Методическая разработка учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 с. п. «Село Троицкое» Нанайского Муниципального района Хабаровского края Светланы Валентиновны Белкиной
план-конспект урока (9 класс)

Белкина Светлана Валентиновна Суанка

Как сохранить и приумножить свои сбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx117.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 с. п. «Село Троицкое» Нанайского Муниципального района Хабаровского края

Светланы Валентиновны Белкиной

Тема

Как сохранить и приумножить свои сбережения.

Класс

9-10

Форма занятия

Урок-открытие новых знаний

Цель урока

Научить обучающихся грамотному использованию своих сбережений и рационально их тратить.

Задачи урока

1)расширить и углубить представления учащихся о доходах и расходах бюджета, об операциях планирования и учета личного бюджета;

3)научить преумножать собственные сбережения;

4)объяснить учащимся структуру личного бюджета; рассмотреть источники формирования доходов семьи.

Планируемые результаты

Личностные:

Обучающийся научится применять полученные знания для выгодного «оборота» своих сбережения

Метапредметные:

А) Обучающийся научится решать задачи, требующие алгебраических расчетов;

Б) развитие коммуникативных компетенций;

Предметные: 

А) Обучающийся научится объяснять значение понятий: сбережения, процент, дивиденты, расход, капитал и т.д.;

Б) Обучающийся сможет выбрать выгодный вклад для увеличения своих сбережений .

Оборудование

Проектор, интерактивная доска,мультимедийная презентация, словарик, раздаточный материал (карточки)

Ход урока

  1. Шаг 1 .Организационный этап  (5 мин, тема для детей хоть и интересная, но непростая. Поэтому необходимо во время рассказа как можно чаще взаимодействовать с детьми, предлагая им привести примеры на подходящие теме ситуации. Постановка цели и задач занятия)

- Добрый  день, ребята!

Приглашаю  вас  сегодня  на уроке  принять участие в беспроигрышной лотерее.

Правила лотереи следующие: участник  по очереди  достает  из  коробки  лотерейный  билет, далее  отклеивает защитный слой  на  билете  и  называют  сумму  выигрыша, которая  в нем  указана. После чего получает сумму своего выигрыша.

(Учитель выдает ученику  выигранную  сумму ,муляж бумажных банкнот)

Хотели бы вы сохранить и преумножить данный выигрыш? (Ответы детей, -да хотели бы)

Ребята, как вы думаете ,о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о сбережениях,о деньгах и как их приумножить, сохранить ) слайд № 1 выводим тему урока на экран.

Шаг 2. Практикум по освоению базовых понятий (20 минут)

Давайте вспомним, какие доходы вам известны? У детей на партах лежат заранее приготовленные и распечатанные словарики с новыми терминами

 (ответы учеников, после вкл слайд 2)

Верно ребята, посмотрите на своих партах словарики и прочитаем новые или вспомним понятия

Большую часть денег, которые зарабатывают наши родители, будет составлять заработная платаа также могут пенсии, пособия, стипендия.

Если богатство использовать определенным образом, то оно может приносить доход своему владельцу. Например, если у вас есть велосипед, вы можете дать его напрокат своим знакомым или друзьям за какую-то сумму. В таком случае экономисты сказали вы, что вы используете свое богатство для получения ренты.

Если богатство в денежной форме дается кому-нибудь в ссуду под проценты или помещается тоже под проценты в банк, оно приносит своему владельцу доход в виде процентов с капитала.

Есть и другой вид дохода такой, как дивиденд, который выплачивается на ценную бумагу акцию.

Ребята,скажите,пожалуйста,как наилучшим образом использовать свои деньги?

(ответы детей)

Количество и ценность вещей, которые мы можем приобрести на свои деньги, зависят от величины нашего дохода и от того, насколько разумно мы его используем.

Проблемная ситуация. слайд 4

Представьте себе два ваших друга. Женя и Миша, получили от родителей, на день рождения одинаковую сумму равную 5000 рублей, чтобы купить велосипеды. Ваня сразу же пошел в ближайший магазин и купил себе велосипед за 4 .800 рублей. Петя, напротив, пересмотрел много информации в Интернете, сравнивал качество различных типов этого товара и их цену и только после этого сделал свой выбор.

Нетрудно увидеть, почему Миша за те же деньги получает товаров больше и лучшего качества, чем Женя. Почему? (ответы детей)

Вывод по ситуации

Миша обдумывает свои покупки. Поэтому он лучше использует свой доход, чем Женя, который тратить свой доход беспечно.

