Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Лебедева Зинаида Васильевна

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенности социальной структуры советского общества.

2. Способствовать к ответу на проблемное задание урока: можно ли назвать советское общество 30х годов обществом социальной справедливости.

3. Продолжить формирование у учащихся ценностных ориентиров, умение излагать «сквозные» вопросы, темы, работать со статистическими материалами урока, способствовать формированию у учащихся умения работать с историческими документами по теме, архивными источниками, публикациями, СМИ, выработать у учащихся умение анализировать, отвечать на проблемные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_istoriya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской федерации

МБОУ СОШ № 41

Общегородской семинар учителей истории и обществознания

Разработка открытого урока с использованием элементов системы

ТРИЗ на уроках истории 9 х классах.

Тема урока: «Социальная система советского общества в 30 е годы»

        Учитель истории и

                                                                                        Обществознания МБОУ СОШ № 41  

                                                                                       Лебедева З.В.

Белгород 2013 г.

Оформление доски:

        Мы живем под собою не чуя

        страны

        Наши речи за 10 шагов не  

        слышны

        А где хватит на полразговорца

        Там припомнят кремлевского  

        горца          

                                                                                         (О.Э. Мандельштам)

«Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой страны такой не знаю,

Где так вольно дышит человек.»

        Слова (Лебедев – Кумач)

N.B! Проблемное задание: Можно ли назвать общество 30 х годов обществом социальной        

        справедливости? 

Понятия урока: социальная система, тоталитаризм, спецконтингент, номенклатура,            

        спецпереселенцы, выдвиженцы.

Историческая карта:

Основные достижения первых довоенных пятилеток (1928 – 1940 гг.)

Исторические источники и документы на уроке:

1. текст – извлечения Конституция «победившего социализма». 1936 г.

2. социально – демографические отчеты, материалы, таблицы.

3. письма трудящихся председателю Президиума Верховного совета СССР М.И.                

    Калинину.

4. СМИ «Литературная газета» 1987 г.

5. Книга А. Жида «Возвращение из СССР».

6. Солженицын А.И. «Архипелаг ГУЛАГ» часть I гл. 1 – 7.

7. Шмелев Н. Попов В. «На переломе экономической перестройки».

8. Фотодокументы «Наука и жизнь».

Урок: Социальная и политическая система в 30 е годы.

Форма урока – урок пресс – конференция

по типу – урок педагогического сотрудничества

Цели:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенности социальной структуры советского общества.

2. Способствовать к ответу на проблемное задание урока: можно ли назвать советское общество 30х годов обществом социальной справедливости.

3. Продолжить формирование у учащихся ценностных ориентиров, умение излагать «сквозные» вопросы, темы, работать со статистическими материалами урока, способствовать формированию у учащихся умения работать с историческими документами по теме, архивными источниками, публикациями, СМИ, выработать у учащихся умение анализировать, отвечать на проблемные задания.

Ход урока:

1. Фронтальный опрос:

1. Назовите политический режим который утверждался в нашей стране в 30е г.

2. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР жестокого      

     политического режима.

3. Какова была роль большевистской партии в стране. Докажите что она была стержнем  

    всей политической системы.

2. Сквозные вопросы темы:

1. Как влияет тоталитарный режим на социальные группы советского общества в стране?

   

I Итак 30е годы… Что нам известно о них?

Звучит мелодия Лебедева – Кумача «Широка страна моя родная».

Из бравурных и оптимистических слов этой песни мы знаем как была широка страна моя родная как вольно в ней дышалось советскому человеку. Жить стало лучше, жить стало веселей – это слова Сталина.

 - Так хорошо ли и свободно ли жил человек в советском обществе 30х годов. Кому жилось по настоящему вольно?

- Цель нашего урока: Чтобы решить эту задачу, выявить и проанализировать те изменения, которые произошли в социальной системе советского общества и можно ли наше общество 30х годов назвать обществом социальной справедливости.

Чтобы справиться с этой задачей надо нам перенестись в ту эпоху, работая в творческих группах, работаем с текстом параграфа № 27, с документами розданными вам.

