Урок истории, 5 класс. Тема: Микены и Троя
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Конспект урока истории  в 5 классе , по теме: Микены и Троя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 30. Микены и Троя

Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 18.12.2012.

Учитель: Деменева М.В.

Цели: познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны; подвести ребят к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

     Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне».

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Древнюю Грецию. Но, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться. Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, некоторые точки на ней закрыты, нам необходимо восстановить карту.

 Итак, первое задание:

     Греция расположена в Европе, в южной части ----------- полуострова.

Молодцы, идем дальше.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ---.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города:----------.

Цари Крита стали властвовать на -------- море.

Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате -------------.

      Откуда ученые узнают об истории Др.Греции? (мифы, раскопки)

Молодцы, знаете вы уже немало. Будем путешествовать дальше?    

Путешествие по  истории Древней Греции мы продолжим  с изучения крупнейшего города того времени, города-государства Микены.

Ребята, а вы знаете, с какими страницами истории Древней Греции связаны выражения «ахиллесова пята», «троянский конь»? (война между Грецией и Троей).

 Еще один город, который мы будем сегодня изучать – это Троя.

- Как же можно сформулировать тему нашего урока?

Микены и Троя. ( запись в тетради)

Молодцы!

Ребята, как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

(дети озвучивают цели урока)

Вы все правильно сказали. Давайте оформим цели нашего урока в виде остановок в нашем путешествии.

  1. Микены.
  2. Троянская война.
  3. Миф о Троянской войне.

    Итак, отправляемся в плавание.

Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции

Как же жили люди этого города?  

У вас на партах лежат листочки оранжевого цвета. Прочитайте информацию, предложенную в них. (ученик читает)

    При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

     - Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

     Ответы:

  а) У древних микенцев существовало неравенство, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

  б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

  в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

 

Во время остановки был найден глиняный сосуд, в котором находился интересный документ. Я обращаю ваше внимание на карточки зеленого цвета. Давайте познакомимся с этим документом. (дети читают)

Исторический документ.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37,  девочек 26, мальчиков 4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

 б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

В Пилосе

 Сыновей швей (мужчин) 2.

Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4.

- Давайте обсудим этот документ.

Беседа по вопросам к документу.

- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе.

Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов.

 Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.

Итак, все, что обнаружили археологи при раскопках Микен, имело особые черты, даже рабство, поэтому по названию города этот период назвали микенским. Он продолжался 15-12 в.в. до н.э.

В этот период  греки уже заселили  Крит и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. В борьбе за побережье Малая Азия сильным соперником греков было Троянское царство.

Итак, нам пора отправляться в путь. Нас ждет остановка – миф о Троянской войне.

Пока мы в пути, предлагаю немного отдохнуть.

Физ. Минутка.

Ребята, мы подошли к следующей остановке миф о Троянской войне.

Давайте послушаем этот миф. (называю имя ученика), пожалуйста.

Сообщение учащегося.

- Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом).

 А чтобы выяснить другую  причину,  давайте  поработаем дальше.

Наша следующая остановка  - Троянская война.

Откройте учебники на странице 117-118. Познакомьтесь с разделом параграфа. (дети читают)

Работа с классом.

- Почему война между греками и троянцами получила название Троянской войны?

Запишите в тетрадь название этой войны. (каждую новую информацию записываем в тетрадь)

- Назовите даты начала и окончания Троянской войны.

- Почему  вы  назвали  дату  1190 г.  до  нашей  эры, а  не  1200 г. до н. э.?

- Каковы, на ваш взгляд, были причины войны?

(желание греков захватить большой и богатый город Трою, укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения)

- Каковы итоги Троянской войны?

Итог записывают в тетрадь.

  1. победа греков в войне;
  2. разграбление и гибель Трои.

 

Греки разрушили город и сожгли его. Но воспользоваться победой им не удалось. С севера в Грецию вторглись воинствующие племена. Длинноволосые в звериных шкурах они опустошили юг страны, разрушили Микены и др. города. Произошел упадок культуры. Греки на некоторое время забыли грамотность.

- Какой еще итог войны мы должны записать в тетрадь?

  1. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.

V. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним еще раз, что нам удалось узнать сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание п.25 вопросы на стр.120


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Балканский полуостров

Слайд 2

МИКЕНЫ И ТРОЯ

Слайд 3

План путешествия Микены Миф о Троянской войне Троянская война

Слайд 4

Микены Самый могущественный из древнейших греческих городов - г.Микены – был расположен в Южной Греции. Крепость города была сложена из огромных каменных плит. Греки думали, что ее построили циклопы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 5 класса по теме "Микены и Троя"

Данный урок является уроком - лабораторией....

План урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, ...

Технологическая карта урока истории по теме "Микены и Троя"

Этот материал - Технологическая карта урока Истории по теме "Микены и Троя" по учебнику Вигасина, 25 параграф.Урок постороен по требовниям ФГОС с постановкой цели и получением конкретного результата.В...

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Микены и Троя"

Данная презентация создана для учащихся 5 класса и имеет дополнительный иллюстрированный материалпо данной теме....

Кроссворд по теме «Микены и Троя» для 5 класса

К учебнику  Вигасина А.А. «История Древнего мира. 5 класс», 2015г.  (параграф 25)[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16188104","attributes":{"alt":"","class":"me...

Презентация по теме "Микены и Троя"

Данная презентация поможет учащимся более быстро освоить изучаемый материал...