  2. Большую ценность приобретает земля с работающим на ней населением. (ДА)
  3. К овладению этой ценностью стремились: князья, бояре, дружинники, высшие церковники. (ДА)
  4. Свободная часть населения сдавала полюдье. (НЕТ)
  5. Князь и его вассалы захватывали земли свободных крестьян и превращали их в зависимое население. (ДА)
  6. Такая зависимость называется поземельная. (ДА)
  7. Комплекс земель,  населённых людьми, зависимыми от главы государства – назывался феодальная вотчина. (НЕТ)
  8. Земли с которых кормились крестьяне называют кормлением. (НЕТ).

Ключ: 1.да. 2.да, 3. Да.4. нет. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Нет.

Е) Теперь вспомним, как  выглядела система государственного управления  в Русском государстве в 11 веке.

(Составление таблицы из заготовленных материалов)

        

Какой вывод на основании этой таблицы мы можем сделать?

Вывод: такая система власти отражала интересы верхушки общества.

Ж) Как передавалась власть в русском государстве? Ответ на этот вопрос мы дадим после анализа документа, а так же найдёте ответы на следующие вопросы: 1. Какое это было событие?, 2. В каком году оно произошло?, 3. Кто был главным действующим лицом? 4. Какие выводы можем сделать о том, как передавалась власть?

Ответ 4. В передаче власти не было чёткого порядка, её могли передавать по старшинству, в ходе захвата или приглашения князя жителями Киева.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Этот вывод поможет нам перейти к изучению новой темы. Прочтите название следующего параграфа.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке:

  1. Мы узнаем об очередной междоусобице на Руси.
  2. Узнаем, кто на этот раз станет главными действующими лицами.
  3. И чем завершилась эта междоусобица.

Мотивация:

Хочу сказать ещё, если раньше в междоусобицах принимали участие только сыновья умершего Киевского князя, то теперь в борьбу за власть вступили и внуки Ярослава Мудрого.

Учитель: Рассказ учителя с использованием презентации.

Со времени этой междоусобицы половцы постоянно вмешивались в борьбу русских князей друг с другом. Впервые орды половцев появились у русских границ 1061 году. Это был многочисленный, беспощадный и коварный враг. Осенью, когда  их кони были сыты,  начиналась пора набегов.

 Дунаев Дмитрий сделает сообщение  о половцах.

В прежние времена нашествие таких кочевников поставило бы Русь на грань катастрофы, но Русь пока была единой с хорошей сторожевой системой. Русь и половецкая степь мирно сосуществовали, заключали династические браки.

Но только на Руси начинались междоусобицы, половцы тут, как тут. В конце 11 века умер последний сын Ярослава Мудрого и наступило время его внуков, среди которых не было лидера.

Самостоятельно изучить пункт : «В отсутствие лидера»

  1. Кто мог и претендовал на великокняжеский престол? (Сын ИЗЯСЛАВА СВЯТОПОЛК)
  2. Что это был за человек?
  3. Кто ещё мог занять Киевский престол? (ОЛЕГ и ВЛАДИМИР МОНОМАХ)
  4. Как разделили вотчины Олег и Владимир?
  5. Что в этом деление было неправильным?
  6. Как характеризуют современники  Олега?
  7. Какой вывод можем сделать?  (Такое положение дел с вотчинами грозило новой междоусобицей)

Теперь эта междоусобица будет вестись между Олегом и Владимиром.

Об  Олеге хронисты написали немного, а о Владимире оставили обширные сведения. О  детстве Мономаха расскажет   Боева Настя.

(Кусочек презентации)

Мономах проиграл  только одну битву и то не по своей вине. Где и как это произошло, мы узнаем познакомившись с содержанием документа.

После того как прочтёте документ ответите на вопросы тестов и затем правильные ответы нужно вставить в  текст вместо пропусков. Если не допустите ошибок,  у вас получится связанный рассказ.

Учитель: Этим моментом воспользовался Олег. Он решил вернуть вотчину своего отца город Чернигов. Олег в союзе с половцами подошёл к городу. Владимир согласился уступить Олегу его родовое гнездо, сам вернулся в Переяславль.

Зачитать стр. 84.

В 1095 году половцы снова пришли на Русь и осадили Переяславль. Мономах сумел нанести удар. Но ему нужна была помощь. Послал он гонцов к братьям в Киев и Чернигов. Святополк прислал помощь, Олег нет.

