СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО – ДВА ВЗГЛЯДА НА ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИЮ
проект по истории (10 класс) по теме

Шевченко Татьяна Сергеевна

   Цель нашей работы сравнить взгляды славянофилов западников на человека и историю.

Для западников была очень важна полемика со славянофилами, считавшими, что России предначертан особый путь развития.   Большинство западников и славянофилов не интересовались политикой, да и политические выступления в то время в России были невозможны. Споры и ссоры между западниками и славянофилами происходили из-за теоретических разногласий.

    Единственной объединяющей всех западников религией было просвещение. А научные знания, просвещение, очевидно, можно было получить только от Запада, а потому они считали сближение с Западом великим и счастливым событием в русской истории.

    Западники внесли большой вклад в развитие исторической науки в России. Они были основателями так называемой «государственной» или «юридической» исторической школы.

    Самыми насущными проблемами в России западники считали отмену крепостного права, отмену телесных наказаний, введение строгого исполнения законов.

   Накануне отмены крепостного права теоретические разногласия между западниками и славянофилами значительно сгладились. И те и другие считали, что крестьян нужно освободить с землёй за выкуп, который должно выплачивать государство.

     Славянофилы понимали всю глубину отличия России от Западной Европы. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Славянофилы считали, отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили её внутренний строй и не уничтожили возможность возвращения на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов.                   Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ, как «единственный и постоянный действователь в истории».

     Главной заслугой славянофилов является пресечение тенденций  слепого подражания Европейской культуре. Они показали, что Европа, которой хотели подражать, сама переживает духовный кризис, что цивилизация Запада неудовлетворительна, если расценивать ее с точки зрения высших запросов христианства.

     Спор славянофилов с западниками XIX век разрешил в пользу последних.

Западники и славянофилы вошли в историю как люди «сороковых годов» - люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского царствования. Философски осознать наше национальное призвание – таковы задачи, до которых доросла Россия к эпохе николаевского царствования. Спор о культурном своеобразии России не окончен, и до сих пор книги и статьи славянофилов – этих «образованнейших, благороднейших и даровитейших людей» - помогают разобраться в сложных явлениях окружающей нас жизни.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Изображение фигуры человека в истории искусства

Название работы: урок – экскурсия «Изображение фигуры человека в истории искусства»Структура: Работа состоит из , плана-конспекта урока, презентации Microsoft Power Point «человек в истории искусства»...

Взгляды на человека и общество в эпоху средневековья

Урок по обществознанию за курс 10 класса. Раскрывает понятия эпохи средневековья и развитие философской науки....

Проектная деятельность по теме:Человек и история в русской литературе

Итоги проетной деятельности за2012-2013 учебный год....

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...