методическая разработка урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Воронина Лариса Сергеевна

Тема урока:    Русско – турецкая война 1877- 1878 гг.                       

Цель урока: Охарактеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1970 –е гг.

Задачи:

Образовательная - рассказать о ходе русско – турецкой войны

Коррекционная -  развивать навыки работы с картой, умения выделить главное в тексте учебника, рассказать прочитанный материал, ставить и решать проблемы

Воспитательная - на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.   Слайд № 1.

Оборудование:  Интернет, карточка с тестами и картами войны 1877 -1878 гг.,  презентация «Русско–турецкая война 1877 -1878 гг.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus-tur_voyna_1877-1878.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

Русско – турецкая война 1877- 1878 гг.

Методическая разработка урока истории 

(конспект и презентация)

Подготовила и провела учитель 

истории Воронина Л.С.  

с.Дмитряшевка, 2015 г.

Тема урока:    Русско – турецкая война 1877- 1878 гг.                        

Цель урока: Охарактеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1970 –е гг. 

Задачи: 

Образовательная - рассказать о ходе русско – турецкой войны

Коррекционная -  развивать навыки работы с картой, умения выделить главное в тексте учебника, рассказать прочитанный материал, ставить и решать проблемы

Воспитательная - на примере доблести и мужества российской армии воспитывать чувство любви и гордости за Родину.   Слайд № 1.

Оборудование:  Интернет, карточка с тестами и картами войны 1877 -1878 гг.,  презентация «Русско–турецкая война 1877 -1878 гг.»

План урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка Д/З Слайд № 2

а) Выполнение теста          10 минут.

№ 1. Противоречия между Россией, с одной стороны, и европейскими державами, Турцией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове, из-за проливов Босфор и Дарданеллы составляли содержание понятия

1)  Континентальная блокада                     2)  антифранцузские коалиции                          

3)  Венская система                                     4)  Восточный вопрос

№ 2. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1)  «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2)  организацию «Народная воля»

3)  общество петрашевцев

4)  Южное общество декабристов

№ 3. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1)  отмену выкупных платежей крестьян                      

2)  личное освобождение крестьян

3)  право для крестьян вести торговлю

4)  право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

№ 4. А.И. Герцен и Н.П. Огарев издавали за границей газету

1)  «Колокол» 2)  «Современник»   3)  «Отечественные записки»         4)  «Трутень»

№ 5. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

1)  Павлом I       2)  Александром I           3)  Николаем I            4)  Александром II

№ 6. Отмена крепостного права в России в 1861 г. привела к

1)  ликвидации крестьянской общины

2)  развитию капиталистических отношений в деревне

3)  уравниванию имущественного положения крестьян

4)  уменьшению доли вольнонаёмного труда в деревне

№ 7. Согласно «Положению» 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались

1) удельными  2) вольноотпущенными3) посессионными4) временнообязанными

Слайд № 3 Проверь тест:  № 1 (4) № 2 (2) № 3 (1) № 4 (1) № 5 (4) № 6 (2) № 7 (4)

«5»- 7 баллов  «4»- 6-  баллов   «3»- 5- 4 баллов

3.Работа над темой «Внешняя политика Александра II»

А) Рассказ о Горчакове.  Стр. учебника 189 -190 Слайд № 4.

 Александр Михайлович Горчаков (1798—1883) — однин из крупнейших русских дипломатов XIX в. Лицейский товарищ А.С. Пушкина. До Крымской войны выполнял второстепенные дипломатические поручения. В 1854 г. предотвратил вступление Австрии в войну против России, многое сделал для облегчения выхода России из неудачной войны. С 1856 г. — министр иностранных дел, объявил новые принципы внешней политики России, которые ставили на первое место обеспечение внутренней политики страны. В 1870 г. добился отмены невыгодных для России условий Парижского мирного договора 1856 г. В 1875 г. предотвратил угрозу всеевропейской войны. В 1879 г. вынужден был отойти от дел по старости и болезни.

4. Слайд № 5. Б) Уточнение внешнеполитических направлений внешней политики Александра II.

1) усиление позиций России в Европе: нейтрализация Черного моря 1871 год, заключение «Союза трех императоров» (между Российской империей, Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.), начало оформления Тройственного союза (1878—1882 гг.)

2) закрепление России в Средней Азии: создание  Кокандского ханства, Хивинского ханства, Бухарского эмирата.

3) усиление позиций на Дальнем Востоке: заключение договора  России  с Японией   (о  «мире  и дружбе» в 1855 г.), заключение Пекинского договора России с Китаем (1860 г.), подписание трактата России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин (1875 г.)

  5. Ответьте на вопросы:

  1. Как и когда Россия освободилась от наиболее тяжелых условий Парижского мира? (стр. 192 -194 учебник Данилова и Косулиной)
  2. Что подтолкнуло русскую дипломатию к «Союзу трех императоров»?
  3. Какие международные договоры оформили границу между Россией и Китаем?
  4. Каковы были для народов Средней Азии положительные последствия присоединения к России?

6.Постановка проблемы урока:  Слайд № 7

Проблема:

Какова роль России на Балканах в ходе русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг.  международного жандарма или освободителя?

7.Работа над новым материалом. Стр. 197 -201.  Слайд № 8.

А) Мозговой штурм:

Какое событие происходит на территории Боснии и Герцеговине весной 1875 г.?

Как действовали турецкие каратели?

Как общественность России отреагировала на данные действия в Боснии и Герцеговине?

Как действовала Россия в октябре 1876 года?

Как вы думаете была ли готова к войне Россия?

