Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету
статья по истории на тему

Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,

которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа над

проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих

ценностей, чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической

работе и самоорганизации.

Участие в проектировании развивает: исследовательские и творческие способности

личности, умения конструировать свои знания.

Проекты бывают разных типов: исследовательские, прикладные, информационные,

ролево-игровые.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определяется тема, цель, разрабатывается план реализации

идеи, формируются микрогруппы.

2. Поисковый: сбор, анализ и систематизация необходимой информации.

3. Итоговый: выводы, возможные формы представления результатов.

Опыт показывает, что самостоятельное овладение учениками проектной

технологией невозможно. Важная роль на всех этапах принадлежит учителю, который с

одной стороны выступает организатором проекта, а с другой стороны является

равноправным партнёром.

Цель работы.

Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов школьной проектной деятельности.

3.Описание опыта применения метода проектов.

4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

5.Определение перспектив дальнейшей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Актуальность.

Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,

которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа над

проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих

ценностей, чувства ответственности, самодисциплины, способности к методической

работе и самоорганизации.

Участие в проектировании развивает: исследовательские и творческие способности

личности, умения конструировать свои знания.

Проекты бывают разных типов: исследовательские, прикладные, информационные,

ролево-игровые.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определяется тема, цель, разрабатывается план реализации

идеи, формируются микрогруппы.

2. Поисковый: сбор, анализ и систематизация необходимой информации.

3. Итоговый: выводы, возможные формы представления результатов.

Опыт показывает, что самостоятельное овладение учениками проектной

технологией невозможно. Важная роль на всех этапах принадлежит учителю, который с

одной стороны выступает организатором проекта, а с другой стороны является

равноправным партнёром. Цель работы.

Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проективной методики на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.Определение содержания проективной методики как образовательной технологии.

2.Краткая классификация видов школьной проектной деятельности.

3.Описание опыта применения метода проектов.

4.Составление методики работы над исследовательскими проектами.

5.Определение перспектив дальнейшей работы.

Выполнение данных задач поможет автору сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.

При подготовке доклада были использованы работы Г.В.Балаян, В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Васильева, В.В.Гузеева, Н.Ю.Ерофеевой, Т.А.Новиковой, Г.Г.Новиковой, В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель, Т.И.Шамовой, А.Н.Малинина, А.С.Сиденко и др.

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию-“метод проектов”.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты:

четко обозначенный результат деятельности;

тщательное продумывание структуры проекта;

четкое распределение функций между участниками;

оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают:

деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:

конструирование гипотетической игровой ситуации;

исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения;

результат остается неизвестным до конца работы.

Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей– индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения –краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

В реальной практике чаще всего происходит интеграция различных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.

 

В своей работе автор применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками.  

На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты.    

Особый интерес для автора представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в средних классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи”.

Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный, средней продолжительности.

Основой для деятельности послужил конкурс исследовательских работ учащихся “История моей семьи в истории моей страны” (одним из соучредителей которого была редакция газеты “Первое сентября”), проводившийся в 1999-2000 годах общественной организацией “Исторический конкурс”. Работа над проектом проводилась в январе-марте 2004 года. Выбор темы определялся следующими факторами:

рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;

исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;

возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;

события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;

разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;

работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.

Конечным продуктом проекта стали доклады одинадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.

Цели и задачи проекта:

создать целостное представление об истории России XX века;

выяснить связи между историей семьи и историей страны;

повысить интерес к изучению истории;

вызвать чувство гордости за своих предков;

формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;

способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:

Этап

Содержание

1.

Информационный

Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.

Плановый

Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.

Этап представления и защиты проекта.

Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.

Аналитический.

Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

 

 

Главными направлениями нашей внеклассной работы по истории являются:

развитие исследовательской деятельности учащихся;

закрепление и развитие знаний об исторической науке;

развитие исторического мышления;

выработка умения пополнять знания из разнообразных источников информации;

распространение опыта творческой деятельности учащихся;

приобретение учащимися опыта публичных выступлений.

На подготовку проектов отводится 3 – 6 месяцев. Время работы делится на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.

 

Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:

неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;

повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.

Литература:

1.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1., с.116-119.

2.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

3.Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История, 2000, №24, с.1-3.

4.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6, с.36-44.

Приложение 1. (назад)

Исследовательский проект может быть индивидуальным и групповым.

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

-выделить среди них наиболее удачные;

-помочь учащимся составить план работы над проектом.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации.

На этом этапе учителю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

-следить за ходом исследования;

-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

-корректировать деятельность участников проекта;

-обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

-организовать консультирование по обобщению материалов;

-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

-выбрать форму представления проектов.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-определить время и форму защиты проектов;

-подготовить сценарий защиты проектов;

-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

"Применение метода проектов на уроках математике и во внеклассной работе по предмету", статья

Данная статья о возможности  использования метода проектов на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. Использование проектной технологии на уроках математики позволяет расширить ин...

Презентация Обобщение опыта: "Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности"

Обобщение опыта: "Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности"...

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной...

обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"

  Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...

Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).

Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...