Урок «Победа греков над персами в Марафонской битве».
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Брит Татьяна Николаевна

Урок призван помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.

Направлен на развитие умения пятиклассников:

  -анализировать исторические события, факты, документы, отрывки из книг; сравнивать, обобщать; развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.

  - делать самостоятельные выводы, уметь  аргументировано  отстаивать свою точку зрения; 

  -работать с исторической картой, схемой битвы;

  -развивать коммуникативные навыки.

Воспитывает чувство патриотизма на героических примерах прошлого. Способствовать формированию толерантной личности, самореализации каждого ученика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока: «Победа греков над персами в Марафонской битве».

Учитель Брит Т.Н.

Цель: сформировать представление у ребят о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков.

Задачи:

Образовательная: Помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.

Развивающие:  Развивать умения пятиклассников:

  -анализировать исторические события, факты, документы, отрывки из книг; сравнивать, обобщать; развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.

  - делать самостоятельные выводы, уметь  аргументировано  отстаивать свою точку зрения;  

  -работать с исторической картой, схемой битвы;

  -развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма на героических примерах прошлого. Способствовать формированию толерантной личности, самореализации каждого ученика.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, приемы: активные, интерактивные.  

Новые термины: фаланга, стратег, марафонская дистанция.

Даты:

 500  -  449 гг.  до  н. э.  -   греко – персидские  войны.

500 г. до н. э. -  восстание  греков Милета против персов. Помощь оказали Афины и Эретрия.

494 г. до н. э. – Милет после годовой осады взят персами и разрушен, жители перебиты или проданы в рабство.

492 г. до н. э. –  захват  персами северного побережья Эгейского моря.

12 сентября 490 г. до н. э. -  Марафонская битва.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, обучающая презентация учителя, учебники А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая « История Древнего мира», карточки с заданиями для групп, рабочие тетради.

План урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление пройденного материала.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Структура урока:

1. Оргмомент.

Доброе утро! Я рад видеть Вас всех здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.

Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны всегда быть готовы прийти на помощь своему другу, товарищу, человеку. Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю древнего мира.

Все ли готовы к путешествию?

Так пусть же наше путешествие поможет нам закрепить наши знания по истории, узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся 
  1. 2.1. Работа с тестом (с последующей самопроверкой)

Тест

  1. Где находится Спарта?

А) в долине реки Эврот в Лаконии;

Б) на севере Греции;

В) на острове Сицилия.

2. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

А) раз в 4 года

Б) раз в 10 лет

В) каждый год

3. Как по-гречески назывался простой народ?

А) илоты

Б) полис

В) демос

4. Где жили греческие боги?

А) в Олимпии

Б) на острове Крит

В) на горе Олимп

5. В последний день Олимпийских игр победители получали награды – что это было?

А) венки из ветвей оливы

Б) амфору с вином

В)  колесницу

2.2. Работа с классом

Фронтально проверка задания в рабочей тетради стр 23.

Олимпийские игры проводились один раз в ________ года. Они устраивались в ____________________, расположенной в _______________________________________________________________.

Первые Олимпийские игры состоялись в ___________ году до н.э.

Пред играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе ____________ месяцев, а затеи еще ___________________ продолжать тренировки поблизости от _______________________________.

Олимпийские игры продолжались ____________________ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _________________,

Затем атлеты состязались в ___________________________, ________________________, ____________________________.

Последним состязанием в пятиборье была ___________________.

Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________________________________.

В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были __________________________________________________________.

Дополнительные вопросы: Расскажите, что вы знаете о Милоне, Полидаме, Феагене.

3. ИНМ

Устраивая Олимпийские игры, эллины демонстрировали свою силу, ловкость, упорство. Все эти качества так нужны были воинам при защите своей. Родины о  нападения.

Работа по карте и беседа с учащимися ( стр 89 учебник)

- Где находится территория, на которой проживали племена персов? (побережье персидского залива)

- Какие крупные государства покорили персы? (Мидию, Вавилон. Лидию, Египет).

