Гражданская война
презентация к уроку по истории (9 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Презентация по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_voyna_.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ “ О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?” (А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”)

Слайд 2

Цели: Обобщить и систематизировать знания о гражданской войне в России. Развивать умения высказывать свою точку зрения, делать выводы на основании анализа документа. Воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.

Слайд 3

Проблемное задание: Как оценивать гражданскую войну: Как героическую страницу истории или трагическую страницу истории?

Слайд 4

План обобщения материала: Каковы были причины Гражданской войны? Какие социальные силы участвовали в гражданской войне? Персоналии. Красный и белый террор. Причины победы красных и причины поражения белых?

Слайд 5

Вводный контроль Какое определение гражданской войны дает нам автор учебника? Чем она отличается от других войн?

Слайд 6

1. Какие же причины вызвали ее к жизни? Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Ответ аргументируйте. Гражданская война – это схватка нового со старым, отжившим; Гражданская война – порождение веками копившихся в обществе злобы, раздражения; Гражданскую войну вызвали иностранные империалисты; Гражданской войны можно было бы избежать, если бы не политика большевиков 1917 - начала 1918 гг.; Гражданская война – закономерное продолжение революции; Гражданская война – справедливая месть народа эксплуататорам; Гражданская война – это трагическая ошибка, порожденная взаимным непониманием; Гражданская война была развязана свергнутыми классами – помещиками и буржуазией, стремившимися вернуть власть, собственность.

Слайд 8

Красные Белые Смело мы в бои пойдем За власть Советов И как один умрем В борьбе за это. Смело мы в бой пойдем За Русь Святую И как один прольем Кровь молодую. ПЕСНИ: ПЛАКАТЫ: ОРДЕНА:

Слайд 9

2.Какие из перечисленных социальных сил поддерживали белых, красных, зелёных? высшее офицерство; казачество; среднее офицерство; либеральная интеллигенция; малоквалифицированные рабочие; беднейшее крестьянство; среднее крестьянство; солдаты; зажиточное крестьянство.

Слайд 10

3.Персоналии.

Слайд 12

Портрет № 1 Сын офицера (бывшего крепостного, отданного в рекруты, дослужившегося до воинского звания и в отставку вышедшего в звании майора), он окончил Киевское пехотное юнкерское училище; подав рапорт о переводе его на Дальний Восток во время русско-японской войны, в документах на вопрос: “Знаете ли японский язык?”, он написал: “Не знаю, но драться буду не хуже знающих”. Его просьбу исполнили; его имя неразрывно связано с историей Белого движения. Один из создателей Добровольческой армии, главнокомандующий вооруженными силами Юга России во время знаменитого похода на Москву; ярый противник советской власти. Он оставался русским патриотом, и в годы Второй мировой войны выступил с обращением к русским эмигрантам не поддерживать фашистскую Германию.

Слайд 13

Анто́н Ива́нович Дени́кин

Слайд 15

Портрет № 2 В 1894 г. закончил Морской кадетский корпус вторым учеником и за успехи в учебе награжден премией; добровольцем ушел на русско-японскую войну. Восхищенные его отвагой, японцы оставили ему именное оружие; полярный исследователь, лично знакомый с адмиралом Макаровым, норвежцем Нансеном. За обработку материалов и участие в полярной экспедиции барона Э. В. Толля удостоен Большой Константиновской золотой медали; лучший в мире специалист по минированию, самый молодой в мире командующий флотом, свое именное оружие выбросил за борт со словами: “море дало, море пусть и заберет”; своей главной задачей считал создание единого антибольшевистского фронта на Востоке России; это о нем распевали песенку: “Погон французский, Мундир английский, Табак японский, Правитель омский …”