В 1096 году братья снова ходили в степь. Олег вновь воздержался от похода. Решили Владимир и Святополк наказать его.  Отняли Чернигов, а его выселили в Муром. В Муроме княжил сын Мономаха Изяслав, это была его вотчина. Поэтому Олег остался без вотчины. Он затаился и ждал удобного случая, что бы добиться своих прав силой.

В 1096 году две половецкие орды двинулись на Русь. И пока братья бились с ними,  Олег направил свои дружины на Муром. В битве с малоопытным князем Изяславом Олег победил. Муромский князь пал в бою. Весть о гибели сына потрясла его, но вместо меча он взялся за перо. Мономах писал Олегу письмо

Зачитать в презентации.

Мономах предлагал положить конец кровопролитию, но Олег и на этот раз отказался. Сыновья Мономаха  со своими дружинами в решающей битве разбили дружину Олега. Он клялся на кресте, что выполнит любое указание других князей.

Презентация.

Зачитайте в учебнике, кто прибыл на съезд в Любеч? Стр 85

Презентация Любечский съезд.

Прошло несколько дней после съезда и стало ясно и понятно, что никакими клятвами не унять князей, боровшихся за власть и богатства.

  1. Закрепление изученного материала.

Мы познакомились с очень объёмным материалом,  и что бы он лучше отложился нам необходимо повторить и закрепить основные моменты. Мы это сделаем в форме составления кластера.

Время новых усобиц.        Изяслав, Святослав, Всеволод.   Олег. Печенеги. Половцы.  Владимир Мономах. Битва у Триполя.   Муром.  1097 год. начало распада Руси.

Дети берут  листок крепят к доске,  и объясняют, почему они взяли именно этот листок.

  1. Д\З  параграф 12. Составить опорный конспект  «Участники очередной междоусобицы».

        

Время

новых усобиц.

       

Изяслав, Святослав, Всеволод.

Олег.

Печенеги.

Половцы.

Владимир

Мономах.

Битва у Триполя.

Муром.

1097 год.

Начало

распада Руси.

Возникновение феодальной земельной собственности

  1. Земледелие на Руси было основным занятием.
  2. Большую ценность приобретает земля с работающим на ней населением.
  3. К овладению этой ценностью стремились: князья, бояре, дружинники, высшие церковники.
  4. Свободная часть населения сдавала полюдье.
  5. Князь и его вассалы захватывали земли свободных крестьян и превращали их в зависимое население.
  6. Такая зависимость называется поземельная.
  7. Комплекс земель,  населённых людьми, зависимыми от главы государства – назывался феодальная вотчина.
  8. Земли с которых кормились крестьяне называют кормлением.

1

2

3

4

5

6

7

8

Возникновение феодальной земельной собственности

  1. Земледелие на Руси было основным занятием.
  2. Большую ценность приобретает земля с работающим на ней населением.
  3. К овладению этой ценностью стремились: князья, бояре, дружинники, высшие церковники.
  4. Свободная часть населения сдавала полюдье.
  5. Князь и его вассалы захватывали земли свободных крестьян и превращали их в зависимое население.
  6. Такая зависимость называется поземельная.
  7. Комплекс земель,  населённых людьми, зависимыми от главы государства – назывался феодальная вотчина.
  8. Земли с которых кормились крестьяне называют кормлением.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ключ:

1. Да.

2. Да,

3. Да.

4. Нет.

5. Да.

6. Да.

7. Нет.

8. Нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Киев И зяслав ЧЕРНИГОВ С вятослав П ереяславль В севолод Польша

Слайд 3

К иев Ч ернигов С вятослав П ереяславль Всеволод Святослав Всеволод Изяслав Владимир Мономах

Слайд 4

Изяслав - Киев Всеволод – Чернигов, бывшая отчина Святослава Олег Святославович– князь-изгой (бежал в Тьмутаракань ) Все земли поделили между своими сыновьями Семья Ярослава (фреска Софийского собора)

Слайд 5

Олег Гориславович . Сделал своими союзниками половцев и не один раз приводил их на Русь.

Слайд 6

Олег Святославович В союзе с половцами в 1078 году разгромил Всеволода и Владимира Мономаха ( они бежали в Киев) Изяслав с сыном Ярополком и Всеволод с Владимиром Мономахом выступили против Олега. (союзники подожгли город)

Слайд 7

Битва на Несжатой Ниве ОЛЕГ был разбит – бежал в Тьмутаракань Был убит ИЗЯСЛАВ великий князь Киевский В Киеве сел ВСЕВОЛОД ЯРОСЛАВОВИЧ , Чернигов перешёл к его сыну ВЛАДИМИРУ МОНОМАХУ.

