"Крымская война"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Рыжова Ольга Ильинична

Урок объяснения нового материала. Изучается новая тема с использованием большого количества документов.Применяются разнообразные виды работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           8.и.Р.34урок Кры мская война(1853-1856)

Цели урока:

          1.изучить причины, ход и последствия Крымской войны;

  • показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений,
  • обнажила  слабость Российской империи, изменила  внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок    последую щей модернизации;

2.прививать навыки работы с документами, умение выделять главное,  устанавливатъ  причинно-следственные связи , работать с компьютером.

3.-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осажденного Севастополя,восхищаться своей землячкой Дашей Севастопольской.

; • термины и даты: Крымская война (1853-1856), Синопское сражение -' ноябрь 1853 г, оборона Севастополя - сентябрь 1854 г. - август 1855 г

Оборудование: карта «Крымская война 1853-1856 гг.»; портреты Николая I, А. Корнилова, П. С. Нахимова; схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя»;  Опереждающие  задания: сообщения учащихся «Синопская победа Российского флота», «Оборона  Севастополя», « Даша Севостопольская» , «Подвиг врачей».Использовать Презентацию «Крымская война»

План  урока

 1.Причины   войны.

2.  Силы сторон.

 3. Ход   военных действий.

4. Парижский конгресс.

5. Закрепление  .

Ход урока

Вступительное слово преподавателя: сегодня мы с вами обратимся  к  одной  из  героических страниц  истории нашей Родины. Будем говорить  о   сражении ,  которое  стало Днем воинской славы России. На доске вы видите портреты  Николая 1, Нахимова ,  карту  территории России  19 века , схемы сражений , дома вы готовили упреждающее задание . Как вы думаете, о чем  мы  с  вами  сегодня будем говорить? Да  мы будем говорить о  ходе и сражениях  Крымской войны .

I Причины войны

Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней политики России связаны с его разрешением?

Причины войны заключались в противоречиях между европейскими державами на Ближнем Востоке, в борьбе европейских государств за влияние на слабеющую и охваченную национально-освободительным движением  Османскую империю. Николай 1 говорил, что Турция - больной человек | его наследство можно и нужно делить. В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он   обещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения – остров  Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за   участие России в подавлении венгерской революции. Однако расчеты Николая оказались неверны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала  укрепления России на Балканах.

 Страны-участницы            войны

Цели стран-участниц войны

Российская ';.            империя

Пересмотр режима черноморских проливов; Усиление влияния на Балканском полуострове.

Османская империя

Подавление национально-освободительного движения на Балканах; Возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа.

Англия, Франция

Подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от нее территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; Укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонапарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну .

  • Каким был режим проливов Босфора и Дарданелл к началу военных действий? (По Лондонской конвенции 1841 г. судоходство в проливах ставилось под международный контроль, провозглашался принципах закрытия для военных кораблей всех европейских держав в мирное
    время. Для России это означало изоляцию ее флота в черноморском бассейне и отсутствие уверенности в безопасности ее южных границ, т. к. османская империя могла в случае военных действий открыть проливы для кораблей европейских держав.)
  • Когда и при каких условиях Османская империя потеряла Крым и черноморское побережье Кавказа? (Россия приобрела эти территории в результате двух войн с Турцией во второй половине XVIII в. В 1768-1774 и 1783-1791 гг. и двух войн в первой половине XIX в. -
    1806-1812 и 1828-1829 гг.)

Работа с учебником

-        Прочитайте в учебнике и назовите событие, ставшее поводом к началу войны. (ДК-2001, с.  107; ДК-2003, с. 84-85; Зыр., с. 99; Зах.,
с. 112.)

Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. При этом речь не шла о доступе к святым местам, т. к. ими пользовались на равных правах все паломники. Спор о Святых местах нельзя назвать надуманным поводом к развязыванию войны. Историки иногда называют этот спор одной из причин войны, учитывая «глубокий религиозный менталитет людей того времени . Защита привилегий православной общины Палестины составляла часть общей задачи покровительства России всему христианскому населению в Турции». (История России XIX - начала XX в. Учебник для исторических факультетов университетов. М., 1998, С. 172.)

