Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания
проект по истории (11 класс)

Борисов Дмитрий Дмитриевич

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_innovatsionnyy_proekt_borisov.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя истории и обществознания

МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск».

Борисова Дмитрия Дмитриевича,

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании осужденных в ИК-1 строгого режима на уроках истории и обществознания.

 

  1. Актуальность и перспективность опыта.

В городе Якутске Республики Саха (Якутия) наряду с дневными школами существует и МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» (вечерняя-сменная  общеобразовательная школа), при которой действуют  два Учебно Консультативных Пункта (УКП) в Колонии Поселении №2 и в Исправительной колонии №1.         

УКП при исправительных колониях всегда  составляли особенное звено системы вечернего образования. УФСИН РФ устанавливает обязательное получение  основного общего образования осужденными, не достигших возраста 30 лет. Поэтому в УКП  в соответствии с законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.

          Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно. Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника.

Другие   считают, что   осужденные должны получать  образование. Школа , по их мнению,  это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация  оступившейся молодежи и  осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки,цели,нормы и ценности индивида. Отсутствие  образования  очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».

Одним из форм усиления психолого-педагогической работы с осужденными является индивидуализация обучения осужденных на уроках истории и обществознания. Индивидуальный подход к осужденному-обучающемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций осужденный-обучающейся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все осужденные не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого обучающегося в условиях классно-урочной системы обучения. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения, при котором учебный процесс строится с учётом особенностей группы учащихся делает работу учителя более результативной,  позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех обучающихся класса.

Гипотеза 

дифференцированный подход на индивидуальном уровне стимулирует образовательную деятельность обучающихся колонии. 

Практическая значимость: 

Как бы работа не велась в УКП, но  педагогическая работа с осужденными вызывает много трудностей для учителей.

         К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за сосредоточенности  криминогенной части населения в одном месте, где формируется специфическая система межличностных отношений, основанных  на традициях уголовного мира, разрушающих личность. Сложившийся криминальный порядок разделяется всеми осужденными,  который является в колонии единственной гарантией физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в криминальном мире, из-за чего  некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав учиться, прекращают посещать занятия  в школе.

           Примитивный  уровень знаний, элементарных  правил и норм поведения, ненормативная лексика, - усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе.  Дефицит знаний таков, что многие  обучающиеся не могут понять смысл написанного.

        Учителя, работающие в исправительной колонии,  ограничены в  возможностях стимулирования учащихся.

         Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной          мотивации к обучению. В  условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут  ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.

          Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,-  вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного  в каждом  человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.

Общественные дисциплины, такие как история и обществознания, вызывают неодинаковый интерес у осужденных. Обществознание, в большинстве случаев, тяжело воспринимается обучающимися, из-за непонимания смысла  терминов и их значения. История, как школьный предмет, воспринимается положительно. Восприятие истории осужденными специфическое,  которое  основывается   на  когда-то просмотренных художественных фильмах, тюремном анекдоте, услышанной   песне. Восприятие  это буквальное, не подвергаемое сомнению. Например : обучающиеся-заключенные уверены в том, что Екатерина II продала     Аляску ; Столыпин  виноват в том, что появились  вагоны для перевозки  заключенных ; Ленин – немецкий шпион и т.д. Таким образом, работа учителя истории направлена  на достижение обучающимися объективного  восприятия истории, развитие навыков мыслительной деятельности, раскрытие и исправление логических ошибок.

Достижение результата возможно только при следовании определенным педагогическим и предметным принципам: принципа природосообразности       (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения);  принципа  гуманизации  ( педагогический процесс стоится на полном признании прав воспитанника и уважения к нему); принципа толерантности (принятие ученика таким, каков он есть.) Следование этим педагогическим принципам позволяет создать условия  для развития межличностных отношений учитель-ученик на основе доверия, сотрудничества.

Дифференцированный подход нелегко применить на практике: значительно проще ориентироваться на среднего ученика. Но он необходим, т. к. делает обучение более эффективным. В связи с этим можно обратиться к высказыванию Анатолия Гина, руководителя международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры»: «Приемы педагогической техники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется». 

Результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологам в индивидуально-дифференцированной работе с обучающимися для стимуляции образовательной деятельности.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

 Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего обучающегося. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.