Удалось ли с помощью дипломатических переговоров смягчить обстановку на Балканах?

Какого числа был подписан манифест о начале войны с Турцией?

Какие причины войны вы можете назвать?

4 направление - русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

Б) Причины войны:  Слайд № 9

1) Стремление России играть активную роль в международной политике.

2) Поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции.

3) Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).

В) Ход военных действий (Слайд № 10)

       Апрель – май 1877 года Кавказский фронт -

15 июня  1877 г. –

7 июля –

30 августа –

3 октября Кавказский фронт -

28 ноября –

13 декабря –

23 декабря –

27 – 28 декабря –

8 января 1878 года -  

Г) Работа с картой. Слайд № 11.

Д) Продолжение работы по теме.   Слайд № 12

Балканский фронт: русские – 250 тыс.; турки – 338 тыс.

Командующий – Николай Николаевич (брат царя)

Кавказский фронт: Русские -55 тыс., турки – 70 тыс.

Командующий – Михаил Николаевич

15 июня 1877 года русские войска переправились через Дунай и развернули наступление. Болгары восторженно встретили русскую армию.

Слайд № 13. Сдача крепости Никополь

 4 июля 1877 года 

Слайд № 14.

Главных сил армии, переправившихся через Дунай, оказалось недостаточно для решительного наступления через Балканский хребет. Для этого был выделен лишь передовой отряд генерала И. В. Гурко (12 тыс. человек). Для обеспечения флангов были созданы 45-тысячный Восточный и 35-тысячный Западный отряды. Остальные силы находились в Добрудже, по левобережью Дуная или на подходе. Передовой отряд 25 июня (7 июля) занял Тырново, а2 (14) июля перешёл Балканы через Хаинкиойский перевал. Вскоре, 5 июля (17 июля) был занят Шипкинский перевал, куда был выдвинут созданный Южный отряд (20 тыс. человек, в августе — 45 тыс.). Путь на Константинополь был открыт, но достаточных сил для наступления в Забалканье не было. Передовой отряд занял Эски-Загру (Стару-Загору), но вскоре сюда подошёл переброшенный из Албании турецкий 20-тысячный корпус Сулейман-паши. После ожесточённого боя у Эски-Загры, в котором отличились болгарские ополченцы, передовой отряд отошёл к Шипке.

  1. Поиск информации по интернету. Скобелев М.Д. и

  Гурко И.В. с выводом информации на электронную доску.

6. Ответы на вопросы

Какова главная цель русской армии?

Назовите основные сражения войны

7. Итоги войны. Работа по учебнику стр. 201 -202 Слайд № 15.

Проверка по слайду № 15

Слайд № 16. Рассмотрение карты устройства мира после Берлинского конгресса.

8. Итог: Слайд № 17

Какова роль России на Балканах в ходе русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг.  международного жандарма или освободителя?

9. Д\З  Слайд № 18

 П.28, стр. 196  - 204  

«3»- заполнение таблицы в ходе урока

«4» -вопросы 1, 2, 3 стр.164

«5» - вопрос 4 стр.164 + дополнительно ответить на вопрос:

Что написал Горчаков А.Н. в записке Александру II после Берлинского конгресса?

Тест   выполнил  (а)_______________________ _____________________ учени (-к, -ца) 8 класса

№ 1. Противоречия между Россией, с одной стороны, и европейскими державами, Турцией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове, из-за проливов Босфор и Дарданеллы составляли содержание понятия

1)  Континентальная блокада                     2)  антифранцузские коалиции                          

3)  Венская система                                     4)  Восточный вопрос

№ 2. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер возглавляли

1)  «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2)  организацию «Народная воля»

3)  общество петрашевцев

4)  Южное общество декабристов

№ 3. С 1861 г. и до 1905 г. понятие «крестьянский вопрос» в России включало

1)  отмену выкупных платежей крестьян                      

2)  личное освобождение крестьян

3)  право для крестьян вести торговлю

4)  право для крестьян наниматься на работу без разрешения помещика

№ 4. А.И. Герцен и Н.П. Огарев издавали за границей газету

1)  «Колокол» 2)  «Современник»   3)  «Отечественные записки»         4)  «Трутень»

№ 5. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

1)  Павлом I       2)  Александром I           3)  Николаем I            4)  Александром II

№ 6. Отмена крепостного права в России в 1861 г. привела к

1)  ликвидации крестьянской общины

2)  развитию капиталистических отношений в деревне

3)  уравниванию имущественного положения крестьян

4)  уменьшению доли вольнонаёмного труда в деревне

№ 7. Согласно «Положению» 19 февраля 1861 г. лично свободные крестьяне до заключения выкупной сделки с помещиком считались

1) удельными  2) вольноотпущенными3) посессионными4) временнообязанными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 10 классе по теме "Русско - турецкая война 1877-1878г"

Тема урока «Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.»  Чтобы  раскрыть ее, мной выбран комбинированный урок и  намечены следующие цели: 1) дидактические: проследить ход русско-турецкой вой...

Урок по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Данная работа предполагает комплексное рассмотрение причин, хода  и итогов войны, позволяет сосредоточить учащихся на последствиях, к которым привела война...

Самоанализ урока по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."

Самоанализ урока по теме "Русско-турецкая война 1877-1878 гг." для 8 класса....

Методическая разработка урока истории. Тема: «Крымская война 1853-1856 гг.»

Кризис Империи: Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг....

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Методическая разработка урока истории по теме "Отечественная война 1812 года" (8 класс)

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года". Урок  посвящен событиям, которые происходили в Российской империи в начале девятнадцатого века, направлен на воспитание лю...