Урок истории "Мировая цивилизация:новые проблемы на рубеже тысячелетий" (11 класс)
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Швецова Ирина Владимировна

 

Учитель

  Швецова Ирина Владимировна

 

Место работы 

МКОУ СОШ п. Пластун Тернейского района Приморского края

 

 

УМК

Загладин Н.В. Всемирная история.XX век

 

Класс

11

 

 

Тема занятия 

 Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий  (2 урока)

 

Технология

 

 

 - технология развивающего обучения

 -личностно-ориентированная технология с использованием интерактивных методик, ИКТ и организации  дискуссии  

 

Методы обучения

проблемно  - поисковый, исследовательский

 

 

Форма урока

комбинированный урок: лекция с элементами аналитической беседы, практическая работа с использованием ИКТ, мини – конференция малых групп, дискуссия

 

Планируемые результаты

предметные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

метапредметные

 

 

 

 

 

 

 

личностные

 

 

 

 

 

 
 image
 

Обучающая среда  урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате изучения темы ученики

  • обобщат и расширят представления о глобальных проблемах современности, полученные в школьных курсах обществознания, географии, биологии и др.; 
  • смогут выявлять качественные характеристики общемировых  проблем;      
  • научатся выделять взаимосвязи глобальных проблем;
  • смогут осмыслить наиболее целесообразные пути разрешения проблем человечества в III тысячелетии

 

-  закрепят умения и навыки работы со      статистической, документальной, другой текстовой информацией, материалами Интернета с целью отбора и систематизация информации  по заданным проблемам;

- подготовят презентации с использованием программы Microsoft Power Point;

- научатся  формулировать и аргументировать мысль, отстаивать собственное мнение,    принимая участие в коллективной групповой работе, дискуссии

  • смогут осознать свою сопричастность к общечеловеческим проблемам,  выработать чёткую гражданскую позицию
  • смогут понять, что за судьбы   мировой цивилизации несут  ответственность не только лидеры государств, но и рядовые граждане!

 - презентация «Новые угрозы человечеству"

- аудиозапись песни «Прости, Земля»            - персональные компьютеры с выходом в Интернет

  -  электронные папки «Мир в начале 21 века», «Проблемы III-го тысячелетия», «Глобальные угрозы человечеству»

  - телевизор для демонстрации  презентаций

   - доска, мел

 -  таблички с названиями групп

-  листы А4 для работы в группах

- фломастеры

- бланки  рефлексии

 

 

 

Основные понятия (словарь занятия):

глобальные  проблемы, терроризм, сепаратизм, глобальный прогноз, ноосфера,  оружие массового поражения,  интеграция,  концепция устойчивого развития

 

 

Рефлексия:

учениками заполняются бланки рефлексии

   Этапы урока

Приемы и  методы обучения

Виды познавательной деятельности школьников

 

I этап. Вводно –мотивационный.

5 мин.

 

image


II этап. Познавательный. Что такое глобальные проблемы?

8 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация глобальных проблем.

7 мин.

 

Демонстрация презентации. Постановка проблемы урока

Лекция с элементами аналитической беседы.

 Выяснение причин появления глобальных проблем.

Построение схемы "Особенности глобальных проблем”. Подведение учеников к выводу

«Мозговой штурм» и составление таблицы. "Классификация глобальных проблем”. Подведение учеников к выводу.

Просмотр слайдов презентации.

Определение проблемы урока

Участие в коллективной беседе.

Актуализация ранее полученных знаний.

Фиксация в тетрадях основных положений темы урока, схемы "Особенности глобальных проблем”, вывода 

 

 

 

Участие в обсуждении.

Выдвижение идей, предложений.

Фиксация в тетрадях основных положений таблицы.

 

 

III этап.  Практикум. 30 мин

 Организация практического занятия. Выдвижение проблемы. Распределение ролей между участниками   конференции.

Консультирование учеников

Работа в паре и в группе по составлению компьютерных презентаций.

Извлечение нужной информации из Интернета и из электронных папок, содержащихся в каждом компьютере

 

IV этап. «Круглый стол» Поможем планете решить глобальные проблемы!

25 мин.

Проверка полученных результатов. Руководство взаимодействием участников конференции.

Демонстрация презентаций.  

Анализ выступлений других групп

Формулирование оценочных суждений и своего личностного отношения к обсуждаемому материалу

Фиксация в тетрадях основных тезисов выступлений групп

 

V этап. Мини - дискуссия. Взгляд в будущее.

10 мин.

Организация работы в группах и  коллективного обсуждения проблемного вопроса. Мини-дискуссия. Учащиеся подводятся к итоговому выводу.  

