Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Кожевникова Ольга Сергеевна

Конспект урока  к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnyaya_gretsiya.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне» 5 класс

Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии. Продолжать формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре».

Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу. Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени.

Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей. Пробудить понимание красоты по средствам привлечения внимания учащихся к изображениям на греческих вазах, украшенных сценами из мифологии и повседневной жизни греков.

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2010г

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедиа-презентация, путевые листы, учебники, карта

Методические приемы: беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, заполнение сравнительной таблицы, работа с картой, решение исторических задач.

План урока:

1.Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи

7. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону

8. Рефлексия учебной деятельности

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи;

Личностные: осознавать свои эмоции,  вырабатывать желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.

- Для чего изучают предмет, история?  (изучаем историю прошлого)

- А вам интересно изучать историю прошлого? (да)

- Каким должен быть урок? (интересным, познавательным)

- Давайте и мы сегодня с вами будем работать активно, и все вместе, чтобы узнать много интересного о Древнем мире.

2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Познавательные: структурирование знаний;

Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- С историей каких стран мы с вами знакомились на предыдущих уроках? (На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии).

 А что мы изучали об этих странах. (Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности).

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на предметы, которые расположены на слайде, (Слайд № 1) здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.
  3. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
  4. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
  5. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае  научились выращивать чайные кусты.
  6. Лилово-красная краска – ответ учащихся:  В Финикии  из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.

3.Выявление места и причины затруднения

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

- Среди этих предметов есть, какой либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем?

Ответ учащихся: да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки. Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. Греческие вазы, сосуды являются наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях древней  Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Прошедшие сильный обжиг, стенки сосудов украшенные разнообразными сюжетами могут многое рассказать нам о событиях истории Древней Греции. Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже одном из крупнейших русских музеев, расположенном в Санкт-Петербурге.

Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза? (с историей Древней Греции)

Это конечно Древнейшая Греция. И поэтому попытайтесь сформулировать тему урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне. (Слайд № 2,3)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные: целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Скажите мне, пожалуйста, из каких источников мы можем узнать о жизни  людей в Древней Греции?

(из книги, из интернета, работая с картой, личный опыт …)

Итак, что именно мы должны сегодня изучить? (целеполагание)

1. Месторасположение и природные условия Греции

2. Основные занятия населения

3. Известные личности

4. Соседи Древней Греции

5. Реализация построения проекта

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Регулятивные: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию на машине времени. Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов).  К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии.

Подпишите ваши билеты.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. (Слайд№ 4)  Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией.

 Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на нашей доске (Слайд № 5 ) учебниках (стр.111)

Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство. Где поселились греки, на каком полуострове? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его).

Учитель: - Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? Ученики: Эгейское и Ионическое.

Учитель: Покажите их на карте.

Учитель: Есть ли в Греции крупные реки?

Ученики: Нет.

На какие части условно мы можем разделить Грецию?

Ученики: Северная Греция, Средняя Греция и Южная. Покажите их на карте. Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался?

Ученики: остров Крит. Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать?

Ученики: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.

Показывают их на карте.

А теперь обратимся к нашим путевым листам и выполним задание №1 на контурной карте. Проверка выполнения задания.

Итак, мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту « Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Рассказ учителя о природных условиях ( слайд № 6 ) 

    1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов,  самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли.

   2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного.Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

   3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции.

Давайте обратимся к рисункам на (слайде № 7)   и предположим чем занимались древние греки.

Ученики:  ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя: (Слайд № 8)

В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц… На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля.

Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». (Слайд№ 9)

Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство. Слайд№

С историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифу « О Тесее и Минотавре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое?

Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.

А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №2 там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена, прочитав миф «О Тесее и Минотавре».

Проверка выполнения задания.

Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе». (Слайд №.  11)

Рассказ учителя: В 1900 году на остров Крит прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал что под холмом тоже может располагаться древний город но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное.

Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близ берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. (Слайд № 12) . Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.

6. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

  Мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем Задание № 4.  Это задание - задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели

Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

Один ученик выполняет задачу на доске остальные в путевых листах, проверка решения и ответа. Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3511лет и мы с вами возвращаемся в наш 2014 год, наше путешествие подошло к концу. (Слайд № 13)    

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Коммуникативные: организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения.

Мы познакомились с природой Греции, давайте теперь попробуем сравнить её с природой тех государств, которые мы уже изучили на прошлых уроках. Вы работаете в парах, поэтому прислушивайтесь к мнению партнера. 

Заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Востока и Древней Греции».

А теперь попробуйте свою работу в паре оценить самостоятельно. У вас на листочке нарисованы три смайлика: улыбающийся, не выражающий ни каких эмоций, и грустный. Обведите того смайлика, который соответствует вашей работе.

8. Рефлексия учебной деятельности

Познавательные: умение структурировать знания;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Учитель: По какой стране мы путешествовали сегодня? Ученики: По Древнейшей Греции.  

Давайте вернемся к тому что у нас с вами было запланировано ( пункты плана)

Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников.

В ваших путевых листах остался только один не заполненный квадратик, выберите цвет и закрасьте квадратик тем цветом, который выражает вашу активность на сегодняшнем уроке, как вы сами оцениваете свою работу сегодня, каким цветом.

Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: параграф 24, прочитать, уметь пересказывать, подготовить развернутый ответ на вопрос: « Как мы узнаем о жизни древних греков?».

Источники:

http://nsportal.ru/fateewa-elena-iwanowna

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie

http://ruzaschool2.ucoz.ru/publ/reguljativnye_universalnye

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/lichnostnye-uud

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/kommunikativnye

          Билет в Древнейшую Грецию

                                                         

Ученика(цы) ___класса

__________________________(Ф.И.)

Время отправления____ч. _____мин.

Путевой лист

Задание №1.  Заполни контурную карту «Древняя Греция»

  1. Обведите территории, на которых  жили греческие племена.
  2. Надпишите названия 3-х частей, на которые делилась Греция.
  3. Надпишите названия морей, которые омывают Грецию.
  4. Надпишите название самого большого острова.

Цифрами на карте обозначены древнейшие города Греции. Напишите их названия.

           

         Задание №2. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М_ _ _ с – царь Крита

А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

Э __ _ й – царь Афин.

М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

Т_ _ _ й – герой, победивший чудовище.

      Задание №3.Решите задачу: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита из-за взрыва вулкана на острове Фера.

Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

Оцените свою работу на уроке:

Я не достаточно работал на уроке, могу и лучше.

          Я старался и выполнял все задания, но у меня не все получалось,

         

           Возникали затруднения

 Я активно и эффективно работал на уроке, выполнил все задания, они не представляли для меня особой сложности.

Задание. Заполни сравнительную таблицу:

«Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Почва

Плодородная мягкая почва

Горы

Нет

Климат

Теплый

Занятие

Основная масса населения занималась земледелием

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Страна большого Хапи"

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Египет"...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"

Конспект урока в соответствии с ФГОС по истории Древнего мира 5 класс "Древнее Междуречье"...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Искусство Древнего Египта»...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...