- Кто был могущественным царем Персидской державы? (Дарий Первый)

Учебник стр 157

- Какие государства Балканского полуострова покорили персы? (Фракию, Македонию, Фессалию).

- К границам какого государства приблизились персы? ( Греции)

- Почему персы стремились к новым завоеваниям? (новые земли, богатства нужны были персидской знати).

В начале 5в до.н.э. владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий первый задумал подчинить себе всю Элладу. Тема урока на слайде (цель урока – что бы вы хотели узнать). Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонского сражение? (слайд с планом)

Проблема урока: - Что помогло грекам одержать победу над  персами, численно их превосходящими?

В греческие города прибыли послы от Дария со словами: «Наш повелитель, царь царей, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды…»

- Как бы вы ответили на послание могущественного персидского царя?

 

Жители многих городов признали его власть, лишь Афины и Спарта не хотели подчиниться захватчикам и сбросили послов в колодец со словами «Там на дне  вы найдете достаточно и земли и воды!».

 Летом  490г  до н.э. Пришла весть «В Марафонской бухте показались корабли персов. Вооружайтесь!» Царь Дарий отправил военный флот для покорения Греции. Все мужчины стали против врага На должность стратега Народное собрание  избрало Мильтиада, хорошо знавшего военные приемы персов.

§ Работа со словарем:

Стратег - греческий военачальник; человек владеющий искусством войны.

За помощью послали в Спарту. Те пообещали помочь. Но позже. Ссылаясь на старинный обычай, запрещавший спартанцам до полнолуния вступать в бой. На помощь афинянам пришел лишь приграничный с Аттикой город Платеи, прислал отряд воинов.

Персидская армия считалась в то время лучшей в мире.

?  Объясните почему, сравнив персидского и греческого воина.

- Кроме преимущества в вооружении, персов отличала железная дисциплина

Задание: после рассказа учителя я ответить на вопросы:

- За счет чего греки одержали победу?

- Начертить схему сражения.

От Марафона до Афин около 40 км. Когда греческое войско достигло холмов, окружающих Марафонскую бухту, они увидели обширный лагерь врага и их корабли. Очевидным было превосходство противника. Мильтиад преградил путь врагам на Афины, но сойти с холмов на равнину, удобную для действий персидской конницы не решился. Шел день за днем. Соотношение сил на начало сражения (слайд) 11 тыс – 60 тыс.

13 сентября 490г до н.э. Мильтиад построил свою армию так, чтобы лес и море  прикрывали ее фланги. Персы пытались выманить противника. Так продолжалось 3 дня. На 3 день персы решили обогнуть Аттику и высадить  войска у Афин. В ответ на это Мильтиад решился начать битву и вывел войска из лагеря. Построил войско фалангой – тесными, сомкнутыми рядами, не давая возможность противнику окружить их. Персы начали наступать..

Опасаясь подхода спартанцев Дарий I двинул войска навстречу грекам. Греки встретили противника градом камней и стрел. А затем Мильтиад приказал перейти (звук трубы) в наступление. И тут персам  показалось, что греки обезумели. Не имея конницы и лучников, они под вражескими стрелами бросились  в атаку. Так началось марафонское сражение.

Удар фаланги был страшен - персы понесли большие потери. Однако новые воины стали теснить греков и ударили в центр противника. Греки дрогнули и стали отступать. Вскоре персы разрезали греческую армию на две группы - победа казалась близкой, но... Края греческого войска стали выдвигаться вперед, охватывая армию противника. Персы не выдержали и побежали к своим кораблям. Пока греческая фаланга перестраивалась ,персы погрузились на корабли и  взяли курс на Афины.

Разгадав замысел противника, афиняне устремились со всех ног на защиту родного города. Встретили  в афинской гавани персидский флот наготове. Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь.

После полнолуния прибыли спартанцы – но они опоздали к сражении. Они все же отправились к Марафону, рассмотреть поле боя. Почему? (любили воевать).

- За счет чего греки одержали победу? ( помощь жителей г Платеи. Мужество и храбрость греческих воинов, талант военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы).

Вставьте пропуски:  (в парах)

Афиняне победили персов благодаря помощи жителей города_____. _____и _______ греческих воинов, талант военного предводителя ________. Греки защищали свою ________, это давало им силы для ______.

Совместное начертание схемы на доске.

- Чем закончился бой? (слайд потери: афиняне – 192чел, персы – 6 400тыс).

Мильтиад приказал самому быстроногому воину отправиться в Афины, чтобы сообщить о победе. В Афинах воин успел произнести только: «Радуйтесь, греки, мы победили!». Сердце его не выдержало огромного напряжения, и он умер. А в память о нем осталась преодоленная им дистанция в 42 км. 195 метров, на которой теперь соревнуются самые выносливые бегуны во время Олимпиад. Называется этот вид спорта марафонским бегом.

- раньше кто-нибудь побеждал персов?

Вывод: Отныне персы перестали считаться __________непобедимыми. Афиняне ________первыми одержали над ними победу.

 Для кого эта война была захватнической, а для кого – освободительной? (Ответ: захватническая – для персов; освободительная – для греков).

4. Закрепление изученного.

Выполнение теста

1. Персы через послов потребовали у греков земли и воды. Что означало:

А) участки возле водоемов

Б) поесть и попить

В) подчинения

2. Укажите причину греко-персидских войн:

А) ненависть персов к грекам

Б) завоевательная внешняя политика персов

В) конфликт из-за Спарты

3. Кого Народное Собрание в Афинах избрало стратегом для борьбы с персами:

А) Аминий

Б) Мардоний

В) Мильтиад

4. Укажите дату Марафонского сражения:

А) 500г до н.э.

Б) 480 г до н.э.

В) 490 г до н э.

5. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г до н.э.?

А) Ксеркс

Б) Дарий 1

В) Кир

Рабочая тетрадь – работа в группах.

Стр  25 задание 33.1 и 2; . стр 26 вопрос.

5. Подведение итогов

Учитель: Выяснили, что для греков война носила справедливый характер.  Победа греков над персами в Марафонской битве показала, что они способны отстоять свою независимость. Своей победой афиняне вдохновили другие греческие города на сопротивление.

4. Домашнее задание ( дифференцированное ) :

-написать мини- сочинение о Марафонской битве от лица участника;

- составить небольшой связный текст по теме урока, включив 5 «ошибок».

5. Рефлексия. В конце урока ученики прикрепляют к доске стикеры с записями:

Меня особенно заинтересовало…Для меня было значимо…Я получил знания, которые мне помогут…Я хотел бы еще узнать…

Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Брит Т.Н,  учитель истории и обществознания

МБОУ Николаевской СОШ Татарского района Новосибирской области

Карточка № 1

Составьте письменный рассказ о Олимпийских играх , отвечая на вопросы.

  • Почему спортивные состязания в Греции получили название «Олимпийские»?
  • Какому богу были посвящены Олимпийские игры?
  • В каком году  проводились  первые Олимпийские игры.
  • Сколько  дней продолжались Олимпийские игры? 
  • Перечислите основные состязания, проходившие в ходе игр? 

Карточка № 2

«Боги Греции»  Заполните таблицу

Бог

Чем ведал этот бог

Бог земли и неба, царь богов и людей

Посейдон

Правитель царства мертвых

Афина

Бог виноделия

Афродита

Карточка № 3

«Боги Греции»  Заполните таблицу

Бог

Чем ведал этот бог

Бог земли и неба, царь богов и людей

Посейдон

Правитель царства мертвых

Деметра

Царица богов, защитница семейного очага

Афродита



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории

Учитель : Брит Т Н

Класс: 5

Тема: Победа греков над персами в Марафонской битве.

Это 6 урок главы 8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием в разделе «Древняя Греция». Первый урок по теме «Греко-персидские войны». На изучение темы отводится 2 часа. По теме вопрос не связан с темой предыдущего урока. Но и с темы прошлого были проведены связывающие ниточки к новой теме. На уроке была выполнена основная цель урока: сформировать представление у ребят о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков. Это большая опора для изучения второго часа темы.

Учебные возможности учащихся данного класса можно оценить как выше среднего. При планировании урока были учтены такие особенности учащихся как наполняемость класса, преобладание мальчиков, высокий уровень учебных возможностей учащихся. При планировании урока опиралась на беседу с учителем, работающим в данном классе.

Задачи решаемые на уроке: Образовательная: Помочь учащимся  овладеть знаниями о причинах греко-персидских войн, ходе Марафонской битвы, ее значении в борьбе греков против персов.

Развивающие:  Развивать умения пятиклассников:

  -анализировать исторические события, факты, документы, отрывки из книг; сравнивать, обобщать; развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.

  - делать самостоятельные выводы, уметь  аргументировано  отстаивать свою точку зрения;  

  -работать с исторической картой, схемой битвы;

  -развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма на героических примерах прошлого. Способствовать формированию толерантной личности, самореализации каждого ученика.

Была обеспечена комплексность задач. Решение всех задач считаю необходимым и главным, только комплексная реализация задач урока помогает добиться хороших результатов.

Тип урока – комбинированный. Что рационально для решения задач урока: было рационально выделено время для  опроса, актуализации полученных знаний , ИНМ, закрепления, подведения итогов урока, разбора дифференцированного домашнего задания. Все этапы урока были логически взаимосвязаны.

Главный акцент урока был сделан – на историческое событие – Марафонская битва как начало Греко-персидских войн. Основная идея урока: Греки одержали проблему над персами благодаря. Мужеству и храбрости греческих воинов, таланту военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою Родину, это давало им силы для борьбы

Методы, приемы, используемые на уроке: активные, словесные, наглядные,  интерактивные, поисково-исследовательские, практические.

Для раскрытия главного материала выбрано сочетание словесного и наглядного сопроводительного методов обучения, и следующего за ними практического метода.

(услышал -  увидел – сделал). Так как у 5-классников более развито наглядно-образное мышление целесообразно использование на уроке иллюстративного материала, анимированных карт, что позволяет более прочно усвоить материал.

На уроке сочетались следующие формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная, парная.. Считаю, что на данном уроке целесообразно использовать дифференцированный подход только на этапе закрепления, домашнего задания, актуализации знаний на следующем уроке.

Домашнее задание было дифференцированным по содержанию, по уровню творчества необходимому для выполнения его. Контроль ЗУН был входной и выходной. Для контроля использовались задания тестового характера. Вопросы, вставь пропущенное слово.

 Средства обучения использовались целесообразно – проектор для демонстрации, прослушивания аудиофрагментов. Работоспособность обеспечивалась увлекательным содержанием, сменой видов  деятельности, занимательными материалами.

Психологический комфорт на уроке  проявлялся благодаря установившимся отношениям сотрудничества между учителем и классов, доброжелательном настрое участников образовательного процесса.

Были приготовлены дополнительные задания.

Поставленные задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победа греков над персами в Марафонской битве

Методическая разработка урока ФГОС ООО для 5 класса...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Презентация к уроку истории в 5 классе...

Победа греков над персами в Марафонской битве

Материал подготовлен на основе учебного материала учебника по истории Древнего мира Вигасина.Цели урока: Сформировать представление у ребят о военной  историей  греков о завоевательном ...

Технологическая карта урока "Победа греков над персами в Марафонской битве". ФГОС

Технологтческая карта урока "Победа греков над персами в Марафонской битве", по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свецицикой "История Древнего мира".5 класс....

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...