Слайд 8

половцы 1061 г. – половцы впервые подошли к русским границам Главные их кочевья расположились между Дунаем и Днепром; Осенью, когда кони сыты начиналась пора набегов

Слайд 9

Владимир II Мономах

Слайд 10

В 1078 году он стал князем Черниговским, но этот город в результате междоусобицы ему пришлось в 1094 году уступить Олегу Святославичу . Тогда Владимир Мономах обосновался в Переяславском княжестве. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он возглавил походы против половцев в 1103, 1106, 1111 годах. С.В. Ермолин Владимир Мономах 1990

Слайд 11

К концу 90-х годов одиннадцатого века он стал самым сильным и влиятельным князем на Руси. Который не знал поражений на поле брани. В народе он слыл как князь патриот, который не жалел ни сил, ни жизни ради обороны русских земель.

Слайд 12

«Меня, - пишет он, - принудил написать к тебе сын мой, которого ты крестил и который теперь недалеко от тебя: он прислал ко мне мужа своего и грамоту и говорит так: сладимся и примиримся, а братцу моему суд пришел; не будем ему мстителями; возложим все на Бога; пусть они станут пред Богом, мы же русской земли не погубим…» Письмо Мономаха Олегу

Слайд 13

1097 г.- Сидя на одном ковре, князья признали, что усобицы идут на пользу только половцам, которые «землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны.» Иванов С.В. Съезд князей в Уветичах

Слайд 14

Съезд князей в городе Любече 1097г. Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год « Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы расхищают нашу землю и радуются…» Решения Съезда: « Да каждый держит вотчину свою» В случае опасности объединимся чистосердечно и будем хранить Русскую землю от опасности»

Слайд 15

Любечский съезд князей (1097) Закреплялись за князьями их владения; Организация совместной борьбы с половцами;

Слайд 16

Выводы Таким образом, съезд как бы ещё раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями «отчины». Это говорило о том, что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения. На Руси начинает распадаться единое государство. И объединяло русские к няжества вокруг Киева только внешняя опасность. Половцы.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

  1. О каком событии идёт речь в данном документе?
  2. Когда это событие произошло?
  3. Кто был главным действующим лицом этого события?

Пошел ………… с воинами на Корсунь, город греческий, и заперлись корсуняне в городе. И остановился ……….. на другой стороне города у залива на расстоянии полета стрелы от города... Изнемогали в городе люди, и сказал ………горожанам: «Если не сдадитесь, буду стоять больше 3 лет»... По совету корсунянина  Анастаса …………. перекрыл воду, которая шла по трубе в город. …………, услыхав это, взглянул на небо и сказал: «Если это сбудется, ……… сам». Тотчас велел копать поперек труб и перехватил воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. ………. потребовал от императоров Византии выдать за него замуж их сестру Анну, согласившись принять христианство. ...Епископ Корсунский с попами царицы объявил о …………    ………………. Дружина его видела это, и многие ……….... После привели царицу к венцу. Одни, не знающие истины, говорят, что ……….. крестился в Киеве, другие — в Василеве, третьи же иначе говорят...

Карточка № 2

  1. О каком событии идёт речь в данном документе?
  2. Когда это событие произошло?
  3. Кто был главным действующим лицом этого события?
  4. Какие  выводы мы можем сделать о том, как передавалась власть в Русском государстве?

Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцы многие. ………….. же и ……….. и ……… вышли против них на [реку] Альту. И с наступлением ночи они пошли друг на друга. За грехи наши напустил Бог на нас поганых, и побежали русские князья, и победили половцы... Когда ………. с ………. бежали в Киев, а ……….. в Чернигов, люди киевские (участвовавшие в походе князей) прибежали в Киев и собрали вече на торгу и, послав к князю, сказали ему: «Вот, половцы рассыпались по всей земле, дай нам, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с ними». ………. же этого не послушал. И начали люди укорять воеводу Коснячко. И разделились надвое: половина их пошла к погребу, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. В то время как …………, сидя в сенях княжеского дворца, совещался со своей дружиной, пришедшие, остановившись внизу, начали спорить с князем, другая половина людей [киевлян] пришла от погреба, отворив погреб с арестованными. И сказала дружина князю: «Это зло есть; пошли ко ………., пусть, призвав его к оконцу обманом, пронзят его мечом». И не послушал этого князь. Люди же закричали и пошли к порубу [тюрьме], где сидел ………. Увидев это, ……….. вместе со ……….., побежал с двора. Люди же освободили ………. из поруба в 15 день сентября и прославили4 его среди княжеского двора. Двор же княжеский разграбили, [захватив] бесчисленное множество золота и серебра, деньгами и драгоценностями. ………. же бежал в Польшу.    ..............же сидел [князем] в Киеве...