Методическая новизна и теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании сущности и специфики развития обучающихся в условиях внутренней дифференциации обучения, разработке содержания и способов организации разноуровневого обучения, обеспечивающего развитие интеллектуального и личностного потенциала всех обучающихся с учетом уровня обучения, их продвижение к обучению на более высоком уровне.

3. Наличие теоретической базы опыта.

За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина, Вершинина В.Н и др.

Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения.

По мнению А.М. Абрамова дифференциация обучения - создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, формы обучения и т.п.).

С точки зрения Г.В. Дорофеева дифференциация - такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся условиях получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Е.А. Певцова, И.Г. Унт рассматривают дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей.

С психолого-педагогической точки зрения понятие «дифференциация», как правило, рассматривается в единстве с понятием «индивидуализация».

Существуют разные точки зрения на характер их взаимосвязи:

  • дифференциация отождествляется с индивидуализацией (Голанд Е.А.);
  • дифференциация включает в себя индивидуализацию как частный случай (Унт И.Г.);
  • дифференциация рассматривается как средство индивидуализации (Унт И.Г.);
  • индивидуализация является предельным вариантом дифференциации (Осмоловская И.М.).

Безусловно, использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов не целесообразно, поскольку это приведет к еще большей неопределенной этих понятий.

В Российской педагогической энциклопедии понятия «дифференциация обучения» и «индивидуализация обучения» различаются.

Дифференциация рассматривается как «форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности».

Индивидуализация обучения - как «организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

На мой взгляд, наиболее удачная формулировка «дифференциации» принадлежит И.М. Осмоловской. Как отмечает И.М. Осмоловская, в первом случае берутся индивидуальные, а во втором - групповые особенности, а дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации, а цель его - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

В понимании дифференциации автор выделяет следующие основные аспекты:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Выделение отдельных групп учащихся на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в каждой из выделенных групп. 

 

4. Ведущая педагогическая идея.

Для  получения  положительного результата в процессе познания  истории и обществознания в исправительной колонии   используются различные методы осуществления учебно-познавательной учебной деятельности  :  словесный метод    (рассказ, лекция, беседа); наглядный метод (  метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий – плакатов, карт, картин, портретов; проблемно-поисковый метод ( создание проблемной ситуации , высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения  проблемной ситуации.); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником , справочной и другой литературой).

         Для успешного решения  общеобразовательных и воспитательных задач  используются   направления педагогической работы, такие как :  коррекция имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.

         При работе с осужденными использую различные педагогические технологии. Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а утверждают ценность и достоинство человека.

Технология дифференцированного обучения  в условиях исправительной колонии   успешно применяется в работе с осужденными.  Критериями для дифференциации в работе с осужденными являются:умственное развитие ( способные, учащиеся с ЗПР) ; личностно-психологический тип ( тип мышления ,темперамент). Дифференцированный подход – необходимо условия в работе с осужденными. Индивидуальная работа как система имеет своей целью разрушению ошибочных взглядов обучающихся-осужденных, укрепить в них веру в себя. Стараюсь убедить учеников, что человек –  сам кузнец своего счастья и возможности его в этом безграничны. Дифференцированный подход  затрагивает  и различные звенья учебного процесса : это и планирование урока, и сам урок, и  групповая и индивидуальная работа, и проверка знаний.

         Нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ученики участвуют в решении различных проблемных задач.  Для привлечения решения выдвигаемых на уроке проблем  используется подготовленные заранее система вопросов. Ученики нередко  проявляют самостоятельность и оригинальность.

 Некоторые методологические приёмы технологии критического мышления также успешно применяю в работе с осужденными. Данная технология, её использование, позволяет с учетом как своей точки зрения, так и других мнений , позволяет отказаться от собственных предубеждений.

Одной из особенностей современной технологической эпохи является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программ различных учебных дисциплин.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - легкой.

Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития уч-ся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Поэтому перед учителем постоянно стоит проблема: необходимость удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей в развитии школьников, обладающих различным познавательным и личностным потенциалом.

Дифференцированный же подход в обучении, осуществляемый на основе технологии разноуровневого обучения, позволяет обеспечить не только обучение учащихся на выбранном ими и соответствующем их учебным возможностям уровне сложности по основным предметам, но и переход на более высокий уровень в процессе развития их познавательных способностей и личностных свойств. Тем самым, такой подход как нельзя лучше создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. 

