Презентация "Русско-турецкая война 1877-1878 гг."
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Презентация к уроку истории России в 10 классе и конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russko-turetska_voyna_1877-1878_gg.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Берендеевская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока истории в 10 классе

на тему:

«Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г.»

                                                                                                             Учитель:

                                                                                                              Нечаева

                                                                                                              Марина

                                                                                                              Леонидовна

с. Берендеевка

2013 г.

Тема: Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г.

Цель урока: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её

                     основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе.

Задачи: 1) выяснить процесс подготовки реформы;

              2) провести исторический анализ литературных произведений;

              3) развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать

                  материал, выделять главное.

План урока:

  1. Контрольная работа по теме: «Русская культура первой половины XIX века».
  2. Император Александр II.
  3. Причины отмены крепостного права
  4. Подготовка реформы.
  5. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.
  6. Крестьянское управление.
  7. Значение реформы.
  8. Закрепление материала.

Новые термины и даты: редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу, 19 февраля 1861 г. – «Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; прирезки; «высшая», «низшая» нормы надела; даровой надел; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп, выкупная операция.

Оборудование: презентация с контрольной работой на тему: «Русская культура первой половины XIX века»; презентация для объяснения нового материала по теме; компьютер; проектор, магнитофонная запись оперы Глинки «Жизнь за царя», магнитофон.

Предварительная подготовка: сообщение «Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта»; сообщение «Ростовцев – председатель редакционной комиссии»;

«Н.А. Милютин».

Ход урока

    Организационный момент.

I. Контрольная работа по теме: «Русская культура первой половины XIX века»

 (презентация – слайды № 1-18)

  1. Назовите автора и произведение, прослушав афоризм: «А судьи, кто?»; «Кто беден, тот тебе не пара»  (Грибоедов «Горе от ума»)
  2. Кто впервые применил во время Крымской войны внутренний наркоз? (Н.И. Пирогов)
  3. Привилегированное учебное заведение, имевшее наибольшую известность.

      (Слайд № 1- Царскосельский лицей)

  1. Назовите журнал, издававшийся Н.М. Карамзиным. (Слайд № 2 – «Телескоп»)
  2. Какой журнал издавал А.С. Пушкин? (Слайд № 3 – «Современник»)
  3. Прослушайте отрывок из оперы и определите, что это за произведение и композитора. (Слайд № 4 - Глинка «Жизнь за царя»)
  4. Назовите автора оперы «Русалка» (Слайд № 5 – Даргомыжский)
  5. Назовите автора и название картины (Слайд № 6 – В.А. Тропинин «Кружевница»)
  6. Назовите автора и название картины (Слайд № 7 – А.Г. Венецианов «На пашне»)
  7. Назовите автора и название картины (Слайд № 8 – К. Брюллов «Последний день Помпеи»)
  8. Назовите автора и название картины (Слайд № 9 – П.А. Федотов «Сватовство майора»)
  9. Назовите автора и название картины (Слайд № 10 – А.А. Иванов «Явление Христа народу»)
  10. Назовите автора и название картины (Слайд № 11 – П.А. Федотов «Завтрак аристократа»)
  11. Назовите автора и название картины (Слайд № 12 – А.Г. Венецианов «На жатве»)
  12. Назовите архитектора и архитектурный памятник (Слайд № 13 – К.И. Росси, Главный штаб)
  13.  Назовите архитектора и архитектурный памятник (Слайд № 14 – К.А. Тон, храм Христа Спасителя)
  14. Назовите архитектора и архитектурный памятник (Слайд № 15 – Бове, Большой театр)
  15. Назовите архитектора и архитектурный памятник (Слайд № 16 – К.И. Росси,    Александринский театр)
  16. Перед вами скульптурная группа Аничкова моста. Назовите скульптора. (Слайд № 17 – П.К. Клодт)
  17. Назовите скульптора и памятник. (Слайд № 18 – И.П. Мартос)

Сообщение темы урока. Слайд № 1

II. Император Александр II   Слайд № 2

     Сообщение учащегося: «Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта»

(см. Дополнительные материалы, I).

     Александр II, вступивший на престол в 1855 г., сразу же оказался перед необходимостью решать вопрос о крепостном праве. Крымская война ясно показала, что Россия стоит перед решительным выбором: либо серьёзные реформы, первой из которых должна быть крестьянская, либо всё более безнадёжное экономическое отставание и неизбежно связанные с ним дальнейшие военные поражения и территориальные потери.

III. Причины отмены крепостного права   Слайд № 3

  1. Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде; крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства

Кошелев А.И.: «Взглянем на барщинную работу. Придёт крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».

- Объясните такое отношение крестьян к барщине. (Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику).

