открытый урок истории в 5 классе "Победа греков над персами в Марафонской битве"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Литягина Оксана Николаевна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект31.41 КБ
Файл презентация2.93 МБ
Файл Приложение карточки с заданиями12.84 КБ
Файл лист самооценки17.57 КБ
Microsoft Office document icon korabliki.doc1.42 МБ
Файл карта1.71 МБ
Файл voin_1.docx222.64 КБ
Файл voin2.docx329.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Победа греков над персами в Марафонской битве

Цель: сформировать представление у ребят о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков.

Ход урока:

- Здравствуйте, присаживайтесь. Ребята, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке?

- А сегодня я приглашаю вас в сказочную и загадочную Древнюю ГрециюV в. до н.э. (видео, 1 мин)

- Ребята,перед вами карта. Скажите, что это за карта, каково ее название? На этой карте изображены места, где происходили великие события того времени. Такая же карта имеется у вас в учебнике на стр. 162, откройте её.

Пользуясь картой, ответьте на вопросы:

-Как называлось самое крупное Древневосточное государство того времени? (Персидское царство)

- Где находилась территория этой страны? (На побережье Персидского залива)

- Каким цветом обозначена территория Персии?

- До какой реки доходили владения персов на востоке?

- До каких морей на западе?

- Какие моря служили границей на севере?

- Какой залив и море были южной границей Персидской державы

- Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон, Лидию, Египет)

- Ребята, к границам какого государства приблизилось Персидское царство?

-  Сравните Грецию и Персию. Как вы думаете, каковы шансы греков против персов?

Предположите, кто должен победить и почему?

- разные версии я сейчас услышала. У нас появилась проблема «Почему греки смогли победить в Марафонской битве?», которую мы с вами и разрешим в течение сегодняшнего урока.

Кто может сформулировать тема урока? («Победа греков над персами в Марафонской битве»). Другие предложения есть?

- В соответствии с темой урока определите его цели. Узнать о причинах, событиях и итогах Марафонской битвы.

- Предлагаю составить план нашей работы.

- Посмотрите на слайд. Пункты нашего плана перепутаны. Восстановите верную последовательность наших действий.

1.Определить причины войны.

  1. Изучить основные события первой греко-персидской войны.
  2. Подвести итоги и определить значение Марафонской битвы.

- Скажите, ребята, а какие личные качества вам пригодятся на уроке? Замечательно.  

- Ребята, я желаю вам быть сегодня на уроке внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. И наш урок пройдет удачно.  Итак, отправляемся в путь к достижению нашей цели.

- Для ответа на первый вопрос предлагаю выполнить задание № 1. Возьмите карточку____________ цвета.  Прочитайте задание.

Задание 1. Используя карту учебника на стр.162, определите причины первой греко-персидской войны. Для этого:

1. Определите размер территории Персидского царства.

2.Определите направления походов персидских войск.

3.Сделайте вывод: Какую цель преследовали правители Персии?  К чему принуждали греков действия правителей Персии.

Причины:

                      Для персов:                                               Для греков:

       - завоевать весь мир                               - защита своей независимости, свободы.

- Обратимся к плану. На какой вопрос плана ответили?

- О чем будем говорить дальше?

- Найти ответ на второй вопрос плана нам поможет контурная карта, но карта необычная. Необычность карты заключается в том, что названия городов подписывать не нужно, а обозначать их будем стикером.

- Я буду рассказывать вам о событиях, а по ходу рассказа работать в контурной карте.

К началу 5 века до н.э. персидский царь Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова. Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы. Они нагло заявляли : «Наш повелитель , царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды…»

Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы.

А спартанцы бросили послов в колодец со словами: «Там, на дне вы найдете достаточно земли и воды».

- Отметьте на контурной карте эти города, покажите на карте.

Царь  Дарий отправил военный флот для покорения Эллады.

- Обозначьте направление похода  флота Дария I на карте карандашом.

- Какой характер носила война со стороны персов?

- Со стороны греков?

Гонец принес страшную весть: « В Марафонской бухте показались персы, вооружайтесь!» Все способные встали в строй.  

- Поближе познакомимся с обмундированием воинов. У вас на  столах лежат конверты с мозаикой. Возьмите их. Работая в паре, соберите мозаику. На работу у вас 1 минута.

- Проверяем.  Разместите на доске слева греческого воина, а справа – персидского.

-  Чем отличается обмундирование воинов?

- Подготовка к битве продолжалась.

- Афиняне избрали стратегом Мильтиада (непримиримого врага Дария).         – Стратег- по- гречески  военачальник.