II. Силы сторон

Запись на доске и в тетради:

Участники войны:

Российская империя с одной стороны;        :

Османская империя, Англия, Франция - с другой;

Враждебный нейтралитет по отношению к России со стороны Австрии.
Пруссии.         

На  мониторе:  Цели  войны.Прочитать.

У России в Крымской войне не было союзников. При этом по южным
западным границам страна была окружена либо непосредственными про-
тивниками, либо странами, готовыми в любой момент вступить в войну
против России. Поэтому шансов выиграть войну у России не было не только
из-за военно-технической отсталости.        

Игра в пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской
войны»        

Учащимся раздаются карточки, из которых они должны составить блоки, исходя  из наличия  причинно-следственной связей между написанными
на карточках утверждениями.        

Карточки наклеиваются учащимися на чистый лист бумаги. III. Пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Рекрутская система формирования армии

=> =>

=> => => =>

=> =>

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. чел.

Отсутствие дееспособного генштаба. В. А. Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Войска рассредоточены по всей территории страны

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Низкая маневренность войск

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. - 1 880 единиц на 42 тыс. солдат;

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника боле совершенных, дальнобойных Орудий                         ;

*

Из 2 1 военного корабля черноморской эскадры - 7 паровые, остальные - парусные)

        

Например:

Поражение в Крымской войне

                Отмена   крепостного
                     
права        

I11.   Ход  военных действий

Запись на доске и в тетради:

I октября 1853 г. - Николай I подписал Манифест о начале войны с Турцией.

первый этап войны (ноябрь 1853 - апрель 1854) - русско-турецкие военные действия.

Сообщение учащегося.« Синопская  победа российского флота»;

1 декабря 1853 года –день   воинской славы России . Победу  у мыса  Синоп мы не должны забывать. В годы Великой  Отечественной войны  в Красной Армии  были  введены  награды : медаль  и  орден  Нахимова. Так  наша  Родина вспомнила  о людях  героически  защищавших нашу  Родину. Мы  тоже  должны  помнить о  них.

Второй этап войны (апрель 1854 - февраль 1856) - англо-французская ин
тервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на
Балтийском  и Белом морях и на Камчатке. Показать на карте : Кронштадт , Свеаборг в Финляндии, Соловецкий монастырь, Архангельск ,Аландские  острова , Кольский  залив , Евпатория,  Одесса, Керчь , Новороссийск ,Петропавловск – Камчатский.

Сообщения учащихся.

 «Оборона Севастополя»; «Подвиг врачей в Крымскую войну» (см. Дополнительные материалы, II).  « Даша  Севастопольская ».

-        Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей всей Крымской войны? (Военные   действия   для   России   развивались  крайне  неудачно. И   лишь самоотверженность  солдат  и  офицеров  Севастополя,  которые  упорно сопротивлялись превосходящему и х в  технике противнику, ускорила заключение  мирного  договора и его относительную мягкость для России, спасла честь страны?)

Работа с документами и беседа по вопросам к ним .Тексты документов на мониторе .

ДОКУМЕНТЫ №2.

О приказе главнокомандующего русской армией в Крыму А. Меньшикова адмиралу В. Корнилову затопить корабли Черноморского флота. Из воспоминаний А. Камовского — начальника канцелярии главнокомандующего

Можно себе представить весь ужас адмирала, которому говорят о добровольном уничтожении части флота, когда он проникнут мыслью, что и цель самих врагов наших состоит в том же! Пораженный, конечно, донельзя необходимостью такого решительно высказанного приказания, Корнилов будто не верил своим ушам, казалось, не понимал слов приказа!..

Как, не давши никому еще опомниться, остыть от жара воинственного настроения духа, заставить примириться с мыслью о разлуке с судами и добровольно, собственными руками начать их топить?.. Он позволил себе возразить главнокомандующему, что он исполнение этой последней меры на себя не примет...

Из приказа В. А. Корнилова по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854 г.

Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его...

Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд...

Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб держать корабли, обреченные жертве, но надобно покориться необходимости...

Из приказа П. С. Нахимова о затоплении кораблей. 14 сентября 1854 г.

Неприятель подступает к городу, в котором весьма мало гарнизона; я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры, а оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону...