2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.

3)Крепостное право – угроза общественного спокойствия. (Первая четверть XIX в. – 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. – 1089 крестьянских волнений).

Отчёт III отделения: «Вообще крепостное право есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».

- Как вы понимаете слова отчёта III отделения? (Любое волнение могло превратиться в крестьянскую войну против верховной власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору).

4) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства. 

(см. Дополнительные материалы, II).

5) Крымская война. (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащённых европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)

Вывод: крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.

Работа с документом

    Речь Александра II, произнесённая им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»? (По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже революции).

IV. Подготовка реформы  Слайд № 4 – таблица, слайд № 5 - схема

3 января 1857 г.

Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований.

20 ноября 1857 г.

Рескрипт Александра II виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову об утверждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.

5 декабря 1857 г.

Рескрипт Александра II генерал-губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы.

8 января 1858 г.

Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Создание аналогичных комитетов в 46 губерниях. Обсуждение проблем отмены крепостного права стало носить гласный и открытый характер.

4 марта

 1859 г.

Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, предоставленных губернскими комитетами, и для составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права.

10 октября 1860 г.

Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения.

19 февраля 1861 г.

Император подписал основные правовые документы по крестьянской реформе (всего их было 17), главные из которых:

- Манифест «О всемилостевейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта»

- «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

- «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, о содействии правительству в приобретении ими в собственность полевых угодий»

    Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. (пункт 2 таблицы)

Запись на доске:

Рескрипт – письмо монарха к подданному

    В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам (таблица пункты 3 и 4) и губернские комитеты начали свою работу.

    Беседа с учащимися

- Как вы думаете, обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? (Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землёй при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли).

Т.о., можно выделить два ключевых слова – земля и выкуп.

- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечернозёмных и чернозёмных губерниях? (В нечернозёмных – оброчная, т.к. были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика. В чернозёмных – барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле).

- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землёй? (В нечернозёмных губерниях – положительно. В чернозёмных – отрицательно. Помещики стремились сохранить в своих руках максимальное количество земли. Желали, чтобы свободные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаёмные сельскохозяйственные рабочие).

- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? (Помещики нечернозёмных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т.к. земля стоила недорого. Помещики чернозёмных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т.е. за самих крестьян).

Слайд № 6

Проекты освобождения крестьян:

а) в чернозёмных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);

б) в нечернозёмных губерниях (освобождение с землёй, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина)

(таблица п. 5)

     4 марта 1859 г. были учреждены Редакционные комиссии. Председателем Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев. Правой рукой его стал Н.А. Милютин – лидер либеральной бюрократии.

    Я.И. Ростовцев и Н.А. Милютин организовали работу комиссий таким образом, что к осени1860 г. подготовили «Положение об отмене крепостного права». Их проект в значительно большей степени учитывал интересы крестьян, что вызвало бурное негодование поместного дворянства и многих высших сановников.    

    Александр II пошёл на уступки крепостникам и был внесён ряд поправок в духе «ограждения выгод помещиков». (таблица п. 6)

Сообщение «Председатель Редакционных комиссий – Я.И. Ростовцев» - слайд № 7

«Н.А. Милютин» - слайд № 8

     

V. Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

    Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля – шестой годовщине восшествия Александра II на престол.

Слайд № 3 – пункт 7

    «Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Согласно Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика.

- Какую власть над крестьянами потерял помещик? (Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьёй или отдельно от неё).

    Крестьяне получили гражданские права.

Слайд № 9

Гражданские права:

  1. производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т.п.)
  2. открывать торговые и промышленные предприятия;
  3. выступать от своего имени в суде;
  4. не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;
  5. переходить в другие сословия.

    Крепостные крестьяне освобождались с землёй, т.е. с полевым наделом, размер которого в зависимости от региона России (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии) был разный и колебался от 3 до 12 десятин. (1 десятина = 1,1 га) Однако в Манифесте говорилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадлежащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.

- Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет)

    До перевода крестьян на выкуп, т.е. до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, т.е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.

Слайд № 10

Временнообязанный крестьянин – лично свободный крестьянин, вынужденный выполнять все свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.

    Начинать же процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготовки окончательного введения в действие «Положений».

    Известно, что и 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были переведены на выкуп, т.е. были временнообязанными. В 1881 г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.

- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами).

- Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 г. превратился в общинную собственность.)

- Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки». (Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Отрезания производились, если надел превышал высшую норму, установленную Положениями 19 февраля 1861 г.; Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.)

    Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке должен давать доход в 6% годовых.

