Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию
материал по истории на тему

Зепп Евгения Вячеславовна

 

Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную категорию по модели №1 «Аттестационная сессия», получивший высокие оценки коллег.          

Считаю данный вид испытания наиболее сложным, так как педагог в ходе своей практики привыкает к экзаменам, тестам, демонстрации результатов работы, но здесь требуется другое. Важно показать проблему, над которой вы работаете, совершенствуетесь, ищете оптимальные варианты путей ее решения, используете различные технологии и методы, чтобы добиться поставленной цели, как проходит коррекция действий, если выбранный способ не приносит желаемых результатов. «Понять и увидеть» себя достаточно трудно, но итог работы определит ваше развитие на несколько лет.

Самоанализ лучше подкрепить презентаций, демонстрирующей важные тезисы и результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uchitelya_istorii_dlya_attestatsii.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Зепп Евгения Вячеславовна, учитель истории  МОУ «Тубинская СОШ» Усть-Илимского района.

        Сегодня общество поставило перед школой задачу создания наиболее благоприятных условий для формирования социально-адаптированной, мобильной личности, способной к дальнейшему саморазвитию и самообразованию, личности творческой и активной.

        Анализируя результаты ЕГЭ по истории за 2010-2011 учебный год, я пришла к выводу, что основной проблемой для меня является недостаточный  уровень качества знаний обучающихся. Это отрицательно отражается на их конкурентоспособности при поступлении в ВУЗы.

        Мною были выявлены следующие причины снижения качества знаний:

- несформированность системы работы по повышению его уровня (используемые технологии, методы и приемы, формы работы с учениками  должны  работать на одну цель, необходимо вести деятельность  не от случая к случаю, а ежедневно и кропотливо)

- неумение применять знания в нестандартной учебной ситуации

- недостаточно осознанный выбор учениками предметов для сдачи экзамена

- низкий уровень мотивации к предмету

- отсутствие поддержки со стороны родителей, которые в условиях социальной нестабильности в поселке вынуждены заниматься вопросами материального обеспечения семьи, перекладывая все остальные функции на школу.

        Для решения проблемы мною была поставлена следующая цель - обеспечение оптимального уровня качества знаний обучающихся по истории и обществознанию, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, необходимых для дальнейшего образования.

        Первоочередными задачами стали:

- обновление содержания программного материала, подходов его изложения,- изучение и внедрение в практику преподавания новых педагогических технологий, позволяющих обучающимся в активном режиме открывать знания и развивать творческие способности,

- повышение мотивации в обучении истории и обществознанию,

- повышение уровня своего профессионального мастерства.

        В соответствии с поставленными задачами я перешла на обучение по образовательной системе «Школа 2100» в рамках реализации школой муниципальной опытно-экспериментальной программы.  

        Я детально изучила содержание УМК по Российской и Всеобщей истории, изложенное с позиций цивилизационного подхода, как реализуется в нем и через методический аппарат учебников принцип минимакса, идея непрерывности и преемственности всех ступеней образования. В ходе самообразования, работы в школьной и районной лаборатории «Внедрение ОС «Школа 2100» в условиях сельской школы», используя передовой опыт  учителей гимназии №1 г. Усть-Илимска, базовой площадки по внедрению системы, я освоила технологию проблемно-диалогического обучения, основную в ОС «Школа 2100». Новые перспективы в совершенствовании профессионального мастерства  открыла для меня курсовая подготовка у автора технологии Мельниковой Елены Леонидовны на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. Живое общение с разработчиками программы позволило мне понять не только основную идею инновации, но и вникнуть в детали и особенности самого технологического процесса.

Данная технология позволила мне не давать знания ученикам в чистом виде, а открывать их через совместную деятельность и диалог, выработать алгоритм решения проблемных учебных ситуаций, который легко перенести  в жизнь. Знания стали прочнее, так как ученик, прошедший самостоятельно путь открытия, усваивает их надолго. Опыт и результаты работы по внедрению технологии я представляла коллегам района через открытые уроки, выступления в рамках лаборатории и методического объединения учителей истории, на конференциях различного уровня, через публикации материалов в сборниках очных и заочных конференций, на круглом столе в рамках курсов на базе московской Академии повышения квалификации.

Наряду с проблемно-диалогическим обучением использую технологии: «Обучение в сотрудничестве», «Критическое мышление» и «Метод проектов». Из многочисленных приемов технологии критического мышления чаще всего применяю составление кластера, толстых и тонких вопросов, инсерт, мозговой штурм. «Обучение в сотрудничестве» по  вариантам: «ажурная пила» и «обучение в команде». Это дает возможность развивать логическое и творческое мышление, коммуникативную компетенцию, формировать прочные знания.

Учебные проекты на уроках истории в среднем звене помогли заинтересовать обучающихся работать с дополнительной информацией, творчески подходить к ее оформлению и публичному представлению в виде коллажей, презентаций, буклетов. На уроках обществознания в 8-11 классах проекты направлены на решение социальных проблем поселения, благоустройство и, в первую очередь, профессиональную ориентацию старшеклассников.

