Древние греки и их вклад в мировую историю
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Приходько Алла Васильевна

Цели и задачи урока: Учащиеся в игровой форме закрепляют изученный материал, проверяют усвоение хронологии, исторических понятий. Формулируя суждения, ученики обогащают свою устную речь; отстаивают предложенные ими оценки и толкования, учатся интеллектуальной независимости, смелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_5_klasse_po_drevney_gretsii.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАЛЕЕВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Разработал:

Приходько Алла Васильевна – учитель истории и обществознания Халеевичской средней общеобразовательной школы

Почтовый адрес:

243002, Брянская область, Новозыбковский район, д. Халеевичи, ул. Набережная, д. 40 кв. 7, (8-243-91)-2-42

7

Халеевичи

2012

Цели и задачи урока: Учащиеся в игровой форме закрепляют изученный материал, проверяют усвоение хронологии, исторических понятий. Формулируя суждения, ученики обогащают свою устную речь; отстаивают предложенные ими оценки и толкования, учатся интеллектуальной независимости, смелости.

Оснащение урока: Элементы древнегреческой одежды (куски, накидки из однотонной ткани, склеенные из картона и фольги шлемы, воротники с древнегреческим орнаментом – лиандром, броши и т.п.) Обувь.

Таблицы:

  1. Саламинский бой.
  2. Народное собрание в Афинах в V веке до н. э.
  3. Афинский акрополь. Греческий театр.

Книги с материалом по истории Древней Греции.

На доске: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество».

(В.Г. Белинский).

Ребятам было дано задание: Создать в классе две команды, дать название командам,  выбрать капитанов команд. Изготовить для себя эмблему с древнегреческим именем, и подготовить материал, посвященный защите команды.

Итак, команды: «Афиняне», «Спартанцы».

Имена: Полиена, Афина, Пенелопа, Ариадна, Аспасия, Антигона, Елена, Галина, Эвридика, Гидна, Пандора, Артемида, Ника, Агнатида, Олимпиада.

Александр, Алексей, Петр, Андрей, Георгий, Клипий, Леонид, Алкивиод, Каллисфен, Исмений.

Ход урока

(Команды за дверью кабинета, заходят после вступительного слова учителя)

Вступительное слово учителя:

«Учащиеся 5 класса закончили изучать раздел «Древняя Греция». Надо отметить, что народы Древней Греции внесли огромный вклад  в развитие европейской и мировой культуры.

Много воды утекло со времени заката античной цивилизации. На Балканах, на север от Греции, расселились другие народы; исчезли многие города, погибли храмы и статуи.

Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Безжалостный Кронос («Время») поглощает все, не оставляя следов. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, музой памяти, уберегла для нас многое. Это дало возможность русскому литератору XIX в. В.Г. Белинскому сказать те слова, которые сегодня записаны на доске. Попробуем фактами подтвердить или опровергнуть сегодня на уроке эту точку зрения. Как всегда при изучении истории, на этом уроке нам придется отвечать на традиционные вопросы: Что происходило? Где? Когда? Древнегреческая поэзия, мифология, скульптура, литература, наука стали основой единой культурой современного человечества. Поэтому из всех других народов именно греки кажутся нам, живущим сейчас самыми близкими, единомышленниками, почти нашими современниками.

Итак, встречайте «древних греков»!»

(заходят «Афиняне», затем «Спартанцы»)

Садятся за парты, (столы), которые стоят треугольником, чтобы была свободна середина кабинета. Затем выходят «стратеги» (капитаны команд) и защищают название своей команды.

План.

I 1.Сообщение об Афинах

2. Сообщение о Спарте

II. Викторина (Каждому участнику команды по вопросу)

III. Хронология (Даты на карточках)

IV. Термины по теме (Устно, по очереди)

V. Великие люди и герои Греции (на столе разложены карточки с именами «стратеги» вытаскивают и раздают участникам. Затем участники по очереди из каждой команды рассказывают о великих людях).