Слайд № 11

Например, если в нечернозёмных губерниях оброк составлял в среднем 10 руб. в год, то выкупная сумма должна была составлять:

                                                               10 руб. = 6%          

                                                                                                    Х = (10 х 100) : 6 = 166 руб. 67 коп.

                                                                Х руб. =  100%

Выкупная операция:

20% выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно.

80% выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство – на 49 лет под 6% годовых

    Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине (одной или нескольким частям селения). Община становилась собственником земли, которую крестьяне сообща распределяли между  собой. Т.о., отдельный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам своей общины. Если крестьянин уезжал в город, то свой надел должен был оставить.

Работа со статистическими данными     Слайд № 12

    Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка – у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела.

- О чём свидетельствуют эти данные? (У большинства крестьян землю отрезали, причём количество отрезаемой земли составляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Т.о., после реформы малоземелье крестьянства приобрело ещё более тяжёлые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были увеличены, однако их размеры всё равно были крайне малы).

    Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», ¼ от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они составляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было невозможно. Согласившись на дарственный надел, крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.

Слайд № 13

«Дарственный надел» - ¼ часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.

Слайд № 14

Уставная грамота – договор помещика с крестьянином.

    За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров между крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были такие известные люди, как Л.Н. Толстой, некоторые декабристы.

Слайд № 15

Мировой посредник – должностное лицо в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

VI.  Крестьянское управление     Слайд № 16

Сельский сход

Волостной сход

- выбирал представителей на волостной сход – десятских (1 чел. на 10 дворов)

- выбирал волостного старшину;

- нанимали в помощь старшине 1 или нескольких писарей;

    Через эти органы правительство наводило порядок на местах, собирало подати, обеспечивало себя военнообязанными.

VII.  Значение реформы   Слайд № 17

Положительные моменты

Отрицательные моменты

- создала необходимые условия для утверждения капитализма;

- способствовала росту темпов экономического развития;

- способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоёв – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.

- сохранились пережитки крепостного права;

- ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда;

- искусственное сохранение и постоянная поддержка правительством за счёт крестьян помещичьего хозяйства;

- грабительский характер по отношению к крестьянам, способствовала ухудшению их положения;

- застой в сельском хозяйстве и других сферах жизни;

- покупательная способность населения приближалась к нулю.

Вывод: в такой стране было трудно ожидать быстрого роста промышленности и торговли.

  1. Закрепление изученного материала

Работа с документом

Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Беседа с учащимися по вопросам

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы. (С 1861 г. до 1881 гг., до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).

- Объясните, почему автор дал именно такие названия губерниям и деревням? (Названия говорят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшила его).

Беседа с учащимися для закрепления материала

- С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян и что для этого было необходимо? (Только с 1863 г. крестьянина могли перевести на выкуп).

- Можно ли сказать, что с 1863 г. прекращалось временнообязанное положение всех крестьян? (Нет. Временнообязанное положение сохранилось для крестьянина до тех пор, пока он не начинал процедуру выкупа земли).

X. Домашнее задание.

§19 с. 168 – 174, зад. 6 с. 174, зад. 8 с. 174 (индивидуально).

Дополнительные материалы к уроку

I

Биография наследника престола Александра Николаевича

    Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Фёдоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле.

    В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному – капитану К.К. Мердеру. Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознательным умом и твёрдой волей. Твёрдость и строгость характера сочетались в нём с гуманностью.

    Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника и избрал ему в наставники В.А. Жуковского. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек провсещённый, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом. В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не учёным, а просвещённым. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединённое с нравственностью».

    В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил её.

    Гармоничная, просвещённая программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца.

    Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронёс увлечение это через всю жизнь.

    Попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер.

    Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России.

    Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей.

    Воспитатели отмечали в нём сердечность, чувствительность, весёлый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.

    Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако, при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.

    Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, наследник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I. Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер, всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.

                                                                                                                   (Захарова Л. Александр II.

Российские самодержцы (1801-1917). М., 1994. с. 163-171.)

II

Положение крепостного крестьянина

    Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина всё его достояние, а его самого с семьёй или даже тдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своём имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью: он имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно («но без увечья»), ссылать в Сибирь за так называемые «предерзостные поступки» без ограничения срока ссылки и возврата ссылаемых, причём каждый сосланный засчитывался помещику как сданный в рекруты. Помещик мог провинившегося или чем-либо не угодившего ему крестьянина отдать для наказания в полицию, заключить на определённый срок в «смирительный дом» или сдать в «арестантские роты гражданского ведомства». Произвол помещиков не знал границ. В изобретении пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.