Карточка № 1

  1. О каком событии идёт речь в данном документе?
  2. Когда это событие произошло?
  3. Кто был главным действующим лицом этого события?
  4. Какие  выводы мы можем сделать о том, как передавалась власть в Русском государстве?

Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцы многие. ………….. же и ……….. и ……… вышли против них на [реку] Альту. И с наступлением ночи они пошли друг на друга. За грехи наши напустил Бог на нас поганых, и побежали русские князья, и победили половцы... Когда ………. с ………. бежали в Киев, а ……….. в Чернигов, люди киевские (участвовавшие в походе князей) прибежали в Киев и собрали вече на торгу и, послав к князю, сказали ему: «Вот, половцы рассыпались по всей земле, дай нам, князь, оружие и коней, мы еще побьемся с ними». ………. же этого не послушал. И начали люди укорять воеводу Коснячко. И разделились надвое: половина их пошла к погребу, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор. В то время как …………, сидя в сенях княжеского дворца, совещался со своей дружиной, пришедшие, остановившись внизу, начали спорить с князем, другая половина людей [киевлян] пришла от погреба, отворив погреб с арестованными. И сказала дружина князю: «Это зло есть; пошли ко ………., пусть, призвав его к оконцу обманом, пронзят его мечом». И не послушал этого князь. Люди же закричали и пошли к порубу [тюрьме], где сидел ………. Увидев это, ……….. вместе со ……….., побежал с двора. Люди же освободили ………. из поруба в 15 день сентября и прославили его среди княжеского двора. Двор же княжеский разграбили, [захватив] бесчисленное множество золота и серебра, деньгами и драгоценностями. ………. же бежал в Польшу.    ..............же сидел [князем] в Киеве...



Предварительный просмотр:

Тестовые задания к документу.

1. Как звали киевского князя,  который умер в 1093 году

А) Изяслав,

Б) Всеволод,

В) Ярослав,

Г) Владимир.

2. В каком княжестве он правил ранее

А) Полоцкое,

Б) Владимировское,

В) Переяславское,

Г) Черноговское.

3. Кто сменил Всеволода на Киевском престоле

А) Святополк,

Б) Изяслав,

В) Владимир
Г) Ростислав.

4. Какие кочевники пришли  к границам Руси

А) Хазары,

Б) Печенеги,

В) Гуны
Г) Половцы.

5. К кому обратился киевский князь за помощью

А) к польскому королю,
Б) к Владимиру Мономаху,

В) К Новгородскому боярству,

Г) к Олегу Тьмутараканскому

6. Кто ещё принял участие в походе против кочевников

А) Князь Михаил

Б) Князь Мстислав

В) Князь Олег,

Г) Князь Ростислав

В 1093 году после смерти киевского князя 1) _________________,  который ранее правил в 2) ________________, сел на Киевский стол  князь 3) __________. Время было тяжёлое, подошли к русским границам новые кочевые племена 4) ____________. Осадили город Торческ. Стал собирать 3) _______________ дружинников, но недостаточно было их. И обратился он за помощью к 5) ___________________. А Владимир позвал с собой в поход брата своего  6) ___________________.

Тестовые задания к документу

1. Кто не хотел воевать с половцами

А) Святополк,

Б) Владимир,

В) Ростислав,

Г) Олег.

2. Кто хотел воевать с половцами

А) Святополк,

Б) Владимир,

В) Ростислав,

Г) Олег.

3. У какого города произошла встреча с половцами

А) Киев,
Б) Переяславь
В) Чернигов
Г) Триполи

4. Какую тактику предложил князь Владимир Мономах

А) Не переходить реку, угрожая половцам подписать мир,
Б)  Биться с половцами
В) Перейти реку и вынудить половцев подписать мир,
Г) Не биться с половцами и мира не подписывать.

5. Битва у Триполи завершилась

А) Победой Русских князей,

Б) Проигрышем Русских князей
В) Подписанием мира,
Г) Заключением устного перемирия.

6. Какие последствия имела эта битва

А) Половцы пожгли города и сёла русские,

Б) Русь стала развиваться с особой скоростью,
В) Русские и половцы стали жить в мире и согласии,

Г) Русские покинули  обжитые земли, и ушли на север.

