Урок – «клуб путешественников»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Матепиал может быть использован на уроке истории в 7 классе при изучении темы "Сибирь в 17 веке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок – «клуб путешественников»103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – «клуб путешественников»

Тема: «Народы Сибири в XVII веке».

Цели:

раскрыть особенности развития народов Сибири в XVII веке: экономические, политические, этнические, культурные;

выяснить роль русского народа в изучении и освоении Северо-Восточной Азии.

Продолжается работа по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, работать с картой, участвовать в дискуссии; учащиеся приобретают опыт «участия» в исторических событиях, учатся эмоциональному «проживанию» судеб действующих лиц, моделированию ситуаций.

Материал урока способствует интернациональному восприятию, демонстрирует примеры мужества, бесстрашия землепроходцев и мореходов, достойные подражанию.

Оборудование:

 карта «Образование русского централизованного государства»;

аппликации (фигурки народов Сибири), прикрепленные к карте;

д/ф «Первые землепроходцы и мореходы»;

меловые схемы.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Человек и путешествия ... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в древние времена, и в наши дни, забывая об опасностях, выходить в открытое и грозное море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье?

Почему человек, выходя к морю, глядя, «как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту, наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, стонами и шумными взлетами воды, человек, несмотря на всю свою тревогу, ощущал себя сильным, уверенным». А может, его гнала тяга к знаниям?

«Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже».

А может, просто романтика?

Кто из нас, глядя на карту, не вспоминает о трудах и подвигах многих и многих мореплавателей и путешественников, людей разных стран и эпох, знаменитых и безымянных?

Итак, наш сегодняшний нетрадиционный урок – клуб путешественников, но клуб не совсем обычный, т.к. мы имеем возможность принимать ученых у себя, да и сами будем участвовать в работе клуба.

Начинаем заседание клуба.

Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче «Клуб путешественников».

Тема нашего заседания клуба: «Народы Сибири XVII века».

Цели: сегодня клуб путешественников предлагает рассмотреть следующие вопросы и попытаться ответить на них:

  1. Почему начинается освоение новых земель в Сибири в XVII в.?
  2. Для тех, кто интересуется народами, проживающими в Сибири, их обычаями, традициями, хозяйственным и политическим состоянием общества у разных народов Сибири, будет открыта отдельная страница передачи.
  3. Сегодня нам предстоит совершить путешествие по дальним просторам Сибири XVII века с русскими землепроходцами и мореплавателями.
  4. Мы узнаем, как изменилась жизнь местного населения после освоения русскими людьми сибирских земель, проанализируем эти изменения.

На передаче у нас присутствуют и помогут разобраться во всех вопросах ученые-специалисты. Они будут нас сопровождать во время путешествий.

Представляются сидящие за столом: историк, географ, этнограф, ведущий передачи (напротив каждого стоит табличка).

Ведущий. Географические названия на карте не всегда понятны. Что означает название огромного края – «Сибирь»?

О его происхождении высказывалось множество суждений. В настоящее время наиболее распространены два мнения, или две точки зрения. Одни ученые выводят слово «Сибирь» от монгольского «шибир» («лесная чаща») и полагают, что во времена Чингисхана монголы так называли пограничную с лесостепью часть тайги.

Другие связывают слово «Сибирь» с именем «сабиров» или «сипыров» – народа, возможно, населявшего лесостепное Прииртышье.

Как бы то ни было, но распространение названия «Сибирь» на всю территорию Северной Азии было связано с продвижением русских первооткрывателей за Урал.

С чувством гордости за свершения наших предков мы находим на карте имена русских землепроходцев, участников экспедиций, отважных людей.

Из века в век, из века в век

Шел крепкий русский человек

На дальний Север и Восток

Неустрашимо, как поток.

Итак, почему начинается освоение новых земель в Сибири в XVII веке; какие народы ее населяли; каковы были их обычаи, традиции; на какой стадии развития они находились – обо всем этом нам поведает специалист.

Историк. Когда началось великое движение народа к Уралу и за него, к необъятным просторам Сибири, Дальнего Востока и Аляски? Откуда и кто первым пошел «встречь солнцу»?

