Культура Руси периода феодальной раздробленности (12-13 века).
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Ильина Татьяна Евгеньевна

Методическая разработка урока в 6 классе.по курсу "История Отечества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rusi_perioda_feodalnoy_razdroblennosti.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Культура Руси периода феодальной раздробленности (12-13 века)

«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …»

Древний автор 13 века

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями культуры 12-13 веков.

Задачи:

  1. Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве; живописном творчестве; жанрами произведений русской литературы. Выявить особенности культуры удельного периода Руси. Продемонстрировать произведения зодчества и живописи, дать их описание.
  2. Формировать умение описания памятника искусства; навыки работы с историческими источниками; умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать вывод.
  3. Воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Оборудование: презентация с изображением храмов, икон 12-13 веков, музыкальный отрывок из оперы С.П.Бородина «Князь Игорь».

Основные понятия и термины: культура, зодчество, фреска, икона, летопись, поучение, слово.

Ход урока.

Повторение материала, подготовка к восприятию нового.

Звучит песня о родине.

Любите ли вы родину так, как люблю ее я? «Я люблю родину, я очень люблю родину…» - так писал поэт Сергей Есенин в 20 веке.

«О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными …» - так сказал неизвестный автор 13 века. Так можем сказать и мы.

Но кроме нерукотворной красоты у нас есть и красота, созданная руками человеческими – талантливыми мастерами, чьи имена зачастую остались неизвестными, но их творения продолжают радовать нас своим совершенством и неповторимостью.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с культурой Руси. Давайте вспомним, что такое культура?

Культура – это достижения человечества в различных областях: зодчестве, живописи, литературе и т.д.

Особенность изучаемого периода – феодальная раздробленность – период распада единого государства на множество уделов (удельная Русь).

Сравним два периода:

Древняя Русь

Удельная Русь

Единое государство

Столица – Киев

Киевский князь – главный (великий)

Множество уделов

В каждом княжестве – своя (Новгород, Владимир, Галич и Т.Д.)

В каждом княжестве свой способ правления

Как это повлияло на культуру? Поразительно, но об этом периоде мы можем сказать два противоположных утверждения. (Проблемное задание) А какое из них верней, попробуем выяснить.

Она стала богаче:                                          она обеднела

Князья заботились о своих уделах           в результате набегов монголов                            

  • Новые города                                   разрушены города
  • Множество храмов                         разграблены храмы
  • Развитие литературы                     исчезли многие достижения  

Познакомимся с памятниками культуры 12-13 веков.

  1. Зодчество (архитектура) – искусство строить здания.

Вспомните, из какого материала создавались постройки? Что строили?

из дерева                                    из камня

избы                                             терема        

терема                                         кремли

церкви                                         храмы

кремли                                        ворота в  город

какие храмы 9-11 веков вам уже известны? (Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Они многоглавые (в Новгороде 5 куполов, в Киеве 13).

В 12 веке по всей Руси «прошагали русские однокупольные храмы-богатыри».  Куб, а нем  - возносился к небу купол в форме шлема или луковицы.

Новгородская земля

Владимиро-Суздальское княжество

Церковь Святого Георгия (г. Ладога)

Успенский собор  (г. Владимир)

Церковь Спаса на горе Нередице (г. Новгород)

Храм Покрова на Нерли (с. Боголюбово)

Дмитровский собор (г. Владимир)

 

 Рельеф – выпуклое изображение на стене.

Сообщения детей и учителя. Ребята, мы учимся составлять описание памятников культуры, поэтому, познакомимся с памяткой.

Памятка описания памятника культуры.

  1. Название памятника, дата и место построения, автор.
  2. В честь какого события, исторического деятеля, святого создан?
  3. Особенности памятника: внешний вид, украшения, смысл.

  1. Каменное зодчество в Новгородской земле утратило свою былую монументальность. Храмы стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна и прекрасно вписывалась в окружающий пейзаж. Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли – Пскове, Ладоге.
  2. В древней Ладоге на севере Новгородской земли была построена церковь Святого Георгия. Неизвестные зодчие поставили храм на самом берегу Волхова, на виду проплывавших мимо купеческих и рыбацких ладей. Приземистый, со шлемовидной главой храм, словно гриб, вырастает из каменистой земли.
  3. В 12 веке в окрестностях Новгорода был построен памятник – церковь Спаса на Нередице. На Нередице, потому что горожане приглашали князей на жестких условиях и не позволяли им хозяйничать в городе. Поэтому храм был построен не в ряду (так называли в Новгороде улицы), а за городом, за рядом. Церковь была построена всего за три месяца и время над ней не властно. На стене храма даже сохранилось изображение князя Ярослава – отца Александра Невского.
  4. Большого расцвета каменное зодчество достигло во Владимиро-Суздальском княжестве. Церковная архитектура отличалась здесь подчеркнутой пышностью  и торжественностью.
  5. В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор. Место для храма выбрали на редкость удачно – на крутом берегу реки Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени – 32 метра. Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.
  6. При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры – неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от палат после смерти любимого сына. Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня». Изысканная простота ее архитектурных линий гармонично сочетается со скромной красотой русской природы.
  7. Поэтесса Ирина Снегова посвятила храму Покрова на Нерли такие строки.