У нас на уроке сегодня присутствуют представители прессы:

1. Первый представитель газета «Правда» - Дадыкина Кристина

2. Второй представитель прессы журнал «Огонек» - Скофенко Игорь

3. Третий представитель – «Литературная газета» - Яночкина Олеся

4. Четвертый журналист  - Ефимова Наталья

5. Пятый журналист журнал «Крестьянка» - Башкатов Дмитрий  

 

I Задание 1: показать на исторической карте с помощью флажков, те ударные стройки первых пятилеток, где активно работали представители разных социальных групп населения, из представленных аналитических групп. Какие именно категории работали на этих стройках?

Задание 2: Назовите политический режим, который утверждался в нашей стране в 30е годы. Какова была роль большевистской партии в нашей стране?

Задание 3: Все аналитические группы составляют сводную таблицу: Какие новые положительные и отрицательные черты возникли в каждой из рассматриваемых социальных групп 30х годов? (ответ письменно в тетради).

II Задание 4: Вам было дано задание: Как изменился облик каждой группы, с материалами социальной группы. Представьте качественные, количественные изменения, произошедшие в 30е г. «Рабочий – глупость беспартийную выкинь!» - говорилось в одном из стихотворений тех лет.

Вывод руководителя группы о сложной структуре рабочего класса, а именно: квалифицированных рабочих и неквалифицированных рабочих.

Рабочий класс:

Документ на стр. 204 учебника извлечение из книги Андре Жида «Возвращение из СССР».

Политика «кнута и пряника» по отношению к рабочим:

А) карточки на хлеб

Б) нехватка жилья, продовольствия, политика «пряника»: новогодние елки, карнавалы, катки, дома культуры, отдыха.

Итак: власть все больше приветствовала работника – исполнителя. Печать воспевала энтузиазм, призывала работать во имя будущего, но не было призывов к развертыванию рабочей инициативы, т.е инициативы команды – плоха и каверзна. Человек – винтик, выполняющий любое распоряжение начальника, как веление Родины.

Колхозное крестьянство:

Как изменился его облик за годы коллективизации при тоталитарной системе?

(вопросы журналиста). Документ из учебника стр. 211 – письмо Калинину.

Трудовой подвиг сталевара М. Мазая (пример приводит учитель)

1936 г. М. Мазай установил мировой рекорд за смену снял 12 т. стали с 1кв.м печи.

Орджоникидзе высоко отозвался о трудовом подвиге сталевара. Профессора и академики нам прямо голову забивали, что больше чем 4 т. с одного кв.м площади печь не может дать. А какой – то Мазай ахнул и дал 12 т. Но может быть это один раз? Нет, в течении 25 дней он давал по 12 т. Этого нигде нет в мире!

                                                      М. Москвитин «Повесть о Макаре Мазае». 1971 г.

N.B.!

Как вы думаете, почему крестьянство смирилось с колхозным строем? (внеэкономическое принуждение, насильственное объединение в колхозы).

III Итак, попробуем самостоятельно сделать вывод:

Вывод: «сделаем колхозы большевистскими, а жизнь колхозников зажиточной». Сталин И.В.

Эти слова не оправдались полностью.

Положение в деревне было значительно более сложным, чем в городе:

А) оплата системой трудодней

Б) хлеб государству сдавался по низкой цене, а промышленные товары покупались по высокой

В) с 1935 г. разрешены приусадебные участки, 1 корова, 2 телят, 1 свинья

Г) паспорт крестьянину не полагался, трудовая книжка не полагалась.

В) Вопрос: Почему именно интеллигенция представляла опасность для тоталитарного режима?

Интеллигенция в стране – Она считалась в виде прослойки

«Конституция 1936 г. « - СССР – страна рабочих и крестьян, в которой главная роль принадлежала рабочим.

Численность интеллигенции в СССР в 1939 г. – 11 млн. человек

Слово руководителю аналитической группы: Вопросы журналиста:

Сквозной вопрос: Чем на ваш взгляд отличается интеллигенция 30х от дореволюционной интеллигенции?

Кто такие «выдвиженцы»? (вопросы учителя)

Новая техническая интеллигенция выдвинула их из лучших рабочих и бросила на прорыв. Они проходили краткосрочный курсы молодого бойца. Новая поросль работала под лозунгом: «Мы рождены чтоб сказку сделать былью» и полагала что ей «нет преград ни в море ни на суше».

Анекдот 30х гг.

Экзаменатор: «Что такое план?»

Выпускник: «Это цифра пущенная сверху»

Экзаменатор: «Из чего складывается доход торгового предприятия?»

