Главные вкладки

    Победа греков над персами в Марафонской битве
    методическая разработка по истории (5 класс) по теме

    Брижатая Ольга Андреевна

    Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.

    Цели урока: 

    1. Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном характере войн для персов.
    2. Начать развивать умение составлять терминологический словарь, работать с картой, развитие познавательного интереса к  истории, показать основные принципы работы с учебником, наглядными пособиями и т.д.;
    3. Повышать активность и самостоятельность, развивать мотивацию, интерес к  истории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл winrar_archive.rar1.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока 1: Победа греков над персами в Марафонской битве

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели урока:

    1. Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном характере войн для персов.
    2. Начать развивать умение составлять терминологический словарь, работать с картой, развитие познавательного интереса к  истории, показать основные принципы работы с учебником, наглядными пособиями и т.д.;
    3. Повышать активность и самостоятельность, развивать мотивацию, интерес к  истории.

    Задачи урока:

    1. Разобрать причины вторжения персов
    2. Выявить основные мероприятия афинян по подготовки к войне с персами
    3. Разобрать карту походов и марафонского сражения
    4. Заполнить обобщающую таблицу
    5. Познакомить учащихся с наглядными изображениями битвы, макетной видео-презентации
    6. Вместе с учениками вывести итог Марафонского сражения
    7. С помощью упражнений с мячом закрепить полученные знания

    Основные понятия и термины: стратег, Платеи, Марафон, фаланга.

    Изучаемые личности: Мильтиад.

    Основные даты: 490 г до н.э.

    Оформление доски: дата, тема урока, цели урока

    Оборудование: доска, учебник  А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира 5 класс», доска, проектор, ПК, распечатанные терминологические словари (приложение №1), презентация.

    Ход урока.

    I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)

    II. Изучение нового материала

    III. Закрепление изученного на уроке материала

    IV. Итог урока

    I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).

    По ходу урока необходимо записывать понятия по теме в специальный терминологический словарь (приложение №1)

    II. План изучения нового материала:

    1. Над греками нависла угроза порабощения

    2. Марафонская битва

    1. Над греками нависла угроза порабощения

    Слайд №1

    В начале V века до нашей эры неподалеку от Греции, на восточных берегах Средиземного моря, образовалось огромное Персидское царство.

    Персы уже покорили такие крупные государства как Мидия, Вавилон, Лидия, Египет, Македонию и др.

    Слайд №2

    И персы приблизились к границам государства Греция.

    Персидскому царю Дарию I захотелось подчинить себе Грецию. В греческие города прибыли послы от Дария со словами: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды…»

    - Как бы вы ответили на послание могущественного персидского царя?

     

    Жители многих городов признали его власть, лишь Афины и Спарта не хотели подчиниться захватчикам и сбросили послов в колодец.

    Мы с вами как великие воины создали Современное государство “Грецию”. Обратимся к  истории  Древней Греции. Которая была наполнена битвами и сражениями.

    Одними из важнейших войн в Древней Греции были Греко-персидские войны.

    Зевс, как главный бог Олимпии направил нам своё послание. Послушайте его.

    «О, дети славной Эллады! Не было ничего важней для богов Олимпа, чем защита родной земли! Так услышьте и слушайте! Рассказ о битве греков с персами в  Марафонской  бухте!»

    Слайд №3

    В начале V века до н.э. владыка огромной персидской державы могущественный царь Дарий Первый задумал подчинить себе новые страны. В города Эллады пребывали персидские послы. Они нагло заявляли (стр. 155, 1 абзац): “Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды”.

    Жители многих полисов считали безнадёжным сопротивляться персам и покорились Дарию. Лишь в двух крупнейших городах Афинах и Спарте – поступили иначе. Когда персидские послы прибыли в Афины, горожане в гневе убили их, столкнув со скалы. А спартанцы бросили послов в колодец со словами: “ Там на дне вы найдёте достаточно и земли и воды!”

    2. Марафонская битва

    Слайд №4

    Царь Дарий отправил военный флот для покорения Эллады.

    Летом 490 г. до н.э. гонец из прибрежного селения принёс в Афины страшную весть: “В  Марафонской  бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!”

    Все способные сражаться встали в строй. На должность стратега (военачальника) Народное собрание избрало Мильтиада, хорошо знавшего военные приёмы персов. 200тыс. пешее войско двинулось навстречу врагу.