Хотя ученые накопили немало сведений об этом движении, точных ответов на поставленные вопросы наука пока дать не может.

Географ. Да, действительно, к XVII веку в Западной Европе уже многое узнали об Африке и Америке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем, а вот северо-восток Азии был покрыт тайной, хотя и привлекал своими невиданными богатствами. Попытки англичан добраться в Сибирь морем были неудачны. Дальше устья реки Оби никто из западноевропейских мореплавателей не добирался.

Ведущий. Что же так привлекало путешественников?

Историк. Мне кажется, для этого было по меньшей мере две причины. Одна – та романтическая, которая заставляет человека, несмотря ни на что, идти вперед и открывать неведомое, ну а вторая – более прозаичная. Ведь тогда говорили, что за «Камнем» (так называли в то время Уральские горы) лежит необъятный край – иди хоть два года и не дойдешь до конца. В этом краю несметные богатства: много пушного зверя, рыбы, а в Ледовитом океане – невиданные морские животные. Особенно дорого ценились соболиные и песцовые шкурки и моржовые клыки – «рыбий зуб». В то время только самые богатые и знатные люди могли позволить себе иметь собольи шубы, а из драгоценного моржового клыка делали рукоятки кинжалов и сабель, украшения для царского дворца.

Путешественник Сигизмунд Гербенштейн, который как посол Австрии бывал в России в XVI веке, в своей книге «О Московских делах» записывал со слов других путешественников, как живут люди за рекой Обью. Он сообщал, будто «там живут люди чудовищной формы: у одних из них, наподобие зверей, все тело обросло шерстью; другие имеют собачьи головы; третьи совсем лишены шеи и вместо головы имеют грудь. На реке Тахании водится также немая рыба с головой, глазами, носом, ртом, ногами и другими частями совершенно человеческого вида, но без всякого голоса: она, как и другие рыбы, представляет собой приятную пищу».

Видимо, подобные нелепицы о неизвестных народах, живущих в суровых условиях Крайнего Севера, в царстве тундры и тайги привлекали предприимчивых моряков. Один из них, англичанин Вильям Уокер, рассказывал о трудностях пути на восток, о пустынных берегах моря, где люди живут среди снегов не в домах, а в чумах – жилищах из оленьих шкур, напоминающих юрту (рисунок чума демонстрируется). Уокер поведал о людях, одевающихся в шкуры, поклоняющихся идолам. Он делает вывод о том, что народы Севера ведут странный и дикий образ жизни. Заканчивает свое повествование тем, что люди, живущие там, сами похожи на зверей, «но привлекают всех они богатством соболей».

Ведущий. Да, небылиц было сложено немало. Но позволю себе предположить еще одну причину, приведшую к колонизации этого огромного края. Параллельно с задачей освоения Сибири царское правительство пыталось решить и еще одну – избавиться от всякого рода беспокойного, ненадежного в политическом отношении люда, по крайней мере, удалить его от центра государства. В сибирские города стали охотно ссылать («в службу», «в посад», «в пашню») уголовных преступников, участников народных восстаний.

Но что же представляли собой в действительности народы Севера в далеком XVII веке?

Самое время обратиться к этнографу.

Этнограф. Прежде всего выясним, какие народы и где проживали. Обратимся к карте:

  1. По берегам реки Оби и ее притокам жили ханты (закрепляется изображение народа с надписью).
  2. На лесистых склонах Урала жили манси.
  3. В северной тундре родами проживали ненцы, энцы и другие народности.
  4. По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили тунгусы.
  5. В среднем течении реки Лены жили якуты.
  6. У Ангары и Байкала находился район населения бурят.
  7. В Приамурье обитали дауры.
  8. На Камчатке проживали камчадалы.

Таким образом мы хорошо представляли, кто и где проживал в XVII веке.

  • А каковы были их обычаи, традиции?
  • Что можно сказать об уровне их развития?

Следующая страница выпуска расскажет об этом.

Итак, в XVII веке на огромной территории, примерно в 13 млн. км, проживало очень малочисленное население – менее 300 тысяч человек. Можно было проехать на оленьей упряжке несколько тысяч километров, не встретив ни одного селения. Народности, о которых мы только что узнали, жили малыми группами от 100 до 1000 человек.