VI. Иллюстрации.

VII. Памятники истории и культуры Древней Греции (Устно)

VIII. Решение исторических задач

IX. Подведение итогов

II. ВИКТОРИНА

Вопросы команде «Афиняне»

  1. Назовите 3 части древней Греции. (Северная, Средняя, Южная, или Пелопоннес)
  2. Месторождения каких полезных ископаемых имеются в Греции? (Глины, мрамора, железной руды, меди, серебра)
  3. Почему древние греки, провожая друзей в дорогу, желали им «счастливого пути и свежей воды»? (Реки небольшие, многие летом пересыхали)
  4. Почему древнегреческая эпическая поэма получила название «Одиссея»? (По имени героя)
  5. Как греки называли лесных полубогов и полубогов лесов и источников? (Лесные боги – сатиры, богини лесов и источников – нимфы)
  6. Почему греческих богов называли «Олимпийцами»? (Греки думали, что боги живут на горе Олимпе)
  7. Кого греки считали верховным богом? (Зевса, бога грома и молнии).
  8. Где, согласно древнегреческому мифу, был прикован Прометей? (В горах Кавказа)
  9. Кто такие аргонавты? Назовите их предводителя. (Греческие герои, совершившие на корабле «Арго» далекое и опасное путешествие в Колхиду за золотым руном. Предводителем их был Ясон)
  10. Почему рабов называли «говорящим орудием»? (Рабовладельцы не считали рабов людьми)
  11. Что означают слова «жить по-спартански»? (С детства суровый образ жизни, быть выносливым, не бояться холода, лишений, отказаться от роскоши, такой образ жизни вели жители Спарты)

Вопросы команде «Спартанцы»

  1. Что означает выражение «марафонский бег»? (Греки одержали победу над персами, и побежал гонец, чтобы сообщить эту радость всем в Афинах. Только успел сказать «Победа» и умер. В современном спорте расстояние 42км 195м назвали «марафонским бегом»)
  2. Кто такой Фемистокл? (Стратег, командующий флотом. Под его руководством греки победили персов во время Саламинской битвы)
  3. Кто такая Аспасия? (Жена Перикла, одна из выдающихся женщин Древней Греции. Отличалась умом, образованностью и красотой. В ее доме можно было встретить выдающихся философов, писателей, художников)
  4. Кого в Греции называли педагогом? (Старого раба-калеку, который сопровождал мальчика в школу и домой из школы, следил, чтоб он хорошо себя вел)
  5. Почему крестьяне и ремесленники не участвовали в Олимпийских играх? (Крестьяне и ремесленники были заняты трудом и не имели ни времени, ни средств для участия в Олимпийских играх)
  6. Кто из знаменитых ученых был воспитателем Александра Македонского? (Аристотель)
  7. Какой город основал Александр в Египте? (Александрию)
  8. От чего умер А. Македонский? (От лихорадки в 323г. до н.э.)
  9. Сколько лет было А. Македонскому, когда он стал царем? (20 лет)
  10. Чем награждали победителей в Олимпийских играх? (Венками из ветвей оливкового дерева, срезанного золотым ножом, перевитыми белыми шерстяными нитками и пальмовыми ветками)
  11. Перечислите всех известны всем знаменитых греков (ученых, физиков, математиков, скульпторов и т.д.). (Демокрит, Сократ, Платон, Евклид, Аристотель)  

III.На карточках – даты:

776 г. до н. э; 594 г. до н. э;490 г. до н. э; 443 г. До н. э., 338 г. до н. э; 480 г. до н. э; 1200 г. до н. э; VIII в. до н. э; II тыс. до н. э.

Сколько лет шла война между Афинами и Спартой?       (27 лет).

Сколько лет продолжалась Троянская война?        (10 лет).

Сколько лет правил Перикл?         (15 лет).

Сколько лет учились в греческой школе?          (18 лет).

Сколько километров пробежал юноша, чтобы рассказать о победе греков в Марафонской битве?          (42 км. 195 м.).

Какова протяжённость длинных стен?          (12 км.).

IV.Термины

  1. Агора – рыночная площадь;
  2. Архонты – 9 правителей;
  3. Ареопаг – совет знати;
  4. Акрополь – верхний город, центр Афин;
  5. Демос – свободное население;
  6. Аристократ – богатый, знатный человек;
  7. Миф – рассказ о богах, героях;
  8. Полис – город – государство;
  9. Пелопоннес – южная часть Греции
  10. Колония – поселение греков за морем;
  11. Аттика – область Греции;
  12. Амфора – сосуд с двумя ручками;
  13. Оливы – деревья;
  14. Долговой камень – камень, который ставили на поле крестьянина за долги;
  15. Оратор – человек, выступающий перед публикой;
  16. Стратег – военачальник, облечённый широкими военными и политическими полномочиями;
  17. Илоты – рабы – греки в Спарте;
  18. Лаконичная речь – краткая, ясная речь;
  19. Эллада – Греция;
  20. Триеры – греческие корабли;
  21. Гимнасия – греческая школа;
  22. Ипподром – место для соревнований колесниц;
  23. Демократия – власть народа;
  24. Ахиллесова пята – уязвимое место;
  25. Гражданин – коренной житель Афин;
  26. Пошлина – денежный сбор за право торговать в Афинах;

V.Великие люди и герои Греции

Изготовить карточки с именами великих людей и героев Греции, например, Геродот, Александр Македонский, Одиссей; Геракл, Солон, Дионис, Пенелопа; Прометей, Перикл; Зевс. Учащиеся должны кратко рассказать, что они узнали о них.

