Опыт работы над методической проблемой:«Развитие творческих способностей и формирование патриотического мышления, через активизацию мыслительной деятельности учащихся и через активные формы ведения уроков».
статья по истории по теме

Ильина Татьяна Евгеньевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_metodicheskoy_problem1.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы над методической проблемой учителя истории.

В настоящее время, когда Российская система образования постепенно приобретает личностно-ориентированный и плюралистический характер, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Современное образование должно стимулировать учащихся овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики. В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для улучшения взаимопонимания между народами.

Несколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей и формирование патриотического мышления, через активизацию мыслительной  деятельности  учащихся и  через активные формы ведения уроков».

Полагаю, что для эффективного решения данной проблемы необходимо выделить следующие задачи:

  1. Обеспечение восприятия учебного материала школьниками с наибольшей эффективностью.
  2. Получение прочных теоретических знаний школьниками и умение применять их на практике.
  3. Стимулирование творчества, обеспеченное личностным осмыслением учебного материала учащимися.
  4. Восприятие учащимися полученных знаний через призму патриотического воспитания.

1.

Для решения первой задачи мною проводится тщательная подготовка урока. Во – первых, отбор теоретического материала, включающий основные требования программы, во-вторых, подбор дополнительной литературы, способствующей расширению знаний учащихся по важнейшим вопросам и более глубокому, эмоциональному восприятию. В-третьих, планирование основных этапов урока, организации форм работы учащихся и методов, которые бы стимулировали их заинтересованность и активность в процессе урока. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по истории и обществознанию – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета истории, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе. В своей работе я использую карты, атласы, схемы, таблицы, репродукции картин, иллюстрации, которые помогают учащимся сосредоточиться на основных знаниях и способствуют конкретизации материала. Во избежание однообразия на уроках я демонстрирую отрывки из художественных, документальных, научно-популярных фильмов. Например, «Александр Невский» (в уроке «Борьба русских земель с западными завоевателями»), «Русский бунт» (в уроке «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева), «Лебеди Непрядвы» (в уроке «Куликовская битва»), «Тадж-Махал» (в уроке «Путешествие по средневековой Индии»), «Рыцарь» (в уроке «В поисках чаши Грааля» по теме Средневековое рыцарство) и т.д. Такая наглядность на уроках истории необходима, поскольку исторический материал зачастую абстрактен, а события прошлого через призму современности школьникам воспринимать достаточно сложно. Поэтому, стараюсь использовать в своей практике такие занятия, на которых школьники смогли бы погрузиться в прошлое, например «Путешествие по средневековой Индии», «В поисках чаши Грааля», «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев», «Экскурсия по древнему Вавилону».

2.

Вторая задача, на мой взгляд, решаема через освоение методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающий разные виды активности учащихся. Перспективными видами учебной деятельности сегодня можно считать моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность). В соответствии в своей работе я использую следующие модели учебных занятий или их элементы:

На основе игровой деятельности

  • Игры – реконструкции (ролевой игры) (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей).

Например, «Суд над Иваном Грозным», урок-суд «Научно- техническая революция 60-х годов: за и против».

  • Игры-обсуждения (деловой игры) (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности).
  • Игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объективных отношений).

Например, урок-состязание «Российская империя в 19 веке», урок-практикум в форме игры «Имею право».

На основе дискуссионной деятельности

  • Семинары (индивидуальная работа) (наличие проблемы, самостоятельная подготовка учащихся по данной проблеме, коллективное обсуждение дискуссионных вопросов, обмен информацией, высказывание различных точек зрения по одной и той же теме (предмету, явлению, процессу), аргументизация различных позиций, критика и опровержение мнений, резюмирование различных мнений).

Например, «Влияние времени на зарождение творчества художников-передвижников 19 века».

  • Структурированные дискуссии (групповая работа) (разбивка класса на дискуссионные группы, постановка проблемных вопросов, анализ информации в группах и обсуждение частных проблем, выступление представителей групп, обмен информацией, организация спора-диалога, обсуждение мнений, подведение итогов дискуссии, обобщение результатов работы групп, соотнесение групповой работы с общими проблемами, итоговые выводы).
  • Проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса) (постановка проблемы, знакомство с моделью анализа проблемы, разделение проблемы на частные вопросы, исторический анализ проблемы и предпосылки возникновения, попытки решения этой проблемы и их результативность, выдвижение гипотез по решению данной проблемы в определенных исторических условиях, обоснование возможных альтернатив развития)

Например, урок «Повернуться лицом к экономике» (60-е годы), урок «Можно ли было избежать гражданской войны?».

На основе исследовательской деятельности

  • Практические занятия (коллективная деятельность класса) (опережающее задание, подбор литературы, постановка проблемы, коллективное обсуждение источников по отдельным вопросам, выполнение заданий, выступление учащихся, обобщающая беседа, суммирование новых данных, резюмирование по основной теме)

Например, урок-практикум в форме игры «Имею право».