Из «Воспоминания о Севастополе» В. Зарубаева

Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули   Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех  выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя  камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили, как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало. Ружья, переделанные на  нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.

Из письма Л. Н. Толстого — участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г.

Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней  Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, «умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, «Ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.

Из Манифеста об окончании войны. 19 марта 1856 г.

Упорная, кровопролитная борьба, возмущавшая Европу в течение трех почти лет, прекращается. Она была возбуждена не   Россиею, и пред самым началом ее почивающий ныне в бозе   незабвенный родитель наш объявил торжественно всем, единственною целию его домогательства и желаний были охранение  прав, устранение притеснения единоверцев наших на Востоке...

Вопросы к документам: 1. Прочитайте первые три документа. Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе. В. А. Корнилов и П. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли  слова для подчиненных, показывающие правильность этого решения? 2. Почему  русская армия была вооружена устаревшим оружием? В чем вы видите главные причины этого? 3. Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны? 4. Прочтите отрывок из Манифеста об  окончании войны. Согласны ли вы с указанными в нем мотивами вступления   России  в Восточную войну?

-        Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, В. А. Корнилов и П. С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения?

Одновременно с событиями в Крыму борьба велась и на другом фронте -Кавказском, хотя он в данном случае был второстепенным. Здесь русским мискам традиционно сопутствовал успех. В 1855 г. назначенный главнокомандующим русскими войсками на Кавказе Н. Н. Муравьев начал наступление на оплот турецкой обороны в этом регионе - крепость Карс, который был взят после двухмесячной осады. Дорога во внутренние земли Турции :была практически открыта. Только окончательная сдача Севастополя помешала русским войскам развить свой успех..

IV. Парижский конгресс

Запись на доске и в тетради:

Февраль-март 1856 г. - Парижский конгресс.        

-        Прочитайте о решениях Парижского конгресса. Назовите условия
Парижского мирного трактата.

-        Дайте определение термину «нейтрализация Черного моря».

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного   развития».

5.Закрепление.

- Как вы думаете , каковы причины поражения России   в Крымской войне ?

- А  кто сможет определить значение Крымской войны?

- Откройте на  мониторе  «Запись  в тетради» .Сравните  .

1 декабря 1853 года –день   воинской славы России . Победу  у мыса  Синоп мы не должны забывать. В годы Великой  Отечественной войны  в Красной Армии  были  введены  награды : медаль  и  орден  Нахимова. Так  наша  Родина вспомнила  о людях  героически  защищавших нашу  Родину. Мы  тоже  должны  помнить о  них.

Ринат  Попов  приготовил  Презентацию  о  Крымской  войне . Давайте  в заключении урока посмотрим ее.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Было ли вам интересно?

-Что еще вам хотелось бы узнать ?

Литература:

Домашнее задание

 §14;вопросы в конце


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

   I. Синопский бой

Событие, к которому мы должны теперь обратиться вписано золотыми буквами в историю славы русского народа <.. .>

Нахимов, как только подошли подкрепления, решил немедленно войти в Синоп-скую гавань и напасть на турецкий флот.

В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у турок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турецкий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел в решающие моменты своего существования сколько-нибудь способных адмиралов. Так оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города; набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и расположение судов было,, естественно, таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу. Гений русского флотоводца и первоклассный по своей боевой морали и выучке состав экипажей его эскадры справились бы со всеми препятствиями, даже если бы турецкое командование оказалось более дееспособным <...>

На рассвете 18(30) ноября 1853 г. русская эскадра оказалась километрах в пятнадцати от Синопского рейда <.. .>

Турецкий флот, застигнутый Нахимовым, погиб полностью - не уцелело ни одного судна, и погиб он почти со всей своей командой. Были взорваны и превратились в кучу окровавленных обломков четыре фрегата, один корвет и один пароход «Эрекли», который тоже мог бы уйти, пользуясь быстроходностью, подобно «Таи-

фу», но на нем командовал турок, который не последовал примеру Слэда. Были зажжены самими турками пробитые и искалеченные другие три фрегата и один корвет. Остальные суда, помельче, погибли тут же. Турки считали потом, что из состава экипажа погибло около трех тысяч с лишком. В английских газетах упорно приводилась цифра четыре тысячи.