- Мильтиаду удалось собрать десятитысячное войско. За помощью послали в Спарту: ее жители отказались, ссылаясь на старинный обычай, запрещавший до полнолуния вступать в бой. На помощь афинянам пришел лишь пограничный с Аттикой город Платеи. Они прислали 1000 воинов.

- Отметьте город Платеи на карте.

- Мильтиад решил не воевать в Афинах, а двинуться навстречу врагу.

- И мы отправимся вместе с Мильтиадом.

физкультминутка

В путешествие мы отправляемся

Очень быстро встаем, собираемся.

Нужна небольшая разминка,

Чтоб в пути не была заминка.

Коль готовы вы всегда,

То кивайте да-да-да! (выполнение по смыслу)

А может, отрицателен ваш ответ?

Хочет кто-то остаться НЕТ-НЕТ-НЕТ!

По горам быстрей шагаем

Про Грецию много чего уже знаем.

К Марафону быстрее идем,

Не отвлекаемся, не отстаем!

В бухте причалили персы- враги!

Пора защитить  нам Афины свои!

- Итак, ребята, мы и греки  достигли холмов, окружавших Марафонскую равнину. С этих холмов греки увидели вытащенные на берег корабли и вражеский лагерь. Временами слышалось ржание коней и звуки речи чужеземцев.

Мильтиад не стал спускаться на равнину, так  как численность персов превосходила греков. Мильтиад преградил путь врага в Афины, а на берегу моря поставил разведчиков.

Целых семь дней стояли друг против друга оба войска. Персидский царь никак не мог выманить афинян на равнину. Тогда он решился на опасный шаг, он приказал коннице сесть на корабли с тем, чтобы обогнуть Аттику и захватить Афины.

- Но едва рассвело, разведчики подали солнечными зайчиками от щитов Мильтиаду  знак. Он отважился на сражение. Греки немедленно спустились на равнину и построились фалангой.

- ФАЛАНГА – это тесные, сомкнутые ряды воинов.

- Рассмотрим первую схватку греков с персами. Она произошла в 490 г. до н. э. в Марафонской бухте в 40 км от Афин.

- Отметьте место сражение на карте, приклеив стикер.

- Чтобы лучше представить ход Марафонской битвы научимся работать с картосхемой. Это умение пригодится при дальнейшем изучении истории, так как история включает в себя множество битв и сражений, которые изображают в виде картосхем.

Войска персов обозначим красным цветом, войска греков – синим.

- Как же греками командовал Мильтиад. Греческая фаланга была равной по длине боевой линии персов. Но в центре у персов находились более сильные воины, служа ранее в персидском войске, Мильтиад знал об этом, поэтому сосредоточил главные силы по краям.

-Отметьте на карте прямоугольником синего цвета расположение греческого войска, красного цвета – персидского.

По команде афиняне бросились в атаку, началась Марафонская битва.

- Посмотрите видеофильм о Марафонской битве. Видео

-  Каковы особенности Марафонской битвы? Выберите схему Марафонской битвы. (Приложение 2)

- Персам удалось прорвать боевую линию греков в центре, но края фаланги устояли. Вообразив, что победа у них в руках, персы бросились вглубь к греческому лагерю.

- Отмечаем действия персов красными стрелочками.

 - Тогда стоявшие по краям греческие воины сомкнули ряды и напали на персов сзади.  Отметьте действия греков стрелочками синего цвета.

В ожесточенной схватке афиняне обратили врагов в бегство, гоня их к морю. Часть персидских кораблей была захвачена и потоплена, а на оставшихся персы уплыли.

- Мы ответили на второй вопрос плана?

 

 - Как вы думаете,  почему грекам удалось одержать победу над могущественной Персидской державой.

1. Сражались за независимость своего государства. Мужество и силу им предавала мысль о том, что они сражаются за Родину, за жизнь и свободу своих матерей, жен и детей.

2. Продумана тактика боя. Не зря Мильтиад был выбран стратегом.

- Ребята, какие из перечисленных вами личных качеств, помогли греческим воинам одержать победу?

- Какими из качеств должен обладать современный мужчина?

- Ребята, возьмите карточку __________ цвета. Прочитайте задание.

Задание 2. Прочитайте документ. Определите в чем состояло значение Марафонской битвы для греков.

Геродот . История , VI.

    При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку . Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым , так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары . Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно . Ведь они первыми из всех эллинов , насколько мне известно , напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов , одетых по-мидийски . До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов .

- Задание понятно. На работу 2 минуты.

- Какое значение имела Марафонская битва?

- Есть другое мнение? Кто желает что-то добавить?

- Еще не успели перевязать раненых, как Мильтиад приказал самому быстроногому из воинов: “Сообщи в Афины о великой победе. Торопись, ибо наши матери и жены не знают покоя!”