Посмотрите на рисунок, на котором представлены основные их занятия: охота, рыболовство, оленеводство. Оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни.

Религия у них была языческая. Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов – умных и хитрых людей, которые, пользуясь страхом необразованных народов перед силами природы, их верой в чудеса, пользовались огромных авторитетом.

Сегодня доказано, что шаманы хорошо знали полезные травы, обладали знаниями по психологии. Под звуки бубна они разыгрывали сцены общения с духами, пользовались для лечения людей наркотическими средствами, например, отваром из мухоморов. Шаманы, взимая плату за свои услуги, были достаточно богатыми людьми и помогали образующейся знати держать в повиновении остальных членов рода и племени.

Историк. Позвольте подробнее познакомить вас с народами Сибири и Дальнего Востока, с которыми познакомились русские переселенцы. Ненцев в то время называли «самоедами» или «самоядью». Когда-то слово «самоеды» ошибочно связывалось с людоедством. В настоящее время имеется несколько научных объяснений происхождения этого слова. Чаще всего его выводят из «самэемне», т.е. «земля саамов». «Самоеды»кочевали от реки Мезени на западе до Хатанги на востоке. Ханты («остяки») и манси («вогулы») жили на среднем Урале, основным занятием «самоедов» было оленеводство, «остяков» и «вогулов» – рыболовство и охота. «Самоедов» насчитывалось около 8 тыс. человек, остяков и вогулов – 15 – 18 тысяч. В Восточной Сибири удивительно большую территорию заняли тунгусские племена (эвенки и эвены): всего 30 тыс. человек. Эвенки были «оленными» (большинство) и «пешими», хотя основными занятиями тех и других оставалась охота и рыболовство. «Пешие тунгусы» обычно жили оседло и главным образом за счет рыбной ловли. Встречались и «конные тунгусы», это были скотоводы-кочевники.

По среднему течению реки Лены среди тайги когда-то возник островок лесостепи. Его заселили якуты – тюрко-язычный народ, занимавшийся разведением лошадей и крупного рогатого скота. Всего якутов было около 28 тыс. человек.

На чукотском полуострове жили чукчи – «оленные», жившие кочевым оленеводством и «пешие», промышлявшие на побережье морскими животными – моржами, тюленями и китами. Тот же морской промысел был основным занятием у эскимосов. Примерно 4 тыс. их расселились в XVII в. по всей прибрежной полосе Чукотки.

На Камчатке обитало около 12 тыс. ительменов (камчадалов). У них главным продуктом питания являлась рыба.

Наиболее многочисленным народом на юге Восточной Сибири были буряты, коих было 25 тыс. человек. Основное занятие – кочевое скотоводство, но некоторые из них занимались земледелием в простейших его формах. Высокое развитие получило железоделательное ремесло. На Амуре дауры в условиях мягкого климата занимались земледелием, садоводством (выращивали фруктовые деревья и даже арбузы и дыни).

Ведущий. Выходит, что среди народов Сибири не было единства к XVII веку?

Археолог. Да, археологические данные подтверждают вывод о том, что у многих народов происходило разложение первобытнообщинного строя и зарождалось неравенство.

Так, у хантов и манси были уже знатные люди, «князцы», они владели рыбными ловлями, местами охоты и им, сверх того, еще приносили подарки свои соплеменники. Буряты, якуты тоже были на пути к становлению классового общества.

А вот на дальнем северо-востоке Сибири, за непроходимой тайгой, в зоне вечной мерзлоты жили совсем изолированные народы, находящиеся на низших ступенях первобытного родового строя. Чукчи и камчадалы не знали железа и изготовляли каменные орудия труда.

Конечно, изолированные, малочисленные народы Сибири сильно отстали в своем развитии от русского народа. Причем, предки некоторых народов Сибири в далеком прошлом имели более высокие, чем в XVI – XVII вв., формы общественной организации и культуры. Их снижение произошло в результате опустошительных иноземных вторжений, губительных внутренних распрей, отсутствия устойчивых связей с центрами мировой цивилизации.