Перед началом сражения турки были так уверены в победе, что они уже наперед посадили на суда войска, которые должны были взойти на борт русских кораблей по окончании битвы.

Турецкая артиллерия в Синопском бою была слабее нашей, если считать только орудия на судах (472 пушки против русских 716), но действовала она энергично. Нелепейшая расстановка судов турецкого флота обезвредила, к счастью для Нахимова, некоторые из очень сильных береговых турецких батарей, но все-таки две батареи нанесли русским судам большой вред. Некоторые корабли вышли из боя в тяжком состоянии, но ни один не потонул <...>

Вот картина, представшая перед глазами экипажа корниловской эскадры, когда она вошла в Синопскую бухту: «Большая часть города горела, древние зубчатые стены с башнями эпохи средних веков выделялись резко на фоне моря пламени. Большинство турецких фрегатов еще горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили сами собой выстрелы, и ядра перелетали над нами, что было очень неприятно. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Ужасно было видеть, как находившиеся на них люди бегали, метались на горящих палубах, не решаясь, вероятно, кинуться в воду. Некоторые, было видно, сидели неподвижно и ожидали смерти с покорностью фатализма. Мы замечали стаи морских птиц и голубей, выделяющихся на багровом фоне озаренных пожаром облаков. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы работали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях. В то же время весь небосклон на восток от Синопа казался совсем черным» <.. >

Среди пленных находился и сам флагман турецкой эскадры Осман-паша, у которого была перебита нога. Рана была очень тяжелая. В личной храбрости у старого турецкого адмирала недостатка не было так же, как и у его подчиненных. Но одного этого качества оказалось мало, чтобы устоять против нахимовского нападения.

23 ноября, после бурного перехода через Черное море, эскадра Нахимова причалила в Севастополе.

Все население города, уже узнавшее о блестящей победе, встретило победоносного адмирала. Нескончаемое «Ура, Нахимов!» неслось также со всех судов, стоявших на якоре в Севастопольской бухте. В Москву, в Петербург, на Кавказ к Воронцову, на Дунай к Горчакову полетели ликующие известия о сокрушительной русской морской победе. «Вы не можете себе представить счастье, которое все испыты-аали в Петербурге по получении известия о блестящем синопском деле. Это поистине замечательный подвиг», - так поздравлял Василий Долгоруков, военный министр, князя Меншикова, главнокомандующего флотом в Севастополе. Николай дал Нахимову Георгия 2-й степени — редчайшую военную награду — и щедро наградил всю эскадру. Славянофилы в Москве (в том числе даже скептический Сергей Аксаков) не скрывали своего восторга. Слава победителя гремела повсюду.

(Е. В. Тарле. Крымская война.)



Предварительный просмотр:

III. Пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Рекрутская система формирования армии

=> =>

=> => => =>

=> =>

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. чел.

Отсутствие дееспособного геншта ба. В. А. Долгоруков: «Единственной мыс лью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю

Ошибки в разработке страте гических планов ведения вой ны

Войска рассредоточены по всей террито рии страны

Много времени на переброску войск к театру военных дейст вий

Отсутствие разветвленной системы желез ных дорог

Низкая маневренность войск

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Плохая подготовка сухопут ных войск к ведению боевых действий

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Амуниция солдат мало при способлена к ведению боя

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. - 1 880 единиц на 42 тыс. солдат;

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у против ника боле совершенных, даль нобойных Орудий                         ;

*

Из 2 1 военного корабля черноморской эс кадры - 7 паровые, остальные - парусные)

II. Пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Рекрутская система формирования армии

=> =>

=> => => =>

=> =>

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. чел.

Отсутствие дееспособного геншта ба. В. А. Долгоруков: «Единственной мыс лью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю

Ошибки в разработке страте гических планов ведения вой ны

Войска рассредоточены по всей террито рии страны

Много времени на переброску войск к театру военных дейст вий

Отсутствие разветвленной системы желез ных дорог

Низкая маневренность войск

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Плохая подготовка сухопут ных войск к ведению боевых действий

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Амуниция солдат мало при способлена к ведению боя

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. - 1 880 единиц на 42 тыс. солдат;

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у против ника боле совершенных, даль нобойных Орудий                         ;

*

Из 2 1 военного корабля черноморской эс кадры - 7 паровые, остальные - парусные)

II. Пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Рекрутская система формирования армии

=> =>

=> => => =>

=> =>

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. чел.