Выпускник: «Из цифры пущенной сверху»

Экзаменатор: «Что же тогда в убыток?»

Выпускник: «Это цифра пущенная врагом!»

«Что невозможно технически, возможно коммунистически»

Вывод: В среде интеллигенции идут параллельно 2 процесса – уничтожение старой интеллигенции и выдвижение новой.

IV Г) Слово представителям групп, изучавшим материалы о спецконтингенте

«Дно» советского общества – от лидеров партии и государства до рядовых

В 1930г. – Госплан выполнил заключенных их труд в плановую экономику.

Что заставляло заключенных работать?

(Страх голода  - 700 гр. Хлеба за 100% выработку, «стахановский рацион» - за 150% план

Сквозной вопрос: Какова была подлинная причина увеличения спецконтингента – заключенных из года в год?

(дармовой, бесплатный труд на стройках первых пятилеток)

Что такое «шарашки»? Это даровая рабочая сила, бесплатная, дешевая, рабочая сила.

Положение переселенцев – высланные из деревни на поселения люди, раскулаченные.

Из – за плохого питания и отсутствия медобслуживания большая часть переселенцев потеряла трудоспособность. Руководство леспромхоза  стало привлекать к работе стариков, женщин и детей 12 лет возраста. Норма выработки 2 – 2,5 куб. в день, взрослым – 3 куб. Многие оставались работать в лесу целыми сутками, замерзали, обмораживались, свирепствовала цинга, брюшной, сыпной тиф. В оном Гаинском (Ленинградская обл.) леспромхозе за 1 мес. Убито 175 чел., опухших от голода 285 чел. Многие пытались бежать, но это кончалось трагически: их либо пристреливали по дороге, либо возвращали в лагеря. По оценкам западных социологов погибло в общей сложности от четверти до трети вывезенных крестьян. Многие умерли в пути не доехав до пункта назначения.

Сообщение ученика о судьбе академика Вавилова Н.И.:

Вопрос по личности: Почему была такая реакция властей на судьбу этого человека?

V д) Слово аналитической группе – партийная номенклатура

Вопрос учителя: Что обозначает слово номенклатура.

Номенклатура –  это привилегированная часть общества

Вопросы журналиста к работающей с документами аналитической группе:

Буквально с латыни «номенклатура»  – перечень имен, список имен.

Иерархия этой группы:  

- личная канцелярия Сталина

- органы го-с безопасности

- верхние слои партийной, советской, хозяйственной верхушки

- верхушка научной и творческой деятельности

Сообщения учащихся по биографиям представителей номенклатуры: Биография Молотова, Биография Серго Орджоникидзе.

   

Сквозной вопрос: С какой целью Сталин раздавал привилегии представителям номенклатуры? (для стабильности и упрочнения режима) Ведь страна работала по принципу «распределение по труду», а представители номенклатуры получали по привилегиям.

Итак Вывод: В 30е годы в стране было создано новое социалистическое общество.

Обсуждение сквозных вопросов:

- Как вы думаете можно ли это общество назвать обществом социальной справедливости?

 - Как вы думаете для чего Сталин проводил в обществе идею о том, что с продвижением СССР к социализму борьба не утихнет, а наоборот, разгорится?

- нарисовать иерархическую, социальную пирамиду в советском обществе.

Оценки: наиболее хорошо выступивших учащихся

Завершение: Что вы вынесли с этого урока самым важным, самым ярким?

Ответ на проблемное задание: Так можно ли назвать общество 30х годов обществом социальной справедливости? (ответ отрицательный).

 Д/З: Написать письмо Председателю Верховного Совета СССР

Д.М. Калинину о жизни простых рабочих, колхозников, инженеров советского государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду» (Урок – пресс-конференция)

Аннотация урока: Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела смысл - всегда. Но сейчас, в настоящее время, - экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также ...

Обобщающий урок пресс-конференция «Сердечно - сосудистая система»

Данная методика урока предназначена для развития познавательного интереса и познавательной самостоятельности учащихся 8х классов, а так же в целях развития эстетического, трудового воспитания, при про...

Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»

В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...

Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»

Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...

Изменения в социальной структуре советского общества Диссидентское движение в СССР

Исторический материал по диссидентскому двьжению в СССР, о А. Сахарове...