Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны
опыты и эксперименты по истории на тему

Попова Надежда Владимировна

Тема инновационного педагогического опыта:

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя истории и обществознания

МБОУ «Дачная СОШ»

Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия

Поповой Надежды Владимировны

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время».

 1. Актуальность и перспективность опыта.

       Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

     Одним из приоритетов современного образования  является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  Сложилось новое понимание цели образования: формирование у современного школьника  готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.

       Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:

 -    обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для  их достижения и оценивать результаты  этой деятельности;

-          формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов  деятельности;

-          формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

    Учащиеся,  занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.

Гипотеза 

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков:

  • Рефлексивные 
  • Поисковые (исследовательские)
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве
  •  Менеджерские
  • Коммуникативные 
  • Презентационные
  • Умение аргументировать собственные высказывания
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы
  • Умение понимать задания в различных формулировках и контекстах
  • Умение находить требуемую информацию в различных источниках

Практическая значимость:

        Проектно-исследовательская деятельность учащихся  направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

 2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

        Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование исследовательской деятельности отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Ведущая педагогическая идея.

        Повышение качества обучения, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов исследовательской деятельности в учебном процессе.

Мою позицию педагога характеризует  стремление к  максимальному личному  вкладу в  скорейшее осуществление  прогрессивных преобразований  в школе.

Предмет свой знаю и очень люблю. Да и как можно не любить  свою историю: историю своей великой державы и  своей малой Родины.

Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт своего труда, учит по настоящему мыслить.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы  эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если  творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.

 3. Наличие теоретической базы опыта.

         За годы  работы, а я работаю в школе уже шестнадцатый год, я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.   Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать, чтобы твой урок запомнился? Как найти и подобрать то, что  поможет сделать процесс обучения  интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

     За время работы у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.      

 Мною собрана коллекция документальных исторических фильмов на видеокассетах и DVD-дисках. Данный материал  я  использую на уроках истории. Эта форма работы очень продуктивна, так как позволяет одновременно задействовать зрительные и слуховые рецепторы учащихся. Кроме того, документальное кино и фрагменты художественного,  являются превосходной базой для источниковедческого анализа и большим дополнительным материалом к содержанию учебника.

В школе есть необходимая техника, без которой нельзя представить себе современный урок: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Имеется возможность выхода в Интернет. Коллекция электронных учебных модулей, цифровых ресурсов к учебникам, иллюстративные материалы, используется в качестве иллюстративного материала на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических заданий; для проверки знаний учащихся.

Наличие материальной базы, пройденные курсы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких образовательные технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно — деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве, позволяют мне разнообразить свои уроки. В условиях классно-урочной системы, эти технологии легко вписываются в учебный процесс. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но обеспечивают и развитие самостоятельности, доброжелательности, коммуникабельности; воспитываются такие ценности как открытость, честность, сопереживание, толерантность.

4. Ведущая педагогическая идея.

      Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

 5. Оптимальность и эффективность средств.

    Главным в работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала. Строю урок так, чтобы он представлялся целым и законченным, отражал органическую часть работы над темой. Стараюсь на уроке создать атмосферу творческую, что раскрепощает детей, снимает напряжение, неуверенность в своих силах.

      Уроки провожу разные: стандартные и нестандартные. Предпочтение отдаю урокам, наполненным эстетическими и нравственными переживаниями, трудом и радостью добывания знаний о людях, о жизни. Использую в своей работе уроки-поиски, уроки-размышления, на которых при помощи проблемных вопросов, школьники учатся мыслить, рассуждать, сопоставлять разные точки зрения. Постоянно поддерживаю интерес к изучаемому материалу. Широко применяю элементы игры, работу над мини-сочинениями, красочную наглядность, художественную литературу, элементы знакомства с персоналиями. Всё это помогает включить ребят в исторический процесс, соединить полноту эмоциональных впечатлений с глубоким осмыслением материала. Обращаюсь к нравственно — патриотическому воспитанию, стараюсь вести школьников по пути уважительного отношения к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям.

      Стараюсь оптимально организовать  учебный труд учащихся: дифференцированно подойти к  каждому ученику, с учетом степени его  развития, состояния здоровья, склонностей и интересов.

     Уроки  истории и обществознания – это особые уроки: именно здесь закладываются основы патриотического воспитания, именно здесь  воспитывается чувство национальной гордости за свой великий народ. Поэтому в своей внеурочной работе стараюсь проводить как можно больше мероприятий о Великой Отечественной войне, об уроженцах  земли мордовской, о своей малой родине.

       Уроки истории тесно взаимосвязаны практически со всеми  предметами в школе: мы изучаем  научные открытия великих ученых, географические открытия, развитие  живописи, скульптуры, архитектуры, живописи, литературы, музыки. Поэтому очень хочется, чтобы дети не просто знали, но и любили историю. Провожу  в старших классах уроки с опережающим  обучением. И это дает определенный результат: дети  не просто слушают объяснение учителя, но и принимают  самое активное участие в обсуждении темы: высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения. И радостно видеть, что на таких уроках «работают» не только  отличники и хорошисты, но и «рядовые» троечники.