Работа в группе над составлением прогноза на 21 век. Представление прогноза.

Участие в коллективном обсуждении проблемного вопроса и дискуссии.

 

VI этап. Оценочно- рефлексивный.

 5 мин.

Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка работы учащихся. Объяснение домашнего задания.

  Самооценка работы. Заполнение бланков  рефлексии

 

      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель

  Швецова Ирина Владимировна

Место работы  

МКОУ СОШ п. Пластун Тернейского района Приморского края

УМК

Загладин Н.В. Всемирная история.XX век

Класс

11

Тема занятия  

Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их  преодоления.   (2 урока)

Технология

 - технология развивающего обучения

 -личностно-ориентированная технология с использованием интерактивных методик, ИКТ и организации  дискуссии  

Методы обучения

проблемно  - поисковый, исследовательский

Форма урока 

комбинированный урок: лекция с элементами аналитической беседы, практическая работа с использованием ИКТ, мини – конференция малых групп, дискуссия

Планируемые результаты

предметные 

метапредметные

личностные

Обучающая среда  урока

В результате изучения темы ученики

  • обобщат и расширят представления о глобальных проблемах современности, полученные в школьных курсах обществознания, географии, биологии и др.;  
  • смогут выявлять качественные характеристики общемировых  проблем;      
  • научатся выделять взаимосвязи глобальных проблем;
  • смогут осмыслить наиболее целесообразные пути разрешения проблем человечества в III тысячелетии

-  закрепят умения и навыки работы со      статистической, документальной, другой текстовой информацией, материалами Интернета с целью отбора и систематизация информации  по заданным проблемам;

- подготовят презентации с использованием программы Microsoft Power Point;

- научатся  формулировать и аргументировать мысль, отстаивать собственное мнение,    принимая участие в коллективной групповой работе, дискуссии

  • смогут осознать свою сопричастность к общечеловеческим проблемам,  выработать чёткую гражданскую позицию
  • смогут понять, что за судьбы   мировой цивилизации несут  ответственность не только лидеры государств, но и рядовые граждане!

 - презентация «Новые угрозы человечеству"

- аудиозапись песни «Прости, Земля»            - персональные компьютеры с выходом в Интернет

  -  электронные папки «Мир в начале 21 века», «Проблемы III-го тысячелетия», «Глобальные угрозы человечеству»

  - телевизор для демонстрации  презентаций

   - доска, мел

 -  таблички с названиями групп

-  листы А4 для работы в группах

- фломастеры

- бланки  рефлексии

Основные понятия (словарь занятия):

глобальные  проблемы, терроризм, сепаратизм, глобальный прогноз, ноосфера,  оружие массового поражения,  интеграция,  концепция устойчивого развития

Рефлексия:

учениками заполняются бланки рефлексии

   Этапы урока

Приемы и  методы обучения

Виды познавательной деятельности школьников

I этап. Вводно –мотивационный.

5 мин.

II этап. Познавательный. Что такое глобальные проблемы?

8 мин.

 

Классификация глобальных проблем.

7 мин.

Демонстрация презентации. Постановка проблемы урока

Лекция с элементами аналитической беседы.

 Выяснение причин появления глобальных проблем.

Построение схемы "Особенности глобальных проблем”. Подведение учеников к выводу

«Мозговой штурм» и составление таблицы. "Классификация глобальных проблем”. Подведение учеников к выводу.

Просмотр слайдов презентации.

Определение проблемы урока

Участие в коллективной беседе.

Актуализация ранее полученных знаний.

Фиксация в тетрадях основных положений темы урока, схемы "Особенности глобальных проблем”, вывода  

Участие в обсуждении.

Выдвижение идей, предложений.

Фиксация в тетрадях основных положений таблицы.

III этап.  Практикум. 30 мин

 Организация практического занятия. Выдвижение проблемы. Распределение ролей между участниками   конференции.

Консультирование учеников

Работа в паре и в группе по составлению компьютерных презентаций.

Извлечение нужной информации из Интернета и из электронных папок, содержащихся в каждом компьютере

IV этап. «Круглый стол» Поможем планете решить глобальные проблемы!

25 мин.

Проверка полученных результатов. Руководство взаимодействием участников конференции.

Демонстрация презентаций.  

Анализ выступлений других групп

Формулирование оценочных суждений и своего личностного отношения к обсуждаемому материалу

Фиксация в тетрадях основных тезисов выступлений групп

V этап. Мини - дискуссия. Взгляд в будущее.

10 мин.

Организация работы в группах и  коллективного обсуждения проблемного вопроса. Мини-дискуссия. Учащиеся подводятся к итоговому выводу.  