Отсутствие дееспособного геншта ба. В. А. Долгоруков: «Единственной мыс лью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю

Ошибки в разработке страте гических планов ведения вой ны

Войска рассредоточены по всей террито рии страны

Много времени на переброску войск к театру военных дейст вий

Отсутствие разветвленной системы желез ных дорог

Низкая маневренность войск

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Плохая подготовка сухопут ных войск к ведению боевых действий

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Амуниция солдат мало при способлена к ведению боя

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. - 1 880 единиц на 42 тыс. солдат;

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у против ника боле совершенных, даль нобойных Орудий                         ;

*

Из 2 1 военного корабля черноморской эс кадры - 7 паровые, остальные - парусные)

II. Пазлы «Состояние российской армии накануне Крымской войны»

Рекрутская система формирования армии

=> =>

=> => => =>

=> =>

Большие расходы государства на содержание армии

Содержание армии численностью более 1 млн. чел.

Отсутствие дееспособного геншта ба. В. А. Долгоруков: «Единственной мыс лью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю

Ошибки в разработке страте гических планов ведения вой ны

Войска рассредоточены по всей террито рии страны

Много времени на переброску войск к театру военных дейст вий

Отсутствие разветвленной системы желез ных дорог

Низкая маневренность войск

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Плохая подготовка сухопут ных войск к ведению боевых действий

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Амуниция солдат мало при способлена к ведению боя

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 100-150 м.; нарезные ружья, поражавшие цель до 800 м. - 1 880 единиц на 42 тыс. солдат;

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у против ника боле совершенных, даль нобойных Орудий                         ;

*

Из 2 1 военного корабля черноморской эс кадры - 7 паровые, остальные - парусные)



Предварительный просмотр:

  Героическая оборона Севастополя (октябрь 1854 - август 1855)

17 октября 1854г. началась первая бомбардировка Севастополя. Противник  рассчитывал мощной бомбардировкой с моря и суши разрушить сухопутные укрепления крепости и штурмом овладеть ею. Однако огонь русских береговых батарей

ее ощутимый урон осадной артиллерии и кораблям французов и англичан, что заставило их отложить штурм города. Защитники Севастополя терпели острую нужду  в оружии, боеприпасах и продовольствии. Однако в самых трудных условиях севастопольские солдаты и матросы сохраняли высокий моральный дух и волю к борьбе. Для   защиты  города было принято решение затопить поперек входа  в Севастопольскую бухту часть кораблей. Вице-адмирал В. А. Корнилов был против этого решения, но нашел в себе силы не только выполнить приказ, но и объяснить морякам необходимость этого поступка. Хотя можно представить себе весь ужас ситуации, когда ад-ралу говорят о затоплении кораблей, чего, по его мнению, добиваются и против-•*си. Около 4 часов утра 10 сентября 1854 года было затоплено пять кораблей. Русская -армия под командованием А. С. Меньшикова пыталась оказать помощь житеелям Севастополя. 13(25) октября в долине между Севастополем и Балаклавой произошло сражение. Русским удалось внедриться в тыл и захватить несколько турец-. орудий. В этом сражении легкая артиллерийская кавалерия, в которой служили представители самых аристократических фамилий Англии, потеряла около 1,5 тыс. человек. Это сражение подняло боевой дух русских войск. В то же время оно послужило1.10 хорошим уроком для союзников, которые выделили дополнительные силы для охраны своего тыла. Хотя операция не изменила положения осажденного города, обстановка в городе и вокруг него была тяжелой. Защитники не были обеспечены в достаточном  количестве боеприпасами,  водой,  продовольствием. После  гибели А. Корнилова оборону возглавил П. С. Нахимов - герой Синопа. Несмотря на трудности, защитники Севастополя наносили противнику ощутимые удары, осуществляя вылазки в расположение вражеских войск. Они выводили из  строя живую силу и технику, разрушали траншеи, захватывали пленных. Родной город защищали даже дети. За храбрость десятилетний защитник пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом. Прославился своим мужеством |Петр Макарович Кошка, который участвовал в восемнадцати вылазках в расположе-1шие вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским кре-|стом.