VI.Иллюстрации

Если в кабинете есть раздаточный материал для самостоятельных работ, то иллюстрации берём оттуда, если нет, то используем старые учебники, вырезаем картинки, иллюстрации по теме.

Учащиеся должны рассказать, что изображено, или передать содержание мифа.

VII.Памятники истории и культуры Древней Греции

  1. Каково главное достижение и открытие греков в письменности? (Алфавит из 24 гласных и согласных букв).
  2. На чём писали греки? (Па пергаменте).
  3. Кто такой Геродот? («Отец истории»).
  4. Какие науки создали греки? (Физика, история, ботаника, политика).
  5. Какой греческий учёный создал геометрию? (Евклид).
  6. Назови 2 греческие поэмы. («Илиада», «Одиссея»).
  7. Назовите греческих поэтов и писателей. (Гомер, Эсхил, Софокл, Аристофан).
  8. Назовите чудо света, созданное в Греции. (Маяк в Александрии, высота 140 м.).
  9. Что такое трагедия? («Песнь козлов»).
  10. Что такое комедия? (Песнь поселян).
  11. Что такое Парфенон? (Главный храм в Афинском акропале).
  12. Какие вазы называются краснофигурными? (Фигуры красные, остальное чёрное)
  13. Какие вазы называются чернофигурными? (По красной глине фигуры наносились чёрным лаком)
  14. Какие колонны ставили греки в портиках?(Дорические, Ионические, Коринфские)
  15. Назовите греческих выдающихся скульпторов. (Фидий, Мирон, Поликлет).
  16. Кто автор статуи «Дискобол»? (Мирон).
  17. Какими словами из греческого языка мы пользуемся и сейчас? (Оркестр, сцена, хор, школа, музей, педагог, арифметика, история….).
  18. Назовите греческие имена. (Пётр, Алексей, Елена, Галина…).
  19. Как греки называли театр? (Школа для взрослых).
  20. Какой храм в акрополе посвящён Афине? (Парфенон).
  21. По каким видам спорта состязались на Олимпийских играх? (Бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба).
  22. На каких музыкальных инструментах учили играть в греческих школах? (Лира, флейта, кифара).
  23. Вы пришли в Афинский акрополь. Чью  статую вы увидите первой? (Афины).
  24. Показываю иллюстрацию с изображением Парфенона, Эрехтейона, греческую статую………….. Что это?

VIII. Исторические задачи

Застольные загадки Древних греков.

Учитель: «Зажиточные греки не любили есть в одиночку. На званых обедах главным считалась не еда, а беседа. За столом разговаривали, рассказывали занимательные истории, слушали музыку, пели. Случалось, устраивали игру в «вопросы и ответы». Не сумевший ответить должен был в наказание выпить стакан соленого вина. Постарайтесь не оказаться в роли проигравших!»

1.Я – чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым)

2.Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (Зеркало)

3.Не говори ничего, и ты выразишь моё имя. Но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о, чудо! Ты не выразишь меня. (Молчание)

За что наказали спартанцев.

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Чем это можно объяснить? (Во время Олимпийских игр запрещалось воевать)

Во скольких Олимпийских играх спартанцем не разрешили участвовать? (В пяти играх)

Что объединяло Древних греков помимо Олимпийских игр? (Общими для всех эллинов были религиозные верования, язык, алфавит).

IX. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Разработка урока истории в 5 классе "Религия древних греков"

Урок по теме "Религия древних греков" является уроком изучения нового материала. Проводится с применением  компьютерной презентации и фрагментарным просмотром мультипликационного фильма "Прометей...

Религия древних греков. Презентация по истории - 5 класс

Презентация к уроку по теме: "Религия древних греков". Учебник "История Древнего мира" 5 класс, Вигасин....

Опорная схема к уроку истории "Религия древних греков" 5 класс

Опорная схема - это дополнительный раздаточный материал для изучения темы: "Религия древних греков" по истории в 5 классе. Учебник "История Древнего мира" А.А. Вигасин...

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков".

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков" (5 класс)...

Презентация к уроку истории "Боги древних греков"

Мультимедийное приложение к уроку истории Тема: " Боги древних греков"...

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"

Презентация к уроку истории Древнего мира на тему "Религия древних греков"...