Юноша без отдыха и остановок бежал 42 км. В Афинах гонца окружила взволнованная толпа. “Радуйтесь, мы победили!” - чуть слышно произнес юноша и пал мертвым. Сердце воина не выдержало огромного напряжения.

- Знаете ли вы, какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши? (Марафонский бег в 42 км).

- За подвиг юноше воздвигли скульптуру. Все погибшие в Марафонской битве были захоронены в одном месте – кургане. Он сохранился до наших дней. Эллины,  чтобы почтить погибших и увековечить память о Марафонской битве, насыпали курган и возвели колонну в честь победителей.

“Доблести этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать”

- Какую проблему мы выделили в начале урока? (Почему греки победили в Марафонской битве)

- Разрешили ли мы эту проблему?

- Я предлагаю выполнить небольшой тест, чтобы вы могли проверить, как хорошо вы запомнили основные моменты Марафонской битвы.

1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Что означало:

А) участки возле водоемов

Б) поесть и попить

В) подчинения

2. Укажите причину греко-персидских войн:

А) ненависть персов к грекам

Б) завоевательная внешняя политика персов

В) конфликт из-за Спарты

3. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:

А) Аминий

Б) Мардоний

В) Мильтиад

4. Укажите дату Марафонского сражения:

А) 500г до н.э.

Б) 480 г до н.э.

В) 490 г до н э.

5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г до н.э.?

А) Ксеркс

Б) Дарий 1

В) Кир

- Проверим. У кого не одной ошибки.

- Возьмите листы самооценки и заполните их.

- Итак, ребята обратимся еще раз к нашим целям. Скажите, достигли ли мы поставленных целей? Почему вы так считаете?

-Древнегреческий поэт СимонидКеосский: «Для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество». Пусть над нашим Отечеством светит солнце, будет мир на нашей земле.

На столах перед вами 2 кораблика. Если вы сегодня все поняли и остались на плаву, то поднимите плывущий кораблик. Если что-то было не понятно, и ваш кораблик  затонул, как корабли Дария, поднимите тонущий корабль.

- До свидание! Урок окончен.

 

.

Вставьте пропуски:  (в парах)

Афиняне победили персов благодаря помощи жителей города_____. _____и _______ греческих воинов, талант военного предводителя ________. Греки защищали свою ________, это давало им силы для ______.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Победа греков над персами в Марафонской битве Дарий I

Слайд 3

Проблема урока Почему греки смогли победить в Марафонской битве ?

Слайд 4

Цель урока: узнать о причинах, событиях и итогах Марафонской битвы.

Слайд 5

ПЛАН : 1.Подвести итоги и определить значение Марафонской битвы. 2.Изучить основные события первой греко-персидской войны . 3.Определить причины войны.

Слайд 6

ПЛАН : 1.Определить причины войны. 2.Изучить основные события первой греко-персидской войны. 3.Подвести итоги и определить значение Марафонской битвы.

Слайд 7

Причины : для персов: - завоевать весь мир. для греков: - защита своей независимости и свободы.

Слайд 8

ПЛАН : 1.Определить причины войны. 2.Изучить основные события первой греко-персидской войны. 3.Подвести итоги и определить значение Марафонской битвы.

Слайд 10

Греческий воин Персидский воин

Слайд 12

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 13

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 14

Марафонская битва

Слайд 15

Выберите схему Марафонской битвы:

Слайд 16

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 17

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 18

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 19

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 20

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 21

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 22

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 23

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 24

Греки Персы Марафон Лагерь греков Лагерь персов Афины Флот персов

Слайд 25

ПЛАН : 1.Определить причины войны. 2.Изучить основные события первой греко-персидской войны. 3.Подвести итоги и определить значение Марафонской битвы.

Слайд 26

Причины победы греков: 1 . Греки были лучше вооружены. 2 . Греки защищали свою Родину, а армия Дария состояла из множества завоёванных народов. 3 . Военный талант Мильтиада .

Слайд 27

Одержав победу в битве Мильтиад послал в Афины гонца.Воин с полным вооружением пробежал все расстояние от Марафона до Афин и сообщив радостную весть, упал замертво. Афины Марафон 42 км 195 м Подвиг гонца:

Слайд 28

Проблема урока Почему греки смогли победить в Марафонской битве ?

Слайд 29

Тест 1. Укажите причину греко-персидских войн: А) ненависть персов к грекам; Б) завоевательная внешняя политика персов; В) конфликт из-за Спарты. 2. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами: А) Аминий ; Б) Мардоний ; В) Мильтиад .

Слайд 30

3. Укажите дату Марафонского сражения: А) 500г до н.э.; Б) 480 г до н.э.; В) 490 г до н э. 4. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г до н.э.? А) Ксеркс; Б) Дарий I ; В) Кир.