6. Результативность опыта.

Я  уже  более пяти лет занимаюсь  исследовательской  работой. За это время  мои дети участвовали во многих  конкурсах. Это  районные конкурсы, республиканские, российские. Результаты участия  видны в таблице:

Год

Название конкурса

Ф.И участника, класс

Результат

2012

 Районный этап Открытого международного историко-краеведческого конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству», посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Попова Валентина, 7 кл.

2 место

2013

IX Саранском региональном историко-литературный конкурсе Св.Мученика Цесаревича Алексiя  «Династия Романовых: 400 лет служения Богу и России»

 Шустенко Екатерина,

 10 кл.

Грамота участника

2013

Районный конкурс новогодней игрушки «Зимний серпантин»

Попова Валентина, 9 кл.

Диплом

2014

Республиканский  конкурс «Защитим лес»

Республиканский конкурс творческих работ «Сделай выбор!»

 Попова Валентина, 9 кл

Валягина Арина, 7 кл.

1 место

Диплом победителя

2015

 I районная научно-практическая конференция школьников «Малая академия юных дарований», посвященной 70-тилетию со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Шаронова Дарья,  8 кл.

Грамота участника

2015

 

 

 

 

XVII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век»

 Шаронова Дарья, 9 кл.

 

 

  Баранова Маргарита, 8кл.

Поощрительная грамота 

 

 Грамота участника  

 2015

Районный конкурс  «На лучшие макеты Памятки молодому избирателю среди учащихся средних общеобразовательных школ Теньгушевского района»

 Буркаева Татьяна, 10 кл.

1 место 

 2015

 Игра «Конституция России»

 Команда «Патриоты России»

1 место 

Принимаем участие  в Международном Конкурсе «Золотое Руно», Всероссийском конкурсе  по истории «Альбус». Имели неплохие результаты.

Результатом использования современных педагогических технологий являются:

— повышение качества образования по предметам;

— повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Результаты итоговой аттестации в форме ГИА:

Уч. год

предмет

% обученности

% качества

2012-2013

Обществознание

100

55

2015-2016

обществознание

100

55

Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ:

Учащиеся

год

предмет

ЕГЭ

баллы

Поступление в вузы по специальности

Буркаева Екатерина 

2012

 

история

68 

Экономический  факультет

МГУ им. Огарёва

Конкин Владислав

2013

история

49

Академия права и управления ФСИН. Институт подготовки  государственных и муниципальных служащих,  юридический факультет, г.Рязань

Валягин Иван

Шустенко Екатерина

2014

история

57

44

Самарский юридический институт ФСИН России

Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Иванов Вадим

Валягина Татьяна

2015

история

59

43

Самарский юридический институт ФСИН России

Математический факультет МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Фролов Сергей

2016

 

история

57

 

Самарский юридический институт ФСИН России

Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в школьный музей, проводим опросы жителей села,  сотрудничаем с редакцией районной  газеты «Примокшанье».

Список статей, опубликованных за последние годы:

«Славы и наград не искала, просто честно выполняла свою работу», о труженице тыла Нюхалкиной П.Н. – учащиеся 9 кл.

«Прикоснулись к истории края»,  учащиеся 7 кл.

«Судьба царя – судьба России», Шустенко Е.

«Начал я войну под Смоленском…», о ветеране войны Ивашкине М.Ф. - Попова В.

«Удивительная женщина» -  о бывшей учительнице Поповой Л.М. -  Баранова М.

Возможность тиражирования опыта.

     Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, регулярно посещаю заседания РМО учителей истории, открытые уроки своих коллег.  Сама провожу открытые уроки для учителей школы  в рамках недели истории,  общешкольные открытые уроки для учащихся и учителей школы, выступаю с докладами на педагогических совещаниях.

       Перед каждым учителем в течение  всей его  педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить.  Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет  неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят  эти вопросы перед учителем истории: нужно  не только сообщить  объем знаний, но и воспитывать  думающего человека, умеющего разумно мыслить, сопереживать. 

Приложения.

- Тема самообразования: «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»

Материалы из опыта работы размещены на сайте по адресу:

http://nsportal.ru/popova-nadezhda-vladimirovna 

      В народной мудрости есть такая пословица: «Кто не успел, тот опоздал». Я думаю, что эта пословица как нельзя, кстати, определяет основные шаги в модернизации российского  образования. Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать, искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Идти только вперед, иногда оглядываясь назад, чтобы избежать многих просчетов и ошибок.

       И в заключение мне хочется сказать, что невозможно стать настоящим учителем без любви и уважительного отношения  к  детям, какими бы они не были: плохими или хорошими,  «круглыми отличниками»  или  стабильными «троечниками».  Дети это тонко  чувствуют и  обязательно ответят  тебе тем же, и, как следствие придут успехи и высокие  результаты. Ибо нет большей награды для учителя, чем ученик, превзошедший его по знаниям и умениями.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны

А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся  через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационногопедагогического опыта учителя истории и обществознания...