  • Проблемно-лабораторные занятия (групповая работа) (опережающее задание, разбивка учащихся на группы, постановка проблемы, изучение документального материала по проблемам, обсуждение в группах выработка позиций групп, обзор представленных в источниках данных, сопоставление их с фактическими сведениями, представление позиции группы и ее документальная аргументация, суммирование групповых позиций и мнений)

Например, лабораторное занятие «Социально-экономическое развитие пореформенной России в 19 веке».

  • Исследовательские уроки (индивидуальная работа) (составление программы, распределение докладов, инструктаж, постановка общей проблемы, расширенное обсуждение докладов с привлечениями источников, подведение итогов, резюме по проблемам, суммирование подходов и точек зрения).

В процессе проведения таких занятий или элементов перечисленных форм в ходе обычных уроков, я столкнулась с некоторыми трудностями. Учащимся сложно начать дискуссию в виду неглубокого знания  материала или непонимания его, в недостаточном развитии навыков устной повествовательной речи, а как следствие скованности зажатости во время выступления. Неумением видеть главное, анализировать материал и слабой заинтересованности пассивности некоторых учащихся. Эти проблемы мне предстоит решать.

3.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Считаю, что на уроке проявление  детского творчества является высшей оценкой деятельности учителя, потому что оно предполагает достаточный уровень владения теоретическим материалом  учащимися и их заинтересованностью.  Как педагог я стимулирую творческую деятельность детей, предлагая им различные задания, как альтернативу (вместо) или как дополнительные (вместе) к домашним. Практика показала, что творческие задания наиболее применимы на уроках с несложной информацией, например пропедевтические уроки по обществознанию в 6 -7 классах и уроки истории  древнего мира в 5 классе, истории Отечества в 6 – 8 классах. Учащиеся с удовольствием выполняют  задания:

  • подготовить стенгазету на тему «Берегите природу»
  • Написать советы подростку
  • Нарисовать виды нарушений правил по охране окружающей среды
  • Придумать и изобразить герб и девиз своей семьи, герб Древнего Египта, Вавилона, Двуречья и др.
  • Составить рассказ из жизни фараона, египетского вельможи, участника олимпийских игр
  • Придумать экскурсию по древней Александрии, Вавилону, Афинам, Риму и т.д.
  • Написать письмо от имени солдата наполеоновской армии в 1812 году, грамотного крестьянина после реформы 1861 года, революционера – народовольца и т.д.
  • Пофантазировать на тему: «если бы я был президентом…» и т.д.

Поскольку уровень творчества детей выражается по-разному оценивание результатов, произвожу индивидуально, высокими отметками стараюсь стимулировать дальнейшие результаты, но при этом не поощряю повторения одинаковых заданий одним и тем же учащимся.

4.

Патриотическое воспитание на материале истории – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримость к врагам России.  На уроке истории можно показывать все достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, буржуазным или советским. Например, на уроках истории Древней Руси, я обращаюсь к русским былинам, песням, сказаниям: «Повесть временных лет». Князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам…».

Раскрывая подвиги героев, подвожу учащихся к осознанию, почему наши предки жертвовали своим состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. (Не хотели же умирать Сусанин, Багратион, Нестеров и Космодемьянская и многие другие, не хотели, но, тем не менее, на смерть шли.)

Почти на каждом уроке отвожу время на изучение исторических персон и личностей, особенно ярко представляя борцов, создателей Русской земли. Учащиеся готовят сообщения на темы: «Святой Александр Невский», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский», «Петр I – человек и государь Отечества» и т.д.

Считаю, что патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. В учебниках истории чаще всего не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, факта, события. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед отечеством Петра I, М.Сперанского, Александра II и др., то не всегда хорошо представляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

Историк С.М.Соловьев, писатель Ф.М.Достоевский желали поражения России в Крымской войне. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали?

Просветитель конца 18 – начала 19 века Н.И.Новиков в 1812 году выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы – сдавал их французскому начальству, не требуя вознаграждения. Насколько нравственным был поступок Новикова?

При разборе подобных примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личности. Полагаю, что из таких приемов складывается патриотическое воспитание на уроке истории.

Считаю, что поставленные мной задачи решаются на хорошем уровне. Хотелось бы продолжить работу над той же образовательной проблемой и впредь, совершенствуя использованные и применяя новые методы и приемы, поскольку она не теряет своей актуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по теме "Развитие творческого мышления обучающихся через игровые задания и упражнения в 5-8 классах".

Развитие творческого мышления обучающихся через игровые  задания и упражнения в 5-8 классах в условиях нерусской школы...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся и экологического мышления через использование интенсивных педагогических технологий»

Проблема творческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялис...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Методическое объединение школьной творческой группы"Технология развития критического мышления через чтение и письмо".

Материал содержит план работы группы, презентацию выступления на заседании творчесой группы, технологическую карту по технологии РКМЧП ( совместная работа членов группы)....

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...