слайд 5

Сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель показал, что существует прямая связь между тем, что мы покупаем и нашими доходами.

Посмотрим на диаграмму.

2005 г. питание 50%.
2006 г. питание 27%.
2005 г. здоровье 1%.
2006 г. здоровье 3%.
2005 г. развлечение 3%.
2006 г. развлечение 13%.
Доходы 2006 г. больше, чем доходы 2005 г.

Что изменилось в диаграмме? (ответы детей)

Вывод по диаграмме. Согласно открытому им закону, с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши увеличивается.

Как потребители мы все ограничены в наших расходах нашими финансовыми возможностями. Мы знаем, что деньги, потраченные на покупки одного товара, ограничивают наши возможность купить что-нибудь еще. Мы можем проследить наши расходы. Для этого мы можем составить личный бюджет.

Слайд 6

Существует много способов составления бюджета, обычно этот процесс включает три фазы: постановку финансовых целей, оценку доходов и планирование расходов.

Постановка финансовых целей.

Чтобы приобрести дорогой товар, например Айфон, Айпад, украшение или что-нибудь в этом роде, который вы хотите, вам потребуется намного больше средств, чем вы запланировали себе на текущие расходы.

Оценка доходов.

Дальше вы будете анализировать свои финансовые источники доходов. Например, подработка , карманные расходы, подарили деньги  на праздники родственники и друзья и т.д.

Планирование расходов.

Ну,и ,наконец-то вы можете составить список необходимые для оплаты первой степени и на остатки планировать покупку .Или откладывать средства на эту покупку.

Слайд 7

Посмотрите на экран, давайте с вами порассуждаем. Что же такое бюджет? Смотрим словарик.

https://urok.1sept.ru/articles/511496/img1.gif

Бюджет – это финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени.

Слайд 8

Когда бюджет показывает, что расходы точно равны доходам, его называют сбалансированным.

Если предполагаемые расходы превышают величину ожидаемых поступлений, то говорят, что этот бюджет имеет дефицит, то есть является дефицитным.

Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток и называется профицитынм.

Давайте вернемся к нашему бюджету, найдем разницу между доходами и расходами и определим, какой у нас бюджет. Возвращаемся к слайд 7

У нас возникает избыток в размере 1000 рублей, значит бюджет у нас профицитный.

Слайд 9

Сбережения – это часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами. Словарик

Слайд 10  рассуждение по диаграмме.

Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные приобретения.

Слайд 11 

Проблемный вопрос.На что следует обращать внимание, когда выбираешь место для помещения сбережений?

Надежность. Конечно, вы можете спрятать свои сбережения под матрацем или в ящики стола, но я бы этого делать не советовала. Во-первых, скорее всего именно туда могут заглянуть младший брат или сестренка. Сберегательные банки и другие финансовые учреждения, напротив, предохранят сбережения от пожаров, воров и других неприятностей. Т. е. являются более надежным капиталовложением.

Ссудный процент. Одной из главных причин, которая побуждает людей накапливать деньги, является стремлением получить на них процент.

Сложный и простой процент.

Предположим, что Первый Национальный банк выплачивает по своим сберегательным счетам 8% годовых, исчисляя сложные проценты каждый квартал. Второй национальный банк также выплачивает 8%, но производит перерасчет процентов только раз в год. К концу года величина тысячерублевого вклада в Первый Национальный банк будет составлять 1082 руб. 43 коп. , в то время как такая же сумма, положенная во Второй Национальный банк, составит 1080 руб. Норма прибыли в обоих одинакова, но по причине более частого начисления процента в Перовом Национальном банке доход его вкладчика будет на 2 рубля 43 копейки больше.

Ликвидность позволяет измерить, насколько легко вы можете обратить свои сбережения в наличные деньги. Чем легче снять деньги со счет, тем больше ликвидность

3. Закрепление нового материала:

Слайд 12

 Ребята , давайте закрепим все то, что мы сегодня с вами рассмотрели на уроке.

Слайд 13 ,работа с раздаточным материалом, карточки. Приложение 3

Как сохранить и приумножить свои сбережения? У вас есть одна тысяча  рублей. Вам нужно сохранить тысячу, и если есть возможность, то увеличить/приумножить её. Как поступить выгодно? Посчитайте варианты решения поставленных задач, как будет выгоднее решить данную проблему?

Ученики делают свой выбор и передают педагогу карточку с выбранным вариантом.