Слайд 16

Алекса́ндр Васи́льевич Колча́к

Слайд 18

Портрет № 3 Еще при жизни о нем ходили слухи самые невероятные. Будто бы, когда крестили его, на священнике загорелась риза, что предвосхитило ребенку судьбу разбойника; в 16 лет стал членом группы анархистов, участвовал в “экспроприациях”, за что осужден к 20 годам каторги, замененным по несовершеннолетию подсудимого, заключением в Бутырке ; избран председателем местного Совета. 25 сентября 1917 года подписывает декрет о национализации всей земли в уезде и разделе ее между крестьянами, чем опередил Ленина на месяц; его армия насчитывала до 50 тысяч бойцов. В декабре 1918 года она захватывает крупнейший город юга Екатеринослав и с этого момента имя “батьки” приобретает всероссийскую известность; за победы над деникинцами удостоился высшей награды – ордена Красного Знамени; Деникин обещал за его голову полмиллиона рублей; на его надгробии надпись: “Советский коммунар …” (Как он просил).

Слайд 19

махно Нестор Иванович Махно

Слайд 21

Портрет № 4 Фрунзе и Куйбышев в нем души не чаяли, но Троцкий в нем видел бандита и навещал его только под охраной личного конвоя и прикрытием орудий бронепоезда; кавалер трех, а по источникам Института военной истории, четырех Георгиевских крестов и Георгиевской медали; уроженец чувашской глубинки, мордвин, лошадей жаловал, но как командующий группой войск и начдив предпочитал выносливый “Форд-Т”, выжимавший до 50 км в час; вверенные ему войска оснащал самым лучшим вооружением: боевыми аэропланами с хорошо обученными красвоенлетами , мотоциклетная связь, телеграф, телефон, вплоть до химического оружия; 6 ноября 1932 года в Самаре легендарному герою гражданской войны открыт памятник, а в 1933 году был снят знаменитый киношедевр братьев Васильевых.

Слайд 22

Василий Иванович Чапаев

Слайд 24

Портрет № 5 Он лихо служил от солдата до вахмистра в царской армии и за подлинные подвиги четырежды был удостоен Георгиевского креста; в 1917 году он, которого вот-вот произведут в офицеры, решительно выбирает революцию, а в ней большевиков; в июне 1919 года формируется 1-й конный корпус, командование которым он принимает; в ноябре 1919 года корпус реорганизован в 1-ю Конную армию, бессменным руководителем которой он и являлся; его маршальство, предсказанное Лениным, осуществилось лишь в 1935 году. За два года до этого такое же пророчество было записано в домашний альбом полководца писателем В. Катаевым.

Слайд 25

Михаил Иванович Будённый

Слайд 27

Портрет № 6 После окончания реального училища уехал в Николаев, чтобы продолжить образование. Здесь он становится членом “Южнорусского рабочего союза”, а в 1889 году оказывается в тюрьме; о февральских событиях 1917 года узнает в США и сразу решает ехать домой. На месяц позже Ленина приезжает в Петроград; в октябрьские дни 1917 года фактически возглавил ВРК, что дало повод считать некоторым ученым, что вооруженное восстание он приурочил к своему дню рождения – 7 ноября; с марта 1918 года – нарком по военным делам, с сентября 1918 года председатель Реввоенсовета республики; неукротимая энергия, блестящая манера выступать наряду с авторитарностью, заносчивостью превратили его из одного из “архитекторов революции” в “демона революции”; в борьбе со Сталиным (после смерти Ленина) потерпел поражение и был выслан из СССР.

Слайд 28

Троцкий Лев Давыдович

Слайд 30

Портрет № 7 Потомок древнего рода датчан, оказавшихся на русской службе в XVIII веке, чья бабушка была внучкой А.П. Ганнибала и троюродной сестрой А. Пушкина; в отличие от младшего брата Николая, избравшего своим уделом служение искусству, он избрал своим уделом “служение Родине”; в июле 1919 года во время деникинского наступления на Москву, на правом фланге двигалась его Кавказская армия; 4 апреля 1920 года А.И. Деникин, по его словам, “разбитый нравственно”, передает ему командование вооруженными силами Юга России; последнее свое сражение “черный барон”, “диктатор Крыма” проиграл на Перекопе, после чего остатки Русской армии эвакуировались с полуострова; до самой своей смерти в 1928 году в Бельгии оставался непримиримым врагом советской власти.

