Методическая разработка урока истории в 10 классе учителя МБОУ ОСОШ Спасского района Болотовой Э.В. по теме «Русские земли в период феодальной раздробленности».
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Болотова Элина Владимировна

Цель: Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

 

Задачи урока:

  • объяснить причины феодальной раздробленности на Руси;
  • показать особенности развития Новгородского, Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств;
  • охарактеризовать своеобразие их политического устройства;
  • показать, что Северо-Восточный регион Руси стал заселяться и осваиваться в результате колонизации;
  • подчеркнуть особенности и значение этих процессов для перемещения центра Руси в северо-восточные регионы, для возникновения и последующего расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Тип урока: изучение нового материала

Оформление и оборудование урока:

  • Презентация: «Русские земли в период феодальной раздробленности»
  • Ноутбук, проектор, экран.
  • Отрывок из «Краткого пособия по русской истории» В.О. Ключевского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Ключевский об Андрее Боголюбском.

Андрей не был похож на отца. Это был настоящий северный князь, истый суздалец-залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию. Он, кажется, и родился на севере и прожил там большую половину своей жизни, совсем не видавши юга. Отец дал ему в управление Владимир-на-Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве.<…> Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными особенностями, своеобразным характером. Он в удали не уступал своему удалому сопернику Изяславу, любил забываться в разгар сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Все это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях. Но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем. У Андрея всегда все в порядке; его нельзя было застать врасплох; он умел не терять головы во время переполоха … Андрей носил звание великого князя, живя на своем суздальском севере. <…>

До сих пор звание старшего князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской области и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение и сделана была попытка сообщить ему авторитет настоящей верховной власти.

В.О. Ключевский. Краткое пособие по русской истории. М., 1992. – С. 57-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 10 классе по теме "Русско - турецкая война 1877-1878г"

Тема урока «Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.»  Чтобы  раскрыть ее, мной выбран комбинированный урок и  намечены следующие цели: 1) дидактические: проследить ход русско-турецкой вой...

Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией

Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...

Методическая разработка урока истории "Повторение "Раздробленность Руси"

Данная методическая разработка поможет организовать повторение темы "Раздробленность Руси" в 6 классе в соответствиии с требованиями ФГОС. Форма проведения урока - квест-игра - помогает сделать урок и...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...