Но местное население Сибири было исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Все они были очень отзывчивы и честны. Вот с такими людьми и пришлось познакомиться в XVII в. русскими первооткрывателям.

Ведущий. Ну, что же ... Пришла пора заглянуть в далекое прошлое и вместе с отважными русскими людьми совершить путешествие в суровые неведомые дали. Помогут наши специалисты.

Географ. Сегодня много говорили о сказочных богатствах Сибири, но бывалые люди говорили о том, как сурова природа этого края, где лютая стужа и вечные льды; как трудна и опасна туда дорога и как далеко тянется она на восток. Первооткрывателями новых земель были землепроходцы и мореходы – вольные люди, отважные и мужественные.

Пройдем по следам русских землепроходцев!

Кадры д/ф Из далеких Холмогор, из Архангельска, из Устюга Великого, с Печоры и ее притоков приходили русские землепроходцы в Нижнее Пообье, где в 1601 г. была основана знаменитая Мангазея, то есть укрепленный город-острог. Новый острог быстро превратился в большой город. Отсюда и брал свое начало северный путь освоения Сибири (на карте прокладывается маршрут с помощью стрелок).

Небольшие отряды служилых людей преодолевали лютые сибирские морозы и весенние половодья, нередко суда им приходилось тащить волоком.

На местах стоянок строили укрепленные остроги. Так шли они к неведомому морю, огнем дышащим горам. Расскажем только о двух героях, а почему, вы поймете сами

Географ (кадры д/ф). В июне 1648 г. 90 (или, по другим данным, 105) человек на семи кочах (лучшие из судов такого типа поднимали до 40 тонн груза и до 50 человек экипажа, в длину достигали 19, а в ширину – 6 метров, форма и обшивка кочей позволяли им длительное время находиться во льдах и плыть) вышли из устья Колымы и двинулись на восток вдоль морского побережья. Люди Алексеева и Дежнева плыли на восток «встречь солнцу» на шести судах, надеясь через год вернуться в Якутск. Мореходы несколько раз попадали в бурю. В районе мыса Шелагского потерпели крушение два судна, а выбравшихся из них на берег людей перебили чукчи. До Большого каменного носа (так называл позднее Дежнев северо-восточный выступ Азии) добрались лишь три коча – Алексеева, Дежнева и Анкуадинова, причем последний там же разбило о камни. Людей с него подобрали Алексеев и Дежнев. С трудом обогнув этот «необходимый нос», они прошли проливом, носящим ныне имя Беринга, и доказали существование прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Тем самым было совершено одно из крупнейших географических открытий XVII в.

Суров океан ... Ураганные бури и штормы раскидали корабли. Разбушевавшееся море долго носило коч Дежнева и бросило его на пустынный берег далеко к югу от реки Анадырь. В течение 10 недель Дежнев и его 24 спутника, претерпевая в условиях начавшейся зимы невероятные лишения, добрались на лыжах и нартах, «сами пути себе не зная», до Анадыря и провели там страшную голодную зиму. Вот как сам Дежнев позднее рассказывал о положении своего отряда: «А шел я, бедный Семейка с товарищи до Анадыря реки ровно десять недель, и там на Анадырь реку вниз близко моря, и рыбы добыть не могли, лесу нет. И с голоду мы, бедные, врознь разбрелись. И вверх по Анадыре пошло двенадцать человек, и ходили двадцать ден, людей и ... дорог иноземных не видали и воротились назад ... потому что с голоду итти не могут ...».*

К весне 1649 г. у Дежнева осталось всего 12 человек. Надо, однако, отметить, что и этот небольшой отряд проявил себя как действенная сила. Сделав лодки, он поднялся вверх по Анадырю, взял ясак с местного населения и основал зимовье – будущий Анадырский острог.

А в память об отважных мореходах на крайней точке земли, на ветрах двух океанов стоит памятник Семену Ивановичу Дежневу, звучат стихи ...

Шел тропою он землепроходской

В дни слепые и зрячие ночи,

С Колымы вокруг земли Чукотской

Он провел пытливые кочи.

