Главные вкладки

    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"
    план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

     

     

    Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях  хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon plan_uroka.zip12.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

    Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории

    Разделы: Преподавание истории и обществознания

    Цели: формирование представления об особенностях и закономерностях  хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий; формировать умение находить причинно-следственные связи; развивать интерес к истории.

    Оборудование: настенная карта «Древние государства мира»; презентация «Древний Египет».

    ХОД УРОКА.

    I. Оргмомент

    II. Тема урока

    Учитель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в одно из древних  государств. Сейчас мы с вами посмотрим фильм, а вы по просмотренным слайдам попробуйте догадаться о каком государстве мы будем сегодня вести речь.

    Учитель включает фильм. После просмотра фильма или во время учащиеся высказывают свои предположения, последний слайд подтверждает  их  или опровергает.

    – Итак, сегодня мы начнем  изучать «Древний Египет».

    Тему урока учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь.

    III. Изучение нового материала

    1. Географическое положение (15 мин.)

    При объяснении первого вопроса учитель сначала использует настенную карту «Древние государства мира»

     С помощью карты учитель показывает Древние государства и задерживает внимание учащихся на Африке, затем учитель показывает части света  и, показывая на Египет, просит учащихся назвать положение государства относительно сторон света.

     Выслушав  учащихся,  учитель подводит их к правильному ответу:

    Словарная работа:

    ЕГИПЕТ – страна, расположенная на северо-востоке Африки. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

    – Сейчас мы с вами в ходе моего объяснения встретимся с ещё одним новым словом, но запишем его сейчас.

    ДЕЛЬТА – равнина, на которой река делится на несколько рукавов. (Учащиеся записывают определение в тетрадь)

    Учитель включает слайд с изображением Египта (на 2 слайде нажать СТОП)

    Объяснение учителя:

    С юга на север течёт река – Нил. Она берёт своё начало из больших озёр в Центральной Африке и, минуя пороги (пороги учитель показывает на настенной карте), течёт 700 км. в глубокой долине, затем впадает в Средиземное море (показать на карте), делясь на рукава образуя дельту  (обратить внимание учащихся на слайд на котором дельта видна очень хорошо)

     В долине и дельте Нила от порогов до моря и возникло государство – Древний Египет (учитель показывает на карте). К востоку и западу расположены пустыни (учитель включает следующий слайд). Жить в пустыне было невозможно – палящее солнце, воды нет, а вокруг одни пески. Поэтому люди жили только в долине, ширина которой составляла примерно 12-15 км.

    Далее учащиеся открывают контурную карту и под руководством учителя обозначают Нил (синим), дельту и  долину (закрасить зеленым). Работа учащихся осуществляется под руководством учителя. Учитель на экране открывает контурную карту и показывает последовательность действий учащихся.

    2. Климатические условия (15 мин.)

    Объяснение учителя: Климат в Египте очень жаркий. В июне здесь стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит  солнце. От жары и отсутствия влаги почва покрывается глубокими трещинами. В таких условиях реки обычно пересыхают или мелеют, но с Нилом происходят странные вещи: вода в нём  начинает  прибывать, река выходит  из берегов,  затапливая долину. Египтяне это объясняли так: «Далеко-далеко на юге за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки – Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом  Хапи сильнее наклоняет сосуды  и Нил выходит из берегов… А на полях после разлива остаётся плодородный слой. Поэтому мы поём богу благодарственные песни».

     Но настоящей причиной являлось следующее. Дело в том,  что египтяне никогда не бывали в Центральной Африке, где берёт своё начало Нил. В начале лета там идут проливные дожди, и тает снег на вершинах гор. Большие потоки воды устремляются в Нил, подмывая почву и неся с собой плодородный ил. Вода стоит до середины ноября, затем Нил входит в свои берега, а плодородная почва остается на берегах. Поэтому в Египте земля была очень плодородная.

    Далее учитель предлагает учащимся работу с таблицей. Сначала учитель предлагает заполнить по своему рассказу первый столбик.

     – Те климатические  условия, которые вы выделили и записали в тетрадь, непосредственно влияли на занятия древних египтян. С помощью учебника попробуйте самостоятельно заполнить второй столбик. (Учащимся можно предложить работу в парах)Климатические условия         

    Занятия египтян

    1. Солнечное тепло круглый год.

     2. Отсутствие влаги в июне в пустыне.

     3. Разливы Нила приносили влагу.        Возделывание земли – стало основным занятием египтян.

    3. Занятия египтян (8 мин.)

    – Нужно отметить, что земледелие стало главным занятием в Египте гораздо раньше, чем в большинстве стран мира. Землю легко было обрабатывать при помощи  мотыги, но при этом, возделывание земли влекло за собой следующие последствия. Какие?

     1. Нил при разливах давал много влаги, а это способствовало тому,  что почва очень быстро зарастала дикими растениями и превращалась в джунгли. В джунглях водилось очень много хищников, ядовитых насекомых, змей которые представляли угрозу для жизни человека.

     2. Для преодоления  трудностей египтяне стали объединяться в соседские общины. Дело в  том, что Нил орошал почву неравномерно – некоторые участки затапливало, так  что там образовывались болота, а на некоторые участки вода не попадала и почва при жарком климате пересыхала. Объединяясь люди стали строить дамбы и каналы и регулировать распределение воды искусственно.

    Новые слова учащиеся записывают в тетрадь:

    ДАМБА – укрепления из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления.

     КАНАЛЫ – углубления в земле, подводившие воду к участкам.

    3. В итоге на берегах Нила образовалось около 40 государств, которые постоянно воевали между собой. В итоге завоеваний образовалось 2 государства – Северный и Южный Египет, которые воевали между собой. В 3-м тысячелетии до нашей эры царь Южного Египта завоевал  Северный, и было образовано единое государство.

    Для закрепления материала учитель предлагает учащимся следующие вопросы. Учитель, раздав учащимся тест-полоски, называет вопросы, на которые нужно ответить «да» (закрашивают красным цветом) или  «нет» (закрашивают синим цветом). (3-4 минуты)

    1. Государство Египет возникло на берегах Нила?

     2. Египтяне  в возделывании земли не испытывали никаких трудностей?

     3. Люди селились только по берегам реки?

     4. Трудности объединяли людей в соседские общины?

    Домашнее задание (3 мин.)

    1. Параграф 6 читать и ответить на вопросы в конце параграфа.

     2. Выучить определение слов записанных в тетради.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

    Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

    СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

    Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

    Разработка урока географии в 7 классе по теме "Африка. Природные зоны"

    Показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь. Учащиеся научатся давать характеристику климата, почв этих зон....

    Разработка урока истории в 5 классе по теме "Природа и люди Древней Индии".

    Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прописаны планируемые образовательные результаты обучения учащихся в ходе урока....

    Разработка урока истории в 5 классе по теме "Религия Древнего Египта"

    Урок  соответствует требованиям ФГОС ООО и основан на принципах системно-деятельностного подхода: деятельность, вариативность, принцип минимакса, творчество, психологическая комфортность....

    Опросный лист по теме "Природные условия Древнего Египта"

    Это задание можно использовать как отдельно, так и в рамках моего открытого урока. Или дать как домашнее задание для работы с текстом учебника....