Слайд 31

Врангель Пётр Николаевич

Слайд 33

Портрет № 8 Сын забайкальского казака; бабка будущего атамана вела род от Чингисидов , дед был богатым скотоводом; изучил разговорный монгольский язык, интересовался историей, политэкономией, философией, с увлечением изучал буддийское вероучение; закончив Оренбургское казачье училище, с. Первым нерчинским полком под командованием барона Врангеля участвует в мировой войне. За 3 года получил 14 боевых наград; Керенский привлек его к формированию Добровольческой армии. Численность Особого маньчжурского отряда (ОМО) не превышала 5 тысяч человек; в 1921 году после разгрома его отрядов на Дальнем Востоке Красной Армией стал одним из руководителей белоэмигрантов в Маньчжурии; в 1945 году схвачен чекистами в Харбине, а через год казнен через повешение в Москве.

Слайд 34

Семёнов Григорий Михайлович

Слайд 36

Портрет № 9 Еще при жизни о нем ходили легенды. В 1918 году белогвардейские газеты утверждали, что партизанскими отрядами на Волжском фронте командует немецкий генерал, за голову которого назначили премию в 20 тысяч рублей; сын крестьянина из Ярославской губернии. Молодость его прошла на заводе, где и сблизился с большевиками; в годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, был произведен в унтер-офицеры; за вывод частей Южно-Уральской армии из окружения и беспримерный 1500 км рейд в течение 40 дней по тылам белых, первым был удостоен ордена Красного Знамени; гражданскую войну закончил на Дальнем востоке, где 6 суток при 40-градусном морозе его дивизия штурмовала станцию Волочаевка и одержала победу; награжден пятью орденами Красного Знамени; в 1935 году в числе первых удостоен звания Маршала Советского Союза.

Слайд 37

Блюхер Василий Константинович

Слайд 38

Проблемное задание: Как оценивать гражданскую войну: Как героическую страницу истории или трагическую страницу истории?

Слайд 39

Работа с документами ужасы гражданской войны

Слайд 41

Итоги гражданской войны Кем были красные? Отметьте определение, которое вы выбрали: героями, защитниками обездоленных; людьми честными, но невежественными; патриотами, мечтавшими о лучшем будущем для народа; мстителями старому обществу, фанатиками, каравшими и правых, и виноватых; озверевшей толпой, сеявшей насилие, несправедливость. Кем были белые? реакционерами и преступниками; идейными сторонниками старого строя, монархии; людьми, вынужденными защищать свой мир, близких, себя; патриотами, отстаивающими национальное достоинство, честь, традиции; людьми, искренне заблуждавшимися.

Слайд 42

Кто, по вашему мнению, победил в гражданской войне? Отметьте аргументы, которые вы считаете верными: в гражданской войне победили красные, т.к. Советская власть, диктатура пролетариата, сохранилась и даже укрепилась; в гражданской войне победили белые, т.к. властью были сделаны уступки (экономические и политические) свергнутым эксплуататорским классам; в гражданской войне победили зеленые, т.к. после войны Советская власть была вынуждена под влиянием их требований перейти от продразверстки к продналогу.

Слайд 43

Все рядком лежат Не развесть межой Поглядеть: солдат: где свой? Где чужой? Белым был - красным стал Кровь обагрила Красным был - белым стал Смерть победила.

Слайд 45

Помнить! Помнить! Не предавать забвению! Кирносов Денис Павлович 1974-1995 Пурей Андрей Андреевич 1980-1999 Цаплин Дмитрий Вячеславович 1976-1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн...

Гражданская война

Презентация к урокам по истории России в 9, 11 классах, содержит причины, ход, этапы Гражданской войны....

Гражданская война в США

Тема: США вXIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...