Войска противника несколько раз штурмовали город. Иногда город был бук-I ильно засыпан бомбами и ракетами. Защитники же не могли отвечать огнем такой же силы, так как боеприпасов катастрофически не хватало. Кровопролитная борьба | ила за один из важных рубежей Севастополя - Малахов курган.

Последние силы защитников Севастополя иссякали от потерь, вызванных непре-I вращающимся артиллерийским обстрелом союзников. 12 июля осажденные понесли самую значительную потерю - во время обороны Малахова кургана погиб адмирал Нахимов.

5(17) августа 1855 г. противник начал подготовку к новому штурму Севастополя кассированной бомбардировкой, продолжавшейся до 24 августа (5 сентября). Всего 5ыло выпущено около 200 тыс. снарядов. В результате этого обстрела город был полностью разрушен, в нем не осталось почти ни одного целого дома. Тогда же про-"ивники начали генеральное наступление, направив главный удар на Малахов курган. Но защитники отбили атаку. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и решило исход обороны Севастополя. Гарнизоны города, его защитники, уничтожив батареи, пороховые погреба и потопив часть оставшихся кораблей, переправились на Северную сторону. 30 августа (11 сентября) были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Александр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (1854-1855).



Предварительный просмотр:

Подвиг врачей в Крымскую войну

С самого начала Крымской войны женщины принимали активное участие в ока зании помощи раненым. В Одессе, Севастополе, Петропавловске-Камчатском действовали общины сестры милосердия.

В ходе обороны Севастополя, ежедневных бомбардировок, которым подвергался город со стороны противника, с каждым днем увеличивалось количество потерь, как среди воинов, так и среди жителей города, еще больше было раненых.

В 1854 г. в осажденный Севастополь прибывает известный российский хирург Н, И. Пирогов с группой молодых хирургов. Николай Иванович Пирогов   был  осново положником хирургии как научной медицинской дисциплины. Он одним из первых  использовал эфирный наркоз в клинике. А в 1847 г. впервые в мире применил нар коз в военно-полевой хирургии.

В Севастополе им было произведено около 400 операций под эфирным и 300 под хлороформным наркозом. Ему принадлежит инициатива развертывания временных госпиталей для защитников Севастополя. По опыту Крымской войны Пирогов соз дал учение об общих принципах военно-полевой хирургии.

В октябре 1854 года по инициативе Н. И. Пирогова и благодаря содействию Ве ликой княгини Елены Павловны в Петербурге была учреждена Крестовоздвиженская община сестер попечения о больных и раненых воинах России. 200 медицин ских сестер этой общины принимали участие в оказании помощи больным и ране ным во время Севастопольской обороны. Непосредственное руководство над  сестрами  Крестовоздвиженской общины в годы Крымской войны осуществлял Н. И. Пирогов

В качестве сестер и санитарок добровольно работали так же жены, вдовы и  дочери офицеров и матросов. Во время войны женщины соперничали с мужчинами, под градом пуль они разносили квас и воду в самые жаркие места схватки, распла чиваясь за это часто жизнью и ранениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Крымская война"

Презентация к уроку в 8 классе по теме "Крымская война"...

модель урока по истории России в 8 классе по теме "Крымская война"

Концептуальная цель: развитие мировоззренческих убеждений учащихся, воспитание гражданственности.Тема урока:Крымская война 1853 -1856 г.г.Стратегическая цель: развитие у учащихся способностей рассматр...

Урок "Крымская война 1853-1856 г. и ее значение" с использованием ИКТ

В ходе урока выявляются причины и значение Крымской войны в истории России, показан героизм полководцев таких как, Нахимов, Истомин, Корнилов и обыкновенных солдат в этой войне. Также освещается матер...

Тест "История России. Крымская война".

Тестовые задания по теме "История России. Крымская война"....

Крымская война 1853-56г.г.

Материал используется для проверки знаний по теме Крымская война 1853-1856 годов....

Крымская война 1853-1856

Разработка и презентация к уроку истории в 8 классе по теме: "Крымская война"...