Главные вкладки

    План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.
    план-конспект урока по истории (5 класс)

    Асауленко Елена Анатольевна

    Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами; дать представление о героической борьбе греков против персидской агрессии, причинах победы над персами; на примере историй о греческих воинах способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как мужество и стойкость.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по Истории Древнего мира с использованием ИКТ.

    Предмет: История Древнего мира.

    Класс: 5.

    Учебник: История древнего мира / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

    Тема: Победа греков над персами в Марафонской битве.

    Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами; дать представление о героической борьбе греков против персидской агрессии, причинах победы над персами; на примере историй о греческих воинах способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как мужество и стойкость.

    Задачи:

    1. Систематизировать знания учащихся по данной теме.

    2. Формировать информационно коммуникативные компетенции

    3. Активизировать познавательный интерес к предмету

    Оборудование и материалы: карта «Греко-персидские войны в Vв. до н.э.», проектор, мультимедийная презентация, рабочая тетрадь, учебник История древнего мира./ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

    Основные понятия: войнастратег, гоплит, фаланга.

    Основные даты: 490 г. до н.э.

    Ход урока

    1.Организационно- мотивационный момент.

    – Я Вас приветствую на уроке. Тема занятия «Победа греков над персами в Марафонской битве».

    И сегодня мы продолжаем изучать историю Древней Греции.

    - Но для начала давайте проверим выполнение домашнего задания и освежим в памяти историю древних Олимпийских игр, выполнив небольшой тест. (Тест выполняется с помощью интерактивного конструктора LearningApps.org по следующей ссылке в Интернете: https://learningapps.org/display?v=p7q5rie4n19 )

    Тема урока «Победа греков над персами в Марафонской битве» (Презентация. Слайд №1).

    План урока:

    1.Начало войны

    2.Марафонская битва

    3.Причины победы

    Проблемный вопрос. Почему, несмотря на численное превосходство персов, греки одержали победу?(Слайд №2)

    - Что нужно сделать, узнать, чтобы решить проблему?

    • Причины войны.

    • Когда началась?

    • Кто победил? Почему?

    • Каков состав армий?

    • Итоги и результат. (Слайд№3)

    2. Повторение пройденного материала:

    1. Работа с настенной картой «Греко-персидские войны в Vв. до н.э.» Назовите и покажите территорию, на которой расположена Греция.

    - Назовите и покажите моря, которыми омывается побережье Греции.

    - Назовите и покажите область, где расположен город Афины.

    - Назовите и покажите область, где расположен город Спарта.

    - Давайте вспомним, где находилась территория, на которой проживали племена персов? (На побережье Персидского залива)

    - Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет)

    Кто был самым могущественным царём Персидской державы? (Дарий I) (Слайд №4,5)

    3.Работа по теме урока.

    I. Над греками нависла угроза порабощения.

    В начале Vв. до н.э. владыка огромной Персидской державы царь Дарий I задумал подчинить себе новые страны.

    - Работая с текстом п.3 § 34, предположите, почему персы стремились к новым завоеваниям.

    (По ходу выполнения задания составляется схема. Слайд №6)


    II. Марафонская битва

    - Сравните размеры этих двух государств. (Карта «Греко-персидские войны в Vв. до н.э.».)

    - Сравните соотношение сил: в 490 г. до н. э. в Греции встретились 10 тыс. воинов из Афин и тысяча воинов из греческого г. Платеи под командованием Мильтиада с одной стороны и 60 тыс. воинов армии персидского царя Дария I во главе с Датисом – с другой. (Слайд № 7,8,9.)

    - Учитывая приведенные данные, каков будет Ваш прогноз результатов сражения?

    - Попытаемся дать ответ, внимательно слушая мой рассказ и работая с картой.

    Афинским войском командовал опытный стратег Мильтиад. Во главе со стратегами (стратег – это военачальник) войско выступило к Марафонской равнине. (Расматривается схема сражения. Слайд №10). Здесь они с холмов увидели лагерь персов и их корабли. Их войско было многочисленнее афинского. Заняв позиции на холме, греки преградили путь в Афины. Мужество и силу придавала грекам мысль, что они сражаются за Родину, за жизнь, за свободу матерей, жён, детей.