Слайд 14

1. Хранить деньги дома.

2. Сделать рублевый вклад на один год в Сбербанк РФ под 12% годовых начисляя сложный процент каждые пол года.

1000*6/100=60 руб.

1000+60=1060 руб.

1060* 6/100=63,60 руб.

1060+63,60=1123,60 руб.

3. Сделать валютный вклад сроком на один год под10% годовых, первоначальный взнос не менее 50$. 1 $.- 20 руб.

1000 руб. - 50 $

 

1 $.- 20 руб.

50*10/100=5 $

50+5 =55 $

55*20=1100 руб.

4. Организовать собственный бизнес, купить в компании oriflame крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.

1000/200=5

210*5=1050 руб.

5. Купить акции компании “АЛЬЯНС” стоимостью 500 рублей. Компания “АЛЬЯНС” обещает ежеквартально 3% дохода на каждую акцию.

3*4=12%

500*12/100=60 руб.

2*60=120 руб.

1000+120=1120 руб.

 

 

6. Купите диск к PlayStation Portable (PSP) стоимостью 1000 руб.

Подводим итоги, выставляем оценки.

Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. 

Каждый человек должен уметь принимать решения в своей жизни.Управление финансами требует постоянных расчетов. Нельзя надеяться на случай, это может ввергнуть человека в бедственное экономическое положение.

4. Домашнее задание. Слайд 16

Необходимо составить свой личный бюджет, и посчитать каким он является профицитный, дефицитным или сбалансированным.

Приложения.

Приложение 1

СЛОВАРИК

ДОХОД - денежные ценности, получаемые в результате какой-либо деятельности.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд.

ПРОЦЕНТ НА КАПИТАЛ – выплата денег за временное пользование деньгами, также доход, получаемый за предоставление права временно использовать деньги.

ДИВИДЕНД - часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством и видом акций, находящихся в их владении.

РАСХОД – затраты на приобретение товаров и услуг.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ – с ростом доходов расходы на питание и товары первой необходимости сокращаются, а доля  расходов на дорогостоящие товары и на удовлетворение культурных потребностей возрастает.

БЮДЖЕТ – финансовый план, который представляет роспись доходов, и расходов за определенный период времени.

СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ – когда расходы равны доходам.

ДЕФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ – расходы превышают величину доходов, а недостающую сумму называют дефицитом.

ПРОФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ – доходы превышают расходы, а излишек называют избытком.

СБЕРЕЖЕНИЯ – часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.

ЛИКВИДНОСТЬ -  степень легкости, с которой сбережения могут быть превращены в наличные деньги.


Приложение 2

Купите диск к PlayStation Portable (PSP) стоимостью 1000 руб.

Купите диск к PlayStation Portable (PSP) стоимостью 1000 руб.

Сделать рублевый вклад на  один год в Сбербанк РФ под 12% годовых.

prw_150x_of_furr

Сделать рублевый вклад на  один год в Сбербанк РФ под 12% годовых.

prw_150x_of_furr

Сделать валютный вклад сроком на один год под 10% годовых,     первоначальный взнос не менее 50$.  

                                        1 $.- 20 руб.

Сделать валютный вклад сроком на один год под 10% годовых,     первоначальный взнос не менее 50$.  

                                        1 $.- 20 руб.

Собственный бизнес: Купить в компании oriflame крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.

                             

Собственный бизнес: Купить в компании oriflame крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по

210 руб.

                               

Купить акции компании «АЛЬЯНС» стоимостью 500 рублей. Компания  «АЛЬЯНС» обещает ежеквартально 3% дохода на каждую акцию.

Купить акции компании «АЛЬЯНС» стоимостью 500 рублей. Компания  «АЛЬЯНС» обещает ежеквартально 3% дохода на каждую акцию.

1. Хранить деньги дома.

i?id=35431573&tov=2

1. Хранить деньги дома.

i?id=35431573&tov=2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.Веревкина Елена Вениаминовна, учитель истории и обществознания МБОУ « Михайловская средняя ( полная) общеобразовательная школа» Бурлинского района Алтайского края

Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточ...

Методическая система учителя истории и обществознания МБОУ "СОШ № 5" г. Калуги Артёмовой Ю.С.

Современному обществу необходима активная, творчески мыслящая, разносторонне развитая личность, готовая решать сложные проблемы, анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Для успеш...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ» Шамсутдиновой Ларисы Икрамовны

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ»Шамсутдиновой Ла...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....