Работа в группе над составлением прогноза на 21 век. Представление прогноза.

Участие в коллективном обсуждении проблемного вопроса и дискуссии.

VI этап. Оценочно- рефлексивный.

 5 мин.

Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка работы учащихся. Объяснение домашнего задания.

  Самооценка работы. Заполнение бланков  рефлексии

Эпиграф к уроку:  «Земля не досталась нам в наследство от родителей, землю  нам одолжили на время наши дети»

  1. Вводно-мотивационный этап

Демонстрируются слайды презентации по отдельным глобальным проблемам. Звучит отрывок из музыкальной композиции “Прости, Земля” в исполнении группы “Земляне”.  

Учитель. Мы много говорили о многообразии мира. Но это не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля все больше осознают себя как единую общность, каждый  человек связан с другими людьми тысячами нитей.

В XX веке мир менялся как никогда быстро. Уже в 1913 году французский писатель Шарль Пеги заметил: "Со времен Иисуса Христа мир изменился меньше, чем за последние  30 лет". Понятно, что после 1913 года изменения в мире происходили еще стремительнее и не всегда это были изменения к лучшему. Большие беды стоят у порога нашего общего дома - планеты Земля и каждого конкретного дома - будь то скромная деревенская изба или столичный небоскреб. Каким будет грядущий  мир и быть ли миру вообще?

 В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия.  Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем.  

Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем? Апокалипсис или «золотой век»?

II этап. Познавательный. Что такое глобальные проблемы?

Учитель. Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г.  высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX века не существовало глобальных проблем? Что их породило?

В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.  

Учащиеся подводятся к  мысли, которая записывается ими в тетрадях:  

Причины появления глобальных проблем:

 1) глобализация мира;

 2) огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос классу:

Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

Ведется обсуждение и одновременно построение схемы,  которую учащиеся фиксируют в тетради.  

ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Нуждаются в неотложных и эффективных решениях

ЗЕМНОЙ

ШАР

Требуют коллективных усилий всех землян

Вопрос учащимся: Итак, что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.  

 Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX века, угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

  Классификация глобальных проблем.

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы учащимся:

  • Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их.
  • По какому  принципу можно их сгруппировать?

 В ходе беседы заполняется таблица. 

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

"Озоновая дыра”.

Истребление лесов.

"Парниковый” эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды.

 Стихийные бедствия.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: "Север-Юг”.

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.

 

 

 

 

Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, СПИД, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.

 

 

 

 

Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–АТР)

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация "массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Вывод:  Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем.

   Но важно не только зафиксировать факт их наличия, но и обязательно решать их совместными усилиями политиков, экологов, ученых, общественных деятелей, деятелей культуры.

 Ш этап. Практическая работа.  Творческая работа по одной из глобальных проблем в виде презентации  в формате Power Point  с последующей защитой. Класс делится на группы:

  •  политики
  • экономисты
  • демографы
  • социологи
  • культурологи

На доске фиксируются 2 проблемных вопроса :  

  • каковы  последствия глобальных проблем?
  • каковы возможные пути их решения?

  Задание ученикам: изучив материалы электронных папок, составленных учителем (содержат научный, статистический, публицистический, иллюстративный материал), а также материалы Интернета,  подготовьте  презентацию из 3- 4 слайдов по выбранной проблеме.

 Презентация может быть представлена в любой форме:

  • программного заявления представителя политической партии  
  • выступления на заседании любой международной организации;
  • плаката с комментариями
  • иной вариант…

IV этап. «Круглый стол» Поможем планете решить глобальные проблемы!

     Выступления групп учащихся по отдельным важнейшим проблемам человечества. Представители других групп могут задавать вопросы. Таким образом идёт обсуждение мини - проектов. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем.   Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан.  

1.Выступление политиков.

       1 группа политиков. Проблема войн и конфликтов в современных условиях.          

    «Холодная» война занимает период с 1946  по 1990  гг.  В этой войне были следующие участники: во-первых, две сверхдержавы — Соединенные Штаты и Советский Союз со своими сателлитами; во-вторых, большинство европейских государств; в-третьих, Латинская АмерикаАфрика и часть Азии и Океании. Страны периферии вращались вокруг США или СССР, согласно тому, что их больше устраивало. За сверхдержавами и странами периферии находились зрители и жертвы, то есть остальной мир. Борьба между сверхдержавами не всегда происходила напрямую. Часто она осуществлялась посредством других стран. Основными характеристиками этой войны было: первое — гонка вооружений, второе — локальные войны. Обладавшие ядерным оружием сверхдержавы соревновались между собой в том, сколько раз они могут уничтожить мир. Способом давления на противника была демонстрация превосходящей его силы. И в то же время в разных местах планеты развязывались локальные войны, за которыми стояли сверхдержавы.