    (Фёдоров В.А. Конец крепостничества в России. М., 1994, с.5)

III

    Ростовцев Яков Иванович (1803-1860) – военный и государственный деятель. При Николае I Ростовцев руководил военно-учебными заведениями, а во время подготовки крестьянской реформы был членом Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу, в 1859-1860 гг. возглавлял Редакционные комиссии. В молодости Ростовцев поддерживал тесные связи с руководителями «Северного общества» декабристов, но накануне восстания 14 декабря 1825 г., не называя имён и не скрывая свой шаг от друзей, сообщил Николаю I о готовящемся выступлении. В день восстания Ростовцев находился в рядах правительственных войск.

    В своих воспоминаниях А.М. Унковский рассказывает об одном случае, который лёг в основу всех дальнейших действий Ростовцева в крестьянском деле: «В начале 1857 года…один из его сыновей заболел опасно в Гейдельберге. Отец поехал к нему… Н а смертном одре умирающий сын обратился к отцу с такими словами: «батюшка! Я обращаюсь к вам с посмертной просьбой вот какого рода: вы настолько замараны по декабрьской истории и по военно-учебным заведениям, что мне хотелось бы умереть с мыслью, что вы будете помогать делу освобождения крестьян». Говорят он (Ростовцев) при этих словах прослезился и клялся, что все средства, какими он будут в состоянии распоряжаться, употребит в пользу этого дела. И действительно, после этого случая он стал писать всеподданнейшие письма уже совершенно в ином тоне… «Я дал клятву своей семье служить честно крестьянскому делу» - слова Якова Ивановича».

    Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещённые в России заграничные герценовские издания, которые посылали ему из III отделения императорской канцелярии. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева.

    Милютин Николай Алексеевич (1818-1872) – племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования Николая I П.Д. Киселёва, брат военного министра Д.А. Милютина. Окончил Благородный пансион при Московском университете. В 1835 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1852 г. стал директором хозяйственного департамента МВД. Одновременно принимал активное участие в работе Статистического отделения Русского Географического общества, под его руководством был выполнен ряд статистических исследований, осуществлено 8-томное издание о городских поселениях в России. В середине 50-х гг. начинается его деятельное участие в подготовке крестьянской реформы. Свои взгляды изложил в «Записке» об освобождении крестьян в имении тётки Александра II великой княгини Елены Павловны. Ведущая идея «Записки» состояла в том, что крестьяне должны освобождаться с земельным наделом, который они выкупают в собственность.

    В начале 1859 г. Александр II по настоятельной просьбе министра внутренних дел С.С. Ланского назначил Милютина временным товарищем (заместителем) министра внутренних дел. Сыграл видную роль в работе редакционных комиссий (1859-1860), непосредственно готовивших крестьянскую реформу. Обладая взрывным темпераментом, он, как никто другой, вносил в дело сильное личностное начало, не давая единомышленникам остановиться на полдороги.

    В глазах крепостников Николай Алексеевич был «красным», и император никогда не забывал этого. В апреле 1861 г. Милютин получил отставку и оплаченный годичный отпуск для поправки здоровья. Около двух лет провёл за границей.

    В конце 1863 г. Милютин вернулся на службу, участвовал в разработке земской реформы (1864). В 1864 г. по поручению Александра II провёл в Царстве Польском аграрную реформу, которая была более радикальной и последовательной, чем в России. В январе 1865 г. введён в состав Государственного совета…В 1867 г. по болезни ушёл в отставку.

(Данилов А.А., Косулина Л.Г., Поурочные разработки к учебнику

«История России. XIX век». М., 2008. с. 77-78)

Исторический диктант

- О ком или о чём идёт речь?

  1. Крестьянин, освобождённый по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведённый на выкуп. (временнообязанный)
  2. Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками. (мировые посредники)
  3. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции. (уставная грамота)
  4. Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли. («отрезки»)
  5. 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течении 49 лет. (государственная ссуда)
  6. Крестьянин, который после 1861 г. нёс повинности в пользу помещика. (временнообязанный)
  7. Земля, добавлявшаяся к крестьянскому наделу. («прирезки»)
  8. Преобразование в какой-либо сфере государства. (реформа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

урок - обобщение. Позволяет  обобщить и углубить знания о войне, продолжить формировать умение работы с историческими источниками....

Русско-турецкая война 1877-1878 г.г.

Данный материал знакомит студентов 1 курса  с причинами, ходом войны, на примере мужества русской армии воспитывая чувство гордости за свою Родину. При работе с историческим документом научить вы...

Урок по истории России в 8 классе "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"

Данный урок проводится в 8 классе. Для большей эффективности рекомендуется использование различных ИКТ....

"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

"Русско-турецкая война 1877–1878 гг."...

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Тема урока: Русско-турецкая война 1877-1878 гг.Цели урока: - используя субъектный опыт учащихся, подвести их к...