    «Если мы проиграем сражение, персы захватят наши поля, виноградники, оливковые рощи, разрушат Афины, а жителей угонят в рабство. Лучше смерть, чем такой позор!»

    Опасаясь подхода спартанцев, Дарий I двинул войска навстречу грекам.

    Греки встретили противника градом камней и стрел. А затем Мильтиад приказал перейти в наступление. Удар фаланги был страшен, персы понесли большие потери.

    Однако новые воины стали теснить греков и ударили в центр противника. Греки дрогнули и стали отступать.

    Вскоре персы разрезали греческую армию на две группы - победа казалась близкой, но...

    Края греческого войска стали выдвигаться вперед, охватывая армию противника. Персы не выдержали и побежали к своим кораблям. 
    Пока греческая фаланга перестраивалась, персы погрузились на корабли и покинули аттический берег. (Слайд №11,12)

    Афинянин (Фидиппид), желая принести радостную весть о победе Афин, пробежал 42 км. 195м от Марафона до Афин. Вбежав в город, он воскликнул: «Радуйтесь афиняне. Мы победили!». Весть разнеслась по всей Элладе. И если раньше борьба с Персией казалась безнадёжной, то теперь победа воодушевила всю Элладу. (Слайд № 13)

    - Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге бегуна – афинянина? (Марафонский забег)

    Физминутка. (Слайд№ 14)

    Представьте, что вы участники Марафонской битвы. Как идет строем греческая фаланга? Как бросали камни греческие воины? Как лучники натягивали лук, чтобы пустить стрелу? Упало копье, давайте его поднимем. Как мы отважно сражаемся, мечем, теперь другой рукой? Как мы ликуем, узнав о победе? Представьте, что вы бегун, которому необходимо доставить радостную весть о победе. Теперь, чтобы не пасть замертво нам нужно восстановить дыхание. Поаплодируем победителям.

    4. Закрепление изученного материала.

    - Подумайте, что на ваш взгляд помогло победить афинянам? За что они боролись? (Слайд № 15)

    Причины победы греков:

    1) помощь жителей г. Платеи;

    2) мужество и храбрость греческих воинов;

    3) талант военачальника, стратега Мильтиада;

    4) греки защищали свою родину, и это давало им силы для борьбы.

    - Как Вы думаете, какое значение для греков имела их победа в этом сражении? (Слайд № 16)

    Значение победы в Марафонской битве:

    1) для греков война носила справедливый характер;

    2) победа греков показала, что они способны отстоять свою независимость;

    3) афиняне вдохновили другие греческие города на сопротивление;

    4) персы перестали считаться непобедимыми.

    - Давайте закрепим изученный материал и разгадаем кроссворд, который поможет нам восстановить в памяти ключевые вопросы урока.

    (Кроссворд выполняется с помощью интерактивного конструктора LearningApps.org по следующей ссылке в Интернете: https://learningapps.org/display?v=pro9d71mn19 )

    Рефлексия

    Сегодня я узнал…

    Я выполнял задания…

    Я научился…

    Меня удивило…

    Расскажу дома, что …(Слайд № 17)

    5. Домашнее задание (Слайд №18)

    § 34, конспект урока – устно. Дифференцированное задание:

    6. Подведение итога урока.

    Учитель оценивает работу учащихся на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Победа греков над персами в Марафонской битве

    Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

    Победа греков над персами в Марафонской битве

    Презентация к уроку истории в 5 классе...

    Победа греков над персами в Марафонской битве

    Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном ...

    Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».

    Урок призван помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.Направлен на развитие умения пятикласснико...

    Технологическая карта урока "Победа греков над персами в Марафонской битве". ФГОС

    Технологтческая карта урока "Победа греков над персами в Марафонской битве", по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свецицикой "История Древнего мира".5 класс....

    Презентация по истории Древнего Мира "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

    Марафонская битва представляет собой самое крупое сражение на суше за весь период греко-персидских войн. Битва прододила у города Марафон. Как известно, в битве победили греки, потому что они исп...