Сколько рек на веку он выверил,

Сколько стран исходил он незнаемых,

Сколько дел порешил и вырешил –

Дел неслыханных и незнаемых.

           ______________________________

* Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII в. М.: Просвещение, 1990. с. 38.

Географ. В 1649 году отправился на Амур отряд промышленника из устюжских крестьян Ерофея Хабарова. Получив поддержку якутского воеводы, Хабаров снарядил на собственные средства 70 человек и весной 1650 г. вышел на Амур. «... А по главной, по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотские, в той реке всякой рыбы много, луги великие и пашни есть, а леса темные, большие, соболя и всякого зверя много, в земле злато и серебро виднеется», – писал в донесении о Сибири землепроходец Ерофей Хабаров.

Кадры д/ф. Тяжело пришлось в пути первооткрывателям ... Тянули против течения тяжело нагруженные суда, когда наступила зима, землепроходцы соорудили лыжи, сани и пешком двинулись через горы. Шли на лыжах без пути и дороги, волокли на санях продовольствие, порох, пушки! Весной вышли к Амуру.

Потомки сохранили имя одного из первых исследователей Амура. Самый большой город на реке назван Хабаровском, а станция неподалеку от него – Ерофей Павлович.

Ведущий. Да, пожалуй, их по полному праву можно назвать героями, первых землепроходцев и мореходов. Послушайте мнение коренного сибиряка, известного писателя В.Г. Распутина: «Уму непостижимо! Кто представляет себе хоть немного эти великие и гиблые расстояния, тот не может не схватиться за голову. Без дорог, двигаясь только по рекам, волоком перетаскивая с воды на воду струги и тяжелые грузы, зимуя в ожидании ледохода в наскоро срубленных избушках в незнакомых местах и среди враждебно настроенного коренного кочевника, страдая от холода, голода, болезней, зверья и гнуса, теряя с каждым переходом товарищей и силы, пользуясь не картами и достоверными сведениями, а слухами, не ведая, что ждет их завтра и послезавтра, они шли вперед и вперед, все дальше и дальше на восток. Это после них появятся и зимовья на реках, и остроги, и чертежи, и опыт общения с туземцами, и пашни, и солеварни, – для  них же все было впервые, все представляло неизведанную и опасную новизну. И сейчас, когда каждый шаг и каждое дело сибирских строителей и покорителей мы без запинки называем подвигом, нелишне бы помнить нам и немного представлять, как доставались начальные шаги и дела нашим предкам ... Для осознания их изнурительного подвига не хватает воображения ...»

Однако, говоря о первооткрывателях – героях, мы забываем о том, что край тот не был диким, нам уже поведали о народах, населявших Сибирь в XVII веке.

Как повлияло на их жизнь вторжение русских людей? Положительно? Отрицательно? Предлагаю ответить на этот достаточно непростой вопрос.

Этнограф. Скорее для народов Сибири это имело отрицательные последствия. С приходом русских народы Сибири стали жить и развиваться в составе Российского государства. Царь назначал сюда воевод. Всячески обогащаясь, подавляя сопротивление местного населения военной силой, присланной из Москвы, они приводили в покорность ненцев, эвенков, якутов и другие народности. С коренных жителей стали собирать налог пушниной – ясак. С 30 – 60 гг. XVII века выросло количество «ясачных людей». «Мягкую рухлядь» (так называли пушнину) отправляли в Москву для царского двора. Росли доходы государства, но росло и угнетение малых народов. Так, воевода Якутска Головин жестоко и всевластно распоряжался судьбами местного населения. По его приказу при сборе ясака арестовывали и брали в заложники членов семей.

Царские прислужники применяли телесные наказания за малейшую провинность, побои часто приводили к тяжелым увечьям.

Процветало ростовщичество, спекуляция, вымогательство и взятки. Местных жителей превращали в холопов.

Я уже не говорю о том, что уникальная самобытная культура народов Севера и Сибири забывалась и преследовалась. Подводя итоги сказанному, считаю, что народы Сибири вряд ли что-либо приобрели, наоборот, их положение резко ухудшилось.