На сегодняшний день можно констатировать факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных  реакционных режимов или в руки террористов.

Обозначение путей решения проблем ядерной катастрофы, войн и конфликтов.

  •  Сокращение вооружения.
  • Недопущение распространения ядерного оружия.
  • Полное уничтожение химического,  биологического оружия.
  • Создание надёжной системы международной безопасности.

                2 группа политиков.  Международный терроризм - угроза миру.

    В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий

  • Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация
  • Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, ИРА, Аль-Каида и др.). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном реже мире.

    Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную».

  • «Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).
  • «Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий

Предложения политиков:

-  решительная борьба с международным терроризмом

-   последовательное устранение причин, порождающих терроризм

- ликвидация каналов финансирования и снабжения оружием террористических организаций.

  2. Выступление экономистов.  Истощение ресурсов. Выход есть!

 Результат человеческой деятельности.

  1. Природные ресурсы все еще используются неэффективно (средний мировой уровень полезного использования первичных ресурсов не превышает 1\3)

Если бы мы научились по-настоящему ценить и надлежащим образом использовать наши природные ресурсы - водные, земельные, лесные, минеральные, энергетические,  ни одна страна в мире не догнала бы нас по уровню экономического развития! Но мы не столько используем эти ресурсы, сколько переводим.  

     Журнал "Природа" сообщает, что вместе с золой электростанции выбрасывают в 15 раз больше алюминия, чем его добывается, а титана - в 11 раз столько же, сколько мы добываем, ванадия в 25 раз больше (а ведь ванадий идет по цене золота!). Кусок угля или полиметаллической руды, килограмм нефти - это сказочное богатство, которое по своему неразумению мы превращаем в ядовитые отходы.

  1. Большинство стран пытаются решить данную проблему «силовым» путем
  2. Экономика большинства стран остаётся энергоёмкой
  3.  Используются устаревшие технологии

Пути решения проблемы.

            А. Традиционный. Наращивание добычи ресурсов

-  освоение новых месторождений  (количество разведанных запасов нефти увеличилось  с 1950 г  в 10 р.,  активно идут новые разработки, в том числе ресурсов мирового океана)

  - увеличение «извлекаемости» ископаемых

  - внедрение в добычу новых технологий

Б. Политика энерго-  и ресурсосбережения.

 Много мер,  в том числе ориентация на использование возобновляемых и

нетрадиционных видов топлива, использование вторичного сырья.

В. Радикально новый путь решения.

- Использование достижений НТР  (атомная энергетика, водородные двигатели и т.п.)

Важную роль играет деятельность МАГАТЭ и др. международных   организаций, в том числе координация международных программ по разработке новых видов топлива.

  1. Выступление   демографов: проблема народонаселения. Есть ли выход?

Демографическая проблема порождена двумя глобальными демографическими процессами: демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством  населения  в развитых.

 Проявления проблемы:

  • изменение структуры мирового населения. Развивающиеся страны – источник демографических проблем
  • демографическая проблема не позволяет экономически развиваться странам «Юга» Население высокоразвитых стран потребляет 88% совокупного мирового продукта, тогда как пятая часть жителей Земли, проживающая в беднейших странах,- лишь 1,5% этого продукта
  • абсолютно противоположный показатель Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в странах «Юга» и «Севера»

Каковы же демографические  перспективы?

  • экономические меры в развитых странах (льготы, пособия при рождении ребёнка)
  • административно-правовые меры в развивающихся странах (регулирование возраста вступления в брак, разрешение абортов)
  • воспитательные меры

       Кроме этого, создание в рамках ООН   программ содействия бедным странам. Важнейшее условие реализации  программ – гуманизация общества, всей системы общественных отношений, укрепление духовно-нравственных основ жизни людей.

  1. Выступление социологов. Наркомания. Есть ли выход?

       В Европе и Америке начало последнего подъёма уровня наркомании пришлось на 1960-е. Именно с этого времени данное явление стало серьёзным общественным вопросом. В России вопрос наркомании привлекает внимание различных общественных и религиозных обществ. Меры, принимаемые против наркомании и токсикомании, не обеспечивают успеха. Чаще всего усилия, направленные на помощь наркоманам, безрезультатны. Легче никогда не пробовать наркотик, чем избавиться от пристрастия к нему. Особая опасность в этом отношении грозит молодежи, подрастающему поколению, так как одним из условий развития наркомании является отсутствие знаний и непонимание огромной опасности, которую несет в себе употребление наркотиков.