В лето 1093 сошлись две армии  на берегах реки Стугны. 1) __________ хотел мира с половцами, а 2) ___________ же хотел войны.  Предложил князь Владимир 4) ____________________________________________. По настоянию Святополка, русские  миновали   город   3) ____________,  и перешли реку. Была битва лютая, которая закончилась 5) _________________________________. После чего 6) _________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ. НАШЕСТВИЕ ПОЛОВЦЕВ

                            1. ОПУСТОШЕНИЕ КИЕВСКОЙ ЗЕМЛИ ПОЛОВЦАМИ

В лето 1093. Скончался великий князь Всеволод, сын Ярослава, внук Владимира... Когда же он княжил в Киеве, было ему больше печали, чем во время княжения в Переяславле, была ему печаль в Киеве от племянников его, которые досаждали ему, желая получить волости одни или другие. Он же и при смерти раздавал им волости. От этих печалей и охватили его недуги. И когда наступила старость, начал он любить советы молодых, совещаясь с ними. Эти же... начали... грабить и продавать людей, а он в болезнях своих не ведал об этом...

Пришел Святополк в Киев1, и вышли ему навстречу киевляне с поклоном и приняли его с радостью... В это время пошли половцы на Русскую землю... начали войну, и пришли во множестве, и осадили город Торческ. Святополк же начал собирать воев против половцев. И сказали ему мужи разумные: «Не покушайся против них, потому что мало имеешь воинов». Он же сказал: «Имею  отроков (дружинников) своих 700, которые могут стать против половцев». Другие же, неразумные, говорили: «Пойди, княже». Разумные же ему говорили: «Хотя бы ты собрал и 8000 воинов, недостало бы их. Наша земля оскудела от войн и насилий. Пошли к брату своему Владимиру Мономаху, чтобы он тебе помог». Святополк же послушал их, послал к Владимиру, чтобы он помог ему. Владимир же собрал воинов своих и послал за Ростиславом, братом своим, в Переяславль, веля ему помогать Святополку. Когда пришел Владимир в Киев, собрались князья в церкви св. Михаила и, уладив между собою распри и споры, целовали крест между собою. А половцы (в это время) разоряли землю войной. И сказали князьям мужи разумные: «Зачем вы распри имеете между собою, а поганые губят землю Русскую, после все уладите, а теперь идите против поганых или с миром, или с вой

                                     

КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ: НАШЕСТВИЕ ПОЛОВЦЕВ.

  1. ОПУСТОШЕНИЕ КНЯЖЕСКОЙ ЗЕМЛИ ПОЛОВЦАМИ.

Владимир хотел мира (с половцами), Святополк же хотел войны. И пошли Святополк и Владимир и Ростислав к Триполью и пришли (к реке) Стугне... и собрали дружины свои на совет... И сказал Владимир, что, стоя здесь, не переходя реку и угрожая половцам, мы можем заключить мир с ними. И поддержали его совет разумные мужи, Ян (Вышатич) и прочие. Киевляне же не послушали этого совета, но сказали: «Хотим биться (с половцами), перейдем на ту сторону реки»... и перешли Стугну реку, которая тогда сильно разлилась. Святополк же и Владимир и Ростислав, построив полки свои, пошли и шли на правой стороне Святополк, на левой Владимир, посредине же Ростислав и, миновав Триполье, перешли через вал. А половцы вышли навстречу... и, придя к валу, поставили стяги свои и ударили сперва на Святополка и разгромили полк его... потом напали на Владимира, и была битва лютая; и побежали Владимир с Ростиславом и воины их... Половцы же после победы пустились по земле, воюя, а другие вернулись к Торческу. ...Святополк же пришел в Киев сам третей... Опустели села наши и города наши, потому что бегаем мы от врагов наших... лукавые сыны Измаила пожгли села и гумна и многие церкви сожгли огнем, и пусть не удивляется этому никто, из-за множества грехов... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 класс "Открытие Нового Света"

урок в ключает в себя технологическую карту, деятельность учителя и учащегося...

Информационные технологии на уроках истории и обществознания. Новые подходы к подготовке ГИА и ЕГЭ.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в прив...

Урок истории "Мировая цивилизация:новые проблемы на рубеже тысячелетий" (11 класс)

Учитель   Швецова Ирина Владимировна Место работы  МКОУ СОШ п. Пластун Тернейского района Приморского края  УМКЗагладин Н.В. Всемирная история.XX век Класс11...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Технологическая карта урока 2 класс С Новым годом и Рождеством УМК Кузовлев

В данной технологической карте представлен материал для систематизации и активизации изученной лексики по теме "Праздники"...

План урока 2 класс по новым ФГОСам

Учебник "Английский в фокусе" 2 класс . Тема урока "Цвета"...