Слайд 31

5. Вставьте в текст пропущенные слова. Афиняне победили персов благодаря помощи жителей города_________. __________ и __________ греческих воинов, талант военного предводителя ____________. Греки защищали свою ____________, это давало им силы для _______. Платеи Мужество героизм Мильтиада Родину борьбы А) Героизм Б) борьбы В) Платеи Г) Родину Д) мужество Е) Мильтиада

Слайд 32

Цель урока: узнать о причинах, событиях и итогах Марафонской битвы.

Слайд 34

Симонид Кеосский Для полного счастья человеку необходимо иметь славное Отечество



Предварительный просмотр:

Задание 1. Используя карту учебника на стр. 162, определите причины первой греко-персидской войны. Для этого:

1. Определите размер территории Персидского царства.

2.Определите направления походов персидских войск.

3.Сделайте вывод: Какую цель преследовали правители Персии?  К чему принуждали греков действия правителей Персии.

Причины:

                           Для персов:                                               Для греков:

Задание 1. Используя карту учебника на стр.162, определите причины первой греко-персидской войны. Для этого:

1. Определите размер территории Персидского царства.

2.Определите направления походов персидских войск.

3.Сделайте вывод: Какую цель преследовали правители Персии?  К чему принуждали греков действия правителей Персии.

Причины:

                           Для персов:                                               Для греков:

Задание 1. Используя карту учебника на стр.162, определите причины первой греко-персидской войны. Для этого:

1. Определите размер территории Персидского царства.

2.Определите направления походов персидских войск.

3.Сделайте вывод: Какую цель преследовали правители Персии?  К чему принуждали греков действия правителей Персии.

Причины:

                           Для персов:                                               Для греков:

Задание 1. Используя карту учебника на стр.162, определите причины первой греко-персидской войны. Для этого:

1. Определите размер территории Персидского царства.

2.Определите направления походов персидских войск.

3.Сделайте вывод: Какую цель преследовали правители Персии?  К чему принуждали греков действия правителей Персии.

Причины:

                           Для персов:                                               Для греков:

Задание 2. Прочитайте документ. Определите в чем состояло значение Марафонской битвы для греков.

Геродот . История , VI.

При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку . Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым , так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары . Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно . Ведь они первыми из всех эллинов , насколько мне известно , напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов , одетых по-мидийски . До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов .

Задание 2. Прочитайте документ. Определите в чем состояло значение Марафонской битвы для греков.

Геродот . История , VI.

    При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку . Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым , так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары . Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно . Ведь они первыми из всех эллинов , насколько мне известно , напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов , одетых по-мидийски . До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов .

Задание 2. Прочитайте документ. Определите в чем состояло значение Марафонской битвы для греков.

Геродот . История , VI.

    При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку . Поведение афинян показалось персам безумным и даже роковым , так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары . Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно . Ведь они первыми из всех эллинов , насколько мне известно , напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов , одетых по-мидийски . До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов .



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Причины первой греко-персидской войны

Ход Марафонской битвы

Итоги и значение Марафонской битвы

Умею:

Находить информацию в историческом документе.

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Марафонской битвы и  значении Марафонской битвы

Составить картосхему.

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Причины первой греко-персидской войны

Ход Марафонской битвы

Итоги и значение Марафонской битвы

Умею:

Находить информацию в историческом документе.

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Марафонской битвы и  значении Марафонской битвы

Составить картосхему.

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Причины первой греко-персидской войны

Ход Марафонской битвы

Итоги и значение Марафонской битвы

Умею:

Находить информацию в историческом документе.

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Марафонской битвы и  значении Марафонской битвы

Составить картосхему.

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Хорошо

Не уверен(а)

Затрудняюсь

Знаю:

Причины первой греко-персидской войны

Ход Марафонской битвы

Итоги и значение Марафонской битвы

Умею:

Находить информацию в историческом документе.

Читать историческую карту

Смогу:

Рассказать о событиях Марафонской битвы и  значении Марафонской битвы

Составить картосхему.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

F:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 1.jpgF:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 1.jpgF:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 1.jpgF:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 1.jpg



Предварительный просмотр:

F:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 2.jpgF:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 2.jpgF:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 2.jpgF:\урок_Литягина\печатать цветное\Рисунок 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победа греков над персами в Марафонской битве

Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Презентация к уроку истории в 5 классе...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном ...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Урок- путешествие в 5 классе поможет  закрепить у учащихся  знания  по истории, узнать  новое,  как греки одержали победу над персами в Марафонской битве и тем самым продвинут...

5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве

5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве...

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Презентация к уроку по истории Древнего мира : "Победа греков над персами в Марафонской битве". Разработка урока с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроке....