Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Афинский полис"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Егорушина Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс

Афинский полис                                                                                                                                                                   Цели урока:

1.образовательная – обучающие смогут дать определения: демократия, реформа, тирания.

2. развивающая – обучающие смогут выявить особенности демократии и тирании и найти различия между этими понятиями.

3. воспитательная – обучающие смогут выразить своё отношение к Солону, Писистрату и Клисфену.

Этапы урока

Учитель

Ученик

1 создание проблемной

ситуации

Медником Периллом была создана статуя быка. Внутри она была пустая, в боку была дверца, а под брюхом разжигали костёр. Приговорённого к казни человека бросали во внутрь, где он сгорал заживо. Когда несчастные жертвы стонали и молили о пощаде, то благодаря особому устройству статуи казалось, что бык мычал. Такими методами некоторые правители Афин – тираны удерживали власть и расправлялись с неугодными им людьми.

О ком идет речь в отрывке?

Кто же такие тираны? Составим определение данного понятия. (На доске написаны слова:

Тиран- по наследству, жестокие, методы для удержания власти, правитель, передающий)

С каким символом  у вас ассоциируется слово тиран?(символ фиксируется в правой части доски)

Что же такое тирания? (Учитель записывает определение на доске.)

Тирания – форма правления установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

Назовите другие известные вам формы правления?

Что такое демократия?

(учитель фиксирует понятие в левой стороне доски)

Каким символом мы можем обозначить  данное понятие?

Какие вы заметили противоречия между этими двумя понятиями?

(учитель фиксирует ответы обучающихся в центральной части доски: власть принадлежит одному человеку при тирании.

-власть избирается при демократии. 

- о тиранах.

- Тиран – правитель передающий власть по наследству использующий жестокие методы, для удержания власти.

- решетка, молния и т.д.

(обучающиеся записывают определение в тетрадь)

- демократия.

- Демократия – это форма правления при которой у власти стоят выбранные на определённый срок люди.

- солнышко, цветок и т.д.

-власть принадлежит одному человеку при тирании.

-власть избирается при демократии.

Формулирование проблемы

Что нам предстоит выяснить?

- Какая форма правления лучше?

Версии

Как мы будем искать ответ на этот вопрос?

- Найдём ответ в учебнике.

- составим схему.

- составим таблицу.

- сравним эти два понятия и выясним

сходство и различия.

Актуализация

А какую таблицу мы сможем с вами составить.? Я предлагаю вам включить в неё  сходства и различия этих двух понятий.

- определение.

- черты демократии и тирании.

- в параграфе учебника?

тирания

демократия

                     Сходство

1

2

                      Различия

1

2

Что мы знаем о демократии? А о тирании?

Что нам нужно узнать, чтобы ответить на наш главный вопрос урока?

А где мы их можем найти?

Поиск решения

Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежит подсказка используя которую вы составите рассказ: 1 ряд- о Солоне (стр.133, п.3)

2 ряд – о Клисфене (стр.135. п.5)

3 ряд – о Писистрате (документ о тиране)

Алгоритм для составления рассказа.

  1. Когда жил деятель.
  2. Что им было сделано.
  3. Результаты деятельности.

Какое новое слово прозвучало в рассказе о Солоне?

Как вы понимаете его смысл?

Кто из правителей вам понравился большое и почему? (учитель фиксирует в центральной части доски слово реформа и свобода)

А почему не понравился Писистрат?

( учитель фиксирует в центральной части доски слова- жестокость, единоличность власти. Теперь в центральной части доски записаны слова: форма правления

-власть принадлежит одному человеку

-власть избирается.

- реформа

 -свобода

 - жестокость

 -единоличность власти.)

А теперь давайте вернёмся к табличке и разберём нашу кучу- малу из слов написанных на доске.

Солон жил в 594 г.до н.э.Происходил из семьи аристократов. Славился честностью. Провёл много реформ: убрал долговые камни, уничтожил деление граждан на аристократов и рядовых граждан. В результате этих реформ власть в Афинах перешла к народному собранию.

Клисфен правитель Афин в 6 веке до н.э.При нём аристократы лишились  большей части власти. Вся власть в городе принадлежала народному собранию. Для того, чтобы предотвратить установление тирании. Раз в год на народном собрании решалось есть ли в городе человек который может стать тираном. Если такого  человека находили путём голосования, то его изгоняли из Афин.

Писистрат, афинский тиран в 560—527 до н. э. , происходил из знатной семьи. Наладил хорошие отношения с аристократами. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств. Он стремился сделать Афины крупным религиозным центром, что вызвало враждебность Дельф. Умер своей смертью в 527 году до н. э.

- реформа.

- это изменения

 - Солон он провёл реформы и дал гражданам Афин свободу.

- Жестокий.

- правил самостоятельно.

Тирания                         Демократия

                  Сходство

                1 реформа

                2 форма правления

                      Различия

1 Власть принадлежит  1. Власть избирается

одному человеку

2 свобода                         2 жестокость

Выражение нового знания

Какой ответ мы можем дать на наш главный вопрос: Какая форма правления лучше тирания или демократия?

Почему?

Подходит ли тот символ который мы с вами выбрали в начале урока к этому слову?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Демократия.

-демократия –это свобода. При демократии управляют выбранные на  люди.

-да подходит.

Домашнее задание.

Пар.35 учебника. Понятия учить наизусть. Отвечать на вопросы  в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческие полисы и Великая колонизация", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению. нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ....

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"

Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...