Свечой на ладони – на голом лугу –

Прямой на ветру, гнущим реку в дугу.

Мерцает в излучине будто из туч,

Сквозит к нему некий единственный луч.

Пропорций бесспорность или магия лет? –

Струящийся в небо единственный свет!

И сколько б ни шел ты назад допоздна,

Идет за тобою его белизна.

  1. В конце 12 века при князе Всеволоде Большое гнездо неподалеку от Успенского собора во Владимире построили одноглавый Дмитриевский собор в честь святого Дмитрия Солунского – покровителя князя. Стены собора украсили каменной резьбой. Более чем 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера. А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского собора были уникальны, неповторимы.
  1. Живопись.

Фреска – картина на сырой штукатурке.

Икона – изображение святого, сцен из его жизни.

В 11-12 веке было создано немало фресок и икон. Наибольшее распространение на Руси получили чудотворные иконы.

Икона Спас Нерукотворный.

Названа так по имени Иисуса Христа – Спасителя. Известно о чудесном появлении образа Спаса. В 1 веке нашей эры в городе Едессе жил князь Авгарь. Он был болен проказой и параличом и сильно страдал.

Ожднажды Авгарь услыхал о чудесных исцелениях сотворенных Иисусом Христом. Он призвал к себе живописца Ананию, попросив его пригласить чудесного врачевателя к себе, а если тот откажется, то пусть живописец изобразит лик и принесет изображение к нему.

Анания, пришедши в Иерусалим и найдя Спасителя, отдал ему письмо Авгаря, а сам, выбрав удобное время, начал было изображать лицо его, но это ему ни как не удавалось, потому что лик Спасителя все время менялся.

Видя желание Анании, Господь взял воды и полотенце, умыл лицо и отер его. И на полотенце чудесным образом появился лик Иисуса Христа - Спас Нерукотворный. Первое чудо совершенное Спасом Нерукотворным – избавление князя Авгаря от проказы и паралича.

На Руси в честь обретения икон Спаса Нерукотворного бытует много сказаний, построено множество Спасских церквей и монастырей, а главные ворота Кремля названы Спасскими в честь чудесным образом возникшем на них  Нерукотворного лика Спасителя.

Шапки кто, гордец, не снимет

У святых Кремля ворот?

Народное предание гласит: когда Наполеон проезжал со своей свитой Спасскими воротами и не обнажил головы по искони устоявшемуся обычаю, буйным порывом ветра с него и со всех его спутников сорвало головные уборы.

Перед вами икона 12 века Спас Нерукотворный из Успенского собора Московского Кремля, находится в Третьяковской галерее.

В Его смиренном выраженье

Восторга нет, ни вдохновенья,

Но мысль глубокая легла

На очерк дивного чела.

То не пророка взгляд орлиный,

Не прелесть ангельской красы,

Делятся на две половины

Его волнистые власы.

…ложась вкруг уст Его прекрасных,

Слегка раздвоена брада,

Таких очей благих и ясных

Никто не видел никогда. А.Толстой

Другая не менее чудесная икона того периода – Богородица Владимирская.

Это главная святыня России. По преданию, она написана апостолом Лукой на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Богородица с Праведным Иосифом. Когда апостол показал Богоматери этот образ, она произнесла: «Благодать Роджегося от меня и моя с сею иконой да будет».

На иконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория) видна его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят: «пяточка», - по которой узнают Владимирскую).

Владимирская икона – одна из древнейших чудотворных икон Божией Матери. В середине 5 века она была перенесена из Иерусалима в Константинополь и много столетий находилась там. В начале 12 века эта икона была перевезена из Константинополя в Киев в подарок князю Юрию Долгорукому. И кону установили в Вышнегородском женском монастыре.

когда князь Андрей Боголюбский решил удалиться с юга России на север в Ростовские края, то взял чудотворный образ с собой. Во время молитвы он получил указание Богородицы оставить эту икону во Владимире, где немедленно был заложен храм – Успенский собор Богородицы. Всего за какие-нибудь 2 года он был выстроен, а икона облачена в богатые ризы, с тех пор она стала называться Владимирской.