Для повышения качества знаний и более эффективной подготовки к ЕГЭ, развития долговременной памяти я разработала свою систему повторения программного материала на основе ведущих тем истории Отечества.

Основанием для разработки данной системы стал анализ выполнения текущих срезов и контрольных работ. Первичные  данные говорили о том, что программный материал усвоен обучающимися  на хорошем уровне, но при проведении итогового контроля показатели качества знаний были несколько ниже. Рассмотрев ситуацию, пришла к выводу, что на уроках опираюсь  в основном на кратковременную память, недостаточно  уделяя внимание долговременной, поэтому выходом стало формирование системы целенаправленного повторения программного материала.

Я вычленила программный минимум для каждой параллели, оформила его в виде памяток для обучающихся. Содержание распределила по 5 направлениям. Учитывая, что в месяц проходит 8 занятий, то 1-2 уроки мы повторяли даты, 3-4 понятия, 5-6 – закономерности, 7-8 – исторические  личности и работали с документами, которые интегрировали все направления.

Повторение проводила в самом начале урока через решение исторических задач, логических цепочек, кроме этого я использовала дидактические игры, работу с  источниками  на любом этапе занятия в  индивидуальной, групповой или фронтальной формах. Входной, текущий, итоговый контроль  выстраиваю в той же логике по ведущим направлениям.

 Тем самым у меня появилась возможность для более точной  диагностики затруднений  каждого ученика в усвоении материала, сформировать индивидуальное корректирующее домашнее задание и определить динамику положительных результатов. Опыт работы в этом направлении был представлен мною на районном фестивале методических идей в августе текущего года и получил одобрение со стороны коллег и заинтересованность в его использовании в собственной практике.

Для закрепления знаний через многократное повторение и контроля мною разработаны тесты в компьютерной среде UniTestSystem по базовым темам истории Отечества,  кроме того я использую   готовые тренажеры серии «Подготовка к ЕГЭ», «Репетитор», «Готовимся к экзаменам».

Практика показала, что добиться качественных знаний только через урок невозможно, поэтому для формирования познавательной мотивации к изучению предмета я задействовала ресурсы внеклассной работы.

Самой массовой формой привлечения обучающихся к изучению истории, обществознания, культуры, (в среднем 50% ребят класса), поднятия самооценки  и взаимодействия с родителями стало участие в международном конкурсе-игре «Золотое руно», Всероссийском молодежном предметном чемпионате и заочных олимпиадах по истории. По итогам конкурсов ученики отмечены грамотами и дипломами различного уровня.

На уровне школы – это проведение предметных недель и Дней науки.  По итогам рейтинга предмет «История» занимает второе место в школе по охвату обучающихся и результативности выполнения заданий.

Ежегодно обучающиеся принимают участие в предметных олимпиадах, в течение трех лет заняли 8 призовых мест на муниципальном этапе, 2 являются участниками регионального тура, 1 – лауреатом.

Положительным результатом стал рост качества знаний по истории (64,7% - 78,5%) и обществознанию (76,4% - 88,7%) при среднем балле 3,9 и 4,2 соответственно. Средний показатель обученности по предмету выше показателей района на  11% и 13% соответственно.                  

Стабильный уровень подготовленности учащихся подтверждают результаты государственной итоговой аттестации. Выпускники 9 класса среди других предметов по выбору  отдают преимущество обществознанию (максимальный выбор - 52,6%), демонстрируют хороший уровень подготовки к экзамену и свободное владение словом. При 100% успеваемости динамика качества знаний составила 35,7%  (50% - 85,7%). По истории за экзамен получены только отличные оценки.

В 2011-2013  годах 7 учеников награждены Похвальными грамотами за особые достижения в изучении истории и обществознания, 6 выпускников по итогам ЕГЭ поступили в ВУЗы гуманитарной направленности, отдав предпочтение профессиям юриста, менеджера, журналиста.  

В перспективе планирую продолжить работу по достижению поставленной цели через:

- совершенствование системы повторения программного материала

- выход проектной, исследовательской деятельности на  районный уровень

- подготовку к обучению по стандартам второго поколения

- дальнейшее совершенствование профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ работы учителя истории

самоанализ работы за 2010-2011 год....

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...

Самоанализ работы учителя математики I квалификационной категории Кротова Александра Валериевича

Еще сидя за партой в школе, я пытался представить себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. В 2003 году я поступил в Лебедянский педагогический колледж. Закончил это учебное заведение, получил специальн...

Контрольные работы по истории, обществознанию для промежуточной аттестации 5, 9-11 классы

Контрольные работы  по истории, обществознанию для промежуточной аттестации 5, 9-11 классы содержат    два варианты работ с критериями оценквания....

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....