    За помощью послали в Спарту. На второй день пути афинской скороход прибежал в Лаконию. Он обратился к спартанцам “Не дайте поработить древнейший в Элладе город!» - Те обещали помочь, но позже, т.к. у них был старинный обычай до полнолуния не выступать в поход. Остальные греки тоже не помогли. Лишь пограничный с Аттикой город Платеи отважился на борьбу и прислал отряд воинов.

    От Марафона до Афин около 40 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих  Марафонскую  бухту, стали видны обширный лагерь и вытащенные на берег корабли. Временами слышалось ржание коней и звуки речи чужеземцев.

    Персов было намного больше.

    Мильтиад преградил путь врагам в Афины, но спуститься на равнину, удобную для персов, поостерёгся. День шёл за днём. Наконец, персидский военачальник решился на опасный шаг. Ночью часть персидского войска, включая конницу, была посажена на корабли. План был прост: обогнуть Аттику и ворваться в Афины. Другая часть войска осталась на равнине.

    Узнав об этом Мильтиад отважился на сражение.

    В ожесточённой схватке эллины обратили персов в бегство и погнали их к морю. 7 кораблей захватили греки. На остальных персы взяли курс на Афины, но греки оказались там раньше. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь.

    Слайд №5

    Между тем в Аттику после полнолуния прибыли 2 тыс. спартанцев. Они видели как бежали персы с марафона.

    Семь кораблей захватили греки. На остальных персы поспешили отплыть. Мильтиад приказал самому быстроногому воину отправиться в Афины, чтобы сообщить о победе. В Афинах воин успел произнести только: «Радуйтесь, греки, мы победили!».

    Слайд №6 Сердце его не выдержало огромного напряжения, и он умер. А в память о нем осталась преодоленная им дистанция в 42 км. 195 метров, на которой теперь соревнуются самые выносливые бегуны во время Олимпиад. Называется этот вид спорта  марафонским  бегом.

    Слайд №7

    III. Закрепление изученного на уроке материала

    Небольшое занятие с мячом. Задавать вопрос по пройденной теме и кидать мя ученику.

    1. Стратег греков (военачальник)

    2. Название бега на дистанцию 42 км 195м (марафон)

    3. Греческий военачальник; человек владеющий искусством войны (Мильтиад)

    4. Царь персов (Дарий 1)

    IV. Итог урока

    -Почему данная битва получила название  Марафонской?

    Всю Греция воодушевила победа над персами в  Марафонской   битве. Персы больше не казались непобедимыми.

    Слайд №8

    Слайд №9

    Домашнее задание:

    1. §35 (по А.А.Вигасину)
    2. Ответить на вопрос: «Как вы считаете, что помогло грекам одержать победу в  Марафонской   битве?»

    Приложение №1

    Термин

    Понятие

    стратег

    В переводе с греческого «военачальник», обладающий широкими военными и политическими полномочиями.

    Платеи

    древний город в Беотии, на северном склоне Киферона. В отличие от других городов Беотии верный союзник афинян. Во время Марафонской битвы платейцы были единственными греками, поддержавшими Афины и приславшие войско им на помощь.

    марафон

    1)Спортивный бег на 42 км 195 м; вообще спортивное соревнование на самой большой дистанции или в течение длительного времени;

    2) Длительный и напряжённый ход развития чего-н.

    Мильтиад

    (около 550 — 489 до н. э), афинский государственный деятель и полководец. Принадлежал к знатному роду Филаидов.

    фаланга

    плотно сомкнутый строй пехоты у древних греков.

    Термин

    Понятие

    стратег

    Платеи

    марафон

    Мильтиад

    фаланга


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Победа греков над персами в Марафонской битве

    Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

    Победа греков над персами в Марафонской битве

    Презентация к уроку истории в 5 классе...

    Победа греков над персами в Марафонской битве

    Урок- путешествие в 5 классе поможет  закрепить у учащихся  знания  по истории, узнать  новое,  как греки одержали победу над персами в Марафонской битве и тем самым продвинут...

    5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве

    5класс_Победа греков над персами в Марафонской битве...

    Победа греков над персами в Марафонской битве.

    Презентация к уроку по истории Древнего мира : "Победа греков над персами в Марафонской битве". Разработка урока с заданиями для самостоятельной работы учащихся на уроке....

    Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».

    Урок призван помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.Направлен на развитие умения пятикласснико...