Наши предложения!

  • одной из самых действенных мер борьбы с наркоманией и ее профилактики является санитарное просвещение, пропаганда ЗОЖ
  • проведение акций и митингов, призывающих к правильному образу жизни (социальная реклама)
  • проведение медицинского  освидетельствования
  • другим важным направлением борьбы с наркоманией и ее профилактики является улучшение социально-экономических условий, повышение уровня жизни
  • государство должно уделять больше внимания образу жизни современной молодежи, ведь немалое значение в борьбе с наркоманией имеет работа в семье подросткового нарколога, специалиста по социальной работе, педагогов.

Эта работа должна проводиться комплексно, ни один отдельно взятый метод борьбы с наркоманией не даст результата.

  1. Культурологи. Угроза культуре и нравственности! Есть ли выход?

Современная наука отмечает угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры. Высокое искусство, шедевры мировой культуры зачастую вытесняются с журнальных страниц, телевизионных экранов подделками массовой культуры, рассчитанными на примитивный вкус.

Выход есть!

  • Многое зависит от каждого человека, от его духовного богатства, способности следовать принципам морали в условиях усложнения духовной жизни общества, готовности самостоятельно отвечать на вызовы меняющегося мира.
  • Гуманизация общества.
  • Укрепление духовно-нравственных основ жизни людей.

 Вывод. Все это будет способствовать доступу к культурным ценностям,  созданию условий для разностороннего развития личности,  полного раскрытия и реализации её потенциала.

           Учитель, обобщая обсуждение, отмечает: теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 году, но сегодня воплощение её в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку щадящих технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества. Признание реальности кризиса цивилизации приведёт к смене критериев прогресса, повороту к постматериальным ценностям. Акценты качества жизни должны быть перенесены на безопасное для человека состояние среды его обитания.

Коллективное обсуждение вопроса: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей?

Учитель. Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Учащиеся подводятся к выводу: только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).

V этап. Мини- дискуссия Взгляд в будущее. Апокалипсис? Золотой век?  

Учитель представляет учащимся различные прогнозы развития мирового сообщества.  Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

•        пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис. Выход в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);

• оптимистический прогноз, предсказывающий, что  недра Земли, Мировой океан и космос содержат множество ещё не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);

•        нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Задание учащимся (работа в 3-х группах): представьте ваш прогноз будущего человечества.

 1 этап. Даётся время на выдвижение идеи в каждой группе

 2 этап. Коллективное обсуждение 3-х предложенных вариантов.  Возможно возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Для их разрешения необходимо принятие мер планетарного масштаба. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно,  отличное от предложенного).

YI этап. Оценочно-рефлексивный.

Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка работы учащихся.            Бланки-вопросы для рефлексии

     Фамилия, имя ученика__________________________________________

1.  Какой этап работы принёс наиболее полное удовлетворение? Почему?              2.  Какой этап работы не принёс удовлетворения? Почему?

3.  Как бы Вы оценили работу своих одноклассников сегодня?               Домашнее задание. Эссе по проблеме урока

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Пётр Первый. Россия на рубеже веков"

Урок истории для учащихся 7 классов....

Урок по истории древнего мира "Египет-сын тысячелетий"

разработка нестандартного урока по истории древнего мира по теме "Египет - сын тысячелетий"...

Урок - викторина "Развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв."

Игра строится в форме соревнования между двумя командами.Данный урок завершает цикл уроков по истории русской культуры конца XIX-  начала XX в.в. Учащиеся владеют необходимым  объемом знаний...

Разработка урока с презентацией по теме "Еда" для 5 класса по УМК "Английский нового тысячелетия"

Данная разработка может быть использована в качестве итогового учебного материала по разделу "Food" (Еда) в пятом классе по УМК "Английский нового тысячелетия" под редакцией  Деревянко Н.Н....

Урок мужества в рамках проекта "Духовные рубежи Отечества"

27 октября 2016 года. В рамках нового проекта "Духовные рубежи Отечества" осуществляемого на территории Троицкой епархии в школе № 9 г.Троицка - партнера проекта - состоялся урок мужества "С чего начи...

Презентация к уроку английского языка "Экологические проблемы Черного моря" (8 класс)

Данная презентация подготовлена к интегрированному уроку в рамках логически завершенного дня по теме "Россия - морская держава" в 8 классе. Предметом презентации является рассмотрение глобальных эколо...

«Обобщающий урок по экологии. Экологические проблемы Санкт-Петербурга» 9 класс

Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания об экологических проблемах современностиЗадачи урока: Образовательные:- охарактеризовать экологические проблемы Санкт-Петербурга;- систематиз...