Историк. Позвольте с Вами не согласиться. Русский народ во многом положительно повлиял на народы Сибири.

1) Русские крестьяне перенесли в Сибирь свой многовековой опыт пашенного земледелия, научили выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, развили огородничество: лук, огурцы, свеклу, капусту.

2) Многому научились малые народы и у русских умельцев – ремесленников. Так, якуты узнали, как работать пилой, долотом, стамеской и другими им ранее неизвестными инструментами. Опытные русские солевары наладили производство соли. Значительно усовершенствовалась добыча железной руды. Под Нерчинском обнаружили серебро.

Коренное население впервые познакомилось с неводом для рыбной ловли и гончарным кругом для изготовления посуды.

3) Стали развиваться кожевенное производство, деревообработка.

4) Началось строительство городов, 20 стали уездными центрами: Тюмень, Тобольск, Сургут. Нарым, Мангазея, Томск, Красноярск, Якутск, Иркутск и другие.

5) С вхождением в состав Российского государства уменьшились междоусобные войны между местными племенами.

Что касается гнета со стороны царских чиновников, разве русских крестьян угнетали меньше, чем представителей Сибири?

Ведущий. Особенность нашей передачи в том, что зрители могут принять участие в дискуссии.

(Обмен мнениями.)

Гончаров посвятил Сибири волнующие строки: «И когда совсем готовый, населенный и просвещенный край, некогда темный, неизвестный, предстанет перед изумленным человечеством, требуя себе имени и прав, пусть тогда допрашивается история о тех, кто воздвиг это знание, и также не допытается, как не допыталась, кто поставил пирамиды в пустыне ... А создать Сибирь не так легко, как создать что-нибудь под благословенным небом ...». И сегодня еще многие не осознают, скольких трудов и жертв стоило нашему народу превращение Сибири в органическую часть Российского государства, пророчески звучат слова ученого и патриота М.В. Ломоносова, о том, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

Историк. Быть достойными путешественников, сберечь землю и приумножить их труды – задача, которую ставит перед нами История.

Учитель. Кто не все запомнил, тем поможет § 33, ваше домашнее задание.

А сейчас выясним, кто лучше всех слушал, был самым внимательным. Сыграем в своеобразное «Поле чудес».

4

3

5

6

1

2

7.

  1. Хитрые люди, с помощью которых народы Севера общались с духами.
  2. Большие лодки, на которых в XVII веке открывали земли.
  3. Укрепленные города, основанные в Сибири в XVII веке.
  4. Отважные путешественники, открывающие новые земли морем.
  5. Ценный мех, именующийся «мягкая рухлядь».
  6. Жилища народов Севера из шкур.
  7. Отважные путешественники, открывающие новые земли.

На этом «Клуб путешественников» заканчивает свою работу. До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя статья "Клуб путешественников" в гвзете "Новокосино"

Моя статья "Клуб путешественников" в гвзете "Новокосино"...

"Клуб путешественников на занятиях в группе продленного дня"

Во всех нас живет тяга к новому, неизведанному.Еще с детства многие мечтают о путешествиях в удивительные места мира. Я в своих разработках попыталась в легкой игровой форме познакомить детей...

"Клуб путешественников на занятиях в группе продленного дня"

Во всех нас живет тяга к новому, неизведанному.Еще с детства многие мечтают о путешествиях в удивительные места мира. Я в своих разработках попыталась в легкой игровой форме познакомить детей...

Приглашаем принять участие в конкурсе "Клуб путешественников. Египет"

Клуб Путешественников Центра «Снейл» - интернет-путешествие по странам и континентам, возможность познакомиться с городами, странами, людьми, обычаями, достопримечательностями, миром животных и растен...

Клуб путешественников.

Я  с  моими  ребятами  решили  открыть  «Клуб  путешественников»  и  совершить  виртуальное путешествие по городам и музеям  стран  ближнего...

Открытый урок "Виртуальный клуб путешественников" Игра "Funny English" с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5 В класс.

Открытый урок "Виртуальный клуб путешественников"  Игра "Funny English" с интерактивными играми на сервере LearningApps.  5 В класс. 5 В класс. (группа). Победители:...