5. Оптимальность и эффективность средств.

Способы дифференциации на уроках истории и обществознания .

1. Дифференциация по объему учебного материала.

  Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

·  составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

· подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

·  составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».

Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.

Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».

Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера: «Используя картину художника А. М. Васнецова «Новгородское вече», охарактеризуйте состав этого органа власти. Изучите дополнительную литературу и объясните, соответствует ли трактовка художника истории новгородского веча современным научным представлениям. Найдите на плане Древнего Новгорода место действия картины».

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

· образец оформления ответа; памятки, планы;

· карточки-помощницы с наводящими вопросами;

· справочные материалы;

· наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);

· начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

  

6. Результативность опыта.

 Нельзя сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают положительную  динамику.  

Результаты дифференцированного обучения:

1) Развитие устойчивого интереса учащихся к предмету; 

2) расширение и углубление знаний по предмету;

3) оптимальное развитие способностей и привитие определенных навыков научно-исследовательской работы;

4) развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками знаний;

5) углубление представлений о практическом значении предмета в жизни общества;

6) создание актива, способного оказать помощь учителю в организации урочной деятельности.

          Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент обучающихся, положительные результаты  в обучении, возможно проявятся в будущем. Средний бал по предмету едва превышает «тройку». Отношение обучающихся к обучению изменяется в лучшую сторону медленно.

Первоочередной и наиболее важной целью исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы является исправление осужденных, которое подразумевает формирование у них уважительного отношения к людям, готовность и способность вести правопослушный образ жизни ( ст. 9 УИК РФ). По данным МВД, из выпускников школ при ИК вновь попадают в места лишения свободы лишь одна треть отбывших срок наказания в  исправительной колонии.

Изучение истории и обществознания осужденными позволяет им получать или видоизменять уже имеющиеся представления об устройстве общества, роли правовых традиций и норм,  ценностях общества.  Формирование нравственного человека – главное содержание и смысл преподавания истории и обществознания в условиях исправительной колонии. Наряду с образовательными задачами важное место занимают воспитательные задачи, поэтому педагогический процесс рассматривается как  одно из средств  исправления и перевоспитания осужденных. Работа учителя направлена  на то, чтобы осужденный  вернулся к бесконфликтному восприятию действительности, научился приёмам самосовершенствования и сформировал у себя потребность к построению новой жизненной позиции а внеурочные занятия позволяют учащимся применять полученные ими знания на практике, расширять и углублять их; повышать успеваемость и стимулировать интерес к учению.

Положительные результаты моей педагогической деятельности:

Успеваемость по истории и обществознанию за последние три года

в УКП ИК-1

Учебный год

Предмет (ы)

Успеваемость по предмету в ИК-1

2016-2017

История

100%

Обществознание

100%

2018-2019

История

100%

Обществознание

100%

2020-2021

История

100%

Обществознание

100%

Участие учащихся на предметных конкурсах, олимпиадах, викторинах по истории (МОБУ "Центр образования" город Якутск").

2019

Республиканской научно-практической конференции среди обучающихся вечерних школ «Гуманизация образования» с работой: «Герои Советского Союза с Якутии» 28.03.2019г. Якутск.

Класс

 ФИО

Место

Обучающийся УКП ИК-1 УФСИН России по г. Якутску

Степанов Владимир

Диплом 2 степени

2021

Всероссийская онлайн олимпиада

По предмету История России

Класс

 ФИО

Место

11 кл

Скрябин Александр

1 место

Материалы из опыта работы размещены на сайте:  nsportal.ru Борисов Дмитрий Дмитриевич.        

                                                                                                               

        

          

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Каргиной Елены Александровны.

Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Ефремовой Натальи Геннадьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП г. Алдан РС (Якутия) Забелиной Екатерины Геннадьевны

А работе представлен опыт по теме «Формирование гражданско-правовой культуры учащихся  через проектно-исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».Сего...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Дачная СОШ» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия Поповой Надежды Владимировны

Тема инновационного педагогического опыта:«Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ НСОШ №2 г.Нюрба Тартыева Артура Сергеевича...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Хлебиной Е.Н.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознанияМБОУ «Большеигнатовская СОШ» Большеигнатовского муниципального района Республики М...