Методическое объединение школьной творческой группы"Технология развития критического мышления через чтение и письмо".
методическая разработка по теме

Репина Елена Анатольевна

Материал содержит план работы группы, презентацию выступления на заседании творчесой группы, технологическую карту по технологии РКМЧП ( совместная работа членов группы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Новосельская СОШ»

Методическое объединение творческой группы учителей

 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».

Состав творческой группы

«Технология развития критического мышления через чтение и письмо».

1. Репина Е.А.- учитель английского языка, первая квалификационная категория, руководитель группы.

2. Каршова Е.Ю. – учитель математики, первая квалификационная категория.

3. Смолякова Н.А. – учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

4. Томникова М.В. – – учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

5. Пучкова.Т.Б. – учитель русского языка , литературы и обществознания, первая квалификационная категория.

6. Русакова Л.В. – учитель биологии и химии, первая квалификационная категория.

7. Тучин А.И. – учитель физики и информатики, высшая квалификационная категория.

Цель работы:

Профессионально-личностное развитие педагогов через овладение технологией критического мышления в связи с введением ФГОС.

Задачи на 2013-2014 учебный год:

Совершенствовать педагогическое мастерство в применении технологии                           критического мышления на уроках.    

Начать создавать электронную методическую копилку сценариев уроков, методических разработок по теме.

Результат: - овладение педагогами творческой группы технологией критического   и       эффективное применение данной технологии на уроках.

             

План работы

Тема

Форма проведения

Время проведения

Ответственные

Результат

1

Мастер-класс: представление своего опыта применения  технологии РКМ.

Практический семинар

октябрь

Все члены ТГ

Знание приемов ТРКМ, применяемых коллегами на уроках.

2

Практикум по составлению сценария урока в технологии развития критического мышления.

Практический семинар

ноябрь

Все члены ТГ

Шаблон конспекта урока.

3

Взаимопосещения уроков участниками проблемной группы.

Открытые уроки

декабрь-февраль

Формирование у участников группы педагогической компетентности по теме.

4

Подведение итогов работы проблемной группы, создание электронной копилки.

Круглый стол

март

Репина Е.А.

Пучкова Т.Б.

Тучин А.И.

Методкопилка сценариев уроков, методразработок.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)»

Вызов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний.

Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания

Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её.

Приём «Удивляй»

Приём «Фантастическая добавка»

Решение кроссворда, ребуса

Тестирование,

Создание кластера

Исторический пример

Конфликт знаний

Парадоксы

Логическое противоречие

«Отсроченная отгадка»

«Привлекательная цель»

«Мозговой штурм»

Таблица тонких и толстых вопросов

Денотатный граф

Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Познавательные: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • смысловое чтение
  • постановка и формулирование проблемы
  • анализ объектов
  • синтез
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • подведение под понятие
  • формулирование проблемы
  • установление причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: 

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Осмысление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует деятельность учащихся;

Отслеживает степень активности работы;

Консультирует;

Служит источником информации;

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляет контакт с новой информацией;

Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом;

Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы;

Выявляет неясности и ставит новые вопросы;

Отслеживают  процесс знакомства с новой информацией;

Проводят классификацию, градацию;

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного

Денотатный граф

Чтение текста с маркировкой

Зигзаг

Мозаика
Стратегия «Фишбоун»

Выделение ключевых слов подчеркиванием;

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Чтение текста с остановками;

Таблица «ПМИ»

Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: 

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Познавательные: 

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • смысловое чтение
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
  • анализ объектов с целью выделения признаков
  • синтез — составление целого из частей
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приёмы

Результаты (УУД)

Организует рефлексивную деятельность учащихся;

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями;

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Обмениваются мнениями;

Заполняют рефлексивные таблицы, карточки;

Отвечают на вопросы;

Систематизируют новую информацию;

Отбирают наиболее важную информацию;

Высказывают оценочные суждения;

Выражаю новые идеи собственными словами;

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи;

Ставят новые цели.

Синквейн;

Возвращение к ключевым словам;

Создание кластера;

Ответы на вопросы;

Эссе;

Дискуссия;

Бортовой журнал;

Таблица «З-Х-У»4

Картина эмоций (настроения)

Личностные: 

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется
  • нравственно_этическая ориентация

Регулятивные: 

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: 

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
  • анализ объектов с целью выделения признаков
  • синтез — составление целого из частей
  • выбор оснований и критериев для сравнения
  • подведение под понятие, выведение следствий
  • установление причинно-следственных связей
  • доказательство
  • выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Методическая разработка. Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»

Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповы...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...