Позже икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями – окладом. Богатство этого оклада поражало – 12 кг одного только золота!

Много чудес видел Владимир, а затем и вся Русская земля от этой святыни. Во время похода Андрея Боголюбского на волжских булгар перед иконой было совершено благодарственное молебенье, во время которого явилось дивное знаменье: на виду у всего войска от святой иконы заблистал сильный свет, озаривший всю местность.

Во время мятежа, когда был убит Андрей Боголюбский, совершили крестный ход с иконой и мятеж утих.

При нашествии полчищ хана Батыя, когла Владимир подвергся страшному разорению, святая икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем.

Святая икона спасла Русскую землю и от страшного разорения хана Тамерлана. Он дошел до реки Дон. Владимирскую икону перенесли из Владимира в Москву. Во время перенесения иконы весь народ вышел на дорогу и на коленях по краям дороги умолял Богородицу о спасении.

В тот самый день и час 26 августа, когда святыню встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре и увидел во сне величественную женщину в царственном одеянии с грозными очами в окружении воинов, повелевшую ему оставить пределы Русской земли. Ужас объял хана и он велел своему воинству собираться в обратный путь.

Сегодня икона Владимирской Божией матери находится в Москве Никольском храме при Третьяковской галерее. Ныне покойный патриарх Алексий II вел переговоры с правительством о перенесении иконы в Успенский собор, но безрезультатно.

  1. Литература.

Происходит зарождение русской литературы в 12 веке. Появляются новые жанры, очень популярным был жанр – поучение, слово.

Поучение – это обращение к читателям в форме наставления, совета.

Первое поучение написал князь Владимир Мономах на склоне своих лет.

Работа с источником. Давайте прочтем отрывок и ответим на вопрос, какие нравственные качества ценились в то время? Как вы думаете важны ли они сейчас?

Стр. 136.

Изречения из сборника «Пчела».

Прочтем пословицы и поговорки, какие качества в них перечислены? Важны ли они в наше время?

Стр. 137.

Другой жанр, появившийся в 12 веке – слово.

Слово – торжественное и поучающее обращение.

Самое знаменитое произведение в жанре слова, написанное неизвестным автором – «Слово о полку Игореве».

Сюжет произведения рассказывает о новгород-северском князе Игоре и его походе против половецкого князя Кончака. Поход закончился неудачей, князь со своей дружиной попал в плен. Хан Кончак, желая привлечь его на свою сторону, предлагает ему подарки, но князь отвечает отказом и принимает смерть. С огромной горечью автор пишет строки произведения и указывает причину неудач русского воинства.

Стр. 138.

О чем произведение?

Кто главный герой?

Какова идея произведения?

Можно ли сказать, что автор предупреждает читателя об опасности?

Прав ли он оказался?

Да, в 13 веке на Русь напали монголо-татары и разграбили, разорили города, храмы и многие достижения культуры.

Композитор Александр Порфирьевич Бородин в 19 веке написал оперу «Князь Игорь».

Звучит отрывок из оперы.

Обобщение и вывод.

В 12-13 веке развивалось зодчество, живопись, литература. Главная идея – объединение и защита Руси. Но единства не было, и монголы разрушили многие достижения культуры.

Она стала богаче:                                          она обеднела

Князья заботились о своих уделах           в результате набегов монголов                            

  • Новые города                                   разрушены города
  • Множество храмов                         разграблены храмы
  • Развитие литературы                     исчезли многие достижения  

Закрепление материала.

Выполнение теста, (взаимопроверка) Подведение итогов. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Срезовая работа в 6 классе по истории по теме "Русь в период феодальной раздробленности"

Срезовая работа в 6 классе по истории по теме "Русь в период феодальной раздробленности"...

Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.  Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...

Презентация по истории.6 класс.Тема:Особенности культуры Руси в период раздробленности.

1.Учащиеся с помощью текста формулируют тему урока, ставят задачи и определяют направления работы (с помощью учебника)2. К каждому направлению  в презентации даны задания на формирование информац...

Таблицы по культуре Руси и Российского государства (до 17 века)

В данных таблицах приведены по разделам основные достижения культуры  Руси и Российского государства (до 17 века). Эти таблицы могут использоваться и дополняться при изучении истории России с 6 п...

Методическая разработка урока истории в 10 классе учителя МБОУ ОСОШ Спасского района Болотовой Э.В. по теме «Русские земли в период феодальной раздробленности».

Цель: Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету. Задачи урока: объяснить причины феодаль...

Характеристика княжеств периода феодальной раздробленности

Характеристика княжеств периода феодальной раздробленности...

Викторина "Русь в период феодальной раздробленности"

Презентация может использоваться как для проверки